СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направленность и предсказуемость эволюции.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для обучающихся 11 класса. Конспект разработан по ФГОС. Подробное раскрытие понятия ароморфоз.

Просмотр содержимого документа
«Направленность и предсказуемость эволюции.»

Дата:08.02.2021.. Урок №21. Биология 11 класс.

Тема: Направленность и предсказуемость эволюции.

Цели урока:

- Образовательная: сформировать знания о макроэволюции пути и основные направления эволюционного процесса;

- Развивающая: формирование умения иллюстрировать рассказ примерами из мира растений и животных; умения определять различные направления эволюции; анализировать и делать выводы;

продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других.

- Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь характеризовать основные направления эволюции и пути биологического прогресса.

Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, ПК, гербарные материалы растений, дидактический материал.

Тип урока: урок изучение и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах,

фронтальная.

Этапы урока:

  1. Орг. момент 2 мин.

  2. Актуализация знаний. 3 мин.

  3. Изучение нового материала. 10 мин.

  4. Закрепление знаний 12 мин.

  5. Контроль и взаимопроверка знаний. 8 мин.

  6. Домашнее задание. 2 мин.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что-то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень.

  1. Актуализация знаний.

Беседа о том, что на сегодняшний день изучили (показывается запись на слайде после обсуждения)?

Давайте вспомним, что нам известно о макроэволюции.

- Эволюция? (историческое развитие живых организмов)

Нам известно, что эволюция представлена 2 процессами: микроэволюцией и макроэволюцией.

- Что такое микроэволюция? (приводит к возникновению новых видов)

- Что такое макроэволюция? (эволюция крупных систематических групп, надвидогого ранга)

Что должны узнать по данной теме (показывается запись на слайде после обсуждения)?

Объявление целей урока Цель: сформировать знания о макроэволюции, основных направлениях эволюционного процесса.

В ходе изучение материала, вы схематично отражаете его в тетради.

  1. Изучение нового материала.

Мы с вами ответим на 2 проблемные вопросы:

- В чем различия биологического регресса и дегенерации.

- Какие из видов (пырей ползучий, колорадский жук, кит синий, ворона серая) прогрессируют в настоящее время? Объясните почему.

Общепринятой является идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим.

Но на самом деле прогресс не является единственным направлением эволюционного процесса. Это лишь одно из направлений эволюций.

- Существует еще два направления эволюции. Какие?

Биологический регресс, стабилизация.

Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена и Алексея Николаевича Северцова.

- Как вы думаете, какие признаки характеризуют регресс?

- По каким причинам происходит биологический регресс?

Приведите примеры видов животных находящихся в состоянии биологического регресса.

Какие признаки характерны для стабилизации?

А стабилизация характеризуется – сохранением численности в определенных пределах, сохранение ареала без значительного расширения.

Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые"

- Назовите признаки биологического прогресса.

- Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологического прогресса.

- Какие пути биологического прогресс известны:

  • Ароморфоз или арогенезэволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающие уровень его организации, т.е. ведущее к морфофизиологическому регрессу.

Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения.

Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной среды обитания.

  • По представлениям А.Н. Северцова, ароморфозы – это приспособительные изменения, при которых повышается общая энергия жизнедеятельности.

  • По представлениям И.И. Шмальгаузена, ароморфозы дают возможность использования новых ресурсов среды.

Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца ланцетника к 2-, 3-, 4-камерному у позвоночных, обособление кругов кровообращения, появление скелета, челюстей, жабр и легких.

Сохраняются и становятся признаки крупных таксономических групп.

  • Идиоадаптация или алломорфоз приспособления к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов.

Открывают возможность прогрессивного развития данной группы организмов без повышения уровня ее организации. Вырабатываются приспособления именно к условиям среды, в которых он обитает.

Крайняя степень идиоадаптации - специализации.(питание одним видом пищи, обитание в однородной среде)

  • Дегенерация или катагенез – упрощение организации, сопровождающееся утратой ряда функции и выполняющих их органов.

Связана с переходом к пещерному (редукция зрения, снижение активности., отсутствие пигментации), сидячему и паразитическому( редукция кишечника, ротового и анальных отверстий нервной системы.) образу жизни.

Соотношение путей достижения биологического прогресса

  • В природе все процессы эволюции идут непрерывно и одновременно, сочетаясь между собой и сменяя друг друга.

  • Взаимоотношения трех основных направлений эволюции, их чередование А.Н.Северцов изобразил в виде схемы

Ароморфозы охватывают краткие периоды в процессе эволюции, поднимают уровень организации и открывают новые возможности.

Идиоадаптации занимают длительные периоды эволюции.

Дегенерация является частным случаем идиоадаптации, приспособление к более простым условиям.

Вернемся к проблемным вопросам, которые прозвучали в начале урока.

Закрепление материала

6. Домашнее задание

§ 2.1, ответить на вопросы

Продумать примеры направлений эволюции (использование электронных презентаций только поощряется)

Подготовить сообщения об адаптациях к среде обитания у растений и животных.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!