СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Настольные игры. История возникновения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настольная игра - игра, в которую можно играть на столе. Она основана на манипуляции небольшим набором предметов, которые могут разместиться на столе или в руках играющих. Развивает логическое мышление, смекалку и память.

Просмотр содержимого документа
«Настольные игры. История возникновения.»

План урока


Тема урока: Настольные игры. История возникновения.


Шахматы, нарды, шашки, лото - человечество за свою историю придумало много способов, как провести свободное время. Принято считать, что наиболее древние настольные игры происходят из стран Азии - Китая и Индии, а также Скандинавии, Южной Америки и Египта.

По всей видимости, одной из древнейших настольных игр были различные варианты игры в кости. Во всяком случае, игральные кубики, находили уже в раскопах пятитысячелетней давности. Кости до наших дней продолжают существовать как отдельная азартная игра, но их основное применение — в качестве вспомогательного элемента множества настольных игр, для моделирования элемента случайности. История возникновения настольных игр начинается в Индии, Китае и Месопотамии. Там возникли древнейшие варианты игры в кости. Каждый игрок должен бросить некоторое количество игральных кубиков (от одного до пяти). Результат броска определяет победителя или проигравшего. До конца игры может производиться любое количество бросков. Основное современного правило кубика, сумма чисел на противоположенных гранях (1+6, 2+5, 3+4) равна 7.

В Древнем Египте, начиная с III тыс. до н.э., была популярна игра под названием сенет. Её изображения встречаются в росписях гробниц и папирусах, наборы с фигурами и костями часто находят при археологических раскопках. Процесс игры символизировал путь по загробному миру, в конце которого человека ждало бессмертие в царстве бога солнца Ра. В сенет играют два игрока, один - катушками, другой конусами. Ход определяет бросок кубиков. Только кубиками являются 4 палочки, наполовину окрашенные в чёрный и белый. В зависимости от того, сколько палочек упало белой стороной, высчитывалось число ходов. В стратегии можно опираться или на скорость перемещения, или на блокировку противника своими фишками. Сенет считается одной из древнейших игр гоночного типа – игры, где передвижение фишек определяется броском костей.

Древние нарды

Другая игра, в которую играли в начале III тыс. лет до н.э. -  Королевская игра Ура была прототипом нард: побеждал тот, кто первым проведёт свои фишки по всем 20 клеткам.

Римская табула полностью соответствовала современным нардам. Доска также имела 24 пункта, игроки двигались навстречу друг другу, используя кубики, чтобы раньше соперника вывести свои шашки. В средневековой Европе она стала называться «триктрак» по созвучию бьющихся кубиков о доску. В 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом были доработаны правила игры в нарды. Традиционная игра,  «длинные нарды», запрещала вступать своей шашкой на поле, занятое чужой. Хойл предложил разрешить «взятие» одинокой шашки соперника при ходе на её поле; сбитая шашка должна была начать путь с начала. Так появились распространённые сейчас «короткие нарды».

Из Китая к нам пришла игра в домино. Изначально пластинки имели красные и белые точки, а значение имело не количество точек на каждой половине, а их общая сумма на костяшке. Однако после того, как игра попала в Италию и распространилась по Европе, появились всем нам с детства знакомые правила.

Единственной относительно достоверно известной оригинальной игрой того времени можно считать скандинавский хнефатафл — игру шашечного типа на прямоугольном клетчатом поле. Шашки тафл, в отличие от среднеазиатских шашечных игр, были несимметричными: на центральном квадрате поля («троне») помещался белый «король», окружённый белыми «телохранителями», а по краям доски, с четырёх сторон — отряды чёрных солдат противника, по численности вдвое превышающие телохранителей. Цель игры за белых — спасти короля, то есть довести его невредимым до края доски.. Цель игры за чёрных — захватить короля. Телохранители и солдаты ходили по вертикалям и горизонталям на любое расстояние.

Родословная шахмат. Дедушкой шахмат была игра под названием «чатуранга». Она представляла собой поле боя для четырёх видов войск, из которых в то время состояла армия Индии - колесниц, боевых слонов, конницы и пеших воинов. На поле 8х8 клеток располагалось восемь фигур каждого игрока, чьей конечной целью был мат радже - то есть королю. Шахматы были созданы как военная стратегия, но каждая битва обходилась без кровопролития. Преобразованная персами индийская чатуранга в X веке попала на Ближний Восток и стала чрезвычайно популярной в арабском мире. Теперь в неё играли два человека 16-ю фигурами, а правила почти полностью соответствовали современным, имея некоторые отличия, например, пат - положение, когда противник не может ходить ни одной фигурой - сейчас расценивается как ничья, тогда - это означало победу. В XI веке поле обрело свой узнаваемый окрас «в шашечку», для удобства в описании ходов. В XIX веке стали проводиться международные турниры, что потребовало окончательной стандартизации правил и превратило шахматы из развлечения в вид спорта. Появился и официальный титул «чемпион мира по шахматам».

