СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Народные промыслы Центральной России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cоздать  условия  для формирования  у обучающихся  представления  о народных промыслах в Центральной России. Познакомить учащихся с географией народных промыслов европейской части России, своего региона, историей их возникновения, художественной ценностью.

Просмотр содержимого документа
«"Народные промыслы Центральной России"»

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ

Цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о народных промыслах в Центральной России. Познакомить учащихся с географией народных промыслов европейской части России, своего региона, историей их возникновения, художественной ценностью. Учиться художественному видению окружающего мира, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

Познакомить учащихся с географией народных промыслов европейской части России,

историей их возникновения, художественной ценностью.

• Учиться художественному видению окружающего мира, расширить кругозор и

чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия

Познакомить учащихся с географией народных промыслов европейской части России,

историей их возникновения, художественной ценностью.

• Учиться художественному видению окружающего мира, расширить кругозор и

чувствовать красоту, желание создавать эстетические издели

Задачи урока:

 1. Познакомить с географией народных промыслов России, своего региона, историей их создания и художественной ценностью; на каких местных природных ресурсах базируется;

2. Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев. Народные промыслы – важный элемент культуры и быта населения;

3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, традициям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

1) осмысление социально-экономического опыта предшествующих поколений;

2) совершенствование навыка работы с учебной и внешкольной информацией с использованием современных источников;

3) развитие способностей решения творческих задач и коллективного сотрудничества;

4) дальнейшее формирование навыка систематизации информации, применения исторических и географических понятий.

Оборудование: презентация;  мультимедиа, видеофильмы. Экономическая карта Центральной России с обозначением мест развития народных промыслов, иллюстрации по теме,  изделия местных умельцев   ( резьба по дереву, вышивка, лозоплетение, вязание), плакат – перечень названий (хохломская, городецкая, полхов- майданская роспись, братина, майолика, матрешка, дымковская игрушка, полуфаянс, корзиноплетение). 

Импровизированная выставка изделий народных промыслов ( на столе, застеленном самотканым рушником, выставлены старинная утварь села Плёхово Суджанского района). Народный самобытный костюм села Плёхово.

I. Организационный момент.

II. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель.

Ребята! Сегодня у нас очень необычный урок. Мы будем говорить

не только о природных и экономических особенностях центральной части страны, но и о жизни населения, его хозяйственной деятельности, быте и конечно о культурном наследии нашего народа, в котором отражается широта русской души. Наша Русская Земля с давних времён славилась своими самобытными мастерами, людьми которые создавали и ныне творят своими руками уникальные шедевры.

(Слайд 1. Промыслы)

Учитель:

Посмотрите внимательно на мой наряд (учитель ведёт урок в народном костюме села Плёхово), на слайд презентации, подумайте и сформулируйте тему сегодняшнего урока!

Итак, ребята, какая тема нашего урока?

Тема урока «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ»

Беседа с учащимися

-Ребята, давайте выясним, Что такое промыслы, ремесло?

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.

Народные художественные промыслы – одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.

- Скажите, Существует ли связь народного творчества, и той местностью, где происходило зарождение и дальнейшее развитие различных его видов?

Возникновение народных художественных промыслов, связано с историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они опираются на местные природные ресурсы.

Как вы думаете,

Где мог зародиться промысел по изготовлению изделий из шерсти?

В местах разведения соответствующих пород животных.

- Где могла возникнуть художественная обработка дерева?

В лесных районах.

- Гончарство?

В районах, где присутствует соответствующий тип глины.

- Центры по производству художественных изделий из металла?

Возникали, как правило, рядом с месторождениями чёрных и цветных руд

Прежде, чем познакомиться с промыслами Ц Р., откройте карту в атласе, и скажите какие названия населённых пунктов Центрального района имеют отношение к народным промыслам?

Поясните, какие причины способствовали развитию данных ремёсел в Центральной России?

Скажите: « Какое население (городское или сельское) преобладает в Центральной России?

Назовите крупнейшие города – миллионеры, расположенные на этой территории?

Какой вид хозяйственной деятельности характерен для городских поселений?

Ребята, а теперь подумайте: а как люди жили в сёлах? Чем они зарабатывали, чтобы прокормить семью? Много ли доходов может приносить земледелие? Почему?

