СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушения опорно-двигательной системы у учащихся МОУ «Светловская школа»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нарушения опорно-двигательной системы у учащихся МОУ «Светловская школа»»



Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым

«Малая академия наук «Искатель»

Отделение: Химико-биологическое

Секция: Биология человека



Нарушения опорно-двигательной системы у учащихся

МОУ «Светловская школа»









Работу выполнила:

Сухорукова Кира Александровна учащаяся 10 класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Светловская школа» Джанкойского района

Научный руководитель:

Вапав Сейт-Мер Музеинович

учитель химии

Муниципального общеобразовательного

учреждения «Светловская школа»

Джанкойского района





2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...............3

Раздел 1 Характеристика нарушений опорно-двигательной системы у детей……………………………………………………………………………......6

    1. Пути формирования осанки………………………………………………….7

    2. Виды нарушений осанки……………………………………………………..8

    3. Сколиоз и его последствия………………………………………………….10

Раздел 2 Требования к школьной мебели и освещению кабинетов………….15

Раздел 3 Анализ заболеваний опорно-двигательной системы у учащихся 1-11 классов МОУ «Светловская школа» за 2020-2022 года………………………18

3.1 Статистические данные медицинских осмотров учащихся 1-11 классов Светловской школы за 2020- 2022 года……………………..............................18

3.2 Анализ причин изменения осанки у учащихся Светловской школы…….19

3.3 Профилактика нарушений опорно-двигательной системы……………….20

Выводы ………………………………………………………………………......24

Список использованной литературы …………………………………………..26

Приложения……………………………………………………………………...27

















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время в нашей стране около 50% детей школьного возраста имеют различные нарушения осанки, из них у 20% диагностируется сколиоз позвоночника. Сколиоз - это распространенная патология позвоночника, в котором наблюдается искривление в боковой плоскости. Чаще всего сколиоз начинает формироваться именно у детей в раннем или подростковом возрасте. Развитие сколиоза у детей порождают предпосылки для развития ряда осложнений. Растет больное поколение, и если немедленно и всерьез не заняться здоровьем детей, у нас не будет будущего. Если раньше таких заболеваний было мало, то сейчас уже в дошкольном, школьном возрасте слабые мышцы спины, сутулость, крыловидные лопатки носят массовый характер. Болезни школьных лет (сколиоз, сколиотическая осанка) прогрессируют в юности, создают основу для проявления клиники остеохондроза у взрослых. При своевременном обнаружении признаков сколиоза можно принять меры и исправить ситуацию вплоть до полного излечения.

Проблема осложняется тем, что различные нарушения осанки и даже первая степень сколиоза не всегда считается болезнью. Родители, воспитатели в детских дошкольных учреждениях, учителя начальных классов не обращают внимания на начальные проявления столь грозного заболевания, обращаясь к врачу лишь тогда, когда налицо явные признаки сколиоза второй степени.

Данная работа призывает обратить внимание на проблему нарушения опорно-двигательной системы у детей школьного возраста.

Сколиоз - это одна из наиболее актуальных проблем современной медицины, а также педагогики. Правильная осанка делает нас не только привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, и является профилактикой сколиоза.

При правильном выборе школьной мебели нарушений опорно-двигательной системы можно избежать. В соответствии с нормами освещенности и при систематическом укреплении мышц спины младших школьников дома и в школе (на уроках во время физкультурных пауз, на уроках физической культуры) возможно предотвращение возникновения сколиоза и профилактика на начальной стадии, а значит сохранение здоровья школьников.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Ответственность за правильное формирование осанки ребенка полностью лежит на взрослых, в том числе на работниках сферы здравоохранения и образования, а также родителях.

Таким образом, разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является актуальной.

Цель работы: изучить особенности физического состояния детей с нарушениями опорно-двигательной системы; выявить причины нарушения опорно-двигательной системы у учащихся МОУ «Светловской школы».

Задачи:

  1. Изучить материал по данной теме.

  2. Ознакомиться с результатами медицинского осмотра школьников.

