Дата:08.02.2021.. Урок №21. Биология 11 класс.
Тема: Направленность и предсказуемость эволюции.
Цели урока:
- Образовательная: сформировать знания о макроэволюции пути и основные направления эволюционного процесса;
- Развивающая: формирование умения иллюстрировать рассказ примерами из мира растений и животных; умения определять различные направления эволюции; анализировать и делать выводы;
продолжить формирование умений работать в парах, оценивать себя и других.
- Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, трудолюбие, формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь характеризовать основные направления эволюции и пути биологического прогресса.
Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, ПК, гербарные материалы растений, дидактический материал.
Тип урока: урок изучение и первичного закрепления знаний.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах,
фронтальная.
Этапы урока:
Орг. момент 2 мин.
Актуализация знаний. 3 мин.
Изучение нового материала. 10 мин.
Закрепление знаний 12 мин.
Контроль и взаимопроверка знаний. 8 мин.
Домашнее задание. 2 мин.
Ход урока:
Орг. момент.
Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что-то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень.
Актуализация знаний.
Беседа о том, что на сегодняшний день изучили (показывается запись на слайде после обсуждения)?
Давайте вспомним, что нам известно о макроэволюции.
- Эволюция? (историческое развитие живых организмов)
Нам известно, что эволюция представлена 2 процессами: микроэволюцией и макроэволюцией.
- Что такое микроэволюция? (приводит к возникновению новых видов)
- Что такое макроэволюция? (эволюция крупных систематических групп, надвидогого ранга)
Что должны узнать по данной теме (показывается запись на слайде после обсуждения)?
Объявление целей урока Цель: сформировать знания о макроэволюции, основных направлениях эволюционного процесса.
В ходе изучение материала, вы схематично отражаете его в тетради.
Изучение нового материала.
Мы с вами ответим на 2 проблемные вопросы:
- В чем различия биологического регресса и дегенерации.
- Какие из видов (пырей ползучий, колорадский жук, кит синий, ворона серая) прогрессируют в настоящее время? Объясните почему.
Общепринятой является идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим.
Но на самом деле прогресс не является единственным направлением эволюционного процесса. Это лишь одно из направлений эволюций.
- Существует еще два направления эволюции. Какие?
Биологический регресс, стабилизация.
Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена и Алексея Николаевича Северцова.
- Как вы думаете, какие признаки характеризуют регресс?
- По каким причинам происходит биологический регресс?
Приведите примеры видов животных находящихся в состоянии биологического регресса.
Какие признаки характерны для стабилизации?
А стабилизация характеризуется – сохранением численности в определенных пределах, сохранение ареала без значительного расширения.
Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые"
- Назовите признаки биологического прогресса.
- Примеры животных и растений, находящихся в состоянии биологического прогресса.
- Какие пути биологического прогресс известны:
Ароморфоз или арогенез – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающие уровень его организации, т.е. ведущее к морфофизиологическому регрессу.
Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения.
Ароморфные изменения дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможность в освоении новой, прежде недоступной среды обитания.
По представлениям А.Н. Северцова, ароморфозы – это приспособительные изменения, при которых повышается общая энергия жизнедеятельности.
По представлениям И.И. Шмальгаузена, ароморфозы дают возможность использования новых ресурсов среды.
Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца ланцетника к 2-, 3-, 4-камерному у позвоночных, обособление кругов кровообращения, появление скелета, челюстей, жабр и легких.
Сохраняются и становятся признаки крупных таксономических групп.
Идиоадаптация или алломорфоз приспособления к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов.
Открывают возможность прогрессивного развития данной группы организмов без повышения уровня ее организации. Вырабатываются приспособления именно к условиям среды, в которых он обитает.
Крайняя степень идиоадаптации - специализации.(питание одним видом пищи, обитание в однородной среде)
Дегенерация или катагенез – упрощение организации, сопровождающееся утратой ряда функции и выполняющих их органов.
Связана с переходом к пещерному (редукция зрения, снижение активности., отсутствие пигментации), сидячему и паразитическому( редукция кишечника, ротового и анальных отверстий нервной системы.) образу жизни.
Соотношение путей достижения биологического прогресса
В природе все процессы эволюции идут непрерывно и одновременно, сочетаясь между собой и сменяя друг друга.
Взаимоотношения трех основных направлений эволюции, их чередование А.Н.Северцов изобразил в виде схемы
Ароморфозы охватывают краткие периоды в процессе эволюции, поднимают уровень организации и открывают новые возможности.
Идиоадаптации занимают длительные периоды эволюции.
Дегенерация является частным случаем идиоадаптации, приспособление к более простым условиям.
Вернемся к проблемным вопросам, которые прозвучали в начале урока.
Закрепление материала
6. Домашнее задание
§ 2.1, ответить на вопросы
Продумать примеры направлений эволюции (использование электронных презентаций только поощряется)
Подготовить сообщения об адаптациях к среде обитания у растений и животных.