СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Нашествие с востока"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская дидактическая интерактивная презентация к уроку истории в 6 классе, рабочая программа, учебник А.А. Данилова  "СФЕРЫ". Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО.

При помощи презентации организуется учебная деятельность учащихся на уроке, осуществляется самопроверка. Презентация содержит видеофайлы, материалы регионального компонента (Дальний Восток), страницы авторской рабочей тетради с контурной картой, таблицами, тестом на 2 варианта.

Просмотр содержимого документа
«Карточка ЦОР Монгольское нашествие на Русь.»

Карточка цифрового образовательного ресурса (описание ЦОР)

(отмеченное звездочкой обязательно для заполнения)


поля

описание содержания ресурса

Название ЦОР *

Монгольское нашествие на Русь

Аннотация к ресурсу, рекомендации по использованию (описание, 2-3 предложения)*

Урок-презентация, изучения новой темы. Содержит фактический материал по теме, анимированные схемы, видеофрагменты, задания группам, тесты в программе Knowinq, физминутку с музыкальным сопровождением. Содержание урока соответствует программе и § 18 учебника Е.В. Пчелова История России 6 класс.

Ключевые слова* (минимум 2, можно словосочетания не более 3 слов, пишите в столбик)

«Монгольское нашествие на Русь».

Список создателей, Авторы ресурса

ФИО*

Роль создателей *

Электронный адрес

Должность*


Синяева Лариса Алексеевна

автор

[email protected]

учитель

Организация*

(наименование образовательного учреждения)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 поселка Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края

Адрес организации (полный)*

682613 п. Эльбан, Амурского муниципального района, Хабаровского края, улица Гагарина, дом 27.

Технические данные

Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или др.)*

ppt

Размер ресурса (мегабайт)

1, 94 МБ.

Тип ресурса* (презентация, видео, документ....)

презентация

Имя технологии или программной среды

PowerPoint 2003

Технические требования

компьютер

Образовательная информация


Образовательный тип*

Поясняющий текст, учебный текст, методичка,


Для кого предназначен ресурс:*

Преподаватель

Правовая информация

Ограничения на использование ресурса* (да, нет)

нет

Описание ограничений

нет

Классификация

Вид ресурса

презентация,


Класс*

6

Предмет - раздел - тема урока (или уроков на которых предполагается использование ЦОРа)*

История, раздел: Русь между Востоком и Западом, тема урока: Монгольское нашествие.

Название учебного пособия к которому относится ресурс (если есть)

Учебник. Е.В. Пчелов: История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс, - М.: Русское слово, 2006.



Просмотр содержимого документа
«Коловрат»

Из летописи.


Евпатий Коловрат


«Некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове, и услышал о наше­ствии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую, города разо­рены, церкви пожжены, люди убиты... И собрал неболь­шую дружину тысячу семьсот человек. И погнались во­след безбожного царя, и начали сечь без милости.

И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуп­лялись, и брал он мечи татарские, и сек ими. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.

И обступили Евпатия сильные полки татарские, стре­мясь его взять живым. И стал сечь Евпатий силу татар­скую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых по­бил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий испо­лин. И стали бить по нему из бесчисленных пороков (так называли стенобитные машины), и убили его. И принесли тело его к царю Батыю. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бы­вали, а таких удальцов не видали, и отцы наши не расска­зывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами». Посмотрел Батый на Евпатия и сказал: «Если бы такой служил у меня, держал бы я его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатьево оставшимся людям из его дружины. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

Просмотр содержимого документа
«Падение Дзинь»


Падение Цзинь.

Наш край


Военное противостояние монголов и чжурчжэней началось в 1210 году. Чингисхан отказался платить дань Цзинь. Это послужило поводом к началу войны. В марте 1211 года монголы вторглись в западные, а затем и в северные районы Цзинь. В 1212 году они достигли округов, населенных киданями. Кидани перешли на сторону монголов. Один из потомков киданьских императоров Елюй Люгэ объявил о создании государства Позднее Ляо.

