СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наставничество как ресурс для непрерывного профессионального развития педагога

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье говорится о профессиональных качествах педагога - наставника, а также представлен личный опыт работы наставником.

Просмотр содержимого документа
«Наставничество как ресурс для непрерывного профессионального развития педагога»

Наставничество как ресурс для непрерывного профессионального развития педагога.

Учитель математики

Якимова В. А.



Все мы знаем, что 2023 год объявлен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным «Годом педагога и наставника». Также все мы понимаем, что наставник — это человек, который не только нас чему-то научил, но и оказал существенное влияние на наше мировоззрение, сыграл значимую роль в нашей жизни: поддержал, защитил, помог найти себя и выбрать свой путь.

Цель наставничества: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающегося.

Наставник – ориентир, путеводная звезда для наставляемого, особенно для обучающегося. Принимая во внимание специфику преподавательской деятельности, ее трудность, а также разнообразие, возникает вопрос: каким должен быть педагог-наставник?

Успешность профессиональной подготовки педагога-наставника, а также реализации им профессиональной деятельности в значительной степени находится в зависимости от обладания им установленных индивидуальных черт или профессионально важных качеств.

По мнению Вавилова Ю. П., профессионально важные качества – это индивидуальные свойства человека, которые нужны для эффективного освоения профессией либо выполнения этой профессии в значительной степени.

Профессионально важные качества возникают по биологическим, а также социальным причинам. Биологически обусловленные качества являются природными, а также их формирование связано с биологической зрелостью человека. Одними из основных качеств для профессиональной работы педагога-наставника являются психофизиологические.

Помимо этого, общие качества включают в себя индивидуальные качества учителя, которые делают его представителем общества и исполнителем социального порядка. Это человечность, чувство обязанности и ответственности, усердности, организованности, справедливости, любви к детям, а также желание регулярно повышать свою компетентность.

Для эффективной педагогической деятельности учителя, наставники обязаны владеть профессионально важными качествами, которые являются не только лишь предпосылками для педагогической деятельности, но и формируются в ходе педагогической деятельности.

Таким образом, педагогические и личностные качества учителей играют главную роль в успешности их профессиональной деятельности и являются источником к их профессиональному развитию.

Заметим, что профессиональная деятельность педагога-наставника рассматривается в рамках «горизонтального» непрерывного образования педагога и определяется степенью осознанного профессионального продвижения, профессионального роста как наставляемого, так и самого наставника. Это требует особой доли ответственности в решении конкретных задач по приобретению профессионального и жизненного опыта, развитию новых профессиональных компетенций. По моему мнению, педагог-наставник должен обладать успешным профессиональным опытом, позитивными профессиональными, личностными и жизненными результатами, готовностью и способностью передавать свой опыт, оказывать профессиональную поддержку наставляемому.

Сейчас я работаю в «Детском доме-школе № 95» и общий стаж работы здесь около восьми лет. В этом учреждении учатся и воспитываются особые дети, которые проверяют и испытывают тебя не только как учителя-предметника, но и как справедливого, духовно-богатого и человечного педагога. Немногие выдерживают такие испытания. Но завоевав уважение и почтение ребят, педагог все равно не должен и не может расслабляться.

Я прекрасно знаю своих учеников, т. к. с некоторыми из них работаю почти восемь лет. В своей работе учитываю индивидуальные особенности и склонности каждого воспитанника. Работая в детском доме, волей-неволей каждый педагог становится наставником для всего детского коллектива. Да, у каждого воспитанника свои учителя, свои наставники и их роль невозможно переоценить.

Начав работать в данном учреждении, я заметила в одном из своих учеников хорошие математические способности и интерес к математике. Он был очень активен на уроках, хотел расширить свои знания за пределы школьной программы, поэтому всегда принимал участие в предметных олимпиадах и конкурсах. Так получилось, что, отработав шесть лет в «Детском доме-школе № 95» учителем математики и информатики, я ушла в общеобразовательную школу, где учатся дети из традиционных семей. На протяжении двух лет мой обучающийся просил меня вернуться в «Детский дом» и его желание пойти в 10 класс зависело от меня. Я вернулась и стала его наставником.

Мой наставляемый сейчас заканчивает одиннадцатый класс и выбрал профильный уровень по математике. Без углубленного изучения математики сдать ЕГЭ на профильном уровне достаточно сложно. Подготовка к итоговому экзамену всегда ответственный процесс. Многое зависит от ученика, но еще больше от его учителя.

