СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа «Кто сказал, что места нету песне на войне…»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая значимость работы, на наш взгляд, состоит в том, что приведенный в ней материал, ее выводы и наблюдения могут быть использованы для дальнейшего изучения военно - песенной культуры, а также найти применение на школьных уроках истории, отечественной и мировой культуры, литературы, музыки, истории искусства.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа «Кто сказал, что места нету песне на войне…»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №12

Научно-исследовательская работа



«Кто сказал, что места нету песне на войне…»

Искусствоведческая секция


Работу выполнил:

Учащийся 8 «Б» класса

МБОУ СШ №12

Панков Андрей

Евгеньевич

Научный руководитель: МБОУ СШ №12

Учитель музыки

Варивода Елена Алексеевна








Нижегородская область

г. Выкса 2018г.



Оглавление

Аннотация……………………………………………………………………….3

Введение…………………………………………………………………………5

Глава I. Обзор литературы

1.1Особенности музыкального искусства военных лет ……………………..8

1.2 История создания военных песен………………………………………….10

Глава II. Материалы и методы исследования

2.1 Классификации военной песни. ……………………………………………16

2.2.Военная песня как часть музыкальной культуры школьников. Анкетирование…………………………………………………………………...18

2.3. Провести музыкальную викторину для одноклассников………………..20

2.4. Интервьюирование ветерана……………………………………………….22

Глава III.Результаты и их обсуждения

3.1. Результаты музыкальной викторины для одноклассников…………..24

Выводы ………………………………………………………………………….26

Литература ………………………………………………………………………28

Приложение I…………………………………………………………………… 29

Приложение II……………………………………………………………………30

Приложение III…………………………………………………………………...31

Приложение IV…………………………………………………………………..32












"Кто не знает своего прошлого -

лишен будущего"

Народная мудрость.

Аннотация:

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. Говорилось, что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец - песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Тему исследовательской работы: «Кто сказал, что места нету песне на войне…»

Цель работы: изучение роли военной песни в победе в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • изучить материалы по истории создания венных песен

  • узнать, какие песни были особенно популярны в годы Великой Отечественной войны

  • рассмотреть военную песню как особый вид музыкально - поэтического творчества и провести классификацию военной песни;

  • Провести анкетирование, музыкальную викторину

  • Интервьюирование ветерана

  • создать мини-фонотеку песен военных лет

Методы исследования:

1.Работа с научной и художественной литературой, поиск в интернет-ресурсах;

2. Анкетирование; музыкальная викторина;

3. Интервьюирование ветерана

4. Анализ

























Введение
Я бы с песни начала свой рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, стужу сколько раз
Эта песня нас в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится.
С. Островой.
Великая Отечественная война ­ одна из самых трагичных страниц в истории нашей
страны. Выстоять в борьбе и победить мощнейшую из развитых стран того времени ­
фашистскую Германию ­ стало возможным только ценой огромного напряжения сил
и величайших жертв. Страна превратилась в единый боевой лагерь. Всё было
направлено на борьбу с врагом. В стороне не остался никто. Война унесла миллионы жизней, опалила кровавым дыханием каждую семью.
Война и песня: что может быть общего у этих понятий? Казалось бы тяготы и
страдания военного времени не оставляют места для песен. Но ещё А. В. Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громко гласною музыкой брал я Измаил». Песни были необходимы солдатам на войне.
В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, передохнуть в редкое затишье между сражениями, а в решительные минуты помогала собрать свои силы, сплотиться, справиться с болью. Считалось, что фронтовая песня­это вторая винтовка, что враг ее боится больше, чем огнестрельного оружия. Песни военных лет… Сколько их: прекрасных и неотделимых от русского человека? В них есть все: и горечь отступления в первые дни войны, и радость долгожданной победы, и надежда на скорую встречу с близкими.
Военная песня­ это, к счастью не только война. Это и народная память, и призыв к сплочению и братству всех нас, живущих на Земле.

Объектом исследования: военная песня как особый вид музыкально - поэтического творчества.

Предмет исследования: значение военной песни в музыкальной культуре современного школьника.

Цель работы : изучение роли военной песни в победе в Великой Отечественной войне.

