Тема урока: Наша Родина – Россия (Введение)
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: Сформировать у учащихся общее представление об истории нашей страны, периодизации отечественной истории, территории и географических особенностях Восточной Европы, языковых семьях, проживавших на ее территории.
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся усваивают географию расселения племен; понимают, как повлияли природные и климатические условия на занятия и быт; устанавливают связи верований с их занятиями.
Метапредметные:
А) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности;
Б) коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером;
В) регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
2. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
План урока:
1) История России — часть всемирной истории.
2) Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика, задачи курса.
3) Территория и географические особенности Восточной Европы.
4) Языковые семьи и группы.
5) Источники по истории России, Древней Руси. Музеи — хранители «следов прошлого».
6) Как работать с учебником и изучать историю.
методы и формы обучения: Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные технологии: технология развития критического мышления, проблемное обучение, групповая технология, компьютерная технология.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей, задач урока.
Учитель знакомит уч-ся с темой урока, учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, заполняя 1 и 2 столбик таблицы.
Фор. ууд: познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Изучение нового материала
Проблемное задание на урок: определить откуда пошла русская земля.
Беседа с уч-ся + работа с картой
Вопросы: Что изучает история Отечества? Откуда мы знаем о жизни людей в древней и средневековой Руси? Назовите хронологические рамки древней и средневековой. Что изучают вспомогательные исторические дисциплины? Роль исторических источников в изучении истории России. Что помогает учёным изучать историческое прошлое? С какими источниками вы уже работали при изучении истории? С помощью каких измерителей определяется историческое время человечества?
Фор. ууд: познавательные, коммуникативные.
Работа по карте, с терминами, просмотр иллюстрации (электронное приложение).
Задание:
Объясните понятие «Евразия» (см. Введение).
Изучите таблицу классификации языковых семей и групп. Назовите основные семьи и группы и покажите их размещение на карте. Какие языковые семьи, группы, языки преобладают на территории вашего края?
Фор. ууд: познавательные, коммуникативные.
Групповая работа.
Разделитесь на шесть групп. Каждая группа, изучив определенную рубрику учебника, расскажет нам: 1) для чего применяется данная рубрика; 2) алгоритм работы с этой рубрикой.
Первая группа работает с вопросами, помещенными перед каждым параграфом и разделом «Подведем итоги».
Вторая группа изучает вопросы и задания внутри параграфа и рубрику «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа».
Третья группа работает с рубрикой «История в лицах: современники» и иллюстративным материалом учебника.
Четвертая группа исследует рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» и «Историки спорят» в конце главы.
Пятая группа работает с рубриками «Изучаем документ» и «Работаем с картой».
Шестая группа изучает обобщающие вопросы и задания к ним, представленные в конце каждой главы, а также список информационно-творческих проектов и справочные материалы в конце учебника.
Фор. ууд: познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Закрепление изученного.
Работа в парах.
Задание:
Выпишите в тетрадь определение понятия «цивилизация». Обсудите смысл фразы из учебника: «Каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства, т. е. в формирование российской цивилизации». В чём вы видите важность изучения истории Отечества?
Фор. ууд: познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Подведение итогов.
Обсуждение проблемного задания.
Заполнение третьего столбика таблицы «узнал», обсуждение результатов.
Фор. ууд: регулятивные, коммуникативные.
Рефлексия.
Фор. ууд: личностные, регулятивные, коммуникативные.
Домашнее задание: пар. 1, найдите в интернет-источниках информацию о значимости изучения истории.