СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 9 класса на тему Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.

Просмотр содержимого документа
«Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.»

Урок 47. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.

Цель урока. Познакомить учащихся с природными соединениями металлов и с самородными металлами. Сформировать понятие о минералах, рудах и металлургии и ее разновидностях – пиро-, гидро- и электрометаллургии.

Образовательные задачи:

  • применение обобщения знаний, умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации;

  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;

  • уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи между «составом», «химическими свойствами», «получением металла».

Развивающие задачи:

  • развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;

  • развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.

Воспитательные задачи:

  • формирование у учащихся познавательного интереса к химии;

  • воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;

  • воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

Оборудование: коллекция руд железа, алюминия, мел, железо, раствор сульфата меди, таблицы «Доменный процесс», « Доменная печь», «Процессы выплавки стали в конвертере, в дуговой печи», «Электрохимическое получение алюминия», фарфоровая ступка, компас.



Ход урок

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос

1. Расскажите, как располагаются в ПС металлы и неметаллы.

2. Сколько электронов обычно имеют металлы на внешнем энергетическом уровне?

3. Как изменяются металлические свойства в периоде и группе?

4. Опишите физические свойства металлов.



III. Изучение новой темы:

Природные соединения металлов

В природе металлы встречаются чаще всего в виде соединений (метал­лических руд). Объясняется это высокой химической активностью метал­лов. Вопрос обучающимся: «Могут ли металлы находиться в природе в свободном (или самородном) состоянии, т. е. в виде М°? Если могут, то, какие это металлы?» Ответ очевиден, что это металлы низкой химической активности. Обобщаем, что металлы могут встречаться в природе или в виде простого вещества (самородки) или в виде слож­ного вещества. Запись в тетрадях:

  1. Благородные металлы — Аи, Pt, встречаются в природе только в сво­бодном виде.

  2. в самородном виде и в форме соединений могут находиться в природе серебро, медь, ртуть и олово;

  3. Некоторые металлы встречаются и в свободном виде и в виде соеди­нений (Sn, Cu, Hg, Ag).

Чаще всего металлы в природе встречаются в виде солей неорганичес­ких кислот: хлоридов, нитратов, сульфатов, сульфидов, карбонатов, а так­же оксидов.

Природные соединения алюминия

Форма, в которой металлы встречаются в природе

В свободном виде

В самородном виде, и в форме соединений

В виде соединений

Примеры металлов

Золото             Au

Серебро                 Ag

Литий                   Li

Платина          Pt

Медь                      Cu

Натрий                 Na

 

Ртуть                     Hg

Кальций               Ca

 

Олово                     Sn

Алюминий           Al



Природные химические соединения металлов называют минералами. минералы, содержащие  в количествах. пригодных для получения в промышленности, называют рудами.
На основании вышесказанного можно составить следующий логический ряд, указывая ключевые слова. Один ученик работает у доски с помощью учителя, класс записывает в тетради







Формы существования металлов в природе

Металл   –– минерал   ––    руды
                        Природное        Природное химическое соединение, содержащее
                        химическое       металл в количествах, пригодных
                        соединение      



Получение металлов

Вопрос обучающимся: Как вы думаете, ребята, какой основной химический процесс ле­жит в основе получения металлов?

• Большинство металлов встречаются в природе в составе соеди­нений, в которых металлы находятся в положительной степени окисления М+п, значит для того чтобы их получить в виде М°, необходимо про­вести процесс восстановления.

Сообщаем, что получением металлов из их соединений занима­ется важнейшая отрасль промышленности, называемая металлургией. Но прежде чем восстановить природное соединение металла необходимо пе­ревести его в форму доступную для обработки. Это может быть обжиг руд для перевода металла в оксид его или растворение нерастворимых соедине­ний: обработка кислотами, содой и др. Катионы металлов М+п в металлур­гических процессах являются окислителями. Восстановителями выступают следующие вещества: С (уголь), Н2, СО, Al, Mg, активные ме­таллы — ЩМ, ЩЗМ, электрический ток.

Знакомим ребят с общими способами получения металлов:

Пирометаллургия это восстановление металлов из их руд, происходя­щее при высоких температурах. Примеры:

Обжиг (окисление): 2PbS + ЗО2 = 2РЬО + 3SO2

Плавка (восстановление): РЬО + Н2 = Pb + Н2О

Восстановление металлов из их оксидов более активным металлом – алюминием (алюмотерапия).

3MnO2 + 4Al = 2Al2O3 + 3Mn



Гидрометаллургия — это методы восстановления металлов из растворов

их солей другими более активными металлами:

CuO + H2SO4 = CuSO4 + Н2О

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Сu

Этим способом получают следующие металлы: Ag, Au, Zn, Zn, Mo.

Электрометаллургия это методы восстановления металлов с по­мощью электрического тока. Данный метод основан на электролизе растворов или расплавов соединений металлов. Наиболее активные металлы получают электролизом расплавов их соединений:

2КС1(расплав) →2K° + С12↑

Таким способом получают активные металлы (ЩМ, ЩЗМ, алюминий).



IV. Закрепление темы

1. Назовите, в каком виде встречаются металлы в природе?  (Металлы встречаются в природе как в чистом виде. так и виде соединений) 
2. Как это связано с химической активностью металлов? (Малоактивные металлы  встречаются в свободном виде: золото, платина; более активные металлы встречаются как в самородном виде, так и в соединениях – серебро – олово; активные металлы – от олова до лития  встречаются только в виде соединений)
3. Какая таблица отражает эти закономерности нахождения металлов в природе? (Электрохимический ряд напряжения  металлов.)



V. Домашнее задание.

§ 40, зад. 1,2



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!