СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Княгиня Ольга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская рабоа "Княгиня Ольга".

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Княгиня Ольга"»

7


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23











Научно-исследовательская работа

Княгиня Ольга









Автор работы:

Серёгина Маргарита

Учащаяся 8в класса







Руководитель:

Ермолина Е.В.

Учитель истории, обществознания



Южно-Сахалинск

2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. В тумане столетий…………………………………………………………5

  2. Княгиня Ольга……………………………………………………………...8

  1. Древлянская месть……………………………………………………. .8

  2. Дани и уроки…………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………...15









































Введение

Княгиня Ольга в истории Русского государства занимает особое место. Первой из правителей Киевской державы, она приняла крещение, навсегда войдя в русскую историю как «денница»- утренняя звезда, предвещающая будущий восход солнца христианской веры. В памяти русских людей Ольга навсегда осталась «мудрейшей среди всех человек», как называли её современники и ближайшие потомки. Но далеко не всегда свидетельства её необычайного ума способны вызвать положительные эмоции у нас. Уже со школьной скамьи мы знакомы о победах, одержанных ею благодаря хитрости и коварству. Это расправа над древлянскими послами или с помощью воробьев и голубей древлянского города Искоростеня, где она проявила жестокость. Но ведь, наряду с хитростью она обладала мудростью. Ибо принятие ею христианской веры стало торжеством разума над косностью, подлинным шагом в будущее, изменившим ход всей нашей истории. Уже более тысячи лет привлекает к себе внимание личность святой Ольги. Женщина, волею судеб, оказавшаяся во главе огромной державы, она твёрдой рукой правила ею в течение двух столетий и именно в годы её правления Русь из разрозненного конгломерата племён и народов стала превращаться в настоящее государство и вышла на тот магистральный путь, по которому мы идём до сих пор. Надо признать, что о биографии Ольги почти ничего не известно. В «Повести временных лет»- основном источнике наших сведений по истории Руси того времени- Ольге отведено очень мало места. Её имя упоминается здесь не более полусотни раз, и все сведения о ней сосредоточены лишь в девяти летописных статьях. Но вот в наше время об Ольге историками и писателями написаны статьи и публикации, научные труды, посвященные тем или иным сюжетам, связанным с её биографией. Но образ Ольги по-прежнему остаётся загадкой, и эта загадка связана с самыми основами, с самым началом нашей истории. И без обращения к её личности, жизни и деяниям, без разбора того, что о ней известно, я считаю, мы никогда не сможем осознать тот исторический выбор, который был сделан ею, а вслед за ней и внуком Владимиром, более тысячи лет назад.

Моя работа, посвящённая княгине Ольге, является не столько биографией, сколько повествованием о времени, об эпохе, рассматриваемой через призму известных нам событий её жизни.

Цель моего исследования: изучить более глубоко жизнь и правление княгини Ольги до принятия ею христианства.

Гипотеза: изучив личность Ольги, её жизнь, деяния в период её юности до принятия христианства, можно выяснить, как волею судьбы она оказалась во главе огромной державы.

Задачи:

1.На основе изучения различных источников показать образ княгини Ольги, как одной из мудрейших правительниц Древнерусского государства.

2. Показать, как она, оказавшаяся во главе огромной державы, правила ею в течение двух десятилетий, и при её правлении Русь стала превращаться в настоящее государство.

Методы исследования: анализ исторических источников по данной проблеме.

































