СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкотерапия в работе с детьми ОВЗ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В школьные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В школьные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В школьные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями;

Просмотр содержимого документа
«Музыкотерапия в работе с детьми ОВЗ»

Тема: Музыкотерапия в работе с детьми ОВЗ.

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга».

В. Шекспир

В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В школьные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями;

Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в школьном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Музыкотерапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть музыкантом – достаточно включить музыку.

Ученый Томатис пришел к удивительному открытию:

«Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело.

Клетки мозга работают как маленькие батарейки-аккумуляторы. Они заряжаются не путем метаболизма тела, а с помощью энергии звуков».


Опытным путем удалось установить, что человеческий организм в большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп, что сказывается на частоте пульса, дыхании, кровообращении, работе внутренних органов и желез секреции. Поэтому спокойное классическое произведение способно погрузить ребенка в состояние, близкое к медитации, во время которого его организм начинает работать в замедленном режиме,


Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что человек в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья.

Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

После многочисленных экспериментов ученые пришли к выводу, что при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам наиболее благоприятное воздействие на ребенка оказывает музыка Моцарта. Если проводить сеансы звукотерапии ежедневно по 20-30 минут, то уже через 7-10 дней ребенок начнет вести себя более взвешенно и адекватно.
При эмоциональных проблемах, для снятия стресса или активизации эмоциональной сферы личности ребенка прослушиваем музыку для релаксации, а также записи -шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.) .

Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.

Дыхательная музыкотерапия оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу, позволяя проводить развивающий эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психофизиологического состояния ребенка. Кроме того, дыхательная музыкотерапия прекрасно снимает стрессы, развивает у детей внешний слух (способность слышать звуки) и внутренний слух .

Для укрепления и оздоровления дыхательной функции используются духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.)

Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность

Музыкальная аптека

Данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления. При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции. Например:

1. Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гиперактивных детей, муз. М. Равеля «Болеро».

2. Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей, муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3. Упражнение, формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе «Юношеская симфония», танцевальная музыка из оперетт И. Штрауса, И Кальмана.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру: муз. Ф. Шопена «Ноктюрн».

При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогают уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается,

Следовательно, занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Таким образом, музыкотерапия – это действенный метод регуляции эмоционального благополучия школьников.

Итак. Музыкотерапия может быть представлена, мы возьмем две формы: активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда они только прослушивают музыку.

Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса .

Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного группового прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Цель прослушивания — изменить настроение детей, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, т.е. снижающим в определенной степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения. Поэтому этот метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействии.

При проведении уроков музыки я всегда стараюсь использовать музыкальные записи классической музыки, а также есть фонограммы леса, шума моря, записи инструментальной музыки. Музыка звучит не громко, но в тоже время и не тихо - она строго дозирована.

Во время занятий с использованием музыкотерапии в классе можно моделировать эмоции: и у агрессивных, неуравновешенных детей формируется чувство внутреннего покоя, радости - создается положительный эмоциональный фон; развиваются мыслительные способности и фантазия детей, развивается коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей, повышается мотивация учебы, возрастает удовлетворенность учением, а значит создается ситуация успеха.

Таким образом, групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, как способ оздоровления, а также как один из возможных способов познания мира.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!