  3. Выявить учащихся, имеющих отклонения опорно-двигательной системы.

  4. Дать гигиеническую оценку и выявить недостатки в подборе школьной мебели для учащихся, освещения школьных кабинетов.

  5. Подобрать простые и доступные физические упражнения для исправления и поддержания осанки.

  6. Результаты работы довести до сведения учащихся школы путем устных сообщений и выступлений в классах.

Предметом исследования стали учащиеся 1-11 классов МОУ «Светловская школа» (в 2020 году–190 учащихся, в 2021 году -174 учащихся, 2022году-189 учащихся)

Объект исследований: здоровье данных школьников.
























РАЗДЕЛ 1

ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ.




Позвоночник - орган опоры человеческого тела, стержень, вокруг которого сгруппированы органы грудной клетки и брюшной полости, надежный и крепкий футляр для весьма уязвимого спинного мозга, без, которого жизнь человека не возможна.

Природа очень удачно «сконструировала» наш позвоночник, дальновидно предусмотрев, что этому «опорному столбу» придется выдерживать большие и сложные нагрузки. Трудно представить себе, что было бы с нашим телом, мозгом, не будь этого надёжного амортизатора.

Позвоночник - основа скелетной, мускульной и нервной систем. Именно его гибкость и упругость предохраняет тело от сотрясений и ударов, которые возникают при беге, ходьбе и прыжках непоседливых детей.

Неправильная форма позвоночника зависит от ряда причин: от аномалии развития позвоночника, формы грудной клетки, положения плечевого пояса, активного воздействия нервно-мышечного аппарата и центральной нервной системы, а также положения таза, взаимного расположения таза и нижних конечностей и, наконец, от разницы в длине конечностей.

В норме позвоночник и таз образуют вместе с нервно- мышечным аппаратом спины, живота, грудной клетки, диафрагмы и мышцами нижних конечностей одну гармоничную систему.

Нарушение осанки у человека связано с неправильным использованием приспособлений, которые приводят к изменениям в позвоночнике. Большинство нарушений связано с неправильным формированием изгибов позвоночника.


    1. Пути формирования осанки

Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Осанка создаётся двумя путями. Первый путь: развитие мощного мышечного корсета, который способен постоянно "защищать" позвоночник. Второй путь: сознательный контроль привычных поз, положения тела, т.е. навыки правильно сидеть, стоять, лежать, выполнять все работы дома и в школе.

Эти условия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ведь, не имея сильной мускулатуры, трудно длительно удерживать правильную позу, и наоборот: хорошие мышцы ещё не дают гарантии избавления от сутулости и шаркающей походки.

Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Когда она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот, часто приходится видеть вокруг людей хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи "коромыслом", опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушки. Тогда ее не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда, ни высокие каблуки.

Формирование осанки начинается в раннем возрасте и зависит от мышц и соотношения мышц сгибателей и разгибателей. У школьников привычка держать голову, прямо сидеть и стоять не только удовлетворяет эстетические нормы, но и сохраняет здоровье и трудоспособность. С годами осанка закрепляется, и если у ребенка слабый мышечный корсет, то происходит формирование неправильной осанки.

Часто взрослые не обращают внимания на то, что школьная и домашняя мебель не соответствуют росту ребенка, а в результате ребенок неправильно сидит и сутулится. Кроме этого, работники дошкольных и школьных учреждений при организации и проведении образовательной и воспитательной работы со школьниками должны обращать внимание на освещение в помещении, т.к. это также может приводить к нарушениям осанки. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

    1. Виды нарушений осанки

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются прочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильные положения тела, а навыки правильной осанки утрачиваются.

Осанка может изменяться под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, из-за неудобных вынужденных рабочих поз, отсутствия правильного режима у ребёнка, недостаточного освещения рабочего места школьника, неудобной одежды, сдавливающей грудную клетку, или перетягивающую талию пояс.