  1. В тумане столетий

Ещё и сегодня в окрестностях старинного русского города Пскова, на берегу реки Великой, найдется немало мест, казалось бы, вовсе не тронутых временем и цивилизацией. Здесь всё осталось таким же, как сто и даже тысячу лет назад. И можно вообразить, как лёгкий чёлн выплывает тогда на самую середину реки, и прекрасная юная дева в белых одеждах взмахнет веслом, устремляя чёлн к берегу... Такой, наверное, увиделась юная Ольга юному Игорю-князю. Как рассказывает о том легенда. В самом Пскове, и в ближней псковской округе, кажется, всё дышит памятью Ольги. Согласно местному псковскому преданию, записанному ещё в 16 веке, княгиня родилась в некогда существовавшем селе Выбуты, в тридцати километрах от Пскова вверх по течению. На берегу реки и доныне стоит старинный храм во имя святого пророка Илии, построенный в 15 веке на месте более древней церкви. В 1914 году рядом был заложен каменный храм во имя святой и благоверной княжны Ольги, но от него теперь сохранились только руины. В прежние времена в день памяти святой княгини, 11 июля, сюда из города Пскова ежегодно совершался крестный ход. Чуть ниже Выбуты река Великая разделяется на два протока. Правый рукав реки носит название «Ольгины ворота», левый, мелкий, с каменным дном,- «Ольгины слуды» (слуды- подводные камни). Говорят,что именно здесь и повстречал в первый раз князь Игорь прекрасную Ольгу. Память об Ольге живет во многих местах Псковской земли. Различных легенд и преданий, связанных с именем княгини Ольги, на Псковской земле не счесть. Легенды и были об Ольги слагали и записывали и в Новгороде, и в Поднепровье, близ Киева, и в окрестностях бывшего древлянского города Искоростеня (в нынешней Житомирской области Украины), и в белорусском Полесье, и даже в Москве. О жизни Ольги до её встречи с Игорем и, до рождения е. на рубеже 30-40х годов 10 века сына Святослава известно ничтожно мало. В 16 веке было записано псковское предание-о первой встрече Ольги с её будущим мужем. Вот как рассказывается об этом в Степенной книге царского родословия- памятнике составленном в Москве в середине 16 века сподвижником митрополита Макария, протопопом московского кремлёвского Благовещенского собора Андреем «Однажды Игорю, тогда ещё юноши, случилось охотиться в Псковской земли. И вот на противоположном берегу реки он узрел великолепные охотничьи угодья, но переправиться на ту сторону не было никакой возможности, потому что у князя не имелось лодки. И увидел он некого плывущего по реке в лодке, и призвал плывущего к берегу, и повелел перевезти себя через реку. И когда плыли они, взглянул Игорь на гребца того и понял, что эта девица. То была блаженная Ольга, совсем ещё юная, пригожая и мужественная. С первого взгляда воспылал Игорь страстью к юной деве и начал бесстыдно говорить. Однако Ольга, уразумела нечистые помыслы князя и отвечала ему с твёрдостью, зачем он склоняет её к сраму. И чтобы он не обольщался, видя её юную и в одиночестве пребывающую. Чтобы он оставил всякое беззаконие и неправду. Если он будет сам уязвим всякими постыдными деяниями, то как сможет праведно управлять державой своей? И если он не перестанет соблазняться её беззащитностью, то лучше пусть её поглотит глубина реки сей.

Эти исполненные целомудрия и глубокого недевичего смысла слова поразили Игоря. В молчании переплыли они реку, а вскоре после того Игорь вернулся в Киев. Спустя некоторое время пришло время ему жениться. Повсюду начали искать невесту князю, однако, ни одна из приведённых в Киев девиц, не полюбилась Игорю. Тогда он привёл юную деву в Киев, и так они сочетались законным браком»1

Автор воссоздаёт идеальную картину встречи канонизированной русской святой и родоначальника правящей династии московских государей. Княгиня Ольга стала одним из любимых персонажей русского фольклора.

Согласно летописям Ольги принадлежала к ряду Олега Вещего. О том, что именно Олег привёл Ольгу к Игорю, сообщают новгородско-софийские летописи. Ольга заняла особое положение в княжеской семье.

Женщина в древней Руси не была каким-то бесправным существом. Тем более если речь шла о княгине-законной супруге правящего князя и матери его сына или сыновей. Известно, что русские княгини располагали собственным двором, свитой и даже дружиной, отличной от дружины мужа и содержала её на собственные средства и для этого собирала дань и налоги или распоряжалась частью собираемой князем данью,

Из рассказа «Повести временных лет» мы узнаём, что ещё при жизни Игоря, Ольга владела важнейшим городом близ Киева Внегородом, вторым по значению после Киева. По-видимому, этот город был представлен ей Игорем в качестве дара. Такой свадебный дар был в обычаи правителей древней Руси, когда их брак носил династический характер. Так что не безродной простолюдинкой оказывается Ольга даже при сравнении со своим супругом. И надо полагать, что именно эта её самодостаточность, высокий социальный статус, которым она обладала ещё до замужества, обеспечили ей не только особое положение в семье мужа, но и сохранение власти над Киевом после его смерти.

