8 класс
Национальная политика Российской империи во второй половине XIX в
План урока.
1.Национальная политика России
в Польше, на Украине и в Белоруссии.
2.Национальная политика России в Финляндии, Прибалтике и на Кавказе.
3. Национальная политика России в Поволжье, Сибири и других регионах.
4. Присоединение к России народов Казахстана и Средней Азии.
5. Особенности национальной политики России.
Задание на урок.
Докажите,что национальная политика самодержавия носила противоречивый характер?
1.Национальная политика России в Польше .
в Польше вновь обострился национальный вопрос. В конце 1850-х — 1860-х гг. возросло число тайных организаций, оппозиционных российскому самодержавию. В 1863 г. здесь вспыхнуло восстание за национальную независимость.
К весне 1864 г. восстание в Польше было жестоко подавлено. Около 400 человек было казнено, более тысячи отправлено в Сибирь. Польская автономия была окончательно ликвидирована: название «Царство Польское» было заменено на «Привисленский край».
Польские повстанцы.
1.Национальная политика России в Польше
Одновременно в Польше была проведена крестьянская реформа. Именно здесь её автор — Н.А. Милюков — смог осуществить свои планы решения земельного вопроса: крестьянам передавались в собственность те участки, которые они уже обрабатывали. Эта мера обеспечивала положительное отношение простых земледельцев к российскому правлению.
Герб Царства Польского с Большого герба Российской империи
1.Национальная политика России на Украине и в Белоруссии
Памятник
Владимиру-
Крестителю
на берегу
Днепра.
На Украине и в Белоруссии были проведены реформы в 1860-1870-х гг.
В эти годы, в связи с повсеместным развитием образования, увеличивается численность украинской и белорусской интеллигенции. В среде либеральной буржуазии и дворян возникли первые общественные организации просветительского характера, преследующие цели изучения и распространения родного языка, национальной культуры. На Украине они назывались «Громадами», в Белоруссии они получили название «Гомон».
Царское правительство ограничивало издание этими обществами литературы, препятствовало развитию национального театра, подвергало преследованиям интеллигенцию, отстаивающую идеи демократии и национального развития своего народа.
2. Национальная политика России в Финляндии, Прибалтике и на Кавказе
- В год восстания в Польше в Великом княжестве Финляндском вновь был собран сейм.
- Финская автономия получила свою денежную систему.
- Были созданы финские стрелковые батальоны.
- Александр II демонстрировал готовность к либеральному правлению в Финляндии. Однако в царствование Александра III постепенно стала проводиться политика вовлечения финской территории в единую общеимперскую систему. В связи с этим автономия Великого княжества Финляндского вновь была ограничена.
- В Прибалтике прошли реформы административной и судебной системы.
- Введение русского языка в Финляндии и Прибалтике было обусловлено потребностями общегосударственного управления .
После отмены крепостного права крестьяне Грузии, Азербайджана, Армении получили свободу от местных землевладельцев и небольшие наделы земли. При проведении судебной реформы в районах, где проживали горцы, был создан особый суд, решавший дела в духе народных традиций.
На Кавказе возникли национально-просветительские либеральные организации и демократические группы, как правило, связанные с революционными организациями в России.
3. Национальная политика России в Поволжье, Сибири и других регионах
Уровень хозяйственного развития народов Поволжья и Сибири был неодинаков. Более активно втягивались в товарные отношения и культурные связи татары и башкиры.
В среде мусульманского населения просвещение было отдано в руки духовенства.
В годы правления Александра III русская церковь активизировала свои действия среди народов, сохранявших традиционный образ жизни по обращению их в православную веру. Были сделаны первые шаги по созданию письменности для народов.Появились национальные школы, первые учебники на родном языке.
В 1791 г. для еврейского населения была определена черта оседлости — границы территории, за пределами которой евреям запрещалось постоянное жительство. Для еврейских детей существовали национальные школы.
Богатым еврейским купцам и ремесленникам, людям с высшим образованием было разрешено проживать за чертой оседлости. Это способствовало появлению слоя еврейской интеллигенции — носителей национальной культуры.
4. Присоединение к России народов Казахстана и Средней Азии
Становище туркменских кочевников. Фото 1900-х гг.
Ко второй половине XIX в. в Средней Азии существовали мусульманские феодальные государства — Кокандское, Хиванское, Бухарское. Царское правительство использовало междоусобные распри среднеазиатских правителей, поддерживая тех из них, которые были согласны признать власть русского царя.
В 1870-1880-х гг. был предпринят ряд военных экспедиций в Среднюю Азию.
Действия русских войск в Средней Азии закончились тем, что Хивинское ханство, Бухарский эмират, Кокандское ханство, туркменские племена признали власть русского царя. Часть земель вошла в Туркестанское губернаторство. Бухарский эмират и Хивинское ханство сохранили внутреннюю автономию.
4. Присоединение к России народов Казахстана и Средней Азии
В Средней Азии прекратились междоусобные войны. Работорговля была уничтожена. Царское правительство терпимо относилось к мусульманским верованиям, духовное управление и образование находилось в ведении мулл. Мусульмане были уравнены в правах с православным населением. Местная знать получала за сотрудничество с царскими властями вознаграждения и пенсии. Русские купцы получили право ведения широкой торговли по всей Средней Азии. На этих территориях стали интенсивно развиваться хлопководство, шелководство, добыча нефти, были построены первые железные дороги
В. Верещагин. Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде. 1869-1870 гг.
5. Особенности национальной политики России
- Во второй половине XIX в. в основном завершился процесс территориального расширения Российской империи.
- Приобретаемые Россией новые земли в Европе и Азии включались в состав империи на правах её губерний или автономий. Как и по всей территории империи, здесь проводились буржуазные реформы, решался аграрный вопрос, открывались пути развития промышленного производства, капиталистических отношений.
- Правительство в большинстве случаев проявляло веротерпимость к населению, исповедовавшему другие религии. Предпринимались шаги к созданию письменности и распространению образования среди народов, не имевших своей грамоты, но одновременно проводилась русификация национальных районов.
- У народов России появились классики национальной культуры, свои просветители.
- Жизнь в империи порождала межнациональные противоречия, но одновременно убеждала людей в значимости культурного взаимообогащения разных народов.
Домашнее задание