СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Начальное архитектурное образование, как инструмент эстетического воспитания». Материал к педагогической конференции

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Начальное архитектурное образование, как инструмент эстетического воспитания». Материал к педагогической конференции»

«Начальное архитектурное образование, как инструмент эстетического воспитания».

Проблема изучения эстетического воспитания детей, а так же их творческих способностей, всегда интересовала педагогов и психологов, в настоящее время этот вопрос не утратил актуальность. В современных социальных условиях идет процесс глобальной трансформации всех институтов социума, непрерывного реформирования, в результате чего общество проявляет интерес к людям с хорошо развитым художественным вкусом, которые способны нестандартно мыслить, подходить творчески к поставленным задачам и предвидеть конечный результат. Именно развитие этих качеств личности является основным условием современного воспитания, в том числе эстетического.

Так же в современном обществе резко повысилась востребованность ряда профессий связанных с творчеством. Учреждения дополнительного образования могут своевременно реагировать на запросы социума. Однако в настоящее время большинство учреждений имеет традиционный спектр предлагаемых сфер деятельности учащихся, направленный на формирование творческой личности и рассчитанный на детей с определенным потенциалом в области художественного творчества. Кроме этого есть дети, с очевидно техническим складом мышления, что стереотипно ограничивает их в занятиях творческими видами деятельности. В крупных городах такие дети имеют возможности реализации своих способностей, но в провинции, в небольших населенных пунктах, как правило, они ограничены в выборе учреждения дополнительного образования художественной, музыкальной школами или ДЮЦами. При этом, художественные школы и Центры искусств, имеют стандартный набор программ по предметам дополнительного образования, сводящийся к освоению навыков рисования. Таким образом, достаточно большая часть школьников, которая не имеет наклонностей, например, к рисованию, отказывается от посещения этих учреждений.

Обращаясь к использованию воспитательного потенциала архитектуры в художественно-творческом развитии детей, важно отметить сущность данного явления, архитектура рассматривается как особый вида искусства, сочетающего в себе утилитарные и эстетические функции. Программа «Архитектура», в силу своей специфики, может, развивать как творческие навыки и способности ребенка, так и дать поле реализации детям с техническим характером мышления. Специфика учебного плана данной программы заключается в содержании нескольких блоков, часть из которых направлена на выявления и формирования творческих умений – рисования, освоений различных графических материалов, развитие фантазии ребенка, теоретические знания в области искусства и архитектуры, так и технических – черчение, геометрия, основы проектирования. Обучение по этой программе позволяет формировать проектное мышление, переносить его в различные области образовательного процесса, в том числе, в общеобразовательной школе.

Детская архитектурная деятельность имеет большую художественную и педагогическую ценности. Актуальность проблемы развития творческих способностей в архитектурной деятельности и необходимость её решения в условиях обучения в художественной школе определили выбор направления дополнительной общеразвивающей программы «Архитектура».

Как уже упоминалось, новые образовательные стандарты предъявляют к школе более высокие требования. И я хочу рассказать более подробно о программе:


Актуальность Программы обусловлена растущими потребностями в кадрах высококвалифицированных архитекторов, строителей и дизайнеров, что вызывает необходимость привлечения внимания детей к этим профессиям. Результативность воспитательного и учебного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Данная программа формирует у детей начальные профессиональные знания, развивает технику владения чертежными инструментами, графическую грамотность, прививает навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, расширяет знания и умения детей в решении конструкторских, дизайнерских задач. Программа способствует формированию у детей устойчивости замысла, оказывает помощь в умении планировать свой результат, пробуждению чувства творческого удовлетворения («я»- архитектор).

К отличительным особенностям программы относятся создание условий для развития творческих и креативных способностей детей с помощью приобретения опыта в создании архитектурных и дизайнерских форм по замыслу с использованием ПК. Так же отличительной особенностью данной программы является уход от шаблонного, стандартного мышления за счет использования таких видов занятий, на которых дети до самого завершающего этапа работают без предоставления образца по предложенной преподавателем схеме. Такой подход дает детям возможность проявить в полной мере свои креативные способности, развить фантазию, отказаться от стереотипов мышления.

Программа предусматривает как индивидуальную работу с детьми, так и создание условий решения задач в группах. Одним из основных видов практики служит макетирование. На занятиях ребятам предлагается работать, как уже с напечатанными развертками будущих макетов, так и с обычным картоном, где детали нужно чертить и склеивать самостоятельно. Таким образом, дети непосредственно вовлекаются в процесс создания архитектурного объекта. В работе так же успешно реализуются такие виды деятельности, как рисование от руки, конструирование, выполнение графических заданий, моделирование.

Адресатом программы являются дети от 14 до 18 лет. В группе - 10-12 воспитанников. Принимаются все желающие девочки и мальчики без предварительного тестирования, подготовки и наличия художественных способностей.

Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группу первого года обучения в любой временной период учебного года. Образовательный процесс осуществляются в соответствии учебным планом. Состав группы может быть как постоянным, так переменным.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она дает основные теоретические и практические знания по организации и формированию среды, развивает проектное и пространственно-пластическое мышление. Развитие личности происходит методами созидательного творчества и преобразования пространства. С учетом профессионального интереса обучающихся к архитектуре, учебный процесс строится как самостоятельная проектно-творческая деятельность учащегося. Еще в дошкольном возрасте многие дети рисуют, лепят и того не подозревая создают маленькие проекты будущих изделий, скульптур, зданий, совмещая при этом занятии любовь к рисованию и способности к макетированию. В школах в учебный план зачастую не включает в себя уроки черчения, на которых ребята могли бы проявить свои конструкторские способности. Заканчиваются уроки изобразительного искусства в 7-8 классе, при возрастающей потребности детей расширять знания в области изобразительного искусства, в частности, архитектуры. Кроме того, часть учащихся выбирает профильные ВУЗы и СУЗы, в которых вступительные испытания предполагают наличие навыков и умений не входящих в школьную программу. Поэтому занятия по архитектуре и проектированию, являются не только способом развития пространственного и конструкторского мышления, но и основой предпрофильной подготовки ребят к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Практическая значимость программы заключается в том, что занятия активизируют и развивают интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка. У обучающихся начинает развиваться перспективное мышление, пробуждается интерес к классической и современной архитектуре. В настоящее время не во всех общеобразовательных школах обязательным являются предметы «Черчение» и «МХК», как показывает практика, основные принципы проектирования и азы макетирования помогают детям легче и глубже понимать ряд предметов школьной программы, например, химию, биологию, физику. При освоении разделов по проектированию и макетированию на занятиях по школьным предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше, так как эти дисциплины развивают объемно-пространственное мышление, информация и опыт пропускается через моторику, что гораздо лучше помогает в восприятии, чем слух в отдельности. Исходя из этих, несомненно, важных факторов, была создана данная программа.

Целью программы является развитие системного мышления и конструкторско-проектных умений учащихся 14-18 лет путем вовлечения их в современную художественно-проектную культуру.

Программа отвечает ряду задач – как обучающих, развивающих, так и воспитательных, в большой степени в области эстетического воспитания.

В Черняховской художественной школе программа по предмету «Архитектура» реализуется уже 5 лет. Сейчас можно утверждать, что возросло число учащихся, желающих связать свою жизнь с этой профессией, а так же учащихся, уже поступивших в профильные ВУЗы.

Так же к результатам обучения по этой программе можно отнести победы наших учеников в различных профильных конкурсах, в том числе во Всероссийских.

И реализацию проекта нашего ученика, который в рамках муниципального конкурса спроектировал въездной знак, который впоследствии был изготовлен и установлен на въезде в город.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!