СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные женские костюмы разных губерний Российской Империи

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наталья Леонидовна Шабельская, жена крупнейшего землевладельца Харьковской губернии Петра Николаевича Шабельского, за 30 лет собрала превосходную коллекцию народных костюмов, вышивок, кружев, тканей, стоящую в одном ряду с коллекциями П.И. Щукина и М. К. Тенишевой. В конце 1890-х гг. основала частный «Музей старины» в Москве на пересечении Садовой и Бронной улиц. Много путешествовала по России, была участницей международных выставок.

На Всемирной Выставке в Париже 1900 года настоящий фурор произвела выставка фотографий русского костюма. Экспозицию составили снимки из коллекции частного «Музея Старины» Натальи Шабельской. Они поражают тем, насколько отличаются элементы одежды в разных губерниях Российской Империи.  Уникальный снимки Шабельской сами по себе имеют историческую ценность - все они выполнены в конце XIX века в студии, а позировали в костюмах дочери Шабельской и модели. Частную фотоколлекцию выкупил Николай II и даровал Российскому Этнографическому Музею, где она теперь хранится.   

Просмотр содержимого документа
«Народные женские костюмы разных губерний Российской Империи»

Народные женские костюмы разных губерний Российской Империи   ( Русский народный костюм из коллекции семьи Шабельских) Презентация подготовлена учителем биологии и географии МОУ СОШ№5 г.Всеволожска Павловой Татьяной Александровной

Народные женские костюмы разных губерний Российской Империи ( Русский народный костюм из коллекции семьи Шабельских)

Презентация подготовлена

учителем биологии и географии

МОУ СОШ№5 г.Всеволожска

Павловой Татьяной Александровной

Наталья Леонидовна Шабельская, жена крупнейшего землевладельца Харьковской губернии Петра Николаевича Шабельского, за 30 лет собрала превосходную коллекцию народных костюмов, вышивок, кружев, тканей, стоящую в одном ряду с коллекциями П.И. Щукина и М. К. Тенишевой. В конце 1890-х гг. основала частный «Музей старины» в Москве на пересечении Садовой и Бронной улиц. Много путешествовала по России, была участницей международных выставок.

Наталья Леонидовна Шабельская, жена крупнейшего землевладельца Харьковской губернии Петра Николаевича Шабельского, за 30 лет собрала превосходную коллекцию народных костюмов, вышивок, кружев, тканей, стоящую в одном ряду с коллекциями П.И. Щукина и М. К. Тенишевой. В конце 1890-х гг. основала частный «Музей старины» в Москве на пересечении Садовой и Бронной улиц. Много путешествовала по России, была участницей международных выставок.

В 1890 г. в Историческом музее прошла первая выставка коллекции Натальи Леонидовны, где было представлено 676 предметов из 21 губернии. В 1892 г. прошла грандиозная демонстрация 4000 предметов

В 1890 г. в Историческом музее прошла первая выставка коллекции Натальи Леонидовны, где было представлено 676 предметов из 21 губернии. В 1892 г. прошла грандиозная демонстрация 4000 предметов

В 1893 году Наталья Леонидовна показывала свою коллекцию на Всемирной выставке в Чикаго, в 1894 году в Брюсселе и Антверпене, а в 1900 на Всемирной выставке в Париже, где была удостоена бронзовой медали. Ее московский дом превратился в музей русской старины. Каталог собрания включал более 4000 предметов. Эта коллекция была самым большим собранием текстиля России второй половины XIX - начала XX вв. Обложка 1-го тома (1910 г.) описания коллекции — единственного из планировавшегося 12-томника, успевшего выйти из печати
  • В 1893 году Наталья Леонидовна показывала свою коллекцию на Всемирной выставке в Чикаго, в 1894 году в Брюсселе и Антверпене, а в 1900 на Всемирной выставке в Париже, где была удостоена бронзовой медали.
  • Ее московский дом превратился в музей русской старины. Каталог собрания включал более 4000 предметов. Эта коллекция была самым большим собранием текстиля России второй половины XIX - начала XX вв.

Обложка 1-го тома (1910 г.) описания коллекции — единственного из планировавшегося 12-томника, успевшего выйти из печати

На Всемирной Выставке в Париже 1900 года настоящий фурор произвела выставка фотографий русского костюма. Экспозицию составили снимки из коллекции частного «Музея Старины» Натальи Шабельской. Они поражают тем, насколько отличаются элементы одежды в разных губерниях Российской Империи. Уникальный снимки Шабельской сами по себе имеют историческую ценность - все они выполнены в конце XIX века в студии, а позировали в костюмах дочери Шабельской и модели. Частную фотоколлекцию выкупил Николай II и даровал Российскому Этнографическому Музею, где она теперь хранится.

