Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 98»
города Магнитогорска
«Мы здоровье сбережем!»
(конспект по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста)
Подготовила:
Соломкина Ирина Владимировна,
воспитатель высшей кв. категории
Магнитогорск, 2024 год
Цель: воспитывать у дошкольников бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи.
Образовательные.
- Формировать представление детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
- Прививать потребность в ЗОЖ, уважение к физическим упражнениям и занятию спортом.
- Сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся витамины.
- Закрепить основные понятия: распорядок дня, личная гигиена, витамины, полезные продукты, ЗОЖ.
Развивающие.
- Развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь.
- Развивать внимание, логическое мышление, память, любознательность.
Воспитательные.
- Воспитывать у детей навыки и потребность в ЗОЖ.
- Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Ход НОД
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в круг радости. Давайте поприветствуем друг друга! Повторяйте за мной:
Здравствуй, Мир! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, Свет! (руки - в стороны)
Здравствуй, добрый Человек! (дети протягивают руки вперед)
- Ребята, человек при встрече с другими людьми говорит замечательное слово - «Здравствуйте!». Так он желает здоровья и мира своим родным, знакомым и незнакомым людям.
Мы с вами не просто поздоровались, а пожелали друг другу здоровья.
Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Вы узнали его.
Воспитатель. Правильно, это кот Матроскин из Простоквашино. Он прислал нам письмо, давайте его прочитаем.
Письмо
«В Простоквашино заболел Дядя Федор. У него болит горло и голова и поднялась температура. Пожалуйста, помогите нам! Мы с Шариком не знаем, что делать».
Воспитатель: Ребята, поможем Матроскину и Шарику?
- Расскажите нашим друзьям, что нужно делать, если кто-то заболел?
(Ответы детей.), к. 43, ОГРН 1065902028620, ИНН 5902202276
Воспитатель: Правильно, если кто-то заболел нужно остаться дома и вызвать врача из поликлиники. А если совсем плохо, очень высокая температура, то позвонить в скорую помощь по телефону «03».
- А как вы думаете, что нужно делать, чтобы не болеть? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, необходимо заботиться о своем здоровье.
- А, что такое здоровье?
- Здоровье – это когда доброе утро, удачный день, веселое настроение. Оно необходимо всем живым существам: взрослым, детям, животным и птицам. Нужно уметь и хотеть заботиться о своем здоровье. Ведь его так легко потерять.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие, в страну Здоровья, где мы сможем рассказать нашим друзьям, что нужно делать, чтобы не потерять здоровье. Для этого нам надо встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и произнести волшебные слова «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!».
Воспитатель: Открываем глаза… Мы с вами попали в город «Витаминный». Посмотрите, какие стоят дома. Вы знаете, здесь живут витамины.
- Ребята, а для чего нужны витамины? (Чтобы укреплялся наш организм, было крепкое здоровье).
Воспитатель: Правильно, витамины укрепляют весь наш организм, организму легче бороться с болезнями. Нужно есть больше овощей и фруктов.
Витамин А, очень важен для зрения.
- Ребята, в каких продуктах содержится витамин А. (Ответы детей).
Витамин В помогает сердцу хорошо работать, дает энергию нашему организму.
- В каких продуктах содержится витамин В. (Ответы детей).
Витамин С укрепляет весь организм, защищает от простуды. Если все – таки простудился, то с его помощью можно быстрее выздороветь. Рассмотрите картинки. Назовите продукты, в которых есть витамин С. (Ответы детей).
Воспитатель: Верно цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина.
Витамин Д укрепляет наши кости. Назовите продукты, в которых есть витамин Д. (Ответы детей).
Воспитатель: Совершенно верно, солнце, рыбий жир, молоко, сыр, творог, яйца, рыба.
Воспитатель: Теперь вы поняли, насколько полезны эти продукты. Тогда проверим ваши знания. Предлагаю вам поиграть в игру «Совершенно верно!» Я зачитываю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!» А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.
И Сереже, и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы замечательно справились с заданием.
Давайте продолжим наше путешествие и отправимся на следующую остановку, произнесем следующие волшебные слова: «Спорт-залог здоровья!»
