УДК 371.035.6(571.54)
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме «МЫ ЖИВЁМ В БУРЯТИИ!» | |
©Бамбалаев Александр Бато-Мункуевич
студент 5 курса ИИФ
ФГБОУ ВО «БГУ им. Доржи Банзарова»
Россия, г. Улан-Удэ
[email protected]
Цель занятия: получение представлений о том, что любовь и уважение к нашей стране – России складывается из любви к своему краю, региону, к его культуре и истории, людям, его населяющим, гордости за их достижения.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине и гордость за свою республику.
Основные смыслы: Бурятия - удивительный край, поражающий природными богатствами, разнообразием традиций и религий, уникальностью обычаев. Это край смешения культур, цветущего багульника и милых нерп, вечнозелёной тайги, чистейших озёр и снежных пиков. Важно не только изучать, исследовать великое достояние нашего региона, но и беречь и ценить его.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа, просмотр видеороликов, презентации с последующим обсуждением, выполнение практического задания. Для мастер-класса подготовить бумагу, цветные ручки, карандаши и фломастеры.
Комплект материалов:
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 1.
Учитель. Добро пожаловать, дорогие дети, в прекрасную Бурятию! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по этому удивительному региону, чтобы узнать о его природе, культуре и традициях. Давайте посмотрим классный мультфильм, подготовленный Русским географическим обществом про нашу любимую Бурятию.
Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 2 (кликнуть курсором мыши на значок ►/Alt+W, для воспроизведения видеоролика 1 мин. 3 сек.).
Учитель. А вы уже были в местах о которых рассказывается в мультфильме? Что вы почувствовали в этих местах? Что для вас значит Бурятия?
Ответы обучающихся.
Учитель. Здесь вы найдете неповторимое сочетание удивительных пейзажей, гармонии с природой и богатства культуры местных жителей. Бурятия - это земля, где сливаются красота природы, богатство культуры и духовное наследие. Эта уникальная земля обладает магией, которая непременно оставит в вас незабываемые воспоминания.
Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 3.
Учитель. Современная поэтесса, Кристина Павлова, писала про Бурятию:
Бурятия родная сторона.
В ней гул ветров
И рек журчанье.
В ней стук копыт,
Коней игривых в поле ржанье.
И чистоты Байкала-достоянье,
Любимая Бурятия моя!
Часть 2. Основная
Учитель. Бурятия находится на территории Урала и Сибири, и окружена горами, лесами и озерами. В этом крае можно увидеть величественные горы и самое глубокое озеро в мире – Байкал. Кстати, смешарики расскажут подробней об этом озере.
Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 4 (кликнуть курсором мыши на значок ►/Alt+W, для воспроизведения видеоролика 5 мин. 32 сек.).
Учитель. Что же мы узнали из мультфильма?
Ответы обучающихся.
Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 5.
Учитель. Удивительное это место. Место с удивительно красивой природой и уникальной экосистемой. Каждый год сюда приезжают тысячи туристов, чтобы увидеть байкальских нерп и других диких животных, искупаться в чистой, прозрачной воде, позагорать и порыбачить.
Вы совершенно правы. В мультфильме говорится о том, что озеро Байкал является самым глубоким пресным озером в мире! Вы только подумайте! Вот какая достопримечательность находится совсем рядом с нами. Дно видно с высоты 12-этажного дома. Да-да, не удивляйтесь — вы действительно сможете разглядеть дно на глубине до 40 метров. Он является домом для большого количества животных, в том числе и эндемиков – животных, которые живут только в определенном месте.
Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 6.
Учитель. Следующей точкой нашего путешествия станет не место, а целое событие. Одно из самых важных событий года является бурятский спортивный народный праздник – Сурхарбан. Древнее название — «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»). Краткое содержание торжества: стрельба из лука, бурятская борьба и конные скачки. Кульминацией праздника является танец - ехор. Про один из главных видов спорта бурят смешарики тоже рассказали. Давайте посмотрим вместе!
Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 7 (кликнуть курсором мыши на значок ►/Alt+W, для воспроизведения видеоролика 3 мин. 12 сек.).
Учитель. Стрельба из лука была самым главным видом боевого искусства бурят, поэтому на празднике именно в этом состязании каждый стремился показать наилучший результат. Самым зрелищным была борьба. А третьим видом состязаний были конные скачки. Существовал целый свод правил по отбору скакунов. Призы всегда были очень существенные – сотни, а иногда и тысячи голов скота.
