СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы живем в Бурятии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мы живем в Бурятии»

УДК 371.035.6(571.54)

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-4 классов по теме

«МЫ ЖИВЁМ В БУРЯТИИ!»


©Бамбалаев Александр Бато-Мункуевич

студент 5 курса ИИФ

ФГБОУ ВО «БГУ им. Доржи Банзарова»

Россия, г. Улан-Удэ

[email protected]


Цель занятия: получение представлений о том, что любовь и уважение к нашей стране – России складывается из любви к своему краю, региону, к его культуре и истории, людям, его населяющим, гордости за их достижения.


Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине и гордость за свою республику.


Основные смыслы: Бурятия - удивительный край, поражающий природными богатствами, разнообразием традиций и религий, уникальностью обычаев. Это край смешения культур, цветущего багульника и милых нерп, вечнозелёной тайги, чистейших озёр и снежных пиков. Важно не только изучать, исследовать великое достояние нашего региона, но и беречь и ценить его.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа, просмотр видеороликов, презентации с последующим обсуждением, выполнение практического задания. Для мастер-класса подготовить бумагу, цветные ручки, карандаши и фломастеры.


Комплект материалов:

  • Сценарий занятия;

  • Методические рекомендации;

  • Видеоролики;

  • Презентация;

  • Практическое задание.




СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная


Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 1.



Учитель. Добро пожаловать, дорогие дети, в прекрасную Бурятию! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по этому удивительному региону, чтобы узнать о его природе, культуре и традициях. Давайте посмотрим классный мультфильм, подготовленный Русским географическим обществом про нашу любимую Бурятию.


Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 2 (кликнуть курсором мыши на значок ►/Alt+W, для воспроизведения видеоролика 1 мин. 3 сек.).



Учитель. А вы уже были в местах о которых рассказывается в мультфильме? Что вы почувствовали в этих местах? Что для вас значит Бурятия?


Ответы обучающихся.


Учитель. Здесь вы найдете неповторимое сочетание удивительных пейзажей, гармонии с природой и богатства культуры местных жителей. Бурятия - это земля, где сливаются красота природы, богатство культуры и духовное наследие. Эта уникальная земля обладает магией, которая непременно оставит в вас незабываемые воспоминания.


Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 3.


Учитель. Современная поэтесса, Кристина Павлова, писала про Бурятию:

Бурятия родная сторона.

В ней гул ветров

И рек журчанье.

В ней стук копыт,

Коней игривых в поле ржанье.

И чистоты Байкала-достоянье,

Любимая Бурятия моя!


Часть 2. Основная


Учитель. Бурятия находится на территории Урала и Сибири, и окружена горами, лесами и озерами. В этом крае можно увидеть величественные горы и самое глубокое озеро в мире – Байкал. Кстати, смешарики расскажут подробней об этом озере.


Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 4 (кликнуть курсором мыши на значок ►/Alt+W, для воспроизведения видеоролика 5 мин. 32 сек.).



Учитель. Что же мы узнали из мультфильма?


Ответы обучающихся.


Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 5.



Учитель. Удивительное это место. Место с удивительно красивой природой и уникальной экосистемой. Каждый год сюда приезжают тысячи туристов, чтобы увидеть байкальских нерп и других диких животных, искупаться в чистой, прозрачной воде, позагорать и порыбачить.

Вы совершенно правы. В мультфильме говорится о том, что озеро Байкал является самым глубоким пресным озером в мире! Вы только подумайте! Вот какая достопримечательность находится совсем рядом с нами. Дно видно с высоты 12-этажного дома. Да-да, не удивляйтесь — вы действительно сможете разглядеть дно на глубине до 40 метров. Он является домом для большого количества животных, в том числе и эндемиков – животных, которые живут только в определенном месте.


Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 6.



Учитель. Следующей точкой нашего путешествия станет не место, а целое событие. Одно из самых важных событий года является бурятский спортивный народный праздник – Сурхарбан. Древнее название — «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»). Краткое содержание торжества: стрельба из лука, бурятская борьба и конные скачки. Кульминацией праздника является танец - ехор. Про один из главных видов спорта бурят смешарики тоже рассказали. Давайте посмотрим вместе!


Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 7 (кликнуть курсором мыши на значок ►/Alt+W, для воспроизведения видеоролика 3 мин. 12 сек.).



