СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа Бельгаевой А.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа Бельгаевой А.»

Введение

Моя исследовательская работа посвящена формам коммуникации в маршрутных такси г. Улан-Удэ. 1 слайд

Во-первых, исследуется вторичный речевой жанр (объявления в маршрутках), имеющий специфику по сравнению с первичным речевым жанром объявления. Особое внимание уделяется тематике и функциям анализируемых текстов, в том числе игровым, и используемым приемам языковой игры.

Объявления в маршрутных такси – новый речевой жанр, обязанный своим «рождением» появлению в нашей жизни мобильного автотранспорта - необходимого помощника современного человека. Маршрутка для пассажира не только удобное средство передвижения, но и в определенном смысле средство самопознания: размещенные в ней объявления заставляют человека взглянуть на себя со стороны.

Во-вторых, я исследовала формы приветствия, самые распространенные фразы, используемые в диалоге водителя и пассажиров. 2 слайд

Таким образом, моя работа преследует цель выявить образ пассажира в свете адресованных ему объявлений, а также оценить уровень культуры речи в общественном транспорте.

3 слайд В ходе работы решались следующие задачи:

-отбор и запись языкового материала;

- изучение литературы по проблемам социальной коммуникации;

- анализ и отбор объявлений, адресованных пассажирам;

- классификация собранного материала;

Объектом исследования в данной работе являются тексты, размещенные внутри или снаружи маршрутных такси и обращенных к пассажирам г.Улан-Удэ, аудиозаписи, сделанные в маршрутных такси г.Улан-Удэ.



Образ пассажира через призму объявлений в маршрутных такси

Как выглядит пассажир маршрутки «в зеркале» адресованных ему объявлений?

Учитывая то, что большая часть объявлений носит шутливый характер, претендуя на оригинальность выражения адресованных пассажирам предписаний, можно отметить такую цель данных речевых произведений, как демонстрация водителем своего пристрастия к речетворчеству. Заметим, что объявление в маршрутке как письменная, опосредованная форма общения тяготеет к непрямой коммуникации, имеющей целью программировать интерпретацию адресата в направлении, желательном для адресата.

4 слайд Тематическими приоритетами рассматриваемых нами объявлений являются: 1) плата проезда; 2) сохранность транспортного средства; 3) остановки

Среди объявлений названных тематических групп преобладают объявления-шутки, отличающиеся разнообразием косвенных способов передачи информации. Данное положение дел свидетельствует о том, что пассажир маршрутки представляется субъектом, способным обнаруживать скрытые смыслы и адекватно реагировать на речетворческие старания автора объявления. Иными словами, за пассажиром закрепляется статус интерпретатора косвенности и потенциального ценителя оригинальных речевых «ходов».

Наиболее частотными смыслами, характерными для моделируемого образа пассажира маршрутного такси, являются следующие. 5 слайд

Пассажир – достойный уважения законопослушный гражданин, которому достаточно вежливого напомнить о его обязанностях. Объявления, выдержанные в данном смысле ключе, по преимуществу не являются шутливыми, имеют форму информации-напоминания и просьбы и сопровождаются этикетными формулами. Например 6-7 слайды

Надо отметить, что шутливые объявления в маршрутных такси нашего города встречаются все реже и реже. Тексты многих объявлений записаны по памяти. Некоторые из них встречались часто несколько лет назад.

По данным объявлений, образ пассажира противоречив: законопослушность «спорит» с нежелание следовать правилам, с отсутствием культуры поведения, с неумением производить простейшие действия и даже с откровенной бестолковостью; при этом «правильный пассажир» существенно проигрывает «неправильному». 8 слайд

Пассажир выступает в роли потенциального нарушителя правил поведения в общественных местах. В следующих объявлениях, выражающих просьбу не сорить в салоне маршрутки, «прочитывается» образ воинствующего невежи: 9-10 слайды

В целом, за объявлениями, касающимися сохранности транспортного средства, скрывается неприглядный образ человека неуклюжего, не умеющего производить элементарные действия без угрозы что-то испортить, невоспитанного, не знающего, как вести себя в общественных местах

11 слайд (сорящего, плюющего, ругающегося матом, драчуна и пьяницы, любителя «самоутвердиться» за счет мелких пакостей типа порчи сидений или разрисовывания стен).