Ремесленные промыслы давали большие доходы, чем сельскохозяйственная деятельность. Ими занимались до половины крестьянских дворов.

Итак, я приглашаю вас совершить совместную экскурсию по регионам Центральной России, где мы все вместе побудем в роли экскурсоводов, потому, что все готовили сообщения о центрах художественных промыслов, и экскурсантов.

У вас на столах лежат листы с шаблонами таблиц, которые по ходу получения информации вам надо заполнить.

 Знакомство с народными промыслами Центральной России мы начнем с

  1. Народных промыслы Московской области

Сообщение учащегося. (Сообщение Марухненко Н.) Просмотр презентации

(Слайд 2.)



На территории Московской области  в городе Сергеев Посад делают игрушки-матрешки. Этот японский образец пришелся по вкусу русскому народу.  Первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол избражали детей разных возрастов. Первые матрешки  стояли дорого и пользовались спросом скорее у взрослых. Русские матрешки в основном изображали девушек и женщин: в русских сарафанах и платках. Имя Матрёна было тогда широко распространённым. Отсюда и пошло название “Матрёшки”.В 1913 году была  выточена 48-ми местная матрешка.

Жостово.

История жостовского промысла восходит к началу 19 века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий  из папье-маше: табакерки, кошельки, подносы разной формы, коробочки. В середине 19 века папье-маше заменило железо, железные подносы вытеснили другие изделия, а ремесло  обрело статус уникального вида русского народного искусства.

 Павловский Посад

Павловский посад расположен на востоке московской области. Это центр текстильной промышенности. Набивные  шерстяные платки, украшенные традиционным красочным орнаментом. Этот промысел возник в 1860-1880 гг. . В декоре павловских платков  преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды.

Высоковск. На Новый год мы все наряжаем ёлку, для этого покупаем ёлочные украшения и игрушки. Высоковск-это город, в котором их делают.

Сообщение учащегося. (Сообщение Лапин И. Просмотр презентации

(Слайд 2.)

  1. Жар-птицы Хохломы.

Одним из наиболее древних промыслов на территории Нижегородской области  — является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Усоры в конце 17 века. В Заволжье эта технология получила широкое распространение благодаря мастерам - старообрядцам, бежавшим сюда от преследования властей. Хохлома – название большого  торгового села, куда мастера привозили свои изделия на продажу. Позднее и весь промысел получил название — хохломской росписи. Изделия эти очень популярны и известны во всем мире.

Хохломской росписью  расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Интереснейшее изделие-братчина. Своим названием она обязана древнему обычаю, который называется братчиной. (Слайд 3. Братчина)

Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, собирались в одной избе люди, связанные родственными узами. Они чинно рассаживались за одним столом, обсуждали волнующие их дела. К концу их разговора им подавались щи и каша в особой посуде называемой братиной. Чаще всего она представляла собой горшок до 50 см в диаметре

Хохломские изделия  считались хорошим подарком.

В больших количествах изготовляли ложки.  Ложка у каждого была своя. Ложки использовались не только в качестве подарков, но и как музыкальные инструменты. - Что писали художники на изделиях?  Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий землянику, малину, крыжовник, черную смородину, рябину.

Кудрины, травки превращаются в крупные кудри — завитки . Они всегда золотые. Существует такая легенда: “ Давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок -умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он и ее угостил. И вдруг она прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой”.

- Какие значения имеют цвета: красный, золотой, черный? Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотой — свет, солнце; черный — торжественность.

Сообщение учащегося. (Сообщение Цуцей Д.) Просмотр презентации

(Слайд 3.)

  1. Дымковская игрушка.

Глиняные, расписные игрушки делали в слободе Дымково, что на реке Вятке, и продавали на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ. Все посетители ярмарки считали своим долгом посвистеть с свистульки. Расписная керамическая игрушка – яркие фигурки барынь, кавалеров, кормилиц, павлины, индюки, лошадки, козлы, бараны, утки. Крупноголовые, осанистые фигурки. Геометрический орнамент строится из комбинаций пятен, полос, клеток, кружков. Промысел возник в 19 веке.

Сообщение учащегося. (Сообщение Гукова Э.) Просмотр презентации

(Слайд 4.)

  1. . Сказки из Палеха.

Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные живописью. В селе Палех Ивановской области  это уникальное искусство появилось в 1924 г., на основе древних традиций иконописания. Два косогора усеянных избушками, между ними полусонная речушка Полешка — вот и всё знаменитое еще с 17 в. Село Палех.

Художники пишут палехские миниатюры яичной темперой, как иконы.

Для этого берут желток сырого яйца, проколов иголкой оболочку, осторожно выливают содержимое в скорлупу и разбавляют уксусом с водой, затем содержимое смешивают с пигментами. Пишут только свежей темперой. Художники сами вяжут тончайшие кисти из беличьего волоса, чтобы острие кисточки не ломалось, на них надевают “саночки”-трубочки из утиных перьев. Завершают живопись росписью “золотом” и “серебром”.

Сообщение учащегося. (Сообщение Лапина А.) Просмотр презентации

(Слайд 4.)

  1. Гжель.

Гжель  … Издревле под этим названием подразумевается местность, расположенная на юго-востоке Московской области Раменского района, включающая несколько десятков деревень и сёл, жители которых были виртуозами керамического ремесла: жгли-обжигали глиняную посуду. Так основная деятельность местного населения и дала название региону. Керамическое производство  появилось на Гжельской земле в 4 в.до н.эГжель был  поставщиком Царёва Двора. Гжель-это вазы, статуэтки, игрушки, изделия-интерьера: камины. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели есть собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне.  Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный синий цвет.

Учитель: Курская область – одна из провинциальных областей Центральной России. Соловьиный край прославили целые династии мастеров из народа. Суджанские ковры, кожлянская глиняная игрушка, рушники из Саморядово всегда были известны. Хорошо знают и высоко оценивают их сегодня за пределами Курской области.

А начнем наше путешествие по нашему региону с экскурсии в краеведческий музей г. Курчатова и со знакомства с увлеченным человеком Татьяной Евгеньевной Скобликовой. Она была заведующей отделом народных промыслов музея и руководителем объединения «Народное гончарство». Давайте послушаем рассказ Т.Е. Скобликовой о ныне существующих и исчезнувших народных промыслах Курского края.   https://disk.yandex.ru/client/disk/Загрузки?idApp=client&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2FЗагрузки%2FВидео%201.mp4

Учитель: О том, что Курский край богат самобытными ремёслами, выможете убедиться просмотрев следующий фрагмент.

https://disk.yandex.ru/client/disk/Загрузки?idApp=client&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2FЗагрузки%2FСуджанская%2C%20кожлянская%20и%20авторская%20глиняная%20игрушка.mp4


Учитель: Итак, город Суджа. Именно здесь гончарное ремесло зародилось около семи тысяч лет до нашей эры.

Гончарство как промысел оформлялось и крепло вместе с городом, который возник в середине 17 века. В Суджу сразу пришли казаки, мещане, часть которых и составили гончары. Они поселились вблизи города и назвали свою слободу Гончарной.

Гончары имели свой герб, флаг, устав. В семье каждый имел свои обязанности. Но за гончарный круг садились только мужчины.

Практически все жители Гончарной слободы занимались производством керамики.

Слово «керамика» многозначное:

  1. Изделие из обожженной глины;

  2. Гончарное производство.

Суджанская керамика красовалась и на выставке в Париже, где ее отметили медалью, и преподносилась высоким персонам, в том числе Курскому губернатору господину графу Алексею Дмитриевичу Милютину. Ему было подарено блюдо мастера Мамоткова в 1893 году.

Суджанские гончары производили посуду, предметы печного промысла, строительные и отделочные материалы, скульптуру и фигурные сосуды, игрушку и мелкую художественную пластику

В работу шли красные, серые, белые сорта глины. Мастера украшали свои изделия и строгим орнаментом, и росписью растительных мотивов, и методом задымления, и поливой.

Полива – это жидкий состав для обмазки гончарных изделий, глазурь.

А проникнуть вглубь Суджанского промысла, восстановить утерянные формы помогает сейчас людям Народный мастер России, член Союза художников России Юрий Степанович Спесивцев.

