СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наши подземные богатства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Наши подземные богатства»

Конспект открытого урока

Урок разработала: Громадская Л.Х., учитель начальных классов.

Урок: Окружающий мир ,4 кл

Тема: «Наши подземные богатства»

Цель урока: Выявление ведущих свойств полезных ископаемых и их

практическое значение для человека, становление целостного взгляда на

окружающий мир.

Задачи урока:

1. образовательные: формировать представление о ведущих свойствах

полезных ископаемых, раскрыть их значимость и проблему экологии.

2. развивающие: развивать познавательную активность, продолжить

формирование логического мышления на основе интеллектуальных умений

(сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы ) и практических

умений (работать с картой, раздаточным материалом, иллюстрациями)

3. воспитательные: продолжить становление целостного взгляда на

окружающий мир, на становление взаимосвязи между природой и человеком.


Планируемые результаты: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, знать месторождения полезных ископаемых на карте Оренбургской области.

Межпредметные связи: краеведение, история.

Оборудование: 1 .Учебник А.А.Плешакова 4 кл.

2. Контрольно – измерительные материалы

3. Образцы полезных ископаемых

4. Карта Оренбургской обл.

5. Условные знаки

6. Презентация

7. Видио сюжет «Песок»

Формирование УУД:

Регулятивные

-умение самостоятельно формулировать цель деятельности;

-умение сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;

- умение проверять и оценивать результаты работы;


Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций;

- умение определять какая информация нужна для решения задачи;

- умение делать выводы на основе обобщения знаний.


Коммуникативные УУД:

- умение вычитывать информацию, данную в явном виде;

Личностные:

- умение выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;

- умение принимать мнение других.


Ход урока.

1. Включение в учебную деятельность.

Прозвенел звонок
Начинается урок.
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

2. Актуализация знаний по теме «Водоемы нашего края»

А) Беседа.

- Назовите тему прошлого урока. (Водоёмы нашего края.)

- Что мы называем водоёмами? (Водоёмы- это хранилища воды, которая нужна всему живому.)

-Какие водоёмы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище)

–Как делятся водоёмы по происхождению? (искусственные и естественные)

- Чем они отличаются друг от друга? ( искусственные созданы человеком, а естественные- природой)

-Какая опасность угрожает водоёмам? (Водоёмам угрожает загрязнение сточными водами, ядохимикатами, мусором, химическими удобрениями.)

- Почему люди должны охранять водоёмы?

( Потому что вода используется для питья и приготовления пищи.

Воду используют для хозяйственных нужд.

Воду для работы берут заводы и фабрики.

Водоёмы –это дом для растений и животных.

Вода место для отдыха.)

-Как вы считаете, какой можно сделать вывод?

(Вода –жизненно необходимое природное богатство)

Б) работа в КИМ. (взаимопроверка)

- Откройте тестовые тетради на стр. 34. Выполняем тест № 22.

- Возьмите карандаш. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте и оцените работу соседа. Правильные ответы посмотрите на экране. Слайд №1.

III. Самоопределение к деятельности.

1.Создание проблемной ситуации.

-Отгадайте загадки.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

Этот мастер белый – белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

Что за странный камень это?

Непонятного он цвета…

Он из зерен состоит, называется… (Гранит)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный

Он синим цветком

Расцветает от спички (Газ)

- Назовите ещё раз отгадки?

- Как их назвать одним словом?

- Так какая тема урока?

- Проверим наши предположения. Откройте учебник с 159. Прочитайте тему. (Тема на доске)

2.- Какие поставим учебные задачи?

*Познакомится с полезными ископаемыми.

*Научиться их различать.

*Знать для чего они нужны.

*Какие полезные ископаемые есть в

Оренбургской области.

IV. Изучение нового материала.

Хозяйка подземных богатств

В свое царство приглашает нас.

Открыты ворота подземной страны,

Любые клады на карте найдете вы. Слайд № 2

– Сегодня у нас урок, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей…..кого вы узнаете отгадав ребус

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (геолог)

– Правильно! (Геологи )

-Кого мы называем геологами?

(Геологи – это профессия людей, которые ищут природные богатства и изучают их).

– Итак, юные геологи и отправляемся в путь!

- Каждая группа – отправляется в экспедицию по своему маршруту.