Мы узнали, что одним из главных достопримечательностей нашей Бурятии является озеро Байкал, а одним из самых любимых праздников – Сурхарбан. Чем же еще славится наша Бурятия?
Ответы обучающихся. Учитель должен подвести разговор к тому, что Бурятия является центром буддизма в России.
Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 8.
Учитель. Бурятия - место, где вера пронизывает каждый уголок. Здесь вы найдете множество буддийских храмов и святынь, которые показывают, как народ сильно чтит свои традиции. Места, такие как Иволгинский дацан - один из самых важных буддийских храмов страны, притягивают лам со всего мира. Это место, где можно найти покой, внутреннюю силу и глубокую гармонию с самим собой.
Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 9.
Учитель. Дети, а вы знаете что такое буддизм и кто такие ламы?
Ответы обучающихся.
Часть 3. Заключительная
Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 10.
Учитель. Медленно, но верно наше маленькое путешествие подходит к концу. Но какое же путешествие без сувениров! Предлагаю вам сделать национальную бурятскую шапку, которая называется малгай из бумаги!
В одежде современных жителей Бурятии всё чаще можно встретить национальные мотивы. Почему наши предки так бережно относились ко всем его элементам? Как они появились, какие смыслы в них скрыты?
Мужчины носили халат, непременно с поясом (причём пояса носили из разных материалов и разных размеров). Непременными атрибутами мужского костюма, помимо пояса, были нож в ножнах и огниво. Интересно, что мужской костюм западных бурят был одинаков для всех возрастов. В женском же все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией.
У женщин также был распространен дэгэл - халат с широкой декорированной меховой нашивкой (эбэр). Чаще всего нашивку делали из выдры, реже - из овчины и с обрамлением всей передней части. Интересно, что эти элементы отражали древние воззрения, связанные с женским культом матери-зверя и плодородия. Кроме того у предбайкальских буряток и только у них встречались палаати. Как вы могли предположить, речь идёт о платьях. Платьев было три типа, название каждого пришло из русского языка: халадай, булууза и сарпаан.
Практическое задание.
А теперь давайте перейдем к нашему мастер-классу по изготовлению бурятской шапки. Для этого нам понадобиться бумага, цветные ручки, карандаши и фломастеры.
Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 11 (кликнуть курсором мыши на значок ►/Alt+W, для воспроизведения видеоролика 3 мин. 54 сек.).
Мастер-класс должен проводится под чутким руководством классного руководителя. Он должен проходить каждый этап создания шапки вместе с детьми.
Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 12.
Учитель. Ура, друзья! Теперь у вас есть национальная бурятская шапка. Сегодня мы узнали много нового, так давайте поговорим об этом. Что вы узнали нового?
Ответы обучающихся.
Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 13.
Учитель. Спасибо, что присоединились к нашей экскурсии! Будьте любознательными, искренне интересуйтесь и исследуйте мир вокруг себя.
ПОСТРАЗГОВОР
Региональные мероприятия для детей и молодежи.
Посещение краеведческих музеев.
Изучение карт региона, местности, культурных и исторических памятников, создание туристических троп различного направления.
Создание рекламного буклета «Моя родина».
Создание передачи школьного телевидения, посвященной своей малой родине, своему региону.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Литература. Поэты, писатели Республики Бурятия.
История. История Бурятии.
География. География Республики Бурятия.
Технология. Знакомство с народными промыслами, изготовление поделок и панорам.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Сайт Образовательного центра «Асториум» https://astorium03.ru/.
Сайт Этнографического музея народов Забайкалья» https://нашэтномузей.рф/.
Группа ВКонтакте Кафедры Истории Бурятии БГУ им. Д. Банзарова, https://vk.com/kafbur.
Сайт Туристского информационного центра «Байкал» https://baikaltravel.ru/.
Малая родина – Родина одна // https://народы-россии.рф/malaya-rodina.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:
Благодарность школьным учителям за самоотверженный труд.
Благодарность родителям за поддержку в учебном процессе и за помощь в получении дополнительного образования.
Благодарность школьным тренерам, руководителям клубов, советникам по воспитанию за расширение мировоззрения и за поддержку саморазвития.