Х Муниципальный конкурс исследовательских работ
и творческих проектов младших школьников
«Я познаю мир»
Секция «Основы религиозных культур и светской этики»
Повестка дня на XXI век
Неверова Диана,
МБОУ «Лицей» р.п. Степное , 4 Б класс
Руководитель: Мефокова И.Л.,
учитель ОРКСЭ
2018 г
Введение
Гипотеза
Если человек не сохраняет природу, то природа не сможет сохранить человека.
Актуальность. Этот учебный год продолжил тему всего 2017 года, года, объявленного в России годом экологии. 46 лет тому назад, в 1972 году , представители 113 стран собрались на первую всемирную встречу по окружающей среде. Спустя десять лет, в 1983 году создана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию. В отчете, названном «Наше общее будущее» прозвучало предупреждение о том, что человечество должно изменит многое в своем образе жизни. В противном случае ему предстоят необычайно тяжелые испытания, вызванные резким ухудшением окружающей среды. Человечество не может рассматривать отдельно друг от друга окружающую среду и социально-экономическое развитие. И, сегодня, отношение человека к природе является повесткой дня, уже 21 века.
Новизна Бог выше человека, но человек выше природы. Мы часто слышим, что природа – наш дом. Как это можно понять? Оказывается все ясно. Дом, где мы живем с родителями - наш дом. Можем ли мы, дети, его переделывать, ломать, что-то выбрасывать? Конечно, нет , Потому что это и наш родной дом, но мы там не главные распорядители. Этот дом сделали наши родители. Они главные хозяева. И в этом доме живут все наши близкие. И, если мы как-то повредим дом, должны будем дать ответ. Да и нам самим жить в разрушенном доме будет неуютно. И мы, дети, несем ответственность за сохранение родного дома, как и вся семья. Наш дом мы любим, бережем и защищаем. Планета Земля также наш дом. Этот дом сотворил для человека Бог. Поэтому люди несут ответственность перед Богом. И перед другими людьми.
Глава 1. Блаженны миротворцы…
М.В. Ломоносов, великий русский ученый, говорил, что Бог дал людям две книги –книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию –заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин , изучающий законы природы, несет по- доброму христианское служение. Человек выше природы, потому что у него есть совесть, разум, свобода и ответственность. В слове «ответственность» корнем является «ответ». Слово «ответ» изначально означало « виновность». Т.е. человек, давая ответ, отчитывался, отвергая свою вину, опрадывался. А «отвечать» означало «говорить в защиту, защищать, защищать» И до сих пор обвиняемого на гражданском суде называют «ответчиком». Готовность отвечать за что-то или за кого –то и называется ответственностью. Человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность и за любое слабое существо, будь то котёнок, или цветок. «Блаженны миротворцы» -эти слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди, слышим мы от учителя на уроке ОРКСЭ в 4 классе. И мы понимаем с двух сторон это, как слова о прекрасном окружающем мире, в котором живем мы, люди и, как слова, о людях, умеющих ни с кем не ссориться и творящих мир без войны.
Глава 2. Экологический кризис.
Почему же человек оказывает губительное воздействие на природу?
"Кризис" - слово греческое, в переводе оно означает "суд".
Наступала засуха, говорили: "суд Божий!", наводнение - "суд Божий!". Начиналась война или эпидемия - "суд Божий!"; землетрясения, другие бедствия, всегда одно - "суд Божий!" После подмены слова "суд" словом "кризис", никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего.
Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед - отступление от Бога, говорят святые. Господь попустил суд, чтобы пробудить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей. Для того чтобы они вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу живому.
Как долго продлится кризис? До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово "кризис" перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: "суд Божий!"
Глава 3. Что делать ?
Для исследования темы, являющейся сегодня актуальной, было проведено экологическое анкетирование среди обучающихся 4 класса.
По итогам анкетировании, выяснилось, что
1. Интересуют ли тебя вопросы охраны природы?
«Да» ответили 83%
«Нет ответили 17%
Вывод: Большинство участников анкетирования интересуются вопросами охраны природы.
2.Из каких источников ты получаешь информацию об экологических проблемах?
«Из СМИ»-ответили 13%
«Из уроков или внеклассный мероприятий»-72%
«От родителей»-15%
Вывод: Об экологических проблемах большинство ребят узнают от учителей на уроках и во внеклассных мероприятиях. Только треть родителей предупреждают о необходимости бережливого отношения к природе.
3.Участвовал ли ты в пропаганде экологических знаний?
Вывод: Надо проявлять активность участия в экологических мероприятиях: сажать деревья, кормить птиц зимой, мусор выбрасывать только в контейнер и, конечно, экономить питьевую воду и электроэнергию.
Фото: Анкеты участников.
Заключение
Чаще всего к экологическим катастрофам приводит результат человеческой деятельности и влияние на природу. Следует принимать строгие меры для сохранения, рационального использования и восстановления природных ресурсов Земли.
Давайте ежедневно выполнять некоторые несложные правила:
экономить электроэнергию, беречь воду, экономить бумагу, т.к. 100 кг макулатуры спасают 1 дерево; на природе не оставлять после себя мусор, рационально питаться.
Библия учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека. Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира. Необходимо доброе и благоговейное отношение человека к природе.
Использованная литература
Я11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Автор-составитель А.Е.Чижевский. Под общей редакцией О.Г.Хинн.-М.: ООО «Издательство АСТ».2002.432 с. ISBN 5-7841-0242-7
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Кураев А.В..-М.: Просвещение,2012.-95 с.: ил. ISBN 978-5-09-026881-3