На Всемирной Выставке в Париже 1900 года настоящий фурор произвела выставка фотографий русского костюма. Экспозицию составили снимки из коллекции частного «Музея Старины» Натальи Шабельской. Они поражают тем, насколько отличаются элементы одежды в разных губерниях Российской Империи.

Уникальный снимки Шабельской сами по себе имеют историческую ценность - все они выполнены в конце XIX века в студии, а позировали в костюмах дочери Шабельской и модели. Частную фотоколлекцию выкупил Николай II и даровал Российскому Этнографическому Музею, где она теперь хранится.

Архангельская губерния Основой женского костюма в России был сарафан - длинное платье без рукавов, которое надевалось поверх рубахи с пышными и красиво расшитыми рукавами. Такой костюм носили и крестьянки и купчихи - отличались лишь материалы, из которых шили костюм и богатство декора и аксессуаров, таких как манжеты и бусы.

Архангельская губерния

Основой женского костюма в России был сарафан - длинное платье без рукавов, которое надевалось поверх рубахи с пышными и красиво расшитыми рукавами. Такой костюм носили и крестьянки и купчихи - отличались лишь материалы, из которых шили костюм и богатство декора и аксессуаров, таких как манжеты и бусы.

Новгородская губерния Вторым важнейшим элементом русского костюма был головной убор, который часто называют собирательным словом «кокошник». На деле же существовали десятки видов головных уборов - даже по Архангельской губернии видно, насколько они разные.

Новгородская губерния

Вторым важнейшим элементом русского костюма был головной убор, который часто называют собирательным словом «кокошник». На деле же существовали десятки видов головных уборов - даже по Архангельской губернии видно, насколько они разные.

Олонецкая губерния (ныне республика Карелия)   Рукава у рубашек часто шили очень длинными, при этом закрепляя на руке так, чтобы придать ему пышность. На запястья надевали богато украшенные и расшитые бисером и жемчугом накладные манжеты из бархата, шелка или другой дорогой ткани.

Олонецкая губерния (ныне республика Карелия)

Рукава у рубашек часто шили очень длинными, при этом закрепляя на руке так, чтобы придать ему пышность. На запястья надевали богато украшенные и расшитые бисером и жемчугом накладные манжеты из бархата, шелка или другой дорогой ткани.

Вологодская губерния На фото уникальный вологодский кокошник для венчания, он назывался «коруна». Подобный головной убор, расшитый бисером, стоил очень дорого и выполняли головной убор лучшие мастера. Кокошник часто носили с платком, а к этой коруне прикреплено целое головное покрывало.

Вологодская губерния

На фото уникальный вологодский кокошник для венчания, он назывался «коруна». Подобный головной убор, расшитый бисером, стоил очень дорого и выполняли головной убор лучшие мастера. Кокошник часто носили с платком, а к этой коруне прикреплено целое головное покрывало.

Тверская губерния Поверх сарафана часто надевали передник, а в качестве верхней одежды в холодное время года выступала «душегрея». Она могла быть короткой или до колена и часто была обшита мехом.

Тверская губерния

Поверх сарафана часто надевали передник, а в качестве верхней одежды в холодное время года выступала «душегрея». Она могла быть короткой или до колена и часто была обшита мехом.

Псковская губерния Один из самых необычных головных уборов встречается в Псковской губернии, он назывался «шишак». Шишки расшивали перламутром, и стоил такой кокошник очень дорого, поэтому был элементом праздничного наряда на особый случай. Такая необычная форма, конечно, имела особый смысл - шишки выступали символами плодородия, обозначали зерно и семя.

Псковская губерния

Один из самых необычных головных уборов встречается в Псковской губернии, он назывался «шишак». Шишки расшивали перламутром, и стоил такой кокошник очень дорого, поэтому был элементом праздничного наряда на особый случай. Такая необычная форма, конечно, имела особый смысл - шишки выступали символами плодородия, обозначали зерно и семя.

Нижегородская губерния В Нижнем Новгороде была одна из лучших в России ярмарок, куда съезжались лучшие мастера с ближайших губерний, поэтому и наряды здесь были самые разнообразные и искусно украшенные. Венец, серьги, кружева, тиснение золотой нитью - и самый невероятный выбор тканей и форм кокошников.

Нижегородская губерния

В Нижнем Новгороде была одна из лучших в России ярмарок, куда съезжались лучшие мастера с ближайших губерний, поэтому и наряды здесь были самые разнообразные и искусно украшенные. Венец, серьги, кружева, тиснение золотой нитью - и самый невероятный выбор тканей и форм кокошников.

