СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Национальные предметы быта казахского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народные ремесла являются важной частью материального и культурного наследия казахского народа. Изделия декоративно-прикладного искусства отличаются национальным своеобразием и художественным содержанием.

Просмотр содержимого документа
«Национальные предметы быта казахского народа»

План урока


Тема урока: Ознакомление с национальными предметами быта казахского народа

Ход урока

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Обычаи, традиции и обряды казахов формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь люди должны знать историю того места, где они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится частичкой истории. И чем дольше, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа является одной из актуальных задач.

Знать свою культуру - значит знать и понимать весь мир. Поэтому каждый человек, несомненно, должен знать свои истоки, обычаи и традиции, обряды и верования своего народа. Только тогда он является полноценной личностью.

На протяжении длительной истории жители степных просторов, казахи, выработали своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения человека. Нелегкая жизнь степняков ставила жестокие требования. Люди должны были быть не только физически крепкими, выносливыми, но и иметь соответствующую психическую закалку, помогающую переносить трудности кочевого образа жизни. Кочевники занимались охотой, пасли скот. Мужчина был и воином и пастухом и главой семьи.

Одной из ведущих традиций у казахов является знание своей родословной, своего генеалогического древа, что всегда было характерно для кочевников в их стремлении продолжать род, развивать обычаи и традиции своей общины. Во многих семьях хранились реликвии, которые передавались из поколения в поколение, от отца к сыну и т.д. Таким образом, ребенку с детства внушалось почитание и уважение к своим предкам и своему роду.

Особенности национального жилища и предметов быта.

Юрта

Юрта приспособлена к кочевому образу жизни. В юрте имеется четкое разграничение мест, предназначенных для разных представителей рода, членов семьи, гостей. Например, место хозяина дома, согласно традициям ближе к выходу, в левой стороне юрты. Почетное место - тер, находящееся в самом отдаленном месте жилища, напротив входа, предназначалось для старейшин рода, гостей. Слева от него находилась семейная (женская) половина хозяев юрты - сол жақ. Правая часть - оң жақ считалась мужской или гостевой, а также отводилась взрослым детям. В центре юрты находился очаг - священное место для огня. Огонь поддерживался постоянно, на ночь тлеющие угли закапывали в золу, а утром разжигали их. При отделении старших сыновей им давали отдельную юрту и огонь от большой отцовской родовой юрты - үлкен үй. Также выделяли сыновьям часть скота - енши (приданое).

Юрта отличалась нарядным убранством. Деревянные основы украшались костяной инкрустацией, внутри расстилались и развешивались многоцветные ковры, ткани, дорожки, за тором устанавливали сундуки и тюки. По обеим его сторонам вывешивали адалбакан, предназначенный для головных уборов и верхней одежды.

Декоративно-прикладное искусство

Казахи издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике.

Домашние промыслы и художественные ремесла казахского народа зародились в глубокой древности. Из домашних ремёсел у казахов были распространены выделка кож, изготовление ковров, тканей, тесьмы и других изделий. Искусные мастера изготавливали сбрую, кнут (камча) , седло (ер).

Из многих распространенных украшений бытуют в настоящее время серьги (сырга), кольца (жузук), браслеты (блезык) из серебра и различных светлых металлов с нанесением узоров из национального орнамента.

Предметы быта кочевников-скотоводов: седло, конская сбруя, изделия из дерева, кости и металла - богато украшались орнаментом. Национальные черты сохраняются и в интерьере. Это наличие сундуков, ковров, дорожек, низких круглых столиков для чая (доңгелек үстел).

Мастера изготавливали различные предметы: саба из кожи - для хранения кумыса, чашки, черпалки, ковши, күбі (деревянная посуда для сбивания сливочного масла), пиалы, таба (чаша из дерева для теста)

Шара — чаша для кумыса. В некоторых местах ее называют тегене. Перед тем как подать кумыс к дастархану, его переливают из саба в шара, куда вмешается 10-15 литров напитка.



Выдалбливают шара круглой формы с ровными краями из высохших твердых пород деревьев — березы или дуба. Снаружи чаши украшаются костяными или серебряными пластинами в виде гравированных узоров и накрываются деревянной крышкой, которая также украшается узорами.

Ожау — черпак с длинной ручкой, делают из цельного куска дерева и украшают узорами, это неотъемлемое дополнение к шара. На ручке такого черпака для удобства выпиливают выемку. Ожау бывают как одинарными, так и двойными.

Табак — это плоское блюдо для подачи мяса. Для его изготовления высушенный дуб или березу кипятят в воде, затем выстругивают такие блюда разных размеров.



Большой табак предназначен для уважаемых людей. Украшается табак только узорами, выбитыми на самом дереве, так как его необходимо часто мыть.

Торсыки — кожаные сосуды, использовавшиеся для перевозки кумыса в пути вместимостью до 4-5 литров. Они отличались разнообразием форм: круглые, трапецевидные, в форме рога.


Украшались эти сосуды зооморфными узорами, вытесненными на коже. Торсык привязывали к седлу или к теневой части арбы. Во время движения напиток внутри взбивался и вкус его становился насыщеннее.

Күбі — деревянный сосуд для взбивания кумыса, айрана, шубата и заквашенного коже. Имеет форму усеченного конуса с узкой верхней частью, накрытой изящной крышкой.



В середине крышки или с краю просверливают отверстие для ручки шумовки. Емкость күбі – 20-30 литров, высота — 80 см. Изготавливают его из цельного куска дерева или из реек дуба, тальника, арчи. Для этой посуды из реек устанавливается днище, снаружи рейки стягивают кольцами. Күбі из цельного куска дерева для гладкости обжигается. Для сбивания напитков в күбі используют піспек – шумовку. Длинная ручка шумовки выступает наружу через высверленное в крышке отверстие.

В домашнем производстве сохраняют своё значение обработка шерсти, производство войлока (кииз), изготовление ковров, дорожек из крашеных ниток (алаша), в некоторых хозяйствах домашнее ткачество, пошив одежды и головных уборов, вязание из козьего пуха шалей и носков.

Мастера по дереву, изготавливают домашнюю утварь: сундук, кебеже, асадал, чашки, большие чаши и музыкальные инструменты: домбру, кобыз, шертер и др. Ювелиры изготовливают различные украшения: серьги, браслеты, кулоны, подвески, талисманы, украшения для женской одежды, кос. Народные умельцы вносят заметный вклад в развитие ремесел, осваивая и развивая различные технологические методы.

Для украшения изделия применяют орнамент, сначала делается образец на бумаге. При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности; зеленый — молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. Орнаментальное искусство в наши дни развивается благодаря творческому поиску народных мастеров, наполняется новым содержанием, преобразуется в новые виды и жанры. Мастера декоративно-прикладного искусства берут элементы орнамента у природы. Орнамент в произведениях современного декоративно- прикладного искусства отличается изяществом формы, насыщенностью цвета, обобщенностью.

  1. В чем особенности декоративно-прикладного искусства казахского народа?

  2. Какими видами ремесел занимались мужчины?

  3. Какие предметы они изготавливали?

  4. Какие произведения народных умельцев есть в вашем доме?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!