В 1215 году Пусянь Ваньну, командующий войсками в Ляодуне, объявил о создании государства Великое Чжэнь. Так Цзиньская империя оказалась расколотой. Елюй Люгэ захватил Восточную столицу государства Великое Чжэнь. Пусянь, уходя от преследования, совершил переход на восток и здесь, в Приморском Рис. 46. Чингисхан крае, провозгласил государство Восточное Ся. С запада наступали

монголы, с юга грозили китайцы. В этой ситуации Пусянь Ваньну попытался добиться расположения правителя монголов – Угэдея, он признал власть монголов над своим государством и участвовал в их военных походах. В 1233 году монголы вторглись на территорию Восточное Ся, государство прекратило свое существование. В 1234 году монголы в союзе с южно-китайскими войсками приступом взяли последний оплот императора чжурчжэней – город Цайчжоу, Золотая империя пала.

Могущество Золотой империи подорвали внутренние распри и борьба знати за власть. Война с монголами привела к расколу и падению Цзинь.


Задание:


1. Как вы думаете, почему попытки Пусянь Ваньну сохранить государство чжурчжэней не дали результата?

2. Можно ли было спасти Цзинь от гибели?

3. Подумай, что помогло русскому государству избежать участи Цзинь?


Просмотр содержимого документа
«нашествие с Востока урок»

Приложение № 3.


Нашествие с Востока


Методическая разработка урока истории 6 класс.

Программа, учебник А.А. Данилова (УМК «СФЕРЫ»).

Учитель Синяева Лариса Алексеевна.

1. Место урока в системе уроков по данной теме.

Данная тема урока изучается в главе II. Русь удельная в 30-е гг. XII – XIII вв. Это удельный период в истории Руси, когда Русь распалась на самостоятельные княжества. Удельная система способствовала экономическому и культурному развитию Руси, но в то же время привела к постоянным княжеским усобицам и ослабила её обороноспособность. В это же время в начале XIII века образовалось Монгольское государство, главной целью которого стали завоевательные войны.

Цели: формирование представлений о причинах нашествия монголов, слабости Руси, об основных этапах нашествия монголов, героизме русских по отражению нашествия, причинах поражения Руси от монголов

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Учащиеся должны:

- осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

- осознать свою идентичность как гражданина страны.

Метапредметные результаты:

Учащиеся должны:

- использовать различные источники исторической информации;

- составлять хронологические таблицы;

- составлять логические схемы;

- анализировать и обобщать факты;

- обосновывать выводы.

Предметные результаты:

Учащиеся должны:

- объяснять причины нашествия монголов;

- использовать историческую карту в рассказе о нашествии монголов;

- объяснять причины поражения Руси от монголов.


Основные термины и понятия: курултай, Чингисхан, татары, держава.

Основное содержание

Создание державы Чингисхана, Сражение на Калке, Первый поход Батыя на Русь, Нашествие на Юго-западную Русь и Центральную Европу, Причины поражения Руси от монголов.

Интеграционное пространство: история стран мира XII – XIII вв.: история народов и государств Азии, Венгрии, Польши, Чехии.

Работа с исторической картой: карта «Борьба Руси с монголо-татарами, немецкими и шведскими феодалами».

Работа с историческими источниками: Н.М. Карамзин История государства Российского. Том IV: о нашествии монголо-татар на Русь.

Имена в истории: Темучин, Чингисхан, князь Юрий Всеволодович.

Ресурсы:

Основные:

Учебник: § 11; Сборник мультимедийных презентаций: Нашествие с Востока.

Интернет-ресурсы:

http/www.hist.msu.ru/ER/ - библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ.

Оборудование урока.

1 Компьютер, 1 проектор, 2 колонки, экран, мультимедийная презентация к уроку «Нашествие с Востока», видеофрагменты: «Монгольские завоевания», «Походы на Русь», учебник А.А. Данилова История России с древнейших времен до конца XVI века. УМК «СФЕРА».


Рекомендации учителю.

Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливается презентация, содержащая план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, таблицы, вопросы. Изображение проецируется через проектор на экран (возможно так же использование интерактивной доски, тогда ученик непосредственно работает с доской, это желательно в части проверки домашнего задания при выполнении тестов).

В данном уроке с помощью презентации, куда включены видеофрагменты, учитель не только зрительно воссоздает исторические события, но главным образом, организует познавательную деятельность учащихся. Еще раз подчеркну, учитель не рассказывает о событиях, а организует деятельность учащихся по изучению событий с помощью презентации, презентация помогает учителю организовать контроль над усвоением исторического материала, а учащимся проверить правильность своих УУД и осуществить самопроверку, взаимопроверку усвоения новых знаний.

