СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Нам жизнь дана, чтобы любить" ( по рассказу А.Платонова " Юшка")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-размышление

Просмотр содержимого документа
«" Нам жизнь дана, чтобы любить" ( по рассказу А.Платонова " Юшка")»


Урок литературы в 7 классе презентация к уроку

Тема: «Нам жизнь дана, чтобы любить...» ( по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного

Форма урока: урок – размышление

Цели урока: - раскрыть своеобразие рассказов А. Платонова, особенности его героев
- определить, какие нравственные ценности завещает автор в произведении; - развивать навыки характеристики героя, умения сопоставлять произведения и героев одного автора; - воспитывать гуманность, нравственность.

Средства обучения: учебник, «Толковый словарь» под ред. С. Ожегова, мини-мультимедиапрезентация, выставка книг А. Платонова

Методы и приёмы: слово учителя, выбор эпиграфа, анализ иллюстраций, беседа, работа с учебником (выборочное чтение), работа со словарём, самостоятельная работа, работа в тетради, составление характеристики, групповая работа.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

  1. Введение в тему. Вступительное слово учителя. -

? С произведениями какого автора мы познакомились? (А. Платонова)

Учитель:- А. Платонов – удивительный писатель. Вы уже заметили, когда читали его рассказы, что они необычны, своеобразны, философски; он учит нас мудрости, любви и уважению к человеку. Читать произведения Платонова не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Читать Платонова – большая духовная работа. Каждое произведение писателя имеет глубокий философский смысл, , причём это не книжная философия, а природная мудрость. Писатель требует от читателя ответной работы, роста души. Сегодня у нас заключительный урок по рассказу «Юшка» Платонова. Для темы нашего урока я взяла слова Ф.И.Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

3. Постановка целей и задач урока. Выбор эпиграфа.

Учитель: - Мы попробуем прожить вместе с героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а, может быть, и самих себя.
- Цели нашего урока….(на слайде)
- Посмотрите еще раз на слова темы урока.

***Понятны ли вам эти слова? Просты ли они?
- На первый взгляд и слова просты, и сделать это легко. Но оглянитесь вокруг. Можно увидеть, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все и любят тоже не всех.
Как доказательство этому – слайды (во время их показа играет  музыка)

*** Посмотрите на них, какое впечатление они произвели на вас? Что чувствовали, глядя на это? Что их различает и объединяет? (Время; страдания, жестокость)
*** Вспомните, какие произведения рассказывают о зле, о несправедливостях в жизни, о жестокости? Почему так решили? Можно ли отнести к нашей жизни эти строки:
Мы живем, все живое губя,
На ступеньках у ада.
Мы в заложники взяли себя,
Ощетинившись взглядом.
- Мне очень хочется, чтобы вы умели любить, чтобы вас всегда любили. Я думаю, наш урок поможет вам.
Учитесь отдавать любовь легко,
Без жалоб, без стеснений, без упрека,
Чтобы внутри все пело и цвело
И чтоб снаружи радовало око.

Учитель: - Мы продолжим урок, выбрав к нему эпиграф. У вас на столах распечатки. Выберите из предложенных вариантов тот, который больше подходит к теме урока. ***Объясните, почему выбрали этот вариант?
1. Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.       (Б. Пастернак)
2. Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.        (М.Ю. Лермонтов)
3. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.   (О. Волков)
4. Я счастлив счастием, мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.       (И.Суриков) 5. Тихая моя родина! Ивы, реки, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. (Н. Рубцов)
6.. А он, мятежный просит бури,
Как будто в бурях есть покой.      (М.Ю. Лермонтов)

Ответы обучающихся:

« Я выбираю стихи Пастернака, потому что Юшка своим добром одолел силу подлости и злобы»

« Я выбираю пятый отрывок, так как Юшка любил тихую родину по-своему. Родина для Юшки – это мать родная. О любви к матери громко не не скажешь. Жаль, что жители просят прощения у Юшки после его смерти.»