Среди объявлений на тему сохранности транспортного средства преобладают те, в которых адресант демонстрирует особо трепетное отношение к двери маршрутного такси. 12 слайд

Многочисленны косвенные призывы беречь дверь маршрутки, в которых последняя регулярно сравнивается с дверью домашнего холодильника, который, видимо, символизирует дорогой для пассажира предмет пользования: Представьте, что дверь – это ваш холодильник. Прямые и косвенные призывы заботиться о сохранности двери актуализируют в образе пассажира такие смыслы, как отсутствие сноровки приосуществлении физических действий, обусловленное отсутствием необходимых умственных усилий. Повышенная забота о сохранности дверей «заставляет» адресанта прибегать к просьбам-угрозам с криминальным подтекстом 13 слайд

Объявления регулируют и речевое поведение пассажира, которое зачастую видится далеким от совершенства Объявления данной тематической группы отражают и возможною языковую некомпетентность адресата: пассажир косноязычен, употребляет в своей речи нелитературные слова, не может точно и доступно выразить свою мысль. 14-15-16 слайды

В моделируемом образе пассажира маршрутки можно обнаружить еще одни весьма продуктивно представленный в объявлениях смысл: 17слайд пассажир – экстремал, любитель острых ощущений: 18-19 слайды

Объявления предупреждают о многочисленных опасностях, которые угрожают осмелившемуся сесть в маршрутку, принять участие в «захватывающем аттракционе». Эти опасности могут исходить и от водителя, и от самого пассажира (точнее от его неправильного поведения). Так, пассажир, судя по объявлениям, доверяет свою жизнь водителю, не обремененному необходимыми в его работе знаниями и ответственностью за чужую жизнь: 20-21слайды

Впрочем, в шутливых объявлениях, предупреждающих пассажира о подстерегающих его опасностях, возможных негативных последствиях для его физического и психологического здоровья, усматривается не столько запугивание, сколько заигрывание с пассажиром: водитель как будто призывает пассажира оценить оригинальность речевых находок; при этом его, похоже, мало интересует возможное неприятие адресатом черного юмора: 22 слайд

Таким образом, в новом речевом жанре «объявление в маршрутном такси» сформировался образ пассажира, нуждающегося в инструкциях по производству физических и речемыслительных действий, в нравоучениях и напоминаниях о нормах поведения в общественных местах. Пассажир по данным проанализированных объявлений – это по преимуществу невоспитанный, малообразованный человек; потенциальная жертва насилия, грубости, лихачества водителя и любитель острых ощущений; в целом существо зависимое и мало уважаемое: вежливые объявления в маршрутках – большая редкость.

Не только объявления являются формой общения между пассажиром и водителем. Присутствуют и вербальные формы общения в маршрутных такси г. Улан-Удэ.

Во-первых, это просьба об остановке. Какие фразы для этого используются? Я попросила своих знакомых записать, как просят об остановке водителя пассажиры автобуса. Самой распространенной является фраза: «На остановке, пожалуйста!». Можно наблюдать и лексическую ошибку «Остановите на остановке!». Некоторые пассажиры слишком фамильярно относятся к водителю: «Шеф, останови!», «Братан, на остановке!».

Некоторые пассажиры не используют формы вежливого обращения, не считают необходимым добавлять к просьбе слово «пожалуйста». Но, по данным исследования, более 60% пассажиров ( опрошено 98 респондентов) все же употребляют «будьте добры, пожалуйста, прошу Вас» и т.д.

Большинство водителей, в свою очередь, не считают нужным отвечать на просьбы. Лишь от некоторых можно услышать « хорошо», «конечно» или лаконичное «понял».

Объявление остановок голосом диктора в транспорте - это набирающий популярность вид информирования пассажиров, при котором повышается уровень обслуживания, ведь диктор объявит каждую остановку четким и поставленным голосом, и эту информацию не пропустят пассажиры в салоне. Использование речевого автоинформирования возможно даже без участия водителя, что является большим преимуществом для безопасности движения.

Не все, но многие маршруты уже используют эту систему в нашем городе. И, к сожалению, это нововведение, несмотря на огромное число плюсов, будет сводить общение водителя с пассажирами практически на нет.

В нашем городе проезд на маршрутном такси более популярен, чем поездки на трамвае.

Многие пассажиры недовольны качеством обслуживания. Их не устраивает временной режим между автобусами - приходится долго ждать следующую машину. Очень распространена жалоба на хамство водителей, в свою очередь, водители жалуются на неадекватное поведение пассажиров, которые не желают оплачивать проезд, недовольны скоростью передвижения и т.д.

Несмотря на эти проблемы, в последнее время все реже встречаются объявления, в которых в шуточной форме, конечно, но все же содержится угроза либо агрессия по отношению к пассажирам. И это свидетельствует о взаимном уважении водителя и пассажира. Об этом говорит и оператор «горячей линии» в Улан-Удэ, куда я позвонила с вопросом о количестве жалоб на водителей маршрутных такси. Оператор сказала о том, что количество жалоб сократилось практически вдвое по сравнению с 2017 годом.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень культуры общения в городском транспорте нашего города повышается. Это не может не радовать. Поэтому образ пассажира в будущем, надеюсь, будет выглядеть более привлекательно.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!