По своей структуре данный урок комбинированный и содержит следующие компоненты:

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Слайд 1:

Нашествие с Востока

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

Обращает внимание учащихся на 1-й слайд презентации с темой урока.

Подготовка к уроку

План урока

слайд 2:

План урока

Знакомятся с планом урока

Проверка знаний и умений учащихся

слайд 3:

тесты по теме: Русь удельная.

Тесты подготовлены ученицей 6 Д

Автор тестов тестируют учащихся, ученики работают по цепочке.

Переход к изучению новой темы. Актуализация

слайд 4:

Нашествие с Востока

В первой половине XIII века на русские земли обрушилось монголы.

Русские, отважно сражались, НО не смогли отстоять свои города.

Задание: сформулируйте проблему урока

 Формулируют проблему урока: «Почему русские, отважно сражаясь, не смогли отстоять свои города?»

Целеполагание, мотивация

Учитель предлагает сформулировать Цели урока:


Формулируют цели:

1. Как русские защищали свои города?

2. Почему не смогли отстоять русские земли?

Изучение новой темы

Слайд 5:

Создание державы Чингисхана


Задание: используя схему и текст учебника (с. 36),

расскажи об образовании империи Чингисхана

1. по тексту учебника с. 36 заполняют схему

2. Проверяют схему.

3. С опорой на таблицу рассказывают об образовании державы Чингисхана

Слайд 6-7

Задание:

Просмотрите видеофрагмент о создании империи Чингисхана.

Покажите империю на карте.

1. смотрят и слушают видеофрагмент о завоеваниях Чингисхана.

2. показывают империю Чингисхана.

Слайд 8:

Битва на Калке

31 мая 1223 года на реке Калке в Приазовье произошла битва русско-половецких полков с монголами. Задание: узнайте, чем закончилась битва? С. 36

1. Ученики работают с учебником с. 36.

2. Говорят о поражении русско-половецкого войска.

Слайд 9:

ФИЗМИНУТКА

Выполняют простые упражнения для восстановления работоспособности.


Слайд 10:

Батыево нашествие на Русь

Вскоре монголо-татары хлынули на Русь, в Польшу, Венгрию.

Задание:

Просмотрите видеофрагмент, перечислите русские города, оказавшие упорное сопротивление монголам. Отметьте на контурной карте. КОНТУРНАЯ КАРТА

1. Просматривают видеофрагмент.

2. На контурной карте отмечают города, оказавшие упорное сопротивление монголам.










Слайд 11:

Батыево нашествие на Русь


Задание: Перед лицом опасности русские князья не смогли объединиться. Они оборонялись в одиночку. Но монгольское завоевание Руси было долгим, заполните таблицу, сделайте вывод, почему? С. 36-37.

Преобразуют текст учебника в таблицу.


Слайд 12:

Причины поражения Руси от монголов

Задание: Заполните схему «Причины поражения Руси». С. 37.

Преобразуют текст учебника в схему.


Слайд 13:

Решаем проблему урока:

«Почему русские, отважно сражаясь, не смогли отстоять свои города?»

Используя схему решают проблему урока?


Слайд 14:

Региональный компонент:

Падение Цзинь

Задание: 1. Как вы думаете, почему попытки Пусянь Ваньну сохранить государство чжурчжэней не дали результата?

2. Можно ли было спасти Цзинь от гибели?

3. Подумай, что помогло русскому государству избежать участи Цзинь?

Отмечают, что:

1. Сохранить Цзинь не удалось из-за раскола государства.

2. Только единство могло спасти Цзинь.

3. Русское государство и в удельный период смогло сохранить единство, поэтому монголы не смогли уничтожить Русь.

Закрепление изученного материала

Слайд 15:

Проверь себя

Автор тестов тестирует учащихся по цепочке.


Слайд 16:

Запомни!

Прослушивают основные тезисы урока.

Контроль

Слайд 17:

Контроль первичного усвоения знаний.

выбирают задания и выполняют письменно.

По желанию озвучивают свои ответы.

Подведение итогов урока

Учитель предлагает ученикам подвести итоги урока относительно его целей.

Высказывают мнения о достигнутых на уроке результатах.