- Мы с вами попали в город «Физкультурный»
Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не заменит физические упражнения. Давайте подумаем, какую пользу приносят физические упражнения?
Дети: Укрепляют мышцы, закаливают организм, дарят нам бодрое, хорошее настроение, прогоняют усталость.
Воспитатель: А какие физические упражнения делаете вы? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, утренняя гимнастика, подвижные игры, посещаете спортивную секцию, танцевальный кружок.
Воспитатель: А сейчас мы с вами под музыку сделаем физкультминутку «У жирафа пятна, пятна….»
Физминутка «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»
У жирафов пятна, пятна, Хлопаем по всему телу ладонями.
пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна,
пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, Обоими указательными пальцами
на локтях, дотрагиваемся до соответствующих
На носах, на животах, частей тела.
на коленях и носках.
У слонов есть складки, складки, Щипаем себя, как бы собирая складки.
складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки,
складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, Обоими указательными пальцами
на локтях, дотрагиваемся до соответствующих
На носах, на животах, частей тела.
на коленях и носках.
У котяток шёрстка, шёрстка, Поглаживаем себя,
шёрстка, шёрсточка везде. как бы разглаживая шёрстку
У котяток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шёрсточка везде.
На лбу, ушах, на шее, Обоими указательными пальцами
на локтях, дотрагиваемся до соответствующих
На носах, на животах, частей тела.
на коленях и носках.
А у зебры есть полоски, Проводим ребрами ладони
есть полосочки везде. по телу (рисуем полосочки)
А у зебры есть полоски,
есть полосочки везде.
На лбу, ушах, на шее, Обоими указательными пальцами
на локтях, дотрагиваемся до соответствующих
На носах, на животах, частей тела.
на коленях и носках.
Воспитатель: Нам пора продолжать наше путешествие. Но, чтобы попасть в следующий город, который называется – город Чистоты, нам надо взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Чистота - залог здоровья!»
Воспитатель. Ну, вот мы и в городе Чистоты. Для того чтобы быть здоровым нужно не только правильно питаться и заниматься спортом. Еще надо соблюдать правила личной гигиены.
Воспитатель: Какие правила гигиены вы соблюдаете? Для чего это нужно делать?» (Ответы детей)
Воспитатель: Одно из самых важных правил соблюдения личной гигиены, особенно когда кто-то болен правильно, использовать носовой платок. А вы знаете, как платок защищает наш организм от микробов?
Давайте сделаем опыт…
Опыт с носовым платком. Каждый ребенок берет со стола по салфетке и кладет ее на ладонь. Воспитатель брызжет на салфетку водой. Салфетка впитала воду, и рука осталась сухая.
Дети убирают салфетку с руки, и воспитатель снова брызжет. Рука намокла. Капли воды - это микробы, а салфетка – носовой платок.
Вместе с детьми воспитатель делает вывод: «Для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье необходимо соблюдать правила личной гигиены: когда кашляешь или чихаешь - закрывай нос и рот платком, мой руки с мылом, ешь чистые и свежие продукты, не забывай чистить зубы и умываться, делай по утрам зарядку».
Воспитатель: Дети, но нам пора возвращаться. Мы узнали много интересного и полезного. Но мы побывали не на всех улицах, поэтому мы будем еще путешествовать по этой замечательной стране.
- Я думаю, что кот Матроскин и пес Шарик поняли, что надо делать, чтобы не болеть, и больше им не придется ходить в аптеку за таблетками.
Закрываем глаза, взялись за руки, закрыли глаза и говорим слова: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!».
- Ну, вот мы и вернулись, вам понравилось наше путешествие?
- Я предлагаю Вам дома нарисовать рисунки о том, что больше всего вам запомнилось в стране «Здоровья».
Список литературы
1. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ/ И.Е. Аверина - М: Айрис-Пресс, 2006.-136 с.
2. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации/ И.А Анохина - Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44 с.
3. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации/ И.А Анохина - Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80 с.
4. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Т191 Я и мое здоровье. Программа, методические рекомендации и практические разработки по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2009. — 71 с. — («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 000. (Здоровый образ жизни).
6