К сожалению, мой подопечный в мое двугодичное отсутствие перестал серьезно заниматься подготовкой к урокам. Сначала забросил математику из-за недопонимания и непринятия другого учителя математики, а потом апатия перешла и на другие предметы. В результате в девятом классе средненько сдал ОГЭ. Перед началом десятого класса у меня с наставляемым состоялся доверительный разговор, где он честно сказал об очень слабых знаниях по математике. Я пообещала ему помочь в восполнении пробелов, но при этом акцентрировала внимание на его серьезном отношении к учебе по всем предметам с 1 сентября. А также в летнее время он самостоятельно должен был начать читать учебник по геометрии 7 - 9 классы и частично прорешивать задачи. Мы оба понимали и неоднократно говорили о предстоящей тяжелой работе для нас двоих: за один учебный год необходимо было отработать не только программу 10 класса, но и 8 – 9 классы. И он сдержал свое слово! Все летние каникулы он занимался, что-то понимал, в чем-то не смог разобраться. Но, уже учась в 10 классе, он полностью погрузился в учебный процесс. Первое полугодие было особенно тяжелым для него: победить свою уже закоренелую расслабленность и лень – серьезное испытание. А я еще как наставник ежедневно контролировала его успеваемость, беседовала с учителями-предметниками, на переменах ходила вместе с ним для исправления двоек, чтобы он сдал учителю долг по домашнему заданию или пересдал какую-то работу.

На этот момент у меня был еще 11-ый класс, где учащиеся сдавали базовый и профильный уровни, и приходилось решать тесты для обоих уровней. Видя, как я много работаю, мой наставляемый жалел меня и очень часто говорил: «Вам надо отдохнуть», «Вы постоянно работаете», «Вы так много работаете», «Сколько Вы спите?» и т. д. На что я отвечала: «Некогда отдыхать», «Летом отдохну», «Да, работы много, но без математики не могу». Я действительно очень сильно люблю свой предмет еще со школьной скамьи и эту любовь я переняла от своей учительницы по математике.

Со второго полугодия 10-ого класса мой подопечный изменился: появился огонек в глазах, он стал более уверенным и собранным, стал серьезнее. Причем няньчество – ходьба с ним по учителям прекратилась. И я ему стала говорить, что узнаю своего бывшего воспитанника: умного, успешного и целеустремленного. Причем, когда я уволилась из детского дома, наставляемый окончил седьмой класс и он единственный из параллели написал ВПР по математике на максимальный балл. И по моим предметам за год у него были пятерки.

Итак, в результате кропотливой и ежедневной работы с наставляемым, десятый класс он окончил всего с одной тройкой. По итогам первого полугодия 11-ого класса он хорошист. И я верю, и надеюсь, что 11-ый класс он закончит на «4» и «5» !!! А как иначе, ведь мой подопечный обещал мне это.

Сейчас он решает профиль на твердую четверку, иногда на пять. Не так давно начали разбирать и нарешивать экономические задачи в два балла из второй части КиМа. Буквально сегодня мы обсуждали задания домашнего теста на перемене, хотя выполнить его надо к завтрашнему дню к консультации. Но у него решена вся тестовая часть и частично вторая, воспитанник сделал акцент на успешном выполнении экономической задачи и логарифмического неравенства в два балла. А тригонометрическое уравнение в два балла очень сложное и у него никак не получается. На что я ответила: «А я все решила». При обсуждении этого задания и дойдя до того момента, где у наставляемого случился «тупик», я конечно напомнила ему формулу и как данное выражение можно преобразовать под нее. Мы писали на доске решение, а в это время другие ребята слушали нас и мне был виден их легкий шок. Каждый из нас помнил само исходное задание на 100 %, КиМа не было.

По моему мнению, между наставником и наставляемым должны быть не только доверительные отношения, но и честные, оба должны уметь признавать свои ошибки и не стесняться говорить о каком-то незнании или непонимании чего-то. Я не сильна была в решении экономических задач и честно говорила об этом ребятам. И не так давно мы вместе ездили в КемГУ на «Интенсив – подготовка к ГИА 2023» на занятие «Задачи с экономическим содержанием», которое длилось три часа. После, уставшие, но окрыленные новыми знаниями, договорились впредь всегда решать это задание в каждом КиМе.

В процессе работы и общения как наставник, так и наставляемый постоянно совершенствуются, учатся друг у друга. В настоящее время дети, подростки очень мобильны и, чтобы быть современным учителем, приходится много работать над своим профессиональным развитием. Я считаю, что каждый педагог должен находить время и силы для повышения своего педагогического мастерства, знакомиться с новинками методической литературы, периодическими изданиями, улучшать умения пользоваться IT-технологиями. А также каждый педагог должен проводить саморефлексию после каждого рабочего дня. Это тоже способствует профессиональному росту.

Мы все видим, как усложняется жизнь и повышается спрос на высококвалифицированных сотрудников, тем самым повышаются требования к знаниям и умениям учащихся. И, как следствие, к повышению нашей педагогической компетентности и профессиональной компетентности педагога-наставника.

 Хороший педагог-наставник должен гореть и заряжать своей энергией. Он как маяк, который освещает путь, помогает ребятам двигаться вперед и всегда поддерживает, несмотря ни на что.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!