Нарушение осанки может произойти в любом возрасте, но всё же чаще всего это происходит в детстве. К сожалению, мало кто следит за правильным положением тела ребёнка во время его учёбы в школе. А ведь от этого страдает не только спина, но и глаза. У детей часто очень рано появляется близорукость, (поэтому правильную осанку нужно формировать с детства). В течение дня дети выполняют массу разнообразных движений, многие из них проводят много времени сидя, что не является идеальным положением для позвоночника. К концу дня спина устаёт, и всё труднее становится поддерживать правильную осанку – возникают различные нарушения осанки. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

В практике встречаются такие виды осанки: правильная осанка, сутулая, плоская спина, плоско-вогнутая и кругло-вогнутая спина. В сагиттальной плоскости различают два типа нарушения осанки- с уменьшением и увеличением физиологической кривизны позвоночного столба.

К нарушениям осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночного столба относятся:

  • сутулость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

  • круглая спина (тотальный кифоз) - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза;

  • кругло-вогнутая спина - все изгибы позвоночного столба увеличены, увеличен также угол наклона тела. (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

При сутулой, круглой, кругло-вогнутой спине грудь западает; плечи, шея, голова наклонены вперёд, живот выпячен, ягодицы уплощены, лопатки крыловидно выпячены.

К нарушениям осанки с уменьшением физиологической кривизны позвоночника относятся:

  • плоская спина - уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен (грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперёд, нижняя часть живота выступает, лопатки крыловидны)

  • плосковогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены). (ПРИЛОЖЕНЕ Г)

К нарушениям осанки во фронтальной (лицевой) плоскости (т. е., если смотреть на спину) относится так называемая асимметричная осанка. Она характеризуется выраженной асимметрий между правой и левой сторонами туловища. Позвоночный столб при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево, однако, если ребенок примет правильную осанку, эта дуга исчезает и позвоночник выпрямляется. При этом плечо и лопатка с одной стороны опущены по сравнению с другой стороной. Это сколиотическая осанка. (ПРИЛОЖЕНИЕ Д)

Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта,

нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшением экскурсии (расширение при вдохе и сужение при выдохе) грудной клетки и диафрагмы, снижением жизненной емкости легких по сравнению с физиологической нормой, уменьшением колебаний внутригрудного давления. Эти изменения неблагоприятно отражаются на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем, приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма.

    1. Сколиоз и его последствия

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо и влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени: от чуть заметных, до резко выраженных.

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лёжа.

Сколиозом называют искривление позвоночника во фронтальной плоскости (боковое искривление). В тяжёлых случаях сколиоза искривление происходит в нескольких плоскостях. Если при этом формируется реберный горб, то деформацию называют кифосколиозом. При сколиозе с одной стороны, происходит нарушение процесса роста костей, в зависимости от внутренних причин, а с другой стороны, внешние механические факторы оказывают косвенное влияние на рост позвоночника. При анализе постепенного возникновения деформации различают следующие основные ее элементы:

  • боковое искривление;

  • деформация грудной клетки ;

  • усиление лордоза в поясничной части позвоночника;

  • вторичное изменение таза.

Медленно развивающаяся деформация при сколиозе оказывает влияние не только на форму и функции ее грудной клетки и внутренних органов, но при ней паталогически изменяется и анатомическое строение каждого позвонка и его отдельных частей: тела, суставных отростков, дужек поперечных и остистых отростков. В мышцах спины на вогнутой стороне выступают дегенеративные изменения.

Переднезаднее искривление позвоночника (кифоз) в чистом виде встречается преимущественно в грудном отделе, отмечается при одновременном уплощении грудной плоскости.

Неправильное положение туловища, обусловленное кифозом и компенсаторным лордозом, влияет на внутренние органы грудной клетки, на общее состояние растущего организма. Общая слабость мускулатуры, впалая грудная клетка, недостаточная вентиляция лёгких, выпученный живот характеризуют кифоз.

Выделяют три группы сколиозов.

Дискогенный сколиоз возникает при нарушении обмена в соединительной ткани. Изменяется структура позвонков, ослабевает связь межпозвоночного диска с телами позвонков. В этом месте происходит искривление позвоночника и смещение диска, что обуславливает напряжение мышц туловища и связок и приводит к развитию сколиоза.

