СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ 16675 ПОВАР ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ, КРУП, БОБОВЫХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ, ЯИЦ, ТВОРОГА, ТЕСТА»

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

ГБПОУ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



БЫШЕНКО МАРИНА ВИТАЛЬЕВНА









РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ 16675 ПОВАР ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ, КРУП, БОБОВЫХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ, ЯИЦ, ТВОРОГА, ТЕСТА»











НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА























Актуальность исследования. Повышение качества образования является актуальной проблемой для России. Решение этого вопроса связано с модернизацией содержания образования.

Президент заявил о необходимости подготовки специалистов на уровне передовых мировых стандартов.

Сегодня во всем мире отмечается повышенный интерес к одной из центральных социальных проблем – поиску путей развития системы образования. Именно образование определяет облик будущего, каким будет человечество третьего тысячелетия, его экономический, интеллектуальный, личностный, культурный, нравственный потенциал.

Новый тип экономики предъявляет новые требования к выпускникам, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах. В докладе ЮНЕСКО говорится, что предпринимателям чаще нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода «коктейль» навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску. Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

Целью образования является не только передача обучающемуся совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и сформированности общепрофессиональных и специальных компетенций, уровня воспитанности, уровня удовлетворенности обучающихся своим обучением в техникуме, востребованности выпускников техникума на рынке труда;

- критерии профессиональных компетенций выпускников техникума состоят из следующих компонентов: «готовность», «знание», «умение», «практический опыт», «отношение»;

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивалась комплексом взаимодополняющих методов, адекватных природе изучаемого явления.

Комплекс методов включал в себя:

Теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта; эмпирические: наблюдение, опрос, праксиметрический метод метод (изучение учебной документации и результатов деятельности), эксперимент;

Статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, сравнение.

Базой исследования: является Хоронхойский филиал ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке конкретных программ, планов уроков, рабочей тетради, методических рекомендаций по проведению внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ 01. Приготовление блюд из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста., способствующих развитию профессиональных компетенций обучающихся СПО. Разработанные дидактические материалы и методические рекомендации могут быть использованы в образовательном процессе среднего профессионального образования.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть трактовку понятия «профессиональная компетенция» в педагогической теории и практике;

  2. Определить критерии и уровни профессиональных компетенций обучающихся образовательных учреждений технологического профиля;

  3. Проанализировать организацию процесса формирования профессиональных компетенций в рамках ПМ в ГБПОУ «БРТСИПТ»;

  4. Показать перспективы совершенствования организационных педагогических условий развития профессиональных компетенций обучающихся в рамках ПМ 01. Приготовление блюд из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста;

  5. Подвести итоги выпускного аттестационного исследования и сформулировать выводы, практические рекомендации, вытекающие из анализа поставленной в исследовании проблемы.

Гипотеза исследования: развитие профессиональных компетенций обучающихся в ходе их профессиональной подготовки будет эффективным, если научно обоснованы и реализованы в педагогической системе Хоронхойском филиале ГБПОУ «БРТСиПТ» следующие организационно-педагогические условия:

- профессиональные компетенции обучающихся рассматриваются как потенциальная активность субъекта деятельности, готовность и стремление к продуктивной деятельности с полным осознанием ответственности за её результаты;

- структура профессиональных компетенций включает общие и профессиональные компетенции, обеспечивающие соответствующий уровень компетентности;

- организационная система развития профессиональных компетенций включает в себя взаимосвязанные компоненты: структурный, дидактико-технологический и организационно-управленческий;

- уровни профессиональных компетенций складываются из уровня

сформированности общепрофессиональных и специальных компетенций, уровня воспитанности, уровня удовлетворенности обучающихся своим обучением в техникуме, востребованности выпускников техникума на рынке труда;

- критерии профессиональных компетенций выпускников техникума состоят из следующих компонентов: «готовность», «знание», «умение», «практический опыт», «отношение»;

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивалась комплексом взаимодополняющих методов, адекватных природе изучаемого явления.

Комплекс методов включал в себя:

Теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта; эмпирические: наблюдение, опрос, праксиметрический метод метод (изучение учебной документации и результатов деятельности), эксперимент;

Статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, сравнение.

Базой исследования: является Хоронхойский филиал ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке конкретных программ, планов уроков, рабочей тетради, методических рекомендаций по проведению внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ 01. Приготовление блюд из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста, способствующих развитию профессиональных компетенций обучающихся СПО. Разработанные дидактические материалы и методические рекомендации могут быть использованы в образовательном процессе среднего профессионального образования.