Итоги урока:


2013 – 2014 у.г. 6 класс 20 учеников

Справились с контролем

20

100%

На «5»

9

45%

На «4»

11

55%

Из 11 человек, выбравших задание на «4», тесты писали 7 человек. Надо признать, что ученикам нравится выполнять тесты. Еще одно наблюдение: если ученику предоставляется право выбора задания, он выполняет его с энтузиазмом.





































Просмотр содержимого документа
«Монгольское нашествие. Страница раб. тетради»


Число, месяц, год:_________________________________


Тема: Монгольское нашествие на Русь § 18


В первой половине XIII века на русские земли обрушилось новое нашествие восточных народов – монголов. Они пришли из Центральной Азии, где на рубеже XII - XIII веков создали свое государство.


  1. Образование империи Чингисхана.

  2. Битва на Калке.

  3. Батыево нашествие на Русь.

  4. Последствия монгольского нашествия.

Источник 1. Учебник.

  1. Образование империи Чингисхана.

  1. По тексту Учебника заполни таблицу «Монгольские завоевания».


Дата

Завоеванные территории


Уйгуров, якутов, эвенков, бурят, татар.

1215

Китай


Корея

1219

Хорезм, Средняя Азия


Иран, Закавказье


Половецкие степи


Вывод: Монголы захватили огромные территории._________________________________

2. Битва на Калке.

Рис. 42. Битва на реке Калке.

1. Какими художественными средствами автор рисунка подчеркнул противоборство сторон? пространство между сражающимися, тучи летящих стрел и грозовое небо.


2. 31 мая 1223 года на реке Калке произошла битва. Большее по численности русско-половецкое войско не смогло победить монголов. Объясни, почему? Силы русских князей__ были разобщены, единое управление быстро нарушалось.____________________________



3. Батыево нашествие на Русь.


1.Монголы не разоряли тех, кто сдавался на милость победителя и соглашался выплачивать дань. Почему рязанцы решили сражаться до последнего человека: «Когда всех нас не будет, то все ваше будет»? Рязанцы не верили монголам. Не желали быть под властью монголов.

Защищали свою Родину.


Рис. 43. Монголо-татары осаждают Рязань.


1. На основе карты составь список русских городов, оказавших монголам упорное сопротивление.

Рязань,

Коломна,

Владимир,

Суздаль,
Переяславль,

Тверь,

Торжок,

Москва,

Козельск,

Чернигов,

Киев, Переяславль,

Галич,

Владимир

2. Обсудите в парах вопрос: почему русские не смогли отстоять свои города?

Сформулируй и запиши свой вывод. Были разобщены.____

Силы монголов во много раз превосходили___

русских______

Рис. 44. Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII веке.


4. Последствия монгольского нашествия.

1. На основе текста Учебника составь таблицу «Последствия монгольского нашествия»



Последствия

Население

резко сократилось.

Города

разрушены.

Хозяйственная жизнь

замерла

Каменное строительство

прекратилось.

Культура

многое утрачено.

Производство стекла

исчезло.

Профессиональные воины

большинство погибло.

Вывод: нашествие монголов имело трагические последствия для Руси.


Выполни задания.


А. Исключи лишнее.

1. В отдельных частях империи (улусах) Чингисхан посадил наместниками своих сыновей. Улус его сына Джучи со временм перешел к его сыну – Бату-хану (Батыю). В улус Батыя вошли:

а) Западная Сибирь б) Урал в) большая часть Хорезма в Средней Азии

  • г) Русские земли.


2. Монголо-татары захватили многие страны:

  • а) Японию б) Корею в) Китай г)Хорезм

д) Иран ж) Волжская Булгария


В. Приведи в соответствие слова и их значение:

а) Чингисхан 1) удел

б) камикадзе 2) «великий хан»

в) улус 3) «тайфун»

а - 2...; б - .3...; в - 1.... .


С. Источник 4.

Из современной школьной энциклопедии «Российская история».


«Повесть о погибели Рязан­ской земли» рассказывает, как рязанский боярин Евпатий Коловрат собрал дружину в составе 17ОО человек и начал сражаться с завоевателями, устраивая засады. Чтобы изловить отряд Коловрата, Батый остановил свои войска. Окруженные противником рязанцы храбро бились, победить их монголы смогли лишь с помощью камнеметов. Хан отпустил немно­гочисленных пленников из отряда Евпатия, разрешив похоронить погибших.

