СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Набор карточек по теме "Обращение.Вводные слова" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор предлагает набор карточек по теме "Обращение.Вводные слова" для учащихся 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Набор карточек по теме "Обращение.Вводные слова" 8 класс»

Бахтин Сергей Федорович

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Михайловская основная общеобразовательная школа»

Республика Марий Эл Советский район

Набор карточек по теме «Обращение.Вводные слова»

Тема «Обращение»

При изучении обращений, кроме формирования пунктуационных и речевых навыков, необходима работа над стилистическими навыками. Она для восьмиклассников не является новой. Предлагаемые тексты помогут организовать работу на уроке в указанном направлении.

Карточка 1.

Летом 1817 года Пушкин закончил лицей. Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли его школьные годы. Прощай, скромная комнатка №4 на четвёртом этаже, где он готовился к классным занятиям, писал стихи… Прощайте, липовые аллеи, синеющие озёра с белыми лебедями, уединённые дорожки в зарослях жимолости и сирени, где хорошо было мечтать над страницей книги и думать о будущем! (Вс. Рождественский)

Карточка №2

Уважаемые читатели! Желающие перечислить средства в фонд поддержки «ЛР» могут направлять их по адресу: Москва, улица Пятницкая 70-72, расчётный счёт № 170046014 банк «Столичный.» (Литературная Россия, №22, 1992)

Карточка №3

- Алло, Марс! Говорит Земля. Разрешите задать вам несколько вопросов?

- Охотно, соседка.

- Где вы находитесь?

- Универсального ответа дать нельзя. Иногда я удаляюсь от вас на 400 миллионов километров, иногда приближаюсь на 55,5 миллионов километров. Между мною и Солнцем – в среднем 220 000 000 километров.

- Я значительно ближе к Солнцу – среднее расстояние 149,5 миллионов километров.

- ………….

- До свидания, Земля!

- До скорой встречи, Марс!

Карточка №4

В завершающий день Всесоюзного фестиваля колокольной музыки в Ростове Великом колокола знаменитой на всю Россию звонницы Успенского собора горько и торжественно оплакивала сынов, отдавших жизнь за Родину.

Ассоциация колокольного искусства, глубоко символичен ваш жест милосердия. Более полувека молчали колокола в нашей стране. А ведь веками они служили российскому государству: величали в дни торжества, ободряли в час испытаний, печалились его бедами, веселились его радостями. Каждая звонница, каждый колокол были уникальными инструментами с единственными и неповторимыми голосами. Справедливо считали тебя, колокольная музыка, искусством, частью русской культуры.

Спасибо вам, ростовские энтузиасты, вам, немногословные и упрямые архангелогородцы, по праву считавшиеся лучшими звонарями-наставниками, за высокую выучку. Воскрешение российского колокольного искусства – благородный труд людей различных

профессий: музыкантов, физиков, историков, этнографов, искусствоведов, рабочих, инженеров. (По Я.Никитиной).

Карточка №5

«Мама, родненькая моя! Я жив-здоров, всё в порядке. Здоровье у меня – всё нормально. Вот увидишь в картине. Я даже поправился. Всё хорошо, родная… Ребятишки здоровенькие… Известие о посылочке получил… Спасибо, хорошая моя. Дай бог здоровья. За меня, любимая, не беспокойся, я серьёзно говорю… Ну, обнимаю тебя. Василий. » (В.Шукшин).

Задания:

  1. прочитать тексты, определить стили речи,

  2. выделить обращения, объяснить знаки при них,

  3. указать стилистическую роль обращений

Можно предложить учащимся задания для повторение орфографических и пунктуационных правил. Например, найти предложения с обособленными определениями.


Тема: «Вводные слова».

Карточка №1.

Если бы Василий Шукшин был только актёром, только режиссёром, только сценаристом и драматургом и наконец только прозаиком, то и тогда, в этом каждом отдельно случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование. Все эти дарования принадлежали одному человеку. Казалось бы этот человек должен был обладать искусством перевоплощения из одной своей ипостаси в другую, но так только казалось, в действительности самым высоким искусством его натуры было умение и внутренняя необходимость оставаться самим собой неизменно (В.Коробов).

Вроде вздохнули свободно: наконец при деле Васька, специальность получает, надёжную, хлебную (в Бийском автомобильном техникуме учится) (В.Шукшин).

Карточка №2

«Когда человеку больно, - писал Василий Шукшин, - у него нет желания говорить красиво и много, когда он счастлив, то во-первых это всегда коротко во-вторых тоже говорит просто… Наконец когда человеку всё равно, он в состоянии придумать очень непростую фразу, ибо ему всё равно. Тут и придумать ничего не стоит».

Работа разнорабочим в Калуге рассеяла у семнадцатилетнего Шукшина все мечты, с ними казалось навсегда покончено однако что-то тревожило иногда, навевало какие-то нездешние сны, будило воображение.

Да, что-то тревожило иногда.

Задания:

1)определить стили речи текстов,

2)выделить вводные слова, расставить недостающие знаки препинания,

Расставляя знак препинания в карточке, учащиеся пользуются справочными таблицами.

Карточка №3.

Определите стиль речи и скажите, в каких целях используются вводные слова в тексте на карточке №3.

При распаде веществ в клетках образуется углекислый газ, который уносится кровью и выделяется главным образом через лёгкие в атмосферный воздух. Таким образом, значение органов дыхания заключается в том, что они обеспечивают газообмен между организмом и внешней средой.

Без энергии и кислорода, участвующего в его освобождении, не может протекать ни один жизненный процесс. Следовательно, от деятельности органов дыхания зависит работа всего организма тела человека. (Учебник по анатомии и физиологии человека).

Карточка №4

В речевой практике встречаются ошибки в использовании вводных слов. Отредактируйте эти примеры, укажите характер ошибок. Запишите отредактированные предложения.

Примеры: 1. Но, однако, Петров никаких мер не принял. Город небольшой, во-первых, одноэтажный преимущественно. Вокзал, напротив, в городе огромный, вечно набит людьми.

2. В нашей школе, понимаете, создали клуб юных туристов. Членами его, по замыслу создателей, могут быть учащиеся 8-10 классов. Понимаете, было, кажется, уже первое заседание. На нём утверждали план и решили, в частности, пойти на экскурсию в горы.

3. Наконец после индивидуальной помощи Марии Ивановны я стала лучше писать сочинения. С этим трудным видом письменных работ справляюсь теперь самостоятельно. На экзамене надеюсь получить хорошую оценку.

Комментарий: в предложенных примерах встречаются ошибки: 1) вводное слово использовано там, где оно не может употребляться или используется неуместно,

2) вводное слово стоит не перед тем словом, по отношению к которому выражена модальность,

3) вводное слово употреблено не в том значении, которого требует содержание текста,

4) отсутствует вводное слово.


Развивая стилистическое чутьё, необходимо показать стилистические оттенки вводных слов. В этом плане полезно следующее упражнение: введите в предложение вводные слова или вводные предложения и покажите, какие стилистические оттенки вносит каждое из них в данное предложение.


Предложение. Именно в рассказах отчётливее всего… появилось писательское мастерство Василия Шукшина. ( вводные конструкции: на мой взгляд, думаю, мне кажется, действительно, безусловно, поистине и другие)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!