Ну и конечно, не последнюю роль в судьбе княгини сыграли её личные качества- исключительный ум, рассудительность, а также внешняя привлекательность, обаяние. Красота, то есть то, что во все времена во многом определяет жизненный путь женщины. Правда, ничего более определённого о внешности Ольги сказать нельзя, поскольку подробных её описаний не сохранилось. Существует несколько её изображений, но все они очень условны и вряд ли могут претендовать на портретное сходство. Таковы, например, миниатюра Мадридского списка византийской Хроники Иоанна Скилицы 17 века, миниатюры знаменитой Радзивиловской летописи 15 века, а также одна из фресок киевского Софийского собора, предположительно изображающая княгиню Ольгу на приёме у византийского императора.

Когда же Ольга стала женой Игоря? Но точного ответа нет. Только догадки и предположения. Летописи называют разные даты 902г, 904г, встречаются в летописях 907г, 912г. Разброс велик. Не менее противоречивы показания источников относительно возраста княгини Ольги к моменту бракосочетания и о времени её рождения. В древней Руси не принято было отличать в летописи или каких-либо других источниках годы рождения женских представительниц княжеского семейства.

Рождение сына-важнейшее событие в жизни любой женщины. Ольга оказалась матерью единственного продолжателя Игорева рода. Биография Ольги и в эти годы остаётся практически неизвестной нам. До 944 года-первого достоверного упоминания её имени в источниках указывается о двух фактах её биографии. Первый-это её брак с Игорем; второй-рождение сына. Так, всего лишь двумя историками, очерчен жизненный путь женщины, сыгравшей ключевую роль в истории Руси













  1. Княгиня Ольга.
  1. Древлянская месть

В «Повести временных лет» сказано, что «Игорь начал княжить в Киеве мир имея ко всем странам…» «И приспя очень, и нача мыслити на древляни, хотя присмыслити большую дань»2. Осень 945г стала для Игоря не просто временем года, но и предвестием близкой смерти. Древлянский поход с самого начала не был похож на обычное княжское полюдве. По летописи, в Древлянскую землю князя толкнула его дружина с целью обогащения. И древляне Игоря убили. «Мужа твоего убили,- заявят они чуть позже Ольге,- потому что был муж твой словно волк, расхищая и грабя». Так заявили древляне, направив своих послов в Киев к Ольге. Во исполнение ещё одного древнего языческого ритуала они намеревались сделать киевскую княжну женой своего князя. По представлениям восходящим ещё к первобытным временам, жена убитого, и всё его имущество, отныне должно было принадлежать победителю; овладение ею -причём зачастую совершенно открыто, на глазах у всех,- символизировало переход власти. Всё было обставлено в соответствие с обычаем. Не насильниками, но сватами, исполнителями древнего ритуала выступали древлянские послы, явившиеся в Киев. С этого сватовства древлян и начинается летописная биография киевской княгини. Смерть Игоря в Древлянской земле и попытка вмешательства древлян в киевские дела грозили полным уничтожением этой державы. Речь шла об утрате Киевом гегемонии в Среднем Поднепровье и вообще на Руси, и перед этой реальной угрозой должны были сплотиться и вдова Игоря Ольга, и Игорева дружина. Ольга тонко прочувствовала эту ситуацию, а потому смогла не только формально, но и фактически возглавить киевское правительство.

В летописном рассказе об этих событиях мы узнаём о том, что Ольга призвала послов к себе, сделала вид, что не ведает о цели их приезда и ничего не знает о смерти мужа. Слова, которыми она приветствовала их, должны были усыпить их бдительность, а значит, обезоружить их.