Учитель. Стрельба из лука была самым главным видом боевого искусства бурят, поэтому на празднике именно в этом состязании каждый стремился показать наилучший результат. Самым зрелищным была борьба. А третьим видом состязаний были конные скачки. Существовал целый свод правил по отбору скакунов. Призы всегда были очень существенные – сотни, а иногда и тысячи голов скота.

Мы узнали, что одним из главных достопримечательностей нашей Бурятии является озеро Байкал, а одним из самых любимых праздников – Сурхарбан. Чем же еще славится наша Бурятия?


Ответы обучающихся. Учитель должен подвести разговор к тому, что Бурятия является центром буддизма в России.


Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 8.



Учитель. Бурятия - место, где вера пронизывает каждый уголок. Здесь вы найдете множество буддийских храмов и святынь, которые показывают, как народ сильно чтит свои традиции. Места, такие как Иволгинский дацан - один из самых важных буддийских храмов страны, притягивают лам со всего мира. Это место, где можно найти покой, внутреннюю силу и глубокую гармонию с самим собой.


Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 9.



Учитель. Дети, а вы знаете что такое буддизм и кто такие ламы?


Ответы обучающихся.


Часть 3. Заключительная


Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 10.



Учитель. Медленно, но верно наше маленькое путешествие подходит к концу. Но какое же путешествие без сувениров! Предлагаю вам сделать национальную бурятскую шапку, которая называется малгай из бумаги!

В одежде современных жителей Бурятии всё чаще можно встретить национальные мотивы. Почему наши предки так бережно относились ко всем его элементам? Как они появились, какие смыслы в них скрыты?

Мужчины носили халат, непременно с поясом (причём пояса носили из разных материалов и разных размеров). Непременными атрибутами мужского костюма, помимо пояса, были нож в ножнах и огниво. Интересно, что мужской костюм западных бурят был одинаков для всех возрастов. В женском же все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией.

У женщин также был распространен дэгэл - халат с широкой декорированной меховой нашивкой (эбэр). Чаще всего нашивку делали из выдры, реже - из овчины и с обрамлением всей передней части. Интересно, что эти элементы отражали древние воззрения, связанные с женским культом матери-зверя и плодородия. Кроме того у предбайкальских буряток и только у них встречались палаати. Как вы могли предположить, речь идёт о платьях. Платьев было три типа, название каждого пришло из русского языка: халадай, булууза и сарпаан.


Практическое задание.


А теперь давайте перейдем к нашему мастер-классу по изготовлению бурятской шапки. Для этого нам понадобиться бумага, цветные ручки, карандаши и фломастеры.


Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 11 (кликнуть курсором мыши на значок ►/Alt+W, для воспроизведения видеоролика 3 мин. 54 сек.).



Мастер-класс должен проводится под чутким руководством классного руководителя. Он должен проходить каждый этап создания шапки вместе с детьми.


Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 12.



Учитель. Ура, друзья! Теперь у вас есть национальная бурятская шапка. Сегодня мы узнали много нового, так давайте поговорим об этом. Что вы узнали нового?


Ответы обучающихся.


Демонстрация презентационного материала «Мы живём в Бурятии!» Слайд 13.



Учитель. Спасибо, что присоединились к нашей экскурсии! Будьте любознательными, искренне интересуйтесь и исследуйте мир вокруг себя.


ПОСТРАЗГОВОР

  • Региональные мероприятия для детей и молодежи.

  • Посещение краеведческих музеев.

  • Изучение карт региона, местности, культурных и исторических памятников, создание туристических троп различного направления.

  • Создание рекламного буклета «Моя родина».

  • Создание передачи школьного телевидения, посвященной своей малой родине, своему региону.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

  • Литература. Поэты, писатели Республики Бурятия.

  • История. История Бурятии.

  • География. География Республики Бурятия.

  • Технология. Знакомство с народными промыслами, изготовление поделок и панорам.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  • Сайт Образовательного центра «Асториум» https://astorium03.ru/.

  • Сайт Этнографического музея народов Забайкалья» https://нашэтномузей.рф/.

  • Группа ВКонтакте Кафедры Истории Бурятии БГУ им. Д. Банзарова, https://vk.com/kafbur.

  • Сайт Туристского информационного центра «Байкал» https://baikaltravel.ru/.

  • Малая родина – Родина одна // https://народы-россии.рф/malaya-rodina.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

  • Благодарность школьным учителям за самоотверженный труд.

  • Благодарность родителям за поддержку в учебном процессе и за помощь в получении дополнительного образования.

  • Благодарность школьным тренерам, руководителям клубов, советникам по воспитанию за расширение мировоззрения и за поддержку саморазвития.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!