№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности |
| | «Россия – Родина моя» (3 ч.) |
1. | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»). Музыкальное приветствие. Распевание Знакомство с новыми понятиями. Разучивание песни. Слушание и анализ музыки. Теория музыки и музыкальная грамота. Музыкальная импровизация Пластическая импровизация Ритмическая игра. Просмотр мультфильма. Презентация Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Музыкальное приветствие. Распевка. Знакомство с новыми понятиями. Хоровое пение. Музыкальная импровизация Хоровод Ритмическая игра. |
2 | Входная диагностическая работа | Проверить знания обучающихся приобретённых в 3классе |
3 | «Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь! | Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества. |
| «О России петь – что стремиться в храм»(4 ч.) |
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Музыкальное приветствие. Распевка. Знакомство с новыми понятиями. Слушание музыки Разучивание песни. Музыкальная импровизация Пластическая импровизация Ритмическая игра. |
5 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. -«Ангел вопияше» П.Чесноков – - «Христос воскресе! (тропарь) - «Богородице Дево, радуйся!» - С.В. Рахманинов. |
6 | Родной обычай старины. | Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. - «Не шум шумит» - пасхальная народная песня. - Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов. |
7 | Кирилл и Мефодий. | Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. - «Гимн Кириллу и Мефодию». П.Пипков, сл.С.Михайловский - Величание Мефодию и Кириллу. |
| | «День, полный событий» (6 ч.) |
8 | В краю великих вдохновений. | Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. |
9 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Музыкальное приветствие. Распевка. Знакомство с новыми понятиями. Слушание музыки Разговор о музыке. Разучивание песни. Музыкальная импровизация Пластическая импровизация Ритмическая игра Просмотр мультфильма |
10 | Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. | Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане». Музыкальное приветствие. Распевка. Знакомство с новыми понятиями. Слушание музыки Разговор о музыке. Разучивание песни. Музыкальная импровизация Пластическая импровизация Ритмическая игра Просмотр мультфильма. |
11 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь | . Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский). Музыкальное приветствие. Распевка. Знакомство с новыми понятиями. Слушание музыки Разговор о музыке. Разучивание новой песни. Пластическая импровизация Ритмическая игра Просмотр мультфильма. |
12 | «Приют, сияньем муз одетый…».. | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Музыкальное приветствие. Распевка. Знакомство с новыми понятиями.(изучение музыкальной грамоты) Слушание музыки Разговор о музыке. Разучивание новой песни. Пластическая импровизация Ритмическая игра Просмотр мультфильма |
13 | Обобщающий урок раздела. | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. Распевка. Знакомство с новыми понятиями. Слушание музыки Разговор о музыке. Разучивание и исполнение песен Пластическая импровизация Ритмическая игра Просмотр мультфильма |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) |
14 | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Знакомство с новыми понятиями. Игра на шумовых музыкальных инструментах Слушание музыки Разговор о музыке. Презентация. Разучивание и исполнение песен Пластическая импровизация Ритмическая игра Просмотр мультфильма |
15 | Оркестр русских народных инструментов. | Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Знакомство с новыми понятиями. Игра на шумовых музыкальных инструментах Слушание музыки Разговор о музыке. Разучивание и исполнение песен |
16 | Народные праздники. «Троица». | Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. -«Во поле береза стояла» - р.н.п. Симфония№4 П.Чайковский - Троицкие песни. |
| | «В концертном зале» (5 ч.) |
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо. | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром). Знакомство с новыми понятиями. Слушание музыки Разговор о музыке. Презентация картин русских художников. Разучивание и исполнение песен Пластическая импровизация Ритмическая игра Рисуем музыку |
18 | «Старый замок». Счастье в сирени живет… | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке. Знакомство с новыми понятиями. Слушание музыки Разговор о музыке. Презентация. Разучивание и исполнение песен Пластическая импровизация Инсценированные песни |
19 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы…. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»). Знакомство с новыми понятиями. Подготовка к новогоднему празднику Пластическая импровизация Ритмическая игра |
20 | Патетическая» соната. Годы странствий. | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен). Обобщение пройденного материала Подготовка к новогоднему празднику Пластическая импровизация Ритмическая игра Тест |
21 | Царит гармония оркестра. Обобщающий урок. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Распевка. Обобщение пройденного Слушание музыки Разговор о музыке. Разучивание и Исполнение новогодних песен Пластическая импровизация Ритмическая игра Просмотр мультфильма. |
| | «В музыкальном театре» (6 ч.) |
22 | Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…). | Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Распевка. Знакомство с новыми понятиями. Слушание музыки Разговор о музыке. Разучивание и исполнение песен Пластическая импровизация Ритмическая игра |
23 | Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Распевка. Знакомство с новыми понятиями. Слушание музыки Разговор о музыке. Разучивание и исполнение песен Пластическая импровизация Ритмическая игра Просмотр мультфильма. |
24 | «Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). | Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Распевка. Знакомство с новыми понятиями. Слушание музыки Разговор о музыке. Разучивание и исполнение песен Пластическая импровизация Ритмическая игра Просмотр мультфильма |
25 | Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. | Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика. Распевка. Знакомство с новыми понятиями. Слушание музыки Разговор о музыке. Разучивание и исполнение песен Пластическая импровизация Ритмическая игра Презентация. |
26 | Театр музыкальной комедии. | Песенность,танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Распевание. Знакомство с новыми понятиями. Слушание музыки Разговор о музыке. Игра на шумовых музыкальных инструментах Разучивание и исполнение песен Пластическая импровизация Ритмическая игра. |
27 | Стандартизированная работа | Проверить знания и умения обучающихся приобретённые в течении года |
| | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7 ч.) |
28 | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. - Прелюдия –И.С.Бах. |
29 | Исповедь души. Революционный этюд. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. -«Прелюдия№7» С.Рахманинов; -«Прелюдия» Ф.Шопен. -«Этюд№12» Ф.Шопен; |
30 | Мастерство исполнителя. | Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты. - «Ты, река ли моя реченька» - р.н.п. -«Реченька» - белорусская нар.песня - «Солнце, в дом войди» - грузинская - «Вишня» - японская песня - «Аисты» - узбекская песня - Концерт №1 П.Чайковский; - «Ты воспой, жавороночек» |
31 | В интонации спрятан человек | . Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.Драматургическое развитие в опере. |
32 | Музыкальные инструменты- гитара. | Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. - «Шахерезада» Римский-Корсаков; - «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». - вступление к опере «Садко». |
33 | Музыкальный сказочник | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. - «Патетическая соната» Л.Бетховен. - Песня Сольвейг. Э.Григ. - Песня Марфы.М.Мусоргский. - «Пастушка» - франц.нар.песня. |
34 | «Рассвет на Москве-реке» Обобщение. | Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. - «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргский. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. -Исполнение разученных произведений участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. |