« Юшка готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте. Поэтому я выбираю стихи И. Сурикова.»...

Учитель: -Почему никто не предложил последний вариант? (Юшка тихий, безобидный человек, а не бунтарь. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению)

  1. Анализ произведения. ( «Эвристическая беседа)

-Какое впечатление на вас произвел рассказ «Юшка»? Объясните.
-Платонов говорил: «Без меня народ неполный» Как понимаете эти слова? (Каждый человек неповторим, ценен, необходим)
- Считают ли так герои рассказа? Кто? (Юшка)
-Как выглядит этот человек? Подтвердить выдержками из текста. 
- Есть ли что-то необычное в его внешности? (Глаза)
- Чем называют глаза человека? (Зеркало души)
- Что это значит? (Что происходит на душе человека, внутри – все отражается в глазах)
- Что же отражается в глазах Юшки? Что вы увидели? ( Ему больно. В глазах слезы. Плачет душа.)
- Отчего же ему больно и за что обидно? Мы выясним это после самостоятельной работы.

  1. .Самостоятельная работа в группах. «Отношение Юшки к окружающим его людям и их отношение к Юшке» (1 группа – «отношение Юшки к окружающим»; 2 группа - « отношение окружающих к Юшке») (обучающиеся работают в тетрадях, выписывают цитаты из текста, затем для проверки демонстрируется слайд, дети сравнивают со своими ответами)

(на слайде)
Окружающие                                                                     Юшка
-дразнили                                                                         -ничего не отвечал
-обижали                                                                          -не гонялся
-издевались                                                                     -не обижался
-смеялись                                                                         -никого не ругал
-обвиняли в своих несчастьях                                       -жалел всех
-удивлялись                                                                     -радовался
-не понимали                                                            -верил, что его любят, но не понимают
-считали лишним                                                             -«…без меня тоже нельзя…»    
-«…хоть бы ты помер…»                                                -«...мы все равны…»


??? -Почему же и дети, и взрослые так относились к нему?
-А как поступили бы вы на месте героя? Почему?
-Кто был бы тогда прав: вы или Юшка? Почему? (Если бы повели себя жестоко, стали бы похожи на них, не были бы ничем их лучше)
-По своему отношению к людям, поведению Юшка был непохож на других. Как иначе называют таких людей? (Странный)

6. Словарная работа.
-Как понимаете это слово? (Необычный, непохожий на других)
-Как еще называют таких людей? ( блаженный, сокровенный)
-Прочитайте слова на слайде. Как вы их понимаете?
-Прочитайте объяснения словам из словаря, запишите их в тетрадь.
Блаженный осененный благодатью, в высшей степени счастливый; глуповатый.
Сокровенный – нечто скрытое до поры, дорогое, свято хранимое и тайное, задушевное.
-Объединяет ли что-то эти слова? (Скрытое, тайное, необычное)
- Как можно назвать такие слова? (Синонимы)
- Скажите, только ли Юшка был одиноким, непонятым человеком среди других героев Платонова?

7. Самостоятельная работа по сопоставлению героев Платонова из его произведений: «Неизвестный цветок», «В прекрасном и яростном мире», «Юшка» (результаты работы на слайдах)
- В чем герои похожи? Докажите примерами из текста.
Машинист Мальцев (из рассказа «В прекрасном и яростном мире»):
-трудолюбив
-талантлив
-«…глаза глядели отвлеченно, как пустые…»
-молчалив и одинок
-не понят
-тихий, кроткий, наивный
-сильный духом, терпеливый

Неизвестный цветок (из сказки-были «Неизвестный цветок»)
-«…рос один…»
-упорство и трудолюбие
-молчалив
-терпелив и нетребователен
-«…не хотел жить печально…»
-маленький
-«…он ведь был слепой…»
-необычный, непохожий на другие цветы
Юшка (из рассказа «Юшка»)
-«…плохо видел глазами…»
-«…был мал ростом…»
-трудолюбив и нетребователен, терпелив
-молчалив
-непохож на других
-радовался людям