1)Самостоятельная работа в группах: (5-7 мин)

1 группа: Знакомится с гранитом, известняком, песком и глиной

(стр. 160-162 учебника, таблица- «помогай-ка», набор полезных ископаемых)

2 группа: Изучает свойства и применения торфа, угля (стр. 162-164 учебника, таблица- «помогай-ка», набор полезных ископаемых)

3 группа : Изучает свойства и применения нефти и природного газа

(стр. 165-166 учебника, таблица- «помогай-ка», набор полезных ископаемых)

4 группа: Знакомится со свойствами и применением железной руды

(стр. 164-165 учебника, таблица- «помогай-ка», карта края)

2. Обсуждение изученного материала.

( Рассказы учеников сопровождаются показом образцов и слайд

* Выступление первой группы. Сообщение «Гранит»+слайд № +слайд №

+видио «Песок»

* выступление второй группы слайд № , слайд № +я

- До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход под руководством Петра Первого. Войска шли знойными степями. Чтобы не было пожара и не оставлять животных без пищи, солдатам был дан приказ- на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костер чёрными камнями. Когда костер разгорелся, загорелись и камни. Петр Первый, увидев эти камни, сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет». 

*выступление третьей группы слайд № , слайд № +

о добычи нефти в г. Бузулуке. +я

Природный газ

Природный газ находится в земле на глубине от 1000 метров до нескольких километров. Газ добывают из недр земли с помощью скважин. На территории России расположено 24 хранилища природного газа. Протяжённость магистральных газопроводов России составляет 155 тыс. км.

В близости от месторождения сооружается установка комплексной подготовки газа (УКПГ), на котором производится очистка и осушка газа. Если газ содержит в большом количестве гелий либо сероводород, то газ обрабатывают на газоперерабатывающем заводе, где выделяют гелий и серу. Такой газоперерабатывающий завод есть в Оренбургской обл, недалеко от г. Оренбург.

В настоящее время основным видом транспортировки является трубопроводный или используют специальные танкеры — газовозы.

Добываемый природный горючий газ в России используется главным образом в энергетических целях.

* Выступление четвёртой группы слайд № + Доп. матл.: Железная руда

V. Динамическая пауза.


Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),

Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

VI. Продолжение работы по теме.

А) Работа с картой.

На Земле очень много полезных ископаемых. А нашу Оренбургскую область называют "жемчужиной Урала".

Сейчас мы поработаем с картой. (на столах у каждого карта Оренбургской области, на доске условные обозначения полезных иск Оренб обл) Я показываю у доски, дети рисуют значок на своей карте.

Однажды учёные геологи в экспедиции обследовали Илецкое месторождение соли, начали добычу и отправку её в Уфу. Образцы этой высококачественной соли, а также яшмы, мрамора, агата и других южноуральских горных пород были доставлены в Петербург, в Академию наук. Именно эти богатства недр и способствовали очень быстрому развитию горнозаводской промышленности на Южном Урале. А у истоков этого промысла встали деятельные и предприимчивые симбирские купцы братья Твердышевы, И.С. Мясников, И. А. Мосолов. О братьях Мосоловых есть упоминание и в знаменитых на весь мир «Сказах Бажова».

Братьями была образована промышленная компания, начиная с 1728 года они строили и эксплуатировли металлургические заводы.

Из построенных в 1744-1760 гг. в Оренбургской губернии 28 заводов 11 приходилось на долю горнозаводской компании Твердышевых и Мясникова: 5 чугуноплавильных и железоделательных и 6 медеплавильных.

Первые добычи руды выглядили так (см. рис)

На территории Оренбургской области до сих пор добывают красный, бурый, магнитный железняк из которых сталевары изготавливают чугун и сталь.

ЖЕЛЕЗНАЯ

РУДА


Месторождения железной руды найдены недалеко от Орска, у рабочего посёлка Халилово. В этом районе 7 месторождений,


МЕДНАЯ

РУДА


медная руда  высокого качества находятся близ г. Медногорска и Гая, Домбаровском и Адамовском района

В Гайском районе имеется Купоросное озеро известное целебными свойствами своих вод. Использовались для лечения ревматизма, кожных и нервных заболеваний. С 1931 г. здесь существует небольшой курорт.


НИКЕЛЕВАЯ

РУДА


Недалеко от Орска месторождение никелевых руд. Никель применяется для покрытия металлических предметов, чтобы предохранить от ржавчины и придать красивый вид

АСБЕСТ

Недалеко от г. Ясный имеится месторождения асбеста.  Киембаевское месторождение.Это минерал, но он состоит из очень тонких, мягких волокон. Называют его ещё горным льном. Асбест применяют для изготовления несгораемых тканей, брезентов, почтовых мешков, огнестойких кровельных материалов и т.д.