Статический сколиоз возникает при асимметричной нагрузке на позвоночник вследствие врождённой или приобретенной асимметрии тела. Паралитический сколиоз развивается из-за асимметричного поражения мышц, участвующих в формировании осанки, или их функциональной недостаточности.

Структурный сколиоз характеризуется изменением структуры позвонков. Структурный компонент деформации представлен клиновидной деформацией, торсией позвонков.

Функциональный сколиоз (неструктурный)- обратимое укороченное растяжение связок мышц, асимметрия мышечного тонуса, начальные стадии формирования мышечных контрактур, функциональные блоки межпозвонковых суставов, формирование порочного двигательного стереотипа.

При визуальном исследовании, выявив у больного реберное набухание, ставят первичный диагноз - сколиоз. Для объективного заключительного диагноза необходимо рентгенографическое исследование в положении лёжа и стоя. (ПРИЛОЖЕНИЕ Е)

Самыми опасными возрастными периодами в течение сколиоза являются периоды интенсивного роста ребенка (6-8 лет, 10-14 лет) и период полового созревания (девочки 10-13 лет, мальчики 11-14 лет). Риск прогрессирования заболевания, если к этим опасным периодам ребенок уже имеет первую степень сколиоза, подтвержденную рентгенологическим исследованием позвоночника ( от 5 до 10 градусов).

К сожалению, отсутствие полного четкого разграничения функциональных изменений конфигурации позвоночника (дефектом осанки) и заболеваний (структурных сколиозов) часто приводит к диагностическим ошибкам, а следовательно, к неадекватности лечебно- оздоровительных мероприятий. Поэтому очень важно, чтобы коррекция возникших деформаций позвоночника проводилась после консультации и под наблюдением врача - специалиста.

Сколиоз на начальном этапе развития процесса, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. В отличие от нарушений осанки при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника, наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия).

Об этом свидетельствуют наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки (а при, прогрессировании процесса формирования реберного горба) и мышечного валика в поясничной области.

На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учёте у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и другие виды консервативного лечения) , а по показаниям - хирургическое лечение.

Выраженные формы сколиоза составляют 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиозом. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.

Детям с нарушениями осанки, не прогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корректирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушением осанки и сколиозом 1 степени (вызванных неправильным двигательным стереотипом, сформированным дома) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

При сколиозе 2-3 степени дети требуют особого подхода. Им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно - физкультурном диспансере. Для правильной ориентации детей для занятия спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

Статистика многочисленных исследований по выявлению сколиоза у детей свидетельствует, что эта деформация - одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессированию и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма. Тяжёлые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов:

  • уменьшают объем плевральных полостей;

  • нарушают механику дыхания, что в свою очередь ухудшает функцию внешнего дыхания;

  • снижает насыщение артериальной крови кислородом;

  • изменяет характер тканевого дыхания;

  • вызывает гипертензию в малом кругу кровообращения.




















РАЗДЕЛ 2

ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ И ОСВЕЩЕНИЮ КАБИНЕТОВ



Основным видом мебели в классе является парта или рабочий стол. Они должны обеспечить правильное положение тела школьника:

  • Корпус прямой;

  • Голова слегка наклонена вперед;

  • Глаза находятся на расстоянии 30-35 см. от стола;

  • Оба предплечья ровно лежат на столе; горизонтальная линия глаз, локтей и лопаток параллельно краю стола парты;

  • Ноги согнуты под прямым или тупым углом в тазобедренных и коленных суставах, полной стопой стоят на полу или подставке;

  • ¾ бедра лежит на сиденье;

  • Поясничная область опирается о спинку сиденья.

Такую же посадку ученик должен соблюдать и дома при подготовке к урокам. (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж)

Прямая посадка менее утомительна, чем посадка с наклоном туловища вперед, так как при ней центр тяжести тела находится над точками опоры и положении тела; поэтому является более устойчивым, не требующим большого напряжения мышц.

Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени сидящего вместе со стопой (измерять следует от подколенной впадины, прибавляя 1-1,5 см. на высоту каблука). При слишком высоком сиденье положение тела сидящего неустойчиво, так как его ноги не достают до пола;

При слишком низком сиденье приходится либо отводить ноги в сторону, что нарушит правильность посадки ребенка, приведет к искажению позы, либо подбирать ноги под сиденье, что может вызвать онемение ног, поскольку сосуды, проходящие в подколенной впадине, будут зажаты.

Высота стола над сиденьем, или дифференция, должна позволять сидящему свободно, без поднимания или опускания плеч, класть предплечья на стол. (ПРИЛОЖЕНИЕ И)

При слишком большой дифференции сидящий за столом вынужден поднимать плечи (особенно правое), при слишком малой – сгибаться, сутулиться и приближать глаза к рассматриваемым предметам. Если мебель не соответствует росту, под ноги ребенка ставят скамейку, а под ягодицы и в области поясничного изгиба подкладывают валики (в домашних условиях). Для того, чтобы во время занятий сидящий мог опираться спиной о спинку стула, дистанция спинки – расстояние между спинкой и краем стола, обращенного к сидящему (задний край стола), должна на 3-5 см. превышать переднезадний диаметр его грудной клетки. При этом расстояние между передним краем стула и задним краем стола по горизонтали (дистанция сиденья) становится отрицательной, т.е. край стула на 3-4 см. заходит под край стола. При отсутствии расстояния между краем сиденья и краем стола – нулевая дистанция сиденья, а также при несколько отодвинутом от края стола сиденье - положительная дистанция сиденья - опираться на спинку стула при выполнении, какой – либо работы за столом невозможно.

Добиться от детей правильной посадки можно лишь тогда, когда мебель соответствует их росту и пропорциям тела. Отдельные части тела ребенка при его нормальном развитии находятся в определенном соотношении с ростом всего тела, поэтому рост принимается за основную величину, из которой исходят при определении размера мебели.

Для школ разработана мебель различных размеров, в соответствии с возрастом и ростом детей, посещающих школьные учреждения. Если, например, высота стола над полом равна 54см, а высота сиденья стула - 32см, то они относятся к размеру мебели, которым могут пользоваться дети с ростом от 115 до 130см (см. ТАБЛИЦА 1).

Столы и стулья должны стоять на таком расстоянии друг от друга, чтобы учитель во время занятий мог свободно подойти к каждому, а каждый ребенок имел возможность, отодвинув стул, выйти из-за стола, не толкая и не мешая соседу.

Наиболее удобными для занятий в школе являются двухместные столы; за такими столами можно рассадить двоих детей так, чтобы естественный свет падал на них с левой стороны.

Для лучшего естественного освещения желательно двухместные столы ставить в три ряда; зимой столы придвигаются ближе к окнам, но не более чем на 50см от наружной стены; весной для предохранения глаз от ярких лучей солнца столы отодвигаются вглубь помещения.

Детей, как правило, сажают по росту так, чтобы меньшего роста находились ближе к учителю, с дефектами зрения сажают ближе к источнику света и учителю, а с пониженным слухом - ближе к учителю. Нельзя сажать ребят спиной к свету.

Первые ряды столов располагаются не ближе чем на 1,5-2 м, последние - не дальше чем на 6м от доски.











РАЗДЕЛ 3

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ МОУ «СВЕТЛОВСКАЯ ШКОЛА».



3.1. Статистические данные медицинских осмотров учащихся 1-11 классов МОУ «Светловская школа» за 2020-2022 года.

По результатам проведенного медосмотра этого года можно наблюдать, что 10% моих одноклассников имеют серьезные проблемы со здоровьем.

Мы не могли объяснить причины некоторых недомоганий: почему тяжело высидеть урок и подготовиться к занятиям дома, почему болит спина и долго нельзя ходить и бегать, а ответ оказался очевидным - неправильная осанка и стопа. Появились вопросы, на которые захотелось найти ответы: можно ли привести в порядок позвоночник, научиться, правильно пользоваться тем, что нам, людям, дано природой для того, чтобы отличиться от других животных. Нас настолько поразили результаты такого простого исследования нашего здоровья, что появилось желание узнать об этом. Так появилась идея написать эту работу.