«В свете того, что случилось с древлянскими послами дальше, слова эти звучат зловеще «Добрые гости пришли», - Ольга древлянам, но те не уловили ничего зловещего в её обращении. «Пришли княгиня»,- отвечали они, попросту повторяя произнесенное в их адрес. Так начался словесный поединок, в котором Ольга начисто «переиграла» древлян… И ее победа в этом словесном поединке предопределила гибель древлянских послов - уже не на слова, а в действительности. «Говорите, зачем пожаловали?»- продолжила Ольга.Древляне отвечали, ей по-прежнему не лукавя, приняв тот тон, который был предложен им: « Послала нас Древлянская земля с такими словами: “Мужа твоего убили, потому что был муж твой, словно волк, расхищая и грабя, а наши князья добрые, берегут Древлянскую землю. Пойди за князя нашего, за Мала”..» Ольга на словах согласилась. “Люба мне речь ваша”- отвечала Ольга сватам, а затем сказала: “Уже мне мужа своего не кресити”. Эти слова, надо полагать, убедили древлян в том, что Ольга не будет мстить им, ведь слово произнесённое значило в те времена ничуть не меньше, чем нынешний письменный договор, скрепленный самой надежной печатью. Но Ольга сумела преодолеть магию слова, подчинить её себе… “Хочу вас наутро почтить перед людьми своими,- пообещала Ольга послам. – А ныне идите в ладью свою и ложитесь в ладье, величаясь. И я наутро пошлю за вами. И понесут вас в ладье”. Между тем, отпустив сватов, Ольга повелела выкопать на своем темном дворе яму « велику и глубоку». На следующий день, «заутра», княгиня послала киевлян к древлянам: “Зовет вас Ольга на великую честь”…»3

«Передвижение в ладье, которое древлянские послы приняли за оказание «великой чести» и элемент свадебного обряда,- это ещё и знак смерти, часть погребального ритуала, очевидно, не знакомого древлянам, но хорошо известного в древнем Киеве. Руссы - в отличие от древлян - сжигали своих мертвецов в ладьях. Над ними совершается обряд похорон - причем похорон почетных, действительно с оказанием «великой чести», как и обещала им Ольга. В отличие от древлян, киевляне посвящены в тайный замысел своей княгини, хотя и делают вид, будто покоряются обстоятельствам. «Нам неволя: князь наш убит, а княгиня наша хочет за князя вашего»- так ответили они посланцам Древлянской земли и, подняв на плечи ладью со сватами понесли её к загородному терему - вначале в гору, по крутому «Боричеву» подъему, а затем мимо крепостных стен. Древляне сидели в ладье, «переполнившись гордости». И принесли их на двор к Ольге, и, как несли, сбросили в яму вместе с ладьей. И склонившись к яме, спросила их Ольга: “Добра вам честь?” Они же отвечали: ”Пуще нам Игоревой смерти”. И повелела засыпать их живыми, и засыпали их». И сами они, всё, что принадлежало их, древлянскому, миру, оказалось погребено в вырытой киевлянами бездне. Мудрость Ольги проявлялась в этом: она сумела изолировать древлянских «гостей» в их собственном пространстве, не допустив соприкосновения их с видимым, материальным миром киевлян»4

«Так совершается первая месть Ольги. Но дело на этом ещё далеко не закончилось. Ольга отправила древлянам собственное посольство. «Если вправду меня простите,- объявили от её имени киевские послы,- то пришлите мужей нарочитых – тогда с великой честью пойду за князя вашего, иначе не пустят меня люди киевские». Древляне и на этот раз поверили Ольге. Собрав «лучших мужей, которые держали Древлянскую землю», - представителей правящей знати,- они послали их в Киев за Ольгой. Но этих новых сватов ждала та же участь, что и прежних. Киевская княгиня и их встретила с показным радушием. Повелев истопить баню, она предложила древлянам сперва помыться: « Помывшись же, придите ко мне». И повела их поити. Но и эта подробность избыточна, ибо месть через пиршество также ещё впереди. Мытие в бане - это тоже честь. Но честь, оказанная пришельцам из чужой земли, на деле означала все тоже - мучительную и неотвратимую смерть. «И натопили баню, и влезли в нее древляне и начали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь её от дверей, и тут сгорели все.»5

