СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыканты – извечные маги: «Традиции и новаторство в музыке».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширенеие жизненного опыта учащихся, обобщение знваний о музыкальном языке, о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей.

Просмотр содержимого документа
«Музыканты – извечные маги: «Традиции и новаторство в музыке».»


УРОК 1 (18). Музыканты – извечные маги:

Обобщение темы I полугодия «Традиции и новаторство в музыке»

Цели и задачи урока:

- постижение интонационной выразительности музыки, её воздействующей силы;

- расширение жизненного опыта учащихся, обобщение знаний о музыкальном языке, о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей;

- формирование умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.


ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

- Как вы понимаете термины «традиции» и новаторство»?

- Традиция – это память культуры – наследие, которое живо сегодня, прошлое, которое важно для современников.

- Какие произведения можно назвать, чтобы ярко высветить понимание традиций и новаторства?Вспомните, назовите знакомые вам из материала 1-го полугодиямузыкальные сочинения.

  • Игра «Угадай мелодию»

Звучат музыкальные фрагменты:

  • Молитва из 3-го действия балета «Ярославна» Б. Тищенко;

  • Сцена на балконе из мюзикла «Ромео и Джульетта» Ж. Пресгурвика;

  • «Утро в Вероне» из музыкальных зарисовок к спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Б. Кабалевского;

  • Сцена бала из «Гоголь-сюиты» А. Шнитке.

- Попробуйте напетьглавные мелодии-темы прозвучавших музыкальных фрагментов.

- Выявите традиционные и новаторские черты в этих произведениях. Аргументируйте своё мнение.

Ответы учащихся.

- Прослушайте ещё один музыкальный фрагмент. К какой временной категории вы отнесёте эту музыку:

А) музыка, сочинённая в XX веке Б) музыка, сочинённая в XVII веке В) музыка, сочинённая в XX веке в современной обработке Г) музыка, сочинённая в XVII веке в современной обработке

  • Звучит «AveMaria» в современной обработке В.Ф. Вавилова (Каччини)

- Прозвучала знаменитая «AveMaria» в современной обработке. Долгое время считалось, что её автором является итальянский композитор XVII века Джулио Каччини. Но сегодня известно, что это одна из самых удачных мистификаций в истории музыки. На самом деле, эту мелодию сочинил наш соотечественник – композитор и гитарист Владимир Вавилов, живший относительно недавно – в XX веке. Досконально изучив традиции старинной музыки, он создал произведение, которое по стилю, музыкальному языку практически неотличимо от музыки XVII века. А вот инструментовка, включение ритм-группы – это, действительно, ещё более современная обработка популярного классического произведения.


  1. Сообщение темы урока. Целеполагание

Сегодня мы:

  • подведём итоги изучения темы «Традиции и новаторство»;

  • попробуем понять, как в творчестве композиторов продолжаются художественные открытия их предшественников, какие идеи вдохновляют музыкантов на обновление музыкального языка и в чём состоит новаторство в искусстве;

  • прослушаем несколько произведений, которые являются примерами синтеза традиций и новаторства, проследим путь таких музыкальных новаций.

Мы обратимся к таким примерам синтеза традиций и новаторства, как рок-опера А. Рыбникова «”Юнона” и “Авось”»и «Преступление и наказание» Э Артемьева, которые станут основанием для интонационных обобщений, закрепления полученных ранее знаний о музыкальном языке, его особенностях.

Тема урока – «Традиции и новаторство в музыке: Музыканты – извечные маги».


  1. Основная часть

  1. Работа по теме урока


А) «Повторение – мать учения»

С понятиями «традиции» и «новаторство» мы встречались в первом полугодии уже неоднократно.

Напомню, что традиция (от лат. tradition – передача) и новаторство (от лат. novation – обновление и изменение) – это два полюса, между которыми развивается пространство культуры и рождается искусство любой эпохи.

Традиция – это память культуры, присутствие прошлого в настоящем, которое проявляется в преемственности. Любое художественное произведение несёт в себе нечто новое, исключительное, опираясь на известные закономерности. Современное искусство развивается во взаимодействии с художественным наследием, непреходящими ценностями прошлого, имеющими общечеловеческую значимость.Непреходящие ценности прошлого, имеющие общечеловеческую значимость, обретают в современном искусстве новое звучание.