1. Как ты думаешь, почему хан отпустил пленников и разрешил похоронить погибших?

Сформулируй и запиши свой вывод. Так хан выразил свое уважение храбрости, смелости и мужеству воинов.____________________________________________________________


Просмотр содержимого документа
«ОБОРОНА РЯЗАНИ»

ОБОРОНА РЯЗАНИ.

В декабре 1237 году монгольские войска подошли к Рязани. Семь дней рязанцы защищали свой город. Никто не помог Рязани. Монголы сожгли город.

«Не было в городе ни стонущего, ни плачущего», - в ужасе восклицал русский летописец.



Оборона Козельска.

На протяжении семи недель стойко держались защитники города. Даже когда были разрушены стены крепости, жители устремились на врага и, истребив более четырёх тысяч монгольских воинов, сами пали на поле битвы. Батый приказал истребить всех жителей и назвал Козельск «злым городом».



Оборона Торжка.

Две недели Батый потратил, чтобы овладеть небольшим городком Торжком. Всего 100 верст оставалось до Новгорода. Но богатый и многолюдный город город не помог Торжку.

Летописи отметили: «Тогда каждый о себе пекся, и на всех страх и трепет был, и все в недоумении были.



Оборона Владимира.

Татары плотно окружили город , осыпая его стрелами, камнями из катапульт. Подвезли стенобитные орудия и пустили их в ход. Враг пошел на штурм со всех сторон, и город оказался в его руках. Княжеское семейство, бояре, духовенство и жители пытались укрыться в храме. Монголы подожгли храм и все находившиеся там погибли.


Оборона Киева.

Оборону Киева взял на себя воевода Димитр.

Крепостные стены сотрясались от ударов камнеметных и стенобитных орудий. Тучи стрел затмевали солнце.

Татарам удалось подняться на стены и войти в город. Защитники не сдавались. На улицах города кипела жестокая битва. Летописец отметил, что «кровь лилась как вода». Татары взяли город.

Просмотр содержимого документа
«Страница авторской рабочей тетради»


Число, месяц, год:_________________________________


Тема: Монгольское нашествие на Русь § 18


В первой половине XIII века на русские земли обрушилось новое нашествие восточных народов – монголов. Они пришли из Центральной Азии, где на рубеже XII - XIII веков создали свое государство.


  1. Образование империи Чингисхана.

  2. Битва на Калке.

  3. Батыево нашествие на Русь.

  4. Последствия монгольского нашествия.

Источник 1. Учебник.

  1. Образование империи Чингисхана.

  1. По тексту Учебника заполни таблицу «Монгольские завоевания».


Дата

Завоеванные территории













Вывод....................................................................................................................

...........................................................................................................................

2. Битва на Калке.

Рис. 39. Битва на реке Калке.

1. Какими художественными средствами автор рисунка подчеркнул противоборство сторон?............................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

2. 31 мая 1223 года на реке Калке произошла битва. Большее по численности русско-половецкое войско не смогло победить монголов. Объясни, почему?.......................................

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

3. Батыево нашествие на Русь.


1.Монголы не разоряли тех, кто сдавался на милость победителя и соглашался выплачивать дань. Почему рязанцы решили сражаться до последнего человека: «Когда всех нас не будет, то все ваше будет»?......................................

.............................................................

.............................................................

.............................................................

Рис. 40. Монголо-татары осаждают Рязань 1. На основе карты составь список русских городов, оказавших монголам упорное сопротивление.

..............................

........................

..........................

........................

..........................

........................

........................

........................

........................

........................

........................

..........................

........................

..........................

2. Обсудите в парах вопрос: почему русские не смогли отстоять свои города?

Сформулируй и запиши свой вывод:

.........................

.........................

.........................

..............................


Рис. 41. Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII веке.


Рис. 42. Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII веке.


1. Обозначь стрелками завоевательные походы Чингисхана и его полководцев на государства Закавказья.

2. Найди, обозначь, надпиши дату и место первой встречи русских и половецких войск с монголо-татарами.

3. Обозначь стрелками завоевательные походы хана Батыя и его полководцев.

4. Найди и надпиши города, оказавшие наиболее упорное сопротивление монголо-татарам.