Костромская губерния   На левом фото хорошо видно украшение гайтан с нательным крестом. Часто такое украшение было из полоски ткани или тесьмы, его украшали бисером, вешали крестик или образок - и длина могла доходить до пояса. Справа на фото - высокий «однорогий» кокошник - характерный праздничный головной убор именно Костромской губернии.

Костромская губерния

На левом фото хорошо видно украшение гайтан с нательным крестом. Часто такое украшение было из полоски ткани или тесьмы, его украшали бисером, вешали крестик или образок - и длина могла доходить до пояса. Справа на фото - высокий «однорогий» кокошник - характерный праздничный головной убор именно Костромской губернии.

Ярославская губерния Интересной особенностью некоторых рубах были двойные рукава с прорезями, обычно такие рубахи шили для свадебного костюма. Длинная часть их спадала вниз почти до самого пола. Такие рукава упомянуты в русской народной сказке о Царевне-лягушке. Преобразившись в прекрасную девушку Василису, она плясала на пиру, и от взмаха ее рукава появлялись белые лебеди.

Ярославская губерния

Интересной особенностью некоторых рубах были двойные рукава с прорезями, обычно такие рубахи шили для свадебного костюма. Длинная часть их спадала вниз почти до самого пола. Такие рукава упомянуты в русской народной сказке о Царевне-лягушке. Преобразившись в прекрасную девушку Василису, она плясала на пиру, и от взмаха ее рукава появлялись белые лебеди.

Тульская губерния На юге традиционные «сарафанные комплексы» стали популярны лишь в конце XIX века и пришел из северной и центральной России. Чаще же здесь встречается другой костюм, основой костюма является рубаха и юбка «понева», которую подвязывали широким и нарядно расшитым поясом.

Тульская губерния

На юге традиционные «сарафанные комплексы» стали популярны лишь в конце XIX века и пришел из северной и центральной России. Чаще же здесь встречается другой костюм, основой костюма является рубаха и юбка «понева», которую подвязывали широким и нарядно расшитым поясом.

Курская губерния Распространенным украшением на юге России были «пушки», как на фото справа. Круглые шарики из гусиного пуха крепились чаще всего к головному убору. Кстати, на юге головные уборы чаще были мягкие и не имели твердого «очелья» на лбу, как на севере.

Курская губерния

Распространенным украшением на юге России были «пушки», как на фото справа. Круглые шарики из гусиного пуха крепились чаще всего к головному убору. Кстати, на юге головные уборы чаще были мягкие и не имели твердого «очелья» на лбу, как на севере.

Рязанская губерния   Отличительной особенностью костюма замужних дам был такой кокошник «кичка» в виде рогов, как на фото слева. Такие головные уборы встречались и в центральной России. Рога должны были защищать женщину от злых духов, а также символизировали ее молодость и способность к деторождению.

Рязанская губерния

Отличительной особенностью костюма замужних дам был такой кокошник «кичка» в виде рогов, как на фото слева. Такие головные уборы встречались и в центральной России. Рога должны были защищать женщину от злых духов, а также символизировали ее молодость и способность к деторождению.

 Использованные материалы : https://www.perunica.ru/tradicii/5813-shabelskaya-natalya-leonidovna-1841-1904-kollekcioner-russkoy-stariny.html https://stil.mirtesen.ru/blog/43073325075/Russkiy-narodnyiy-kostyum-i-tekstil-iz-kollektsii-semi-SHabelski https://ru.wikipedia.org/wiki/Шабельская,_Наталья_Леонидовна https://zen.yandex.ru/media/rusbeyond/narodnye-jenskie-kostiumy-raznyh-gubernii-rossiiskoi-imperii-foto-61279682fc9e37612e7a70a7?&utm_campaign=dbr& https://bellezza-storia.livejournal.com/132065.html https://zen.yandex.ru/media/id/5b3e24fa27773000a99911c3/pervaia-sobiratelnica-russkih-drevnostei-602cd30cae93e667d2ee55c3

Использованные материалы :

  • https://www.perunica.ru/tradicii/5813-shabelskaya-natalya-leonidovna-1841-1904-kollekcioner-russkoy-stariny.html
  • https://stil.mirtesen.ru/blog/43073325075/Russkiy-narodnyiy-kostyum-i-tekstil-iz-kollektsii-semi-SHabelski
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Шабельская,_Наталья_Леонидовна
  • https://zen.yandex.ru/media/rusbeyond/narodnye-jenskie-kostiumy-raznyh-gubernii-rossiiskoi-imperii-foto-61279682fc9e37612e7a70a7?&utm_campaign=dbr&
  • https://bellezza-storia.livejournal.com/132065.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5b3e24fa27773000a99911c3/pervaia-sobiratelnica-russkih-drevnostei-602cd30cae93e667d2ee55c3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!