Наставничество как ресурс для непрерывного профессионального развития педагога.
Учитель математики
Якимова В. А.
Все мы знаем, что 2023 год объявлен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным «Годом педагога и наставника». Также все мы понимаем, что наставник — это человек, который не только нас чему-то научил, но и оказал существенное влияние на наше мировоззрение, сыграл значимую роль в нашей жизни: поддержал, защитил, помог найти себя и выбрать свой путь.
Цель наставничества: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающегося.
Наставник – ориентир, путеводная звезда для наставляемого, особенно для обучающегося. Принимая во внимание специфику преподавательской деятельности, ее трудность, а также разнообразие, возникает вопрос: каким должен быть педагог-наставник?
Успешность профессиональной подготовки педагога-наставника, а также реализации им профессиональной деятельности в значительной степени находится в зависимости от обладания им установленных индивидуальных черт или профессионально важных качеств.
По мнению Вавилова Ю. П., профессионально важные качества – это индивидуальные свойства человека, которые нужны для эффективного освоения профессией либо выполнения этой профессии в значительной степени.
Профессионально важные качества возникают по биологическим, а также социальным причинам. Биологически обусловленные качества являются природными, а также их формирование связано с биологической зрелостью человека. Одними из основных качеств для профессиональной работы педагога-наставника являются психофизиологические.
Помимо этого, общие качества включают в себя индивидуальные качества учителя, которые делают его представителем общества и исполнителем социального порядка. Это человечность, чувство обязанности и ответственности, усердности, организованности, справедливости, любви к детям, а также желание регулярно повышать свою компетентность.
Для эффективной педагогической деятельности учителя, наставники обязаны владеть профессионально важными качествами, которые являются не только лишь предпосылками для педагогической деятельности, но и формируются в ходе педагогической деятельности.
Таким образом, педагогические и личностные качества учителей играют главную роль в успешности их профессиональной деятельности и являются источником к их профессиональному развитию.
Заметим, что профессиональная деятельность педагога-наставника рассматривается в рамках «горизонтального» непрерывного образования педагога и определяется степенью осознанного профессионального продвижения, профессионального роста как наставляемого, так и самого наставника. Это требует особой доли ответственности в решении конкретных задач по приобретению профессионального и жизненного опыта, развитию новых профессиональных компетенций. По моему мнению, педагог-наставник должен обладать успешным профессиональным опытом, позитивными профессиональными, личностными и жизненными результатами, готовностью и способностью передавать свой опыт, оказывать профессиональную поддержку наставляемому.
Сейчас я работаю в «Детском доме-школе № 95» и общий стаж работы здесь около восьми лет. В этом учреждении учатся и воспитываются особые дети, которые проверяют и испытывают тебя не только как учителя-предметника, но и как справедливого, духовно-богатого и человечного педагога. Немногие выдерживают такие испытания. Но завоевав уважение и почтение ребят, педагог все равно не должен и не может расслабляться.
Я прекрасно знаю своих учеников, т. к. с некоторыми из них работаю почти восемь лет. В своей работе учитываю индивидуальные особенности и склонности каждого воспитанника. Работая в детском доме, волей-неволей каждый педагог становится наставником для всего детского коллектива. Да, у каждого воспитанника свои учителя, свои наставники и их роль невозможно переоценить.
Начав работать в данном учреждении, я заметила в одном из своих учеников хорошие математические способности и интерес к математике. Он был очень активен на уроках, хотел расширить свои знания за пределы школьной программы, поэтому всегда принимал участие в предметных олимпиадах и конкурсах. Так получилось, что, отработав шесть лет в «Детском доме-школе № 95» учителем математики и информатики, я ушла в общеобразовательную школу, где учатся дети из традиционных семей. На протяжении двух лет мой обучающийся просил меня вернуться в «Детский дом» и его желание пойти в 10 класс зависело от меня. Я вернулась и стала его наставником.
Мой наставляемый сейчас заканчивает одиннадцатый класс и выбрал профильный уровень по математике. Без углубленного изучения математики сдать ЕГЭ на профильном уровне достаточно сложно. Подготовка к итоговому экзамену всегда ответственный процесс. Многое зависит от ученика, но еще больше от его учителя.