Завоевательные походы Чингисхана

Завоевательные походы хана Батыя

Города, оказавшие упорное сопротивление

Место первой встречи русских и половецких

войск с монголо-татарами


5. Составь легенду карты:






4. Последствия монгольского нашествия.

1. На основе текста Учебника составь таблицу «Последствия монгольского нашествия»



Последствия

Население


Города


Хозяйственная жизнь


Каменное строительство


Культура


Производство стекла


Профессиональные воины


Вывод...............................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

2. На территорию Руси постоянно вторгались кочевые народы – печенеги, половцы. Подумай, чем отличалось вторжение на Русь монголо-татар?..............................................

......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................


МИНИ - ТЕСТ


А. Исключи лишнее.

1. В отдельных частях империи (улусах) Чингисхан посадил наместниками своих сыновей. Улус его сына Джучи со временм перешел к его сыну – Бату-хану (Батыю). В улус Батыя вошли:

а) Западная Сибирь б) Урал в) большая часть Хорезма в Средней Азии

г) Русские земли.


2. Монголо-татары захватили многие страны:

а) Китай б) Корею в) Японию г) Хорезм

д) Иран ж) Волжская Булгария


В. Приведи в соответствие слова и их значение:

а) Чингисхан 1) удел

б) камикадзе 2) «великий хан»

в) улус 3) «тайфун»

а - .............; б - ............; в - .............. .


С. Источник 4.

Из современной школьной энциклопедии «Российская история».


«Повесть о погибели Рязан­ской земли» рассказывает, как рязанский боярин Евпатий Коловрат собрал дружину в составе 17ОО человек и начал сражаться с завоевателями, устраивая засады. Чтобы изловить отряд Коловрата, Батый остановил свои войска. Окруженные противником рязанцы храбро бились, победить их монголы смогли лишь с помощью камнеметов. Хан отпустил немно­гочисленных пленников из отряда Евпатия, разрешив похоронить погибших.

1. Как ты думаешь, почему хан отпустил пленников и разрешил похоронить погибших?

Как этот поступок соотнести с поведением монголов - завоевателей?.................................

....................................................................................................................................

Просмотр содержимого презентации
«§ 18. Монгольское нашествие на Русь»

Л.А. Синяева Нашествие с востока §11 Урок истории 6 класс Рабочая программа, учебник А.А. Данилова 16.10.16

Л.А. Синяева

Нашествие с востока §11

Урок истории 6 класс

Рабочая программа, учебник А.А. Данилова

16.10.16

Что мы знаем Последствия раздробленности 13 – 15 вв. Удельный период Удельный период имел и положительные, и отрицательные последствия. Вопросы для сравнения Положительные последствия 1.Хозяйственное обособление Отрицательные последствия 2.Состояние культуры - 3.Княжеские усобицы - - 4.Обороноспособность - Рост экономики Обогащение культуры на окраинах продолжались ослабла Раздробленной России угрожала опасность с востока (монголо-татары) Тема урока? Нашествие с востока Проблема? Как Русь защищалась от монголо-татар?

Что мы знаем

Последствия раздробленности

13 – 15 вв.

Удельный период

Удельный период имел и положительные, и отрицательные последствия.

Вопросы для сравнения

Положительные последствия

1.Хозяйственное обособление

Отрицательные последствия

2.Состояние культуры

-

3.Княжеские усобицы

-

-

4.Обороноспособность

-

Рост экономики

Обогащение культуры на окраинах

продолжались

ослабла

Раздробленной России угрожала опасность с востока (монголо-татары)

Тема урока?

Нашествие с востока

Проблема?

Как Русь защищалась от монголо-татар?

Нашествие с Востока § 11. I. Открываем новые знания: 1. Создание державы Чингисхана 2. Сражение на Калке 3. Батыево нашествие на Русь 4. Причины поражения Руси от монголов II . Применяем новые знания. Контроль: с. 37. 2 балла – в. 3. 1балл – в. 2.  III . Домашнее задание: § 11. в. 1 – 3. Рис. 2. Монгольская легкая и тяжелая конница Синяева Лариса Алексеевна

Нашествие с Востока § 11.

I. Открываем новые знания:

1. Создание державы Чингисхана

2. Сражение на Калке

3. Батыево нашествие на Русь

4. Причины поражения Руси от монголов

II . Применяем новые знания. Контроль: с. 37.