«И здесь убийству древлян предшествовала процедура, которую с полным основанием можно назвать очистительной не только в телесном, но и в магическом смысле. Баня, как и ладья, - ещё одно место встречи мира живых с миром умерших: здесь обмывали и обряжали покойника. Баня - это место, где легче всего встретиться с нечестью, потусторонней силой. Но главное - очистительный смысл имел само сожжение древлянских сватов. Это также погребальный ритуал, хорошо известный в древней Руси. Причем сжигая своих покойников, руссы оказывали им великую честь - и чем жарче был огонь, тем более почётным считалось погребение. А значит, Ольга действительно « почтила» древлян, только на свой лад, совсем не так, как те ожидали… Так совершилась вторая месть Ольги. Но, по знакам эпического жанра, отмщение должно быть троекратным, и в соответствие с этим, Ольга вновь отправляет послов в Древлянскую землю. « Вот уже сами идут к вам,- объявила она на этот раз мужам Древлянской земли. - Приготовьте мёды многое в граде, где убили мужа моего: поплачу над могилой его и сотворю тризму мужу своему». Древляне и в третий раз поверили Ольге, даже не подозревая, что ритуал прощение с Игорем будет сопровождаться пролитием их собственной крови. Они в изобилии наварили мёды и свезли их к Искоростеню - месту гибели Игоря. « И плакалась она по мужу своему, и повелела людям своим насыпать могилу великую, и, когда насыпали, повелела тризну говорить (тризна - ритуал прощения с умершим)»6

«Третья месть Ольги свершилась на самой Игоревой могиле - на холме, насыпанном её людьми. Древляне уселись пировать, Ольге же повелела своим «отрокам» прислуживать им. Древлян кормили, поили, им прислуживали - но не так ли кормят. Поят и холят жертвенное животное, предназначенное к закланию? И когда древляне упились, Ольга повелела «пить на них»- то есть, надо полагать, совершить уже по ним ритуальную тризму. Все было сделано в полном соответствие с языческим обрядом. Плач над могилой, ритуальная тризма, питие хмельных мёдов-все это непременные элементы погребального обряда, совершаемые последовательно, один за другим. Ольга исполнила ритуал до конца, она пролила столько жертвенной крови на могиле мужа, что это навсегда вошло в память потомков. Сама она, правда, покинула место будущего побоища, предоставив расправиться с древлянами своим «отрокам». И повелела дружине своей сечь древлян, и иссекли (изрубили.-А.К.) их 5 тысяч. По исполнении этого страшного ритуала Ольга возвратилась к Киеву и собрала войско на оставшихся древлян. Война с древлянами-единственная, которую вела Ольга за все годы своего княжения. Единственным городом, оказавшим упорное сопротивление Ольге, стал Искоростень-главный город Древлянской земли. Его житель более других были виноваты в Игоревой смерти, а потому хорошо понимали, что их ждет в случаи сдачи. Искоростень располагался на правом высоком берегу реки Уж, притока Припяти, на гранитной скале высотой почти тридцать метров. Исключительно удачное местоположение, естественные укрепления делали его почти непреступным. И вновь лишь хитрость помогла Ольге захватить столицу Древлянской земли. Убедившись, что взять город силой не удается, Ольга «умыслила» следующее. Она послала в город с такими словами: «До чего хотите досидеть? Все города ваши сдались мне, и согласились на дань, и возделывают нивы свои и земли свои. А вы что, хотите голодной смертью умереть, отказываясь плотить дань? Древляне же отвечали: « Рады мы бы платить дань. Но ты же хочешь мстить за мужа своего». На это Ольга возразила: « Я уже мстила за обиду мужа своего, уже не хочу мстить, но хочу взять дань небольшую – и, помирившись с вами, уйду назад». Предложение Ольги чрезвычайно обрадовало изнемогших в засаде древлян и они опять не заподозрили подвоха. С помощью голубей и воробьев княгиня вознамерилась уничтожить неприступную древлянскую крепость. И это ей удалось. Ольга раздала своим воинам кому по голубю, а кому по воробью, и повелела к каждому привязывать трут, завертывая его в небольшие платки и привязывая ниткой к каждой птице. И повелела Ольга, как стало смеркаться, отпустить их воинам своим; голуби же и воробьи полетели в гнезда свои, так и загорелись, не было ни одного двора не горящего , и нельзя было погасить пламя , потому что все дворы загорелись. И побежали из города, и повелела Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, старейшин же городских схватила, а прочих людей одних перебила, других в рабство отдала мужам своим , а остаток их оставила платить дань, и возложила на них дань тяжкую. Таков был итог древлянской войны "7

