«Народная игрушка-радость открытия»
«Декоративно-прикладное искусство один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного искусства. Возникнув на ранних ступенях эволюции человеческого общества, декоративно-прикладное искусство и сегодня является важнейшей областью художественного творчества». (И.А. Лыкова)
Его назначение привносить в повседневную жизнь радость, придавая бытовым вещам кроме утилитарного назначения свойство удивлять ,утешать взгляд, то есть превращать обычную утварь в необыкновенные вещи. Мастер становится творцом, художником и одухотворяя вокруг себя среду, выходит на уровень художественного осмысления и созидания собственной реальности, картины мира .
На уроках керамики в нашей школе мы соприкасаемся с таким феноменом русского декоративного искусства как – народная игрушка. Народная игрушка – это пласт культуры, пронизанный связями с традициями, как зеркало отражающими духовный опыт поколений; народные представления о прекрасном, нравственном, об этических и эстетических идеалах. Приобщаясь к этой сокровищнице богатств и наследия, делая этот опыт своим личным, мы невольно вступаем в диалог с предшествующими поколениями и перенимаем эстафету ценностей, основополагающие смыслы которых: доброта, открытость, трудолюбие, коллективизм. Что способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь. Потому что народное искусство – радостное искусство.
Но помимо духовных ценностей, народная игрушка – это универсальные умения и знания в области обработки глины, сложившиеся в течении многих веков . В лице преподавателя, перенявшего опыт и навыки лепки от мастеров – игрушечников, которые ведут свое мастерство от первоисточника , дети вступают в культурную эстафету передачи послания из глубины времен . В этом случае обще развивающий эффект усиливается многократно, поскольку в общение с ребенком незримо вступает все человечество.
Лаконичные образы, смелая лепка, мягкий юмор, заложенные в пластике народной игрушки находят эмоциональный отклик у детей; заряжают своей энергией и вдохновляя на активную творческую деятельность. Доступная техника исполнения в единстве с выразительными средствами материала- глины, позволяет каждому ребенку создавать качественные оригинальные произведения в художественной декоративной пластике.
Технические приемы, овладевая которыми, мы развиваем умелость руки, осознанную моторику. Базовые, художественные навыки нескольких промыслов глиняной игрушки, к которым относятся: формовка из общего куска, вытягивание деталей, выглаживание, прописка по сырой глине стеком и штампиком, как способом декорирования, к которым относятся и завершающие процесс изготовления игрушки - глазуровка, роспись, молочение. Все это вкупе мы используем в своей практической творческой деятельности для создания рукотворной игрушки. Целью курса «Народная игрушка» является готовность и воплощение своей оригинальной, творчески переосмысленной пластики по мотивам народной игрушки.
Так у скопинской игрушки, смелой в лепке, мы учимся формовке из общего куска и вытягиванию частей : голова морда, лапы. Узнаем насколько выразительны жгутовые детали, налепы, прописка по сырой глине.
На примере Романовской ,закрепляем навыки изготовления «воздушной камеры» и узнаем новые способы декорирования и лепки птичьего образа.
Когда приступаем к лепке Абашевской игрушке, узнаем о способе лепки из составных частей и более сложной работе со жгутом (ведь рога у оленей и козлов такие крученые!). Совершенствуем технику налепов из жгутов и шариков.
Филимоновская -учит нас лаконичному строгому силуэту, стилистике вытянутых форм.
Многообразная по тематике, сложная в техническом исполнении –дымковская игрушка, так любимая за яркость, праздничную нарядность учит нас продуманному отношению к композиции и лепке изделий из составных частей.
Нашей задачей является прочувствовать характер каждой промысловой игрушки ее пластику, силуэт. Экскурс в историю промысла способствует более глубокому погружению в тему.
Накопив представление о народной игрушке, как об уникальном предмете культурной среды, мы готовимся свой накопленный опыт интегрировать в свободное творчество.
Творение, созидание рукотворной игрушки – это выход ребенка из обыденного течения жизни на более высокую ступень художественного и эстетического развития. Открытие новых возможностей в материале и главное в самом себе.