Изучением темы занимаемся третий год. В 2022 году количество отклонений изменилось. Из числа учащихся, поступивших в первый класс в этом учебном году, детей с нарушением опорно-двигательной системы не обнаружено. Цифры показывают, что число нарушений опорно-двигательной системы каждый год меняется, изменения отражены на следующих диаграммах: (ПРИЛОЖЕНИЕ К)

Диаграммы показывают, что частота отклонений в классах неодинакова. По проведенным исследованиям детей с нарушением осанки становится меньше, но при этом и количество детей со сколиозом также не увеличилось. Чем старше дети, тем выше показатель выявляемости нарушений опорно-двигательной системы. Это объясняется тем, что ученики старших классов долго просидели за партой неправильно, носили постоянно портфели на одном боку.

И еще одна закономерность. К нам в первый класс в 2020 году пришли дети с формированными заболеваниями. Из 29 первоклассников – 7 детей уже имели нарушения осанки, а в 2021 году из 18- первоклассников - 3 ученика имели нарушения, в 2022 году поступили в первый класс 24 ученика, все дети без нарушений опорно-двигательной системы. Более подробно о нарушениях опорно-двигательной системы у учащихся школы мы указали в процентных соотношениях.

В 2020 году среди учащихся 1-11 классов было выявлено 42 ученика с отклонениями от нормы, что составляет 23 % от общего количества учащихся в школе.

В 2021 году этот показатель равняется 19 %, так как 33 ученика имеют отклонения опорно-двигательной системы.

На 1 сентября 2022 года 9 % учащихся от общего количества детей имеют отклонения от нормы.

3.2.Анализ причин изменения осанки у учащихся МОУ «Светловская школа»

По результатам наших исследований мы наблюдаем положительную динамику. И думаем, что эта положительная динамика связана с правильным подбором мебели для учащихся школы и со своевременным выполнением физических пауз на уроках, проведением профилактических бесед с учащимися школы и их родителями. (ТАБЛИЦА 1)

Также определились с тем, что на возникновение неправильной осанки влияют следующие факторы:

  • Сниженная двигательная активность;

  • Использование нестандартной мебели дома;

  • Привычка носить тяжести в одной руке;

  • Привычка спать на одном боку;

  • Привычка неправильно сидеть;

  • Поджимать под себя ноги;

  • Ложиться грудью на стол;

  • Сидеть боком к столу.

3.3. Профилактика нарушений опорно-двигательной системы

Формирование осанки у школьников проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Дети 6-9 лет находятся в периоде интенсивного биологического развития и активного освоения различных форм школьного труда. В связи с этим в 1- 2 классах обучение направлено на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний от однообразных поз и малоподвижного режима, характерного для школьного труда.

Школьники 3-го класса находятся в условиях более привычных требований школьного труда. Поэтому навык осанки формируется более прочно. Школьники 4-5 классов занимают особое положение. Это связано с тем, что по степени полового созревания, физического развития и уровню физической подготовленности они составляют неоднородную группу. Одни из них могут быть причислены еще к возрасту младших школьников, другие к подросткам, а третьи находятся на грани этих возрастных групп. Поэтому, с одной стороны, в 4-5 классах обучение, по сохранению осанки имеют то же направление, которое было определено для учащихся 3-го класса, а с другой стороны, задачи по формированию осанки примыкают к тем, которые ставятся для учащихся средних классов школы.

В возрасте 11-15 лет происходит ускоренный рост тела преимущественно за счет значительного прироста длины нижних конечностей. В связи с этим общий центр тяжести тела перемещается вверх, может иметь место расстройство статики и координации движений, что иногда сказывается на неправильном развитии плечевого пояса, изгибов позвоночного столба и манере держать свое тело. Быстро прогрессирующие процессы окостенения могут способствовать закреплению этих нарушений в виде дефектов осанки. Одной из причин возможного появления нарушений осанки могут быть неправильные рабочие позы на уроках труда (курс домоводства, работа в слесарных и столярных мастерских и т.д.).