Победа Ольги над древлянами и взятие ею главного города их земли поразили современников, потому и остались в памяти потомков.

Но образ Ольги не сводиться только к её жестокости. В преданиях, напротив, прославляется верность Ольги своему мужу. Одно из преданий связано с мифическими Ольгиными сокровищами. Отомстив древлянам, Ольга стала их расспрашивать о месте погребения мужа. Они ей поведали о тайнике, в котором положено тело великого князя Игоря с множеством, положенного злата, серебра, жемчуга. Ольга в очередной раз проявила мудрость, оставив клад на месте и повелела « затвердить» вход пещеры камнями. Нет сомнения, что указанные качества Ольги, которые отражаются в летописях, в той или иной степени- отражение реальных черт её характера. Мудрость, изобретательность, хитрость, жестокость. Коварство, мстительность, женская привлекательность – всё это, надо полагать, было присуще Ольге.

















2. Дани и уроки.

Устранение местных племенных князей было недостаточно для того, чтобы включить покорённую область в состав Киевской державы. Требовалось по-новому организовать управление ею. Ольга не ограничилась одними только репрессивными действиями в отношении древлян. Летопись так рассказывает об « установлении» ею Древлянской земли: « И идет Ольга по древлянской земле с сыном своим и с дружиною, уставляюше уставы и уроки»

«Уставы»- это определенные правила, установления точных размеров дани, других повинностей и выплат в пользу князя, которые объединились общим названием «уроки». Этой цели служили места остановки, стоянки её дружины, которые превращались в опорные пункты её власти. Именно сюда должна была свозиться собранная с древлян дань. Были строго определенны места княжеской охоты, нечто вроде наших заказников или заповедников.

Вернувшись вместе с сыном в Киев и пробыв там лето, в 947 году она направилась к Новгороду и Пскову. Недалеко от Новгорода около реки Мста, впадающая в озеро Ильмень и реи Луга, впадающая в Финский залив Ольга установила погосты( места для сбора дани). Целью Ольги было включение этих территорий в состав её государства и распространение на них « даней и оброков».

Однако Ольга не только включала новые земли в состав своей державы, но и изменила сам характер взимания дани, то, что получило у историков название реформы княгини Ольги. Это было делом не одного года, требовало упорства, выдержки и терпения. Поезда Ольги к Новгороду и Пскове по Мсте и Луче, а затем на Днепр и Десну имела своей целью не расширение области « большого полюдья», в напротив, создание таких условий, при которых личное присутствие князя для взимания дани уже не требовалось. В этом смысле реформа княгини Ольги- поворотное событие в истории древней Руси. Она освобождала княжескую власть от колоссальной нагрузки ежегодного объезда громадных территорий. А это позволяло приступить к решению других задач, связанных с хозяйственным и государственным освоениям подвластных Киеву земель. Облегчение налогового бремени не означало, что они вели к уменьшению платежей и податей, а напротив к увеличению поступлений в государственную казну. Пушнина составляла главную ценность тогдашней Руси и главный объект обложения данью подвластных Киеву славянских и неславянских племён. Добыча зверя символизировала полноту власти князя над покорённой им землёй и всем, что на ней обитает. В.Н. Патищев в « Истории Российской» описывает ,как собиралась дань, но и как она распределялась. Древлянская дань делилась на три части: две шли в Киев, а третья- в Вышгород, то есть лично Ольге. На эти свидетельства она должна была содержать свой двор, дружину и т.д. Чем занималась Ольга в первые годы своего пребывания у власти, помимо войны с древлянами и устроение подвластных ей земель? Этого мы, к сожалению, не знаем. В летописи после 947 года- знающий провал. До 955 года, летописного города её путешествия в Константинополь, - оставлены пустыми. Следует отметить, что во внутренние дела своей державы Ольга вникала тщательнее и глубже, чем другие князья- опять же всего в силу своей женской природы.