Как вы понимаете выражение «непреходящая ценность»?

Ответы учащихся.

Да, действительно слушатели имеют возможность, вновь и вновь переживая многие чужие жизни как свою, обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать фактом своей жизни. Именно в этом источник воздействия искусства на личность и его непреходящая ценность.

Культура всегда помнит и хранит то, что нужно современности, но «помнит» в преобразованном виде. Новаторство опирается на традицию, требуя бережного отношения к художественному наследию.


Б) Работа с учебником

Откройте электронную версию учебника. Внимательно прочитайте абзац на ст. 65, как традиционные основы человеческой жизни используются и показываются в творчестве композиторов:

«Композиторы, разворачивая перед нами художественную картину мира, утверждают непреходящую ценность таких человеческих качеств, как верность, любовь, преданность. Это традиционные основы человеческой жизни, которым следовали многие поколения людей. Композиторы переосмысливают вечные проблемы искусства, создают новую художественную действительность. Она проявляется в многообразии созданных произведений, своеобразии их интонационно-мелодической основы, в гармонии ритмических построений, формы и пр. Элементарные частицы музыки (звуки, их длительности, высота, тембр, динамика), из которых складываются произведения композиторов, одни и те же. Но подходы к применению, использованию музыкально-выразительных средств различны».


2) Обобщение темы

Традиции русской классической музыки, заложенные М.И. Глинкой, нашли продолжение в творчестве П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова. Г.В. Свиридова. Но в творчестве этих же композиторов мы можем заметить влияние и других традиций. Так на пересечении различных взаимовлияний нередко рождается новаторский индивидуальный стиль того или иного художника.

Стремление к обновлению музыкального языка, существовало в профессиональном искусстве всегда. Всматриваясь в историю развития культуры, можно отметить немало таких музыкальных революций, которые провозглашали новые принципы творчества. Новаторским стал жанр оперы в начале XVII столетия. Новаторской стала во второй половине следующего XVIII века оперная реформа К.В. Глюка. Новаторскими стали национальные по духу и стилю оперы - русская «Иван Сусанин» М.И. Глинки, испанская «Кармен» Ж. Бизе, американская «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

Ветви отдельных традиций переплетаются между собой, рождая новые идеи и образы, помогая изобретать новые элементы музыкального языка, и закладывая основу для новых направлений и форм в искусстве.

По способам изложения, музыкальному языку, особенностям музыкальной формы мы узнаём почерк композитора, его индивидуальность, стиль, то неповторимое «я», которое отличает его от других композиторов, выявляет новаторство его творчества.

Убедительными примерами синтеза традиций и новаторства могут служить оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «”Юнона” и “Авось”» А. Рыбникова, «Преступление и наказание» Э Артемьева, балет «Кармен-сюита» Р. Щедрина, «Фрески Софии Киевской» В. Кикты и «Фрески Дионисия» Р. Щедрина, «Симфония №7» («Ленинградская») Д. Шостаковича и многое другое. Эти произведения опираются на глубокие традиции классической музыки и вместе с тем используют достижения современного музыкального языка.

Многие из этих произведений мы рассмотрим на последующих уроках. А сегодня обратимся к рок-операм: «”Юнона” и “Авось”»А. Рыбникова и «Преступление и наказание» Э Артемьева. С первой вы познакомились ещё в 7 классе, со второй – в первом полугодии 8 класса.

3) Просмотр видео-, прослушивание аудиофрагментов


  • «Сцена в церкви. Молитва» из рок-оперы «”Юнона” и “Авось”» А. Рыбникова

  • «Сцена бала» из рок-оперы «”Юнона” и “Авось”» А. Рыбникова

  • Сцена «Сенная площадь и её обитатели» из рок-оперы «Преступление и наказание» Э. Артемьева

  • Сцена «Студенческая вечеринка» из рок-оперы «Преступление и наказание» Э. Артемьева

  • «Баллада шарманщика» из рок-оперы «Преступление и наказание» Э. Артемьева


4) Музыкальный анализ

- В чём заключается новаторство этих произведений?