2 балла – в. 3.

1балл – в. 2.

III . Домашнее задание: § 11. в. 1 – 3.

Рис. 2. Монгольская

легкая и тяжелая конница

Синяева Лариса Алексеевна

1. Создание державы Чингисхана Задание: используя схему и текст учебника (с. 119-120), расскажи об образовании империи Чингисхана Центральная Азия – монголы – кочевники – скотоводы кон. XII - нач. XIII века Монгольское государство Рис. 2. Монгольская конница Нач. XIII века. Курултай: Темучин – правитель. Чингисхан (Небесный хан) Слайд Нукеры – ханские дружинники Войско (конница) – все взрослое население страны 10 100 1000 ( тумен) темник. Рис. 3. Передвижение юрт Чингисхан завоевал Северный Китай, Среднюю Азию, Персию, Кавказ.

1. Создание державы Чингисхана

Задание: используя схему и текст учебника (с. 119-120),

расскажи об образовании империи Чингисхана

Центральная Азия –

монголы – кочевники – скотоводы

кон. XII - нач. XIII века

Монгольское государство

Рис. 2. Монгольская

конница

Нач. XIII века. Курултай: Темучин – правитель. Чингисхан (Небесный хан)

Слайд

Нукеры – ханские дружинники

Войско (конница) – все взрослое население страны

10

100

1000 ( тумен) темник.

Рис. 3. Передвижение юрт

Чингисхан завоевал Северный Китай, Среднюю Азию, Персию, Кавказ.

Под предводительством Чингисхана монголы покорили часть Северного Китая, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. Задание : Просмотрите видеофрагмент, расскажите, как создавалась империя Чингисхана.

Под предводительством Чингисхана монголы покорили часть Северного Китая, Корею, Среднюю Азию, Закавказье.

Задание : Просмотрите видеофрагмент, расскажите, как создавалась империя Чингисхана.

2. Битва на Калке 31 мая 1223 года  на реке Калке в Приазовье произошла битва русско-половецких полков с монголами. Задание: узнайте, чем закончилась битва? С. 36.  Русские действовали недружно.  Всего в битве погибло до 70 000 русских воинов.  Монголы жестоко расправились с пленными: их связали, бросили на землю и накрыли помостом, на котором уселись пировать.

2. Битва на Калке

31 мая 1223 года

на реке Калке в Приазовье произошла битва русско-половецких полков с монголами.

Задание: узнайте, чем

закончилась битва? С. 36.

Русские действовали недружно.

Всего в битве погибло до 70 000 русских воинов.

Монголы жестоко расправились с пленными: их связали, бросили на землю и накрыли помостом, на котором уселись пировать.

3. Батыево нашествие на Русь. Вскоре монголо-татары хлынули на Русь, в Польшу, Венгрию.  Задание:  Просмотрите видеофрагмент, перечислите русские города, оказавшие упорное сопротивление монголам. КОНТУРНАЯ КАРТА

3. Батыево нашествие на Русь.

Вскоре монголо-татары хлынули на Русь, в Польшу, Венгрию.

Задание: Просмотрите видеофрагмент, перечислите русские города, оказавшие упорное сопротивление монголам. КОНТУРНАЯ КАРТА

3. Батыево нашествие на Русь Задание для группы 2: Перед лицом опасности русские князья не смогли объединиться. Они оборонялись в одиночку. Но монгольское завоевание Руси было долгим,  заполните таблицу, сделайте вывод, почему? С. 36-37. ПРОВЕРИТЬ Дата Город /княжество 1237 Рязанское княжество Примеры героизма 1238 Результат 1238 Г. Владимир Р. Сить 1238 Г. Козельск 1240 Киев 1241-1242 Галич, Венгрия, Польша, Чехия. «Когда всех нас не будет – то все ваше будет». Оборонялись 6 дней. Евпатий Коловрат. Рязань не возродилась Город сожжен Поражение русских Кн. Юрий, его воины погибли. сожжен 7 недель упорное сопротивление «Злой город» все погибли оборона 3 месяца. Монголы вернулись на Нижнюю Волгу Проблема: Как Русь защищалась от монголов? Русские героически оборонялись, но были разобщены и не смогли отстоять свои города.