Его ученики мало в чем уступают своему учителю и уверенно говорят, что их стремление познать ремесло гончара абсолютно осознанно, этому делу не жаль посвятить свою жизнь.  https://disk.yandex.ru/client/disk/Загрузки?idApp=client&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2FЗагрузки%2FВидео%202.mp4

Учитель: Ещё наши самобытные чудеса продолжаются. Это Суджанские ковры. Наш промысел называется  – ковроткачество. А более подробная информация содержится в следующем видеофрагменте. https://disk.yandex.ru/client/disk/Загрузки?idApp=client&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2FЗагрузки%2FСуджанские%20ковры.mp4

Учитель: уникален и богат Курский регион своей самобытностью. Здесь таиться истинно-русская душа. А Суджанская земля является истинной жемчужиной в Курском крае. Ещё я хотела бы, чтобы вы вспомнили о культурном наследии села Плёхово. Вашей малой Родины. Посмотрите ещё раз внимательно на импровизированную выставку в нашем классе, обратите внимание на предметы, которые здесь представлены, на красочный народный костюм, который вы наблюдали на мне, в течение всего урока. Важно вспомнить его историю и особенности элементов. В этом нам помогут ваши школьные друзья, активисты школьного Плёховского музея «Наши истоки». https://rutube.ru/video/e8ff001b3e62bf6c9fd8e5669111b516/

4. Подведение итогов урока

– Что узнали? 
– Чему научились?
– Что понравилось?
– Какие новые слова появились у вас в вашем словарном запасе? 
– Проверим  себя.

Предлагается слайд с изображениями изделий разных промыслов.

Задание: узнать изделие.
– А что мы можем сказать о людях, которые создавали веками красоту, и о земле, их взрастившей? 
– Чем же прославились эти места?

Село Гжель – Московская обл., 
Село Дымково, что на реке Вятки (вблизи г.Вятки); 
Поселок Палех – Ивановская обл.; 
Город Павловский Посад – Московская обл.; 
Село Жостово – Московская обл.; 
Город Сергиев Посад – Московская обл.; 
Села Городец, Хохлома – Нижегородская область.

Курская область, Суджа, село Плёхово

Выставление оценок.

5. Заключительное слово учителя

 Мы с вами побывали только в некоторых уголках России, познакомились с экспонатами виртуального музея, а главное вспомнили народные промыслы Курского края.. Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. Знакомясь с ним, вводя его в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота.

Сегодня художественные изделия служат непременной частью повседневной жизни человека, они вошли в быт как необходимые предметы. Опыт мудрого, трудолюбивого народа может постоянно возрождаться и передаваться из рук в руки, из уст в уста, если хоть капелька памяти сохранится в  душах людей.

Народному ремеслу можно научиться, если к этому стремиться.

– Спасибо всем за урок.

Домашнее задание:   Дома вам предстоит выполнить эскиз Плёховского праздничного наряда. Представьте себя в роли художника-дизайнера. Обязательно украсьте элементы костюма орнаментом и выполните к работу в цвете. Подготовить загадки и поговорки, о народных промыслах своей местности.

Пример выполненного задания

Название промысла

Время возникновения

Изделия

Центры производства

Вологодское кружево

Начало XIX века

Мерное кружево, отдельные вещи: воротники, накидки, косынки, салфетки, скатерти, перчатки и пр.

г. Вологда

Дымковская игрушка

XIX век

Расписные керамические игрушки: барыни, кавалеры, павлины, лошадки, бараны, утки, индюки, козлы и пр.

с. Дымково Кировская область

Городецкая роспись

XIX век

Декоративные панно, игрушки, деревянная посуда (солонки, чаши, разделочные доски, тарелки), детская мебель.

г. Городец Нижегородская область

Оренбургские пуховые платки

XIX век

Платки, шали «Паутинка», палантины.

г. Оренбург

Хохломская роспись

XVIII век

Расписная деревянная посуда, доски, вазы, игрушки, броши, детская мебель.

г. Семенов Нижегородская область

Гжель

XVIII век

Посуда, вазы, самовары, квасники, кувшины, скульптурные жанровые поделки, игрушки и пр.

г. Гжель Московская область

Чернение по серебру

Середина XVIII века

Шкатулки, портсигары, кубки, посуда, ювелирные изделия: кольца, серьги, кулоны, броши, запонки, браслеты.

г. Великий Устюг Вологодская область




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!