Прославляя киевскую княгиню, летописцы Нового времени восхищались её мужественностью и женскому уму. Именно в силу своей женской природы Ольга обратилась к внутреннему устроению своей державы, к той стороне княжеской деятельности, которой пренебрегали её предшественники- мужчины, более занятые военными походами и битвами. Женщина хранительница очага своё призвание видит в том, чтобы сберечь и по возможности приумножить доставшееся в ней. Именно по этой причине правление женщины в истории нередко оборачивается мудрыми усовершенствованиями в самых разных областях. Можно вспомнить русскую императрицу Екатерину Вторую. Так и Ольга. Устроение земли и упорядочение дани- вместо безудержного грабежа, торговые и посольские караваны- вместо военного навыка; хитрость и уловки- вместо грубой силы: всё это отличительные черты её правления, заслужившие добрую память у потомков. Реформы Ольги опирались на несколько десятилетий - они будут продолжены лишь в 80е годы пятого века при её внуке, к Владимире Святославовиче, который также обратиться к внутренним делам своей державы.

Следующим шагам на этом пути внутреннего обустройства Руси станет поворот к христианству, выбор новой веры. Ольга первой из правителей Руси примет крещение. И здесь, несомненно, тоже сказалось её вещательное отношение к тому, что происходило рядом с ней, в её державе.







Заключение

Первая русская правительница, «праматерь» всех русских князей, она и по сей день незримо присутствует среди нас. Само её имя обладает некой притягательной силой. Самая необычная из всех, кто когда-либо правила Русской державой, она- своей удивительной судьбой, чертами характера, даже внешним обликом, пускай и явленным нам лишь в изображении позднейших художников и иконописцев, - выражает прелесть давно ушедшей эпохи, столь же сложной и противоречивой, как и она сама. Загадки Ольги, которые она так любила загадывать и к которым она так часто прибегала, не удалось разгадать никому- ни самому Игорю, ни древлянским сватам, ни греческому царю. Её роли в становлении Русского государства и Русского православия сами по себе являют великую загадку русской истории, разгадать которую не под силу самому искушенному историку. Её свершения во многом определили и наш сегодняшний день, и всё содержание нашей истории, которая-в том виде, в котором нам дана,- была бы невозможна без ее усилий по созданию Киевской державы.

Я не ставила перед собой задачу разгадать княгиню Ольгу, дать ответы на вопросы, поставленные временем и ею самой. Но образ Ольги стал для меня понятнее и ближе, и пропасть отдаляющая нас от её далекой эпохи не кажется столь уж непреодолимой.















Литература

  1. Бедина Н.Н « Образ святой княгини Ольги» м. 1998г.

  2. Виролайнен М.Н « Загадки княгини Ольги» м. 1997г

  3. Данилевский И. Н «Древняя Русь глазами современников и потомков » м.1998г.

  4. Данилевский И. Н « Повесть временных лет» м. 2004г.

  5. Карпов А.Ю «Княгиня Ольга» м.2012

  6. Ключевский В.О « Древнерусские жития святых как исторический источник» м.1988г.

  7. Петрухин В.Я «Древняя Русь» м.1988г.





1 Павлова Р. «Жития княгини Ольги» стр. 48-50 м. 1997г.

2 Данилевский И.Н «Повесть временных лет» м. 2004г стр.47

3 Виролайнен М. Н. « Загадки княгини Ольги м. 1997г. Стр. 91-102

4 Данилевский И.Н. « Повесть временных лет» м. 2004г. Стр.126

5Данилевский И. Н. «Повесть временных лет» м. 2004г. Стр.126

6Карпов А.Ю. «Княгиня Ольга» м. 2012г. Стр. 96

7 Карпов А.Ю. «Княгиня Ольга» м 2012г. Стр. 104-105


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!