К сожалению, мой подопечный в мое двугодичное отсутствие перестал серьезно заниматься подготовкой к урокам. Сначала забросил математику из-за недопонимания и непринятия другого учителя математики, а потом апатия перешла и на другие предметы. В результате в девятом классе средненько сдал ОГЭ. Перед началом десятого класса у меня с наставляемым состоялся доверительный разговор, где он честно сказал об очень слабых знаниях по математике. Я пообещала ему помочь в восполнении пробелов, но при этом акцентрировала внимание на его серьезном отношении к учебе по всем предметам с 1 сентября. А также в летнее время он самостоятельно должен был начать читать учебник по геометрии 7 - 9 классы и частично прорешивать задачи. Мы оба понимали и неоднократно говорили о предстоящей тяжелой работе для нас двоих: за один учебный год необходимо было отработать не только программу 10 класса, но и 8 – 9 классы. И он сдержал свое слово! Все летние каникулы он занимался, что-то понимал, в чем-то не смог разобраться. Но, уже учась в 10 классе, он полностью погрузился в учебный процесс. Первое полугодие было особенно тяжелым для него: победить свою уже закоренелую расслабленность и лень – серьезное испытание. А я еще как наставник ежедневно контролировала его успеваемость, беседовала с учителями-предметниками, на переменах ходила вместе с ним для исправления двоек, чтобы он сдал учителю долг по домашнему заданию или пересдал какую-то работу.
На этот момент у меня был еще 11-ый класс, где учащиеся сдавали базовый и профильный уровни, и приходилось решать тесты для обоих уровней. Видя, как я много работаю, мой наставляемый жалел меня и очень часто говорил: «Вам надо отдохнуть», «Вы постоянно работаете», «Вы так много работаете», «Сколько Вы спите?» и т. д. На что я отвечала: «Некогда отдыхать», «Летом отдохну», «Да, работы много, но без математики не могу». Я действительно очень сильно люблю свой предмет еще со школьной скамьи и эту любовь я переняла от своей учительницы по математике.
Со второго полугодия 10-ого класса мой подопечный изменился: появился огонек в глазах, он стал более уверенным и собранным, стал серьезнее. Причем няньчество – ходьба с ним по учителям прекратилась. И я ему стала говорить, что узнаю своего бывшего воспитанника: умного, успешного и целеустремленного. Причем, когда я уволилась из детского дома, наставляемый окончил седьмой класс и он единственный из параллели написал ВПР по математике на максимальный балл. И по моим предметам за год у него были пятерки.
Итак, в результате кропотливой и ежедневной работы с наставляемым, десятый класс он окончил всего с одной тройкой. По итогам первого полугодия 11-ого класса он хорошист. И я верю, и надеюсь, что 11-ый класс он закончит на «4» и «5» !!! А как иначе, ведь мой подопечный обещал мне это.
Сейчас он решает профиль на твердую четверку, иногда на пять. Не так давно начали разбирать и нарешивать экономические задачи в два балла из второй части КиМа. Буквально сегодня мы обсуждали задания домашнего теста на перемене, хотя выполнить его надо к завтрашнему дню к консультации. Но у него решена вся тестовая часть и частично вторая, воспитанник сделал акцент на успешном выполнении экономической задачи и логарифмического неравенства в два балла. А тригонометрическое уравнение в два балла очень сложное и у него никак не получается. На что я ответила: «А я все решила». При обсуждении этого задания и дойдя до того момента, где у наставляемого случился «тупик», я конечно напомнила ему формулу и как данное выражение можно преобразовать под нее. Мы писали на доске решение, а в это время другие ребята слушали нас и мне был виден их легкий шок. Каждый из нас помнил само исходное задание на 100 %, КиМа не было.
По моему мнению, между наставником и наставляемым должны быть не только доверительные отношения, но и честные, оба должны уметь признавать свои ошибки и не стесняться говорить о каком-то незнании или непонимании чего-то. Я не сильна была в решении экономических задач и честно говорила об этом ребятам. И не так давно мы вместе ездили в КемГУ на «Интенсив – подготовка к ГИА 2023» на занятие «Задачи с экономическим содержанием», которое длилось три часа. После, уставшие, но окрыленные новыми знаниями, договорились впредь всегда решать это задание в каждом КиМе.
В процессе работы и общения как наставник, так и наставляемый постоянно совершенствуются, учатся друг у друга. В настоящее время дети, подростки очень мобильны и, чтобы быть современным учителем, приходится много работать над своим профессиональным развитием. Я считаю, что каждый педагог должен находить время и силы для повышения своего педагогического мастерства, знакомиться с новинками методической литературы, периодическими изданиями, улучшать умения пользоваться IT-технологиями. А также каждый педагог должен проводить саморефлексию после каждого рабочего дня. Это тоже способствует профессиональному росту.
Мы все видим, как усложняется жизнь и повышается спрос на высококвалифицированных сотрудников, тем самым повышаются требования к знаниям и умениям учащихся. И, как следствие, к повышению нашей педагогической компетентности и профессиональной компетентности педагога-наставника.
Хороший педагог-наставник должен гореть и заряжать своей энергией. Он как маяк, который освещает путь, помогает ребятам двигаться вперед и всегда поддерживает, несмотря ни на что.