- В первую очередь новаторство заключается в новой трактовке самого жанра оперы. Рок-опера соединяет в себе черты классической оперы, мюзикла и рок-музыки.

- «Вечные темы» переплетены со злободневными проблемами. Но в то же время, опираясь на традиции классической музыки, авторы используют достижения современного музыкального языка, новейших технологий. В состав симфонического оркестра включены электронные музыкальные инструменты, синтезаторы.

- Спектакли отличаются зрелищностью, картинностью, эффектностью постановки. Свет, перемены декораций, работа лазеров, подъёмных механизмов, пиротехнические эффекты безукоризненно соотносятся с музыкой, музицированием актёров, их пластическим движением, хореографией.

- В чём же видится опора на традиции?

- В рамках традиций этих опер – обращение к литературным первоисточникам (А. Вознесенский, Ф. Достоевский); деление на музыкальные сцены (сцена молитвы, сцена бала; сцена «Сенная площадь и её обитатели»; сцена «Студенческая вечеринка» и др.).

- Традицией является переплетение в сюжете лирического: любовь главных героев и трагического: рок, судьба; жизнь и смерть.

- Также хор выступает действующим лицом, с его помощью характеризуется окружающая среда – как это было в классических операх.

- В опере А. Рыбникова – трактовка увертюры как краткого конспекта, система лейттем; использование классических жанров (ария, речитатив, хор).

- В рок-опере Э. Артемьева – интродукция заменяет увертюру и открывает действие оперы (как, например, интродукция к опере «Иван Сусанин» М.И. Глинки; современная музыка звучит в единстве с музыкой духовной, народной.

- Какие признаки именно рок-музыки можно выявить в этих произведениях?

- Предельная насыщенность звучания, острота, обнажённость высказывания приводят как бы к «антимузыкальной» манере пения или манере пения, близкой к бытовому исполнению.

- Музыкальные жанры упрощаются до песни, баллады: «Баллада о белом шиповнике», «Баллада шарманщика».


4. Рефлексия. Итог

1) Вывод

Знакомство с этими произведениями как бы раздвигает рамки нашего опыта, передаёт исторически многообразный опыт человечества, который отобран, обобщён, осмыслен, оценён и художественно организован композиторами. Всё это позволяет вырабатывать собственные установки, формировать ценностные отношения к различным жизненным обстоятельствам.

  1. Тренировочные задания

  • Расположите фамилии русских композиторов в порядке преемственности традиций, начиная с самого раннего периода творчества и заканчивая концом XX века:

А) Г.В. Свиридов Б) С.В. Рахманинов В) М.И. Глинка Г) П.И. Чайковский

  • Кто из композиторов сочинил эти музыкальные произведения?

А) Балет «Кармен-сюита» Б) Опера «Орфей и Эвридика» В) Опера «Порги и Бесс»

1. К.В. Глюк 2. Дж. Гершвин 3. Р.К. Щедрин

  • Кто является автором музыкального произведения «Гейлигенштадтское завещание Бетховена»?

А) П.И. Чайковский Б) Л. ван Бетховен В) Г.В. Свиридов Г) Р.К. Щедрин Д) Ж. Бизе

3) Разучивание, исполнение финальной песни «Аллилуйя любви» из рок-оперы «”Юнона” и “Авось”» А. Рыбникова

Обратимся вновь к финалу рок-оперы А. Рыбникова, которая завершается выходом на сцену всех участников спектакля. Они поют гимн любви, обращаясь к «жителям двадцатого столетья», а теперь уже и нашего XXI века.

Так утверждается непреходящая ценность таких человеческих качеств, как верность, любовь, преданность. Именно они являются традиционными основами человеческой жизни, которым следовали поколения людей. Мы как бы с дистанции Времени видим давно ушедших из жизни людей, но очень схожих с нами в своих порывах, страстях, суждениях, муках, радостях и горе.

А) Просмотр видеофрагмента - https://youtu.be/Rqn2ESVszSU

Б) Разучивание песни «Аллилуйя любви». Караоке - https://youtu.be/AuZLXbPKJZU


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!