Одновременно с шахматами в Европу пришёл и алькерк  («мельница») — игра шашечного типа, считающаяся одним из прообразов современных шашек. Благодаря распространённости шахмат, многие европейские шашечные игры, ранее игравшиеся на собственных досках различных размеров и конфигурации, также стали играться на стандартной шахматной доске 8x8 клеток. Азиатский принцип «взятия прыжком» (перескакиванием своей шашкой через шашку противника), вытеснил более распространённое в Европе «шахматное» взятие, когда шашка становилась на место сбитой шашки противника. В 1535 году: игрок, имеющий возможность на своём ходе произвести взятие шашки противника, обязан выполнить это взятие и не может вместо него сделать другой «тихий» ход. В результате появилась «обратная» игра — поддавки, где побеждал тот, кто вынудил противника уничтожить все свои шашки. В 1723 году английский шашист польского происхождения, предложил увеличить шашечную доску до 100 клеток (10x10) и немного изменить правила игры - стоклеточные шашки. В 1894 году состоялся первый чемпионат мира по шашкам.

Лото - игра, которая досталась нам не от древних цивилизаций, а была придумана в Италии в XV веке. В XVIII веке она стала известна в России, и быстро завоевала любовь не только в высшем обществе, но и среди горожан. К началу XX века бочонки с определёнными цифрами часто имели особые названия: 11 — барабанные палочки, 13 — чертова дюжина, 48 – половинку просим, 75 — семь пятниц на неделе, 77 – топорики или Семен Семенович, 22 – гуси-лебеди.

Одной из самых известных южно-восточных азиатских игр является маджонг. Он появился приблизительно в 1870 году в Китае, был распространен также в Корее, Японии и других странах региона. В 1920-е годы в США и в Европе стал популярным  «Ма-Джонг», в котором на костях, помимо иероглифов, были нанесены обозначения цифрами и латинскими буквами.

В первой половине XX века появилась настольная игра монополия, созданная американцем Чарльзом Дэрроу в 1934 году, и ставшая первой настольной игрой в жанре экономической стратегии. В ней игроки, получив в начале игры некоторый стартовый капитал, поочерёдно делают ходы, руководствуясь выпадающими на игральных костях очками: приобретают и продают активы, помещают деньги в банк, платят и получают платежи и штрафы; побеждает тот, кто добьётся банкротства всех остальных игроков. Монополия популярна по сей день, число играющих в неё в мире оценивается в 500 миллионов человек, по ней проводятся соревнования с крупными призовыми фондами. В России известны адаптации игры под названиями «НЭП», «Менеджер», «Империя», «Бизнесмен».


В 1938 году появился скрэббл  (в России она известна также под названием «эрудит»): игроки, получив в начале игры некоторое количество букв, выкладывают на прямоугольном поле слова из этих букв по горизонтали и вертикали так, чтобы новое слово пересекалось с уже выложенными (как в кроссворде). За каждое слово начисляются очки, выигрывает участник, набравший максимум очков.


В 1957 году  была разработана игра Риск, изначально выпущенная под названием «Завоевание мира». Игра ведётся на стилизованной политической карте Земли; участники, которых может быть от двух до шести, с помощью своих армий пытаются захватить чужие территории и удержать свои. Выигрывает тот, кто захватывает все территории на текущей карте.



В 1971 году японец Горо Хасегава узнал о давно забытой игре реверси, заказал разработку игрового комплекта и занялся её распространением под названием «Отелло». За несколько лет возрождённая игра снова завоевала популярность сначала в Японии, а потом и в западных странах: с 1977 года проводятся чемпионаты мира по реверси, выпускаются игровые комплекты.

В 1988 году  разработана игра Абалон (другое название — сумито) - настольная абстрактная стратегическая игра для двух игроков, оригинальная по механизму и исполнению.

В течение XX века было сделано множество попыток модифицировать шахматы. Появилось несколько вариантов гексагональных шахмат — шахмат на шестиугольной доске, состоящей из правильных шестиугольных полей. 

В 1972 году запатентованы шахматы для троих на шестиугольной доске с полями-четырёхугольниками. Из появившихся в XX веке вариантов шахматной игры популярность приобрели шахматы Фишера, отличающиеся минимально модифицированными правилами и случайной (с рядом ограничений) начальной расстановкой фигур.

Одной из древнейших казахских игр является тогызкумалак. Эта игра на логику и смекалку призвана развивать мышление и выдержку. В основе ее положено число 9, ставшее у древних тюрков священным. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия. Игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике.


История настольных игр в настоящее время продолжается. Двадцать первое столетие уже отметилось новым витком интереса к подобным развлечениям, так что никто не знает, что ожидает эту индустрию через несколько лет. Очень многое зависит не только от создателей игр, но и всех неравнодушных к такому виду досуга.

В целом последняя четверть XX века ознаменовалась настоящим бумом настольных игр, который не завершился до сих пор: ежегодно появляются десятки новых наименований (футбол, хоккей, баскетбол), в крупных городах имеются специализированные магазины настольных игр, игровые кафе, клубы. Несмотря на появление и широкую популярность электронных и компьютерных игр, настольные игры сохраняют и укрепляют свои позиции.


Вопросы самоконтроля:


  1. Назовите игры, которые вы знаете.

  2. Что такое настольная игра?

  3. В какие настольные игры играете вы и ваши друзья?

  4. Что такое игровое поле?


Рабочее задание:

  1. Вам предстоит изготовить одну из игр. Применив творческую смекалку.

  2. Можно разработать свою игру на основе компьютерной игры, но только ее настольный вариант.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!