Конспект по теме "Музыкальные коллективы Новосибирска и области"
Цель: формирование и развитие творчески активной личности, знающей и понимающей культуру своего народа, уважительно к ней относящейся.
Образовательные задачи: формирование практических умений и навыков; пополнение знаний по темам «Музыкальные коллективы нашей области», «Русские народные песни»; совершенствование исполнительской культуры хорового, ансамблевого пения; закрепление навыков игры на народных инструментах.
Воспитательная направленность урока: пробуждение интереса к истории и бытованию, к красоте звучания русских народных инструментов; воспитание любви к родной земле, к истории своего народа ; приобщение к старинным календарным традициям.
Развивающие задачи: развитие исследовательских и аналитических способностей, исполнительско-творческих навыков и умений; активизация творческого воображения, фантазии; формирование социально-активной личности, навыков интеллектуальной деятельности.
Здоровьесберегающие задачи: сохранение и укрепление здоровья школьников; создание благоприятного психологического климата, способствующего раскрытию индивидуальных свойств личности ребенка; снятие физического утомления и нервно-психических перегрузок; повышение эмоционального тонуса благодаря живой форме слухового и игрового общения учащихся с музыкой.
Методы: беседа, исполнение, исследование, игра, показ, разыгрывание, драматизация с включением танцевальных движений, игра на музыкальных инструментах
Оборудование: музыкальный центр, набор музыкальных инструментов, портреты исполнителей, магниты, учебники, тетради, письменные принадлежности;
^ 1. Организационный момент
У.: Мы приветствуем дорогих гостей ,их встречаем песнями да танцами, шутками да прибаутками…:
Пока не поет их народ, Песни еще не песни, А когда их поет народ, Сочинитель уже известен.
Такая судьба без сомненья, всем песенникам суждена, Остаются их сочинения,Забываются их имена.Ты сделай так, чтобы в людях Хранилась песня твоя. Пусть не твоя она будет,
А каждого и ничья. Пусть растворится твой голос В тысячах голосов. Ты имя отдашь во имя
Бессмертия твоих слов. (Ст. Мануэля Мачадо в переводе с испанского В.Столбова)
У.: Народные песни… Поем их и тянется ниточка через века от неизвестного сочинения к нам – современным людям, от нас - нашим детям, к будущим поколениям. В народной песне сливаются воедино «свое» и «чужое», причем последнее - это отобранные веками интонационные формулы, отразившие чувства и мысли многих поколений, в которых соединились воедино мудрость и красота. Что же отражается в песнях народных? Д.: ^ Героическое прошлое, думы и переживания, удачи и трудности, воспоминания о прошлом и мечты о будущем, страдания, радость и веселье, красота родной природы…^ У.: Песня-душа народа. Какие черты характерны русской песне?У.: Какие жанры русских народных песен вы знаете?
Д.: Лирические («Ты река ль…»), былины («Об Илье Муромце», Садко), солдатские («Солдатушки, браво, ребятушки»), колыбельные («А, баю-баю…»), частушки, хороводные («Со вьюном..», «Во поле…»), плясовые («Уж как по мосту-мосточку»), обрядовые (колядки), трудовые («Земелюшка-чернозем..») и др. У: Мы с вами уже знаем, что обрядовые песни календарного и семейного циклов, праздники, проводы солдат сопровождались игрой на …?Д.: Музыкальных инструментах. У.: Процесс создания музыкальных инструментов любого народа связан с жизнью. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа и даже дерево) мог звучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Широкое использование музыкальных инструментов на народных праздниках и в обрядах подтверждают многочисленные упоминания в устном народном творчестве.
^ 3 Работа в группах Обыграть куплеты, о каких муз инструментах сложили мифы, легенды?На лугу у нас играют, Ребятишек забавляют: Гуси – в гусли, Утки – в дудки, Перепелки – в сопелки, Канарейки – в жалейки, Чайки – в балалайки, Лисицы – в скрипицы, Кони – в гармони, Бараны – в барабаны. Ты катись, наш звонкий бубен, Быстро-быстро по рукам. Где найдешь ты остановку-Там на нем сыграют нам.
^ 4..У.: Загадки для детей ( работа с рисунками у доски)От калитки до калиткиНатянуты стальные нитки.Под нитками – яма,В яме-гамма (гусли)
Сам пустой,Голос густой,Дробь отбивает,Ребят созывает (барабан)
Ящик на коленях скачет -То поет, то горько плачет (гармонь)
Купи, денег не жалей, Со мной ехать веселей (колокольчик)
Треугольная доска,А на ней три волоска,Волосок тонкий, голосок звонкий (балалайка)
^ 5.У.: В нашей области были широко известны ансамбли гармонистов и ложечников. Наигрыши на гармошках зачастую рождались из мелодики народных песен, творчески интерпретированных народными музыкантами. Каждый день впитывая красоту русской природы, подстраиваясь под ее ритм, пастух в своей игре самовыражался, отображая с помощью музыкальных средств свои эмоции и размышления, проявляя свою индивидуальность.6 Звучит №1 плясовые наигрыши…№1 или №5Какие инструменты, какие песни? У: На каком инструменте научились играть ваши одноклассники? У.: На каких инструментах начинают учиться играть дети еще в детском саду?Д.: На ложках.
^ 9. Д.ети в роли музыкантов оркестра народных инструментов.
10.♫Викторина Игрой на каком щипковом инструменте сопровождали своё пение сказители былин?(На гуслях.)
♫ Во времена Алексея Михайловича в целях искоренения язычества был издан указ «О борьбе со славянством». Какой музыкальный инструмент изымался и сжигался по этому указу?(Гусли.)
♫ Самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории России. Как называется этот инструмент и каков его возраст?(Свирель, которой около 34 тысяч лет.)
♫ Что в России в старину называли «ямской гармонью»?11. Итог урока –