Наибольший интерес с точки зрения проблематики нашего исследования представляют работы в области компетентностного подхода. В современной педагогической литературе интенсивно обсуждают проблемы реализации в системе профессионального образования компетентностного подхода ( В.И.Байденко, В.А.Болотов, А.А.Вербицкий,Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.С.Леднев, Н.Н.Нечаев, Н.Д.Никандров, М.В.Рыжаков, В.В.Сериков, Ю.Г.Татур, В.Д.Шадриков, А.В.Хуторский и др.). обсуждаются понятия «компетентность» и «компетенция», предлагаются самые разные наборы компетенций. Большой вклад в разработку проблем профессиональной компетентности внесли отечественные исследователи: Л.П.Алексеева, М.Д.Ильязова, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Л.А.Петровская, А.А.Скамницкий, М.Г. Тайчинов, К.С. Шаблыгина, и др.

В современной педагогике и психологии профессионального образования наряду с понятиями «компетенция» и «компетентность» используются такие понятия, как «ключевые компетенции», «квалификации», «профессиональная компетентность/компетенция». Однако единого подхода, единой системы понятий и категорий, раскрывающих сущность таких целей образования не существует.

Проблемы формирования профессиональных компетенций в системе профессионального образования посвящены исследования А.А.Гетманской (в области среднего профессионального образования).

Анализ перечисленных выше работ по компетенстностному подходу, требований стандарта среднего профессионального образования, требований работодателя в сопоставлении с изучением практики работы учреждений среднего профессионального образования позволил выявить основные противоречия между:

- активным процессом внедрения в систему профессионального образования компетентностного подхода и неразработанностью сущности, содержания и структуры профессиональных компетенций выпускников профессинальных образовательных организаций в педагогических и психологических исследованиях ;

- реально назревшей необходимостью организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса в системе СПО и отсутствием разработанных организационных моделей формирования профессиональных компетенций выпускников образоватльных учреждений среднего профессионального образования;

- необходимостью обеспечения эффективности формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в системе среднего профессионального образования и недостаточной обоснованностью организационно-педагогических условий данного процесса в образовательном учреждении.

Обозначенные противоречия определяют проблему исследования: выявление организационно-педагогических условий формирования профессиональных компетенций обучающихся учреждений среднего профессионального образования.

Актуальность проблемы развития профессиональных компетенций обучающихся, степень их изученности в педагогической теории и практике обусловил выбор темы исследования: «Развития профессиональных компетенций обучающихся в рамках ПМ 01. Приготовление блюд из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста.

(на примере Хоронхойского филиала ГБПОУ «БРТСиПТ»).

Цель исследования: изучить особенности развития профессиональных компетенций обучающихся в рамках ПМ 01. Приготовление блюд из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста. (на примере Хоронхойского филиала ГБПОУ «БРТСиПТ»).

Объект исследования: развитие профессиональных компетенций обучающихся в Хоронхойском филиале ГБПОУ «БРТСиПТ»

Предмет исследования: развитие профессиональных компетенций обучающихся в рамках ПМ 01. Приготовление блюд из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста. в Хоронхойском филиале ГБПОУ «БРТСиПТ».



Этапы исследования

Этапы

Содержание работы

Сроки реализации

Отметка о выполнении

1.Этап подготовительный

  1. Теоретический анализ научной литературы по развитию профессиональных компетенций

1-ое полугодие

2021-2022 учебного года

выполнено

  1. Изучение и обобщение практического опыта развития профессиональных компетенций обучающихся в рамках ПМ 01. Приготовление блюд из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста.

2021-2022 учебный год

выполнено

  1. Различные виды педагогического наблюдения

2021-2022 учебный год

выполнено

  1. Изучение и анализ нормативно-правовых актов

2021-2022 учебный год

выполнено

  1. Определение пути совершенствования организации развития профессиональных компетенций обучающихся

2021-2022 учебный год

выполнено

2.Этап основной

1. Разработка рабочей программы по ПМ 01. Приготовление блюд из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста.

2021-2022 учебный год

выполнено


2. Разработка планов уроков по ПМ 01. Приготовление блюд из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста.

2021-2022 учебный год

выполнено


3. Разработка рабочих тетрадей

2021-2022 учебный год

выполнено


4. Разработка методических рекомендаций по проведению самостоятельной работы тетради по ПМ 01. Приготовление блюд из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста.

2021-2022 учебный год

выполнено


  1. Разработка рабочей программы кружка «Конкилье»

2021-2022 учебный год

выполнено


  1. Разработка УМК по ПМ 01. Приготовление блюд из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста.

2021-2022 учебный год

выполнено

3 этап обобщающий

  1. Подведение итогов исследования и формулировка выводов, практические рекомендации, вытекающие из анализа, поставленного в исследовании проблемы

2022-2023 учебный год




Критерии оценивания результатов:

- повышение качества теоретического обучения;

- владение в совершенстве методикой теоретического обучения, с целью достижения развития профессиональных компетенций по ПМ 01. Приготовление блюд из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста.

- сформирование профессиональных компетенций по ПМ 01. Приготовление блюд из овощей, круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста.

Формы предоставления результатов:

Доклады, рефераты, отчёты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!