Основными задачами обучения осанки школьников 4-9 классов является сообщение знаний о признаках правильной и неправильной осанки, гигиенических условиях и мерах предупреждения нарушения осанки, а также формирование устойчивых навыков правильной осанки. Наряду с задачами обучения в необходимых случаях решаются задачи устранения нарушений осанки.

На классных часах нам сообщаются сведения о гигиене труда и быта, об уходе за телом. В качестве практического материала используются упражнения для укрепления «мышечного корсета», формирования навыка осанки и освоения рациональных поз, которые используются в трудовой и бытовой деятельности, исправление дефектов осанки.

Для гармоничного физического развития и формирования правильной осанки большое значение имеет организация условий жизни школьника. В частности, очень важна правильная организация мест труда и отдыха, рационально подобранная мебель, использование соответствующих рабочих поз, соблюдение гигиенических требований к освещенности рабочих мест, одежде и обуви.

Мебель должна быть подобрана так, чтобы обеспечить правильную и неутомительную позу. Например, письменный стол должен быть таким, чтобы во время работы за ним оба локтя лежали на столе, плечи и голова удерживались ровно и свободно, спина прямая, расстояние от глаз до книги 30-35см, ноги свободно касаются опоры. Недопустимо для занятий, особенно письменных, круглый стол (локти висят, туловище излишне наклоняется вперед).

Формирование правильной осанки зависит также от условий сна и отдыха. Школьник должен иметь отдельную постель, достаточно длинную и широкую, чтобы она не стесняла движений, не очень мягкую, с низким изголовьем. Матрац необходим жесткий и обязательно ровный.

Весьма необходим дневной отдых, лежа в течение 30-40 минут. Он более важен для формирования осанки, чем даже занятия плаванием.

Упражнения для выработки правильной осанки :

  1. Ходьба с предметом на голове, сохраняя правильное положение тела; то же с закрытыми глазами.

  2. Поставить ступни ног на одну линию и, удерживая предмет на голове, выполнять различные движения руками. (ПРИЛОЖЕНИЕ Л)

  3. Уравновесить гимнастическую палку на пальцах одной руки и пройти 5-10 шагов; то же с поворотом кругом.

  4. Палка вертикально на ладони - встать, сесть.

  5. Подбрасывание и ловля двух мячей двумя руками одновременно.

  6. Подбросить мяч, повернуться направо ( налево, кругом) и поймать мяч.

  7. Подбросить мяч вверх, другой мяч поднять с пола и поймать первый.

Упражнения, корректирующие осанку

Упражнение «Осанка» выполняется в положении стоя. (ПРИЛОЖЕНИЕ М)

  1. Перенесите вес тела на подушечки стоп, не отрывая пяток от опоры. При этом вес тела равномерно распределяется на своды стоп, подушечки стоп и своды пальцев ног. Во время движения при перенесении веса тела с ноги на ногу полноценно работают все рефлексогенные зоны стопы и энергетические каналы, спроецированные на пальцах ног и стопах, правильно распределяются мышечно-суставные усилия.

  2. Немного согните колени, одновременно устранив излишний поясничный лордоз при помощи легкого движения таза вперед.

  3. Подтяните мышцы живота (как бы втяните живот в себя, то есть приведите мышцы живота и таза в состояние напряжения). При этом работающие мышцы производят самомассаж внутренних органов живота, таза. Это приводит к их стимуляции и улучшению работы.

  4. Выпрямите грудную клетку при помощи разведения плеч. При этом легкие и сердце освобождаются от излишнего давления в грудной клетке. Стабилизируется деятельность центральной и вегетативной нервных систем.

  5. Опустите подборок чуть-чуть вниз. При этом выпрямляется шейный отдел позвоночника.



































ВЫВОДЫ

Изучив определенную литературу и статистические данные медицинских осмотров учащихся, мы сделали следующие выводы:

  1. У учеников школы встречаются отклонения опорно-двигательной системы: сколиоз, нарушение осанки, деформация грудной клетки.