3. Батыево нашествие на Русь

Задание для группы 2: Перед лицом опасности русские князья не смогли объединиться. Они оборонялись в одиночку. Но монгольское завоевание Руси было долгим, заполните таблицу, сделайте вывод, почему? С. 36-37.

ПРОВЕРИТЬ

Дата

Город /княжество

1237

Рязанское княжество

Примеры героизма

1238

Результат

1238

Г. Владимир

Р. Сить

1238

Г. Козельск

1240

Киев

1241-1242

Галич, Венгрия, Польша, Чехия.

«Когда всех нас не будет – то все ваше будет». Оборонялись 6 дней.

Евпатий Коловрат.

Рязань не возродилась

Город сожжен

Поражение русских

Кн. Юрий, его воины погибли.

сожжен

7 недель упорное сопротивление «Злой город»

все погибли

оборона 3 месяца.

Монголы вернулись на Нижнюю Волгу

Проблема: Как Русь защищалась от монголов?

Русские героически оборонялись, но были разобщены и не смогли отстоять свои города.

4. Причины поражения Руси от монголов Задание: Заполните схему «Причины поражения Руси» с. 37. Причины поражения Руси Монгольская армия Русь многочисленна и хорошо обучена, использовала опыт завоеванных стран Нет военного единства

4. Причины поражения Руси от монголов

Задание: Заполните схему «Причины поражения Руси» с. 37.

Причины поражения Руси

Монгольская армия

Русь

многочисленна и хорошо обучена,

использовала опыт завоеванных стран

Нет военного единства

Контроль с. 37. 2б. – в. 3. 1б – в. 2. Оцениваем себя: 1 балл – устный ответ; 2 балла – выполнение заданий; 1-2 балла – контроль.

Контроль

с. 37.

2б. – в. 3.

1б – в. 2.

Оцениваем себя:

1 балл – устный ответ;

2 балла – выполнение заданий;

1-2 балла – контроль.

Список использованных источников информации Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XYI века. - М.: Просвещение, 2012. Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XYI века. - М.: Просвещение, 2006. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История отечества. - М.: Просвещение, 2001. Ян.В. Чингиз-хан. Батый. – М.: Советский писатель, 1970. Современная школьная энциклопедия «Российская история». - М.: Росмэн, 2007. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004. использованы рисунки Карта 1, 2, 5. Современная школьная энциклопедия «Российская история». - М.: Росмэн, 2007.  Рис. 3,4. Пчелов Е.В. История России: - М., Русское слово, 2006. Синяева Лариса Алексеевна

Список использованных источников информации

Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XYI века. - М.: Просвещение, 2012.

Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XYI века. - М.: Просвещение, 2006.

Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История отечества. - М.: Просвещение, 2001.

Ян.В. Чингиз-хан. Батый. – М.: Советский писатель, 1970.

Современная школьная энциклопедия «Российская история». - М.: Росмэн, 2007.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.

использованы рисунки

Карта

1, 2, 5. Современная школьная энциклопедия «Российская история». - М.: Росмэн, 2007.

Рис. 3,4. Пчелов Е.В. История России: - М., Русское слово, 2006.

Синяева Лариса Алексеевна

Просмотр содержимого презентации
«Чингисхан»

Чингисхан  Темуджин, сын вождя монгольского племени тайджеутов, осиротел в детстве. Его наследство расхитили родичи, сам он попал в рабство. После освобождения Темуджин вел кровавые войны с врагами, истребил мужчин племени татар (татары всегда враждовали с тайджеутами, они отравили отца Темуджина). Властный и жестокий, он добился могущества и стал основателем знаменитой династии Чингизидов. Рис. 9. Чингисхан Современный бронзовый барельеф Слайд выполнил Шевчук Владимир

Чингисхан

Темуджин, сын вождя монгольского племени тайджеутов, осиротел в детстве. Его наследство расхитили родичи, сам он попал в рабство.

После освобождения Темуджин вел кровавые войны с врагами, истребил мужчин племени татар (татары всегда враждовали с тайджеутами, они отравили отца Темуджина).

Властный и жестокий, он добился могущества и стал основателем знаменитой династии Чингизидов.

Рис. 9. Чингисхан

Современный

бронзовый барельеф

Слайд выполнил Шевчук Владимир


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!