СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально-театральные игры.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкально-театральная деятельность занимает важное место в воспитательнои процессе дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-театральные игры.»

«Творчество несёт человеку большие радости»

Л.Г. Выготский.

Дошкольный возраст — самый эффективный период для развития творческих качеств и способностей, формирующих социальные, коммуникативные и учебные навыки у детей.

Музыкально-театральная деятельность занимает важное место в воспитательном процессе дошкольников. Она включает в себя восприятие музыки, песенно-игровое творчество, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, художественное слово, театрализованные игры, сценическое действие с единым художественным замыслом.

Игра - самая близкая форма деятельности детей., в которой проявляются творческие способности, фантазия и воображение. Театрализованная игра – деятельность необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества.

Музыкально - театрализованные игры гармонично сочетают решение задач эмоционального, социального, эстетического развития ребенка средствами музыкальной и игровой деятельности.

Музыкально - театрализованные игры позволяют решить многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных навыков, воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, развитием музыкальных способностей. В процессе проведения музыкально-театрализованных игр у детей актуализируется игровая мотивация, они раскрепощаются, повышают свою познавательную активность, расширяют кругозор.

Цель работы педагогов детского сада в направлении музыкально - театральной деятельности - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной; наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

Музыкальные занятия, и входящие в них музыкально-театрализованные игры, основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, театра, живописи, литературы.

Старшие дошкольники проявляют немалую активность в слушании и интерпретации музыки. Это выражается в попытке передать художественный образ в музыкально-ритмических движениях, выборе музыкального инструмента, который бы лучше характеризовал художественный образ, изображении музыкальных впечатлений в рисунке, сочинении стихотворения, отражающего впечатление от услышанного музыкального произведения, желании использовать эту музыку в детском оркестре или в музыкально-художественной театрализации.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малышей перед необходимостью говорить ясно, четко, понятно. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Технологию организации и проведения музыкально-театрализованных игр можно разделить на три основных этапа: Подготовительный этап.

1. Определить музыкальный репертуар (инструментальная музыка, песня). В основе - доступный для понимания детей сюжет: с контрастными, яркими образами (добрые, злые, смелые, робкие и т.д.); с развивающимися действиями, событиями (персонажи идут, танцуют, прячутся, спешат, засыпают); с разнообразными, эмоционально насыщенными переживаниями (персонажи по ходу игры радуются, огорчаются, боятся, сердятся и т.д.); со счастливым завершением событий.

2. Разбить сюжетную линию на несколько составных «блоков». Подготовить все атрибуты, которые необходимы по сюжету игры. Если требуется подобрать музыкальное оформление к каждому, при этом: обратить внимание на преобладающую эмоциональную окраску; жанровое соответствие; темп совершаемых действий; длительность звучания. Основной этап.

1. Познакомить детей с музыкой, при этом нужно: проговорить сюжетные линии, правила игры; обратить внимание на основные элементы движений, которые будут встречаться в игре; настроить их на определённый образ – «войти в роль».

2. Поиграть в музыкально-театрализованную игру.

Заключительный этап.

1. Снизить уровень возбуждения выполнив: упражнения на мышечную релаксацию; дыхательную гимнастику.

2. Проанализировать, обсудить с детьми что удалось, что не совсем получилось.

3. Выслушать впечатления детей.

Тематика и содержание этих игр обычно отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывает знакомые образы животных и птиц и их действия.

Музыка определяет развитие игры, углубляет образы, создает соответственное настроение. Играя, ребёнок, активно слушает музыку и непосредственно на неё реагирует. Доступность игровых образов, интерес к игре, эмоциональный рассказ педагога перед игрой,, выразительное исполнение музыки, позволяет детям дать свои индивидуальные оттенки в исполнении ролей.

Начальной формой игры считается песня, где текст песни - содержание игры, музыкальное заключение - развитие образа. В музыкальных играх дети разыгрывают сюжет или выполняют игровые задания.

В соответствии с этим игры бывают сюжетными и несюжетными. В основе сюжетной игры лежит определённая тематика, раскрывающая музыкальные образы, начало, развитие и окончание игры ("Васька-кот", "Кто у нас хороший?", "Ходит Ваня").

Несюжетные игры показывают, что они не имеют определённой тематики. В них встречаются элементы плясок, соревновании, различные настроения ("Будь ловким", "Кто скорее", "Гори ясно" )

Большое значение в развитии творческой инициативы детей занимает инсце­нирование песен и выполнение несложных музыкальных этюдов. Также как и игры, этюды могут быть сюжетными и несюжетными в зависимости от того, разыгрывают ли дети тот или иной сюжет или выполняют те или иные игровые задания. Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и несложные игры. Они имеют творческий характер и исполняются группой детей или индивидуально. Этюды можно включать в работу с детьми со второй младшей группы, когда дети имеют хоть небольшой запас музыкальных впечатлений, в процессе работы у детей развивается воображение, умение выразительно выполнять разнообразные движения, развивается память, внимание, умение двигаться на площадке.

Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте готовы ли к этому вы сами. Например, с каким количеством разных интонаций вы можете сказать свои привычные всем слова "Здравствуйте", "Помогите", "Возьмите", "Послушайте". Попробуйте несколько раз изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на ином слове): "Вот моя кукла", "Дай мне мяч". Интонация голоса педагога должна служить образцом для детей.

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят в них окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя и готовы всегда прийти ему на помощь.

Тематика и содержание театрализованных игр имеет нравственную направ­ленность (дружба, отзывчи­вость, доброта, смелость, честность), которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом с удовольствием перевоплощаясь в него, ребенок добровольно принимает и присваивает полюбившиеся ему черты.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает большое удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр на личность ребёнка усиливаются тем, что их тематика практически неограниченна. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Театрализованные игры поз­воляют решать программные задачи детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представления до физического совершенствования.










Музыкально-театрализованные игры


«Воробьи и Бобик»; музыка и слова М. Ю. Картушиной

(для второй младшей группы)


Цель: научить детей действовать согласно правилам и тексту игры, слышать двухчастность муз. сопровождения, играть дружно, развивать речевой слух, двигательную активность.

Задачи:

-обучить речевым, певческим, двигательным навыкам

-развить музыкальные, творческие, коммуникативные навыки

- воспитать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру


Поглядите, поглядите, деточки: Дети сидят на стульчиках, руки

Сели воробьи на веточки. согнуты в локтях и прижаты к

Вот они сидят, на ребят глядят, груди, пальцы сжаты в

Полетать они хотят. кулачки, качают головой

вправо-влево


Полетели, полетели воробьи, Бегут на носочках

Закружились в воздухе они. в рассыпную, взмахивая

Воробьи летят, воробьи летят, руками, как крыльями

Зернышки найти хотят.


Стали они зёрнышки клевать, Приседают и стучат

Стали они зёрнышки считать. пальчиками по полу

Раз-два-три, раз-два-три! «клюют зерна»

Ты зерно найди. Выбегает ребенок

Вот наш Бобик прибежал, «Бобик», лает. Дети-«воробьи»

Воробьев всех напугал. убегают на места.

«Бабушка Маланья»


Цель:  развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.


Дети берутся за руки и идут по кругу под музыкальное сопровождение по выбору музыкального руководителя, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.


У Маланьи, у старушки,            (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей!                          (Останавливаются и с по-

С такими глазами,                     мощью мимики и жестов изо-

С такими ушами,                      бражают то, о чем говорит-

С такими носами,                      ся в тексте.)

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели,                          (Присаживаются на корточ-

Целый день сидели.                  ки и одной рукой подпирают

На нее глядели,              подбородок.)

Делали вот так...                        (Повторяют за ведущим лю-

бой жест.)


«Звероробика» ; музыка Б. Савельева, слова А. Хаита

(для средней группы)

Цель: научить подражательным движениям животных, согласно заданному музыкальному темпо-ритму

Уселась кошка на окошко

И стала лапкой уши мыть.

Понаблюдав за ней немножко,

Ее движенья можем повторить.


Припев: Раз, два, три — ну-ка, повтори! Раз, два, три — ну-ка, повтори! Три, четыре, пять — повтори опять! Три, четыре, пять — повтори опять!


Змея ползет лесной тропою,

Как лента, по земле скользит,

А мы движение такое

Рукою можем вам изобразить.


Припев:


Весь день стоит в болоте цапля

И ловит клювом лягушат.

Не трудно так стоять ни капли

Для нас, для тренированных ребят.


Припев:


Живет на свете очень много

Мартышек, кошек, птиц и змей.

Но, человек, ты друг природы

И должен знать повадки всех зверей.


Припев:


Игра на имитацию движений

(старшая группа)

Цель: научить детей импровизировать под музыку, не боясь показаться смешными; развить фантазию и воображение, научить примерять на себя различные образы.

Воспитатель обращается к детям:

— Вспомните, как ходят маленькие дети; большие дети?

Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

— Как ходит Старичок-Лесовичок?

— Как ходит принцесса?

— Как катится колобок?

— Как серый волк по лесу рыщет?

— Как заяц, прижав уши, убегает от него?






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!