  2. Количество учеников, имеющих нарушение осанки в разных классах, разное.

  3. Сколиоз чаще встречается в старших классах - заболевания имеют возрастной характер.

  4. Появилась тенденция снижения заболеваемости: за три года проведенной работы процент с нарушениями опорно-двигательной системы снизился.

  5. Заболевания опорно-двигательной системы легче предупредить, чем вылечить.

Моя работа привлекла внимание учащихся моего класса. Это заметно из тех результатов, которые мы получили. У нас снизилось количество отклонений опорно-двигательной системы. Мы стали более внимательно относиться к рекомендациям учителей по поводу нашей одежды, посадки, обуви. Эта работа имеет практическое значение и применение.

С результатами исследований будут ознакомлены все ученики нашей школы. Для этого школьной медсестрой и учащимися 10 класса готовится сан. бюллетень, который будет использоваться для проведения информационных мероприятий во время недели по профилактике вредных привычек.

В дальнейшем хотелось бы продолжить данную тему и выяснить причины возникновения других заболеваний у школьников, какие заболевания у взрослых возникают из-за сформированных отклонений опорно-двигательной системы в школьном возрасте.

Необходимо проводить и просветительскую работу на эту тему. Сформировать интерес к этой теме у учащихся первых ступеней нашей школы.


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389.-544с

  2. Волков, М.В., Дедова, В.Д. Детская ортопедия. М-1972г.-240с

  3. Вышинская, Л. Сколиоз – угроза жизни подростка. К. 2008-156с.

  4. Гриненко, М.Ф., Решетников, Г.С. С помощью движений / М.Ф. Гриненко, Г.С. Решетников,- М: Физкультура и спорт, 1984.-73с.

  5. Журавлев, Е.П. Секреты здоровья./ Е.П. Журавлев.- М.: Физкультура и спорт, 1977. - 69с.

  6. Котешева, И.К. Оздоровительная методика при Сколиозе. - М.: знание 2017.- 61с.

  7. Козьмин, А.Ш., Кон, И.И. «Сколиоз» М. «Медицина»-1984.

  8. Чаклин, В.Д., Абальмасова, Е.А. сколиозы, кифозы. М. «Медицина»,1973.- 75.

  9. Короткова, Е.А. Педагогические технологии в учебном процессе по физическому воспитанию: учеб. пособие / Е.А. Короткова, Л.А. Архипова, Н.В.Фомичева.- Тюмень: Изд-во ТюмГУ,2007.-100с.

  10. Курысь, В.Н. Основы силовой подготовки юношей: учеб. пособие /В.Н. Курысь.- М.: Советский спорт,1974-204с.

  11. Чабовская, А.П. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей школьного возраста, - М.: «Просвещение»,1985-170с.

Данные интернет ресурсов:

  1. - http://www.dissercat.com/

  2. - http://studentbank.ru/


ПРИЛОЖЕНИЕ А





































ПРИЛОЖЕНИЕ Б

































ПРИЛОЖЕНИЕ В























ПРИЛОЖЕНИЕ Г























ПРИЛОЖЕНИЕ Д

























ПРИЛОЖЕНИЕ Е



















ПРИЛОЖЕНИЕ Ж





















ПРИЛОЖЕНИЕ И





















ТАБЛИЦА 1

Таблица ростовой группы и группы мебели

Рост (см)

Стол (см)

Стул (см)

Цвет

Примечание

100-115

46

26

Оранжевый

Пересаживать детей 2 раза в год. С 1-го ряда на 3-й ряд и наоборот. Расстояние от окна до 1-го ряда-50-70 см. Между рядами -60см. От стены -70см. От шкафов до парт – не менее 80см. От 1-ой парты до учительского стола -50 см. Маркировка с двух сторон стола.

116-130

52

30

Фиолетовый

131-145

58

34

Желтый

146-160

64

38

Красный














ПРИЛОЖЕНИЕ К

























ПРИЛОЖЕНИЕ Л

ПРИЛОЖЕНИЕ М






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!