ГИПС


Кроме асбеста в Оренбургской области имеются месторождения сырья для производства строительных материалов: гипса (Саракташ, Соль-Илецк, Тюльганск)

ГЛИНА


разные виды глин (Новотроицке),

ПЕСОК

Новотроицк

МЕЛ

Мела ( Акбулак),

ИЗВЕСТНЯК


известняков (Новотроицк, Оренбург, Беляевка, Ириклинск

ЯШМА


Мировую известность имеют месторождения яшмы . Большой популярностью при Екатерине II. Около Орска залегают орские яшмы - красивые, разнообразно - окрашенные горные породы.

Уникальное месторождение пейзажных яшм – гора Полковник – известно более 200 лет.


ЗОЛОТО


Золотодобыча в Оренбуржье началась 18 веке. Насчитывается 150 месторождений.В основном это территория Кваркенского района и Айдырлинского в верховьях реки Суундук.


ГОРНЫЙ

ХРУСТАЛЬ


территория Кваркенского района

НЕФТЬ


Главное богатство западной части области составляют нефть и горючие газы. Нефть называют "чёрным золотом" земли. Из нее получают ценные продукты: керосин, бензин, смазочные масла и многое другое. Первые нефтяные скважины были заложены в 1937 году близ города Бугуруслана. В настоящее время открыты месторождения нефти и горючего газа во многих местах на западе области. К числу крупных нефтяных месторождений относятся Покровское, Бобровское, Сорочинско-Никольское и Ростошинское месторождения.


ПРИРОДНЫЙ

ГАЗ


недалеко от г. Оренбург

БУРЫЙ

УГОЛЬ


Бурый уголь добывается открытым способом, т. к. находится у поверхности земли, в Тюльганском месторождении.


КАМЕННАЯ

СОЛЬ


Своим названием г. Соль-Илецк и Соль-Илецкий район обязаны крупнейшему месторождению каменной соль, которая разрабатывается с середины 18 века.


ФОСФОРИ-

ТЫ


К юго - западу от г. Бузулука - имеются месторождения фосфоритов. Из них можно вырабатывать удобрение для сельского хозяйства.


Более 80 видов полезных ископаемых обнаружено в недрах Оренбургской области. Это настоящая подземная кладовая! 920 разведанных месторождений имеют промышленное значение, что создает условия для процветания края. Однако использовать их нужно бережно, рационально.

Б) Чтение раздела «Обрати внимание» стр. 169 учебника

(чтение по цепочке 2-3чел. подготовь)

- Почему людям нужно бережно, рационально относится к полезным ископаемым?

(Я считаю, что запасы природных богатств не безграничны)

- Почему нельзя восстановить использованные месторождения полезных ископаемых?

(Полезные ископаемые относятся к неживой природе И образовываются в недрах Земли много миллионов лет, поэтому восстановить их не возможно.)

-Как вы можете помочь сберечь подземные богатства?

(не загрязнять окружающую среду. В доме экономить газ, свет, тепло. Собирать металлолом.)

- Какой же мы сделаем вывод?

-Прочитаем вывод в учебнике на стр 169.

VII. Закрепление изученного

1. Работа с тестом.- Мы проведем тест слайд №

VIII. Подведение итогов (2 мин) .

-Что же мы называем полезными ископаемыми? (Все природные

богатства, которые добывают люди)

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Приведите примеры. (В твердом- гранит, в жидком- нефть, в газообразном- природный газ.)

- Почему людям нужно бережно, рационально относится к полезным ископаемым? (запасы не безграничны)

IX. Рефлексия.

- Какое задание вызвало затруднение?

-Какое задание было интересным?

- Оцените свою работу на уроке!

X. Домашнее задание + выставка книг.

А) Ответить на вопросы «Проверь себя» стр. 169, выполнить задание 1, 2, 3, 4,

Б) А вот вам творческое задание!

* Узнайте к следующему уроку, какой ваш камень по гороскопу и приготовьте о нём мини доклад.

* Я предлагаю сходить в библиотеку найти и прочитать произведения художественной литературы, в названии которого присутствует «полезное ископаемое».






Дополнительный материал:

- Ребята, а вы знаете поговорки, в которых присутствуют «полезные ископаемые»?

Под лежачий камень воде не течёт.

У него каменное сердце.

Кинуть камень в чужой огород.

Держать камень за пазухой. (Обсуждение, приведение примеров)





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!