8. Анализ рассказа. (продолжение)
-Судя по тому, как люди относятся друг к другу, можно ли сказать, что является основой их жизни? (Для окружающих – злоба и ненависть, для Юшки – любовь и доброта) (на слайде)
-Всегда ли Юшка был покорным? (Нет)
-Был ли Юшка счастлив среди людей? А где ему было хорошо и спокойно? (На природе)
-А другие герои Платонова были счастливы? Где и когда?
-Что еще необычного сделал Юшка в жизни? (Заботился о приемном ребенке)
-Каждый ли человек может так поступить?
- Как одним словом можно назвать все поступки Юшки? (Нравственные)
-Как понимаете это слово? ( ответы обучающихся + обращение к толковому словарю)
-Легко ли быть таким человеком? Почему?
-Можно ли сказать, кто из героев оказался сильнее: Юшка или окружающие? (Юшка)
-В чем его сила?
- Только ли рядом с Юшкой был человек, продолжающий делать добро? А другие платоновские герои?
-Дайте характеристику Юшки по плану.

9. Характеристика героя, рецензия на ответ. (план на слайде)

10. Итог урока.
-На что похожи все рассказы Платонова? (На притчу)
-Что это за жанр? ( В его основе лежит поучение, заповедь) (определение на слайде)
-Какую же заповедь оставляет нам Платонов? (Нужно любить человека вовремя)
- А что значит любить? В чем проявляется любовь? (на слайде в виде ромашки)
-милосердие                                                                      -сострадание
-доброта                                                                            -внимание
-забота                                                                               -жалость
-участие                                                                             -сочувствие
- Есть ли сходство в концовке всех рассказов Платонова? В чем оно? ( Никто на земле не лишний, все имеют право на жизнь, добро побеждает зло)
Учитель: -Сам Платонов писал:
Я не мудрый, а влюбленный,
Не надеюсь, а молю.
Я теперь за все прощенный,
Я не знаю, а люблю.
-О чем вас заставил задуматься рассказ?
Учитель: -Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дадут возможность человеку в современном мире не потерять себя, своей души. Именно любовь дает нам право называться людьми. Юшка – это вечный образ добра и любви.

11. Домашнее задание: - Написать сочинение на тему( на выбор) 1. « Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» 2. «Можно ли считать Юшку красивым человеком?» - тест по рассказу «Юшка» (прилагается)

- Индивидуальное задание для сильных учащихся: составить тест по произведению

















ТЕСТ ПО РАССКАЗУ «ЮШКА»


1) Слова Б.Л. Пастернака: « Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра»- можно отнести:

а) к Юшке;

б) Даше, дочери кузнеца;

в) детям.


2) Юшка не разгневался на несправедливость прохожего, а только рассердился, потому что:

а) был пуглив от природы;

б) был очень добр по природе;

в) притерпелся к человеческой жестокости.


3) «Глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы». Это сказано:

а) об Акимыче;

б) о кузнеце;

в) о Юшке.


4) Автор:

а) презирает Юшку за непротивление злу;

б) считает его нравственным человеком, т.к. он побеждает зло добром;

в) жалеет.


5) странность Юшки объясняется:

а) его незащищенностью;

б) безотказностью;

в) безграничной добротой.


6) «Без Юшки жить людям стало хуже», ибо:

а) ушел добрый человек, терпеливый к слабостям других;

б) не на ком стало срывать зло и обиду;

в) это был человек, который брался за всякую работу.


7) Юшка оставил после себя:

а) память о своем трудолюбии;

б) девушку-сироту, которую он выучил;

в) память о своей безответственности.


8) Жанр произведения:

а) очерк;

б) повесть;

в) рассказ.


9) Название произведения:

а) Указывает на главного героя;

б) определяет его тематику;

в) имеет обобщающий смысл





















 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!