Задачи:

изучить материалы по истории создания венных песен

узнать, какие песни были особенно популярны в годы Великой Отечественной войны

рассмотреть военную песню как особый вид музыкально - поэтического творчества и провести классификацию военной песни;

провести анкетирование, музыкальную викторину

интервьюирование ветерана

создать мини-фонотеку песен военных лет

Гипотеза исследования :военная песня всегда была явлением, объединяющим народ и в этом ее огромная сила. Но, помимо, масштабных смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непроходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Методы исследования:

1.Работа с научной и художественной литературой, поиск в интернет-ресурсах;

2. Анкетирование; музыкальная викторина;

3. Интервьюирование ветерана

4. Анализ

































Обзор литературы.

Глава 1.

1.1.Особенности музыкального искусства военных лет

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата.
Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою ОНИ вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники
Говорилось, что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец - песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы. 
Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенную роль в жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю появления на свет. О песнях, ставших памятниками военных лет, об их авторах, об истории их создания рассматривается в данной исследовательской работе
Песни военных лет! Иной раз задумаешься: за что их так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Должно быть не только за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и музыкального языка. Безусловно, и это все важно, но главное их достоинство – стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть. Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней. В общем строю борьбы в ту суровую пору были артисты, музыканты, композиторы, которые вдохновляли людей на фронте и в тылу, приближали светлый день Победы. В те далекие годы родились многие прекрасные мелодии, и по сей день близкие сердцу каждого советского человека.

Музыкальный голос нашего героического народа звучал тогда не только в песне. По горячим следам грандиозных сражений создавались и монументальные сочинения, вошедшие с тех пор не только в летопись Великой Отечественной войны, но и в художественную историю ХХ века. В те военные годы композиторы работали с особенным вдохновением и чувством ответственности. Никакие трудности их не смущали. Песни советских композиторов воспитывали в народе любовь к своей Родине, мужество, героизм, ненависть к поработителям. Советские музыканты с честью выполнили свой долг перед Родиной. В песнях военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата!  Она сплачивала и воодушевляла, поднимала и поддерживала патриотические чувства, скрашивала суровый быт солдат – в этом заключается особенность музыки тех далёких военных дней.













1.2. История создания военных песен

История военной песни неотделима от истории государства. Анализ текстов песен различных периодов войны, показал, что содержание их менялось вместе с исторической ситуацией в стране. В них отражены все события, происходящие в Отечестве: ожидание войны, начало войны, поражение, победа и т. д. В песнях довоенного периода чаще звучит призыв к объединению перед лицом опасности и уверенность в победе, в них говорится о прославлении нашей Отчизны и гордости за нашу армию, наш народ. Люди еще живут мирной жизнью и не испытывают страха перед войной, зато сильна уверенность в непобедимости. Основное отличие песен, созданных в первые годы после окончания войны, состоит в том, что в них больше позитивных эмоций: радость победы, возвращение домой, встречи с близкими людьми, да и просто счастье, что жив. К этому необходимо добавить грусть от расставания с боевыми друзьями, со многими из которых прожито немало тяжелых дней.

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в отечественном музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь людей, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателем как памятники истории, овеянные романтикой эстетического воздействия, трогают сердца величием подвига.

«Четыре долгих года бушевали грозы Великой Отечественной войны. Весь советский народ поднялся на борьбу с гитлеровскими полчищами и спас человечество от фашистского мракобесия. В общем строю борьбы шли в ту суровую пору и музыканты, вдохновляя людей на фронте и в тылу, приближая светлый День Победы», - писал Тихон Хренников. [4, 3]

Военная песня всегда была явлением, консолидирующим, объединяющим нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо этого, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это важнейшие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности. Следовательно, изучение и сохранение военной песни является важнейшей проблемой современности. Актуальность проблемы усиливается потенциальной возможностью, заложенной в военной песне, к предотвращению личностного распада, к формированию чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделенности исторической судьбы с предшествующими поколениями.

В данном исследовании мы будем говорить о музыкальных произведениях, которые написаны в песенном жанре и отражают жизненные впечатления на фоне событий Великой отечественной войны, имевшие распространение во время военных событий и оказавшие влияние на духовную жизнь как армии, так и гражданского населения.

«Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella). Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом. [6]

Песня, особенно военная – это тот жанр, который способен точно и емко передать атмосферу времени. «Песня больше и чаще, чем любой другой жанр искусства, может и умеет впечатываться в эпоху, в тот или иной ее отрезок. Впечатывается намертво!» – утверждал поэт Р. Рождественский. [3, 6]

«…Они написаны в разное время – не только в дни войны, но и до нее и после победы, - но рассказывают об одном - о высокой судьбе поколения, юность которого прошла в огне сражений. Война для этого поколения была самым трудным испытанием, которое юноши сорок первого года с честью выдержали. Для целого поколения поэтов война против фашистских захватчиков стала высшим мерилом верности и самоотверженности, честности и благородства, мужества и бесстрашия. [5, 5]

 Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле.

Песни, как люди: у каждой своя судьба. Одни канут в Лету, едва появившись, никого не растревожив, а другие - живут долго и не старятся.

Истории появления песен различны, они сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках.

Как тут не вспомнить слова знаменитого поэта Василия Лебедева-Кумача:

« Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!»

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. 

Песня «Священная война»

Автор стихотворения «Священная война» - Василий Иванович Лебедев-Кумач. Уже на второй день после объявления войны это стихотворение прочитал по радио актер Малого театра. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал Борис Александрович Александров. Эта песня ассоциируется у русского народа с призывным плакатом: «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ».

Впервые песня исполнялась на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Песню знали. Знают и сейчас.

Песня «Катюша»

Авторы песни «Катюша» - Матвей Исаакович Блантер и Михаил Васильевич Исаковский. Написана песня в конце 30-х годов. Весна, цветущие сады, любовь и верность… Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист.

Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы, которых панически боялись враги.

Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг.

Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер». Мелодия «Катюши» даже стала гимном итальянских партизан. В 1985 году в Москве проходил XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь «Катюши» было решено создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым, знакомым всем, именем – Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь нее замечательная песня.

Песня «Тёмная ночь»

Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи Владимира Агатова «Темная ночь».

Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Темной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. В 1942 году в Ташкенте снималась картина «Два бойца». Там и прозвучала эта песня в исполнении Бернеса. С момента показа фильма началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким.

А потом была Победа, но триумфальное шествие «Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда Иван Семенович Козловский, приехав в гости к вождю американского рабочего класса Уильяму Фостеру, в конце беседы спросил его: «Что вы хотели бы послушать? Я с радостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас в Америке очень любят.»

Песня «Синий платочек»

Авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбургский. У этой песни две жизни: довоенная и военная.

Песня родилась до войны, быстро стала любимой в народе. Ее исполняли такие знаменитости, как Изабелла Юрьева, Лидия Русланова.

В военные годы песня обрела новый смысл, стала символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется. Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко.

Песня «День Победы»

Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат мелодию и слова этой песни, никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.

Да. Это песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и Владимира Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы на в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают её своей, фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы». Вот уже в течение 40 лет мы каждый год на Праздник Победы слышим эту «главную победную песню».

























Глава 2. Материалы и методы исследования

2.1 Классификации военной песни.

При знакомстве с военными песнями обращает на себя внимание огромное разнообразие песенных произведений, а, следовательно, встает вопрос классификации, поэтому была проведена классификация по различным признакам.

Таблица 1. «Классификация военной песни по содержанию поэтического текста»

Песни - призывы

«Священная война», «Песня смелых», «Песня артиллеристов»

Песни – мобилизации

«Ой, туманы мои, растуманы», «Если завтра война», « Моя Москва»

Песни стойкости и наступлении

«Песня о фонарике», «Два Максима», «Песня о бушлате», «Марш Артиллерии»

Песни гнева и мужества

«Песня защитников Москвы», «Моя Москва», «Шумел сурово Брянский лес», «Хотят ли русские войны»

Песни о подвигах и героях

«Песня о «Гремящем»», «Сердце танкиста», «Песня о Днепре», «Заветный камень», «Три танкиста»

Песни о фронтовой дружбе

«Давай закурим», «Вася-Василёк», «Только на фронте»,

Победные песни

«Песня о Советской армии», «День Победы», «Дорога на Берлин», «Казаки в Берлине», «Нам нужна одна победа»

Песни - провожания и прощания

«Прощание», «До свиданья, города и хаты», «Прощайте, скалистые горы»,

Песни о девушках и женщинах

«Катюша», «Случайный вальс», «Лизавета», «Смуглянка»

Песни о любви

«Синий платочек», «Когда песню поешь», «Огонек»,

Песни - письма

«В землянке», «Жди меня», «Есть на севере хороший городок», «Темная ночь»

Песни - реквиемы

«На безымянной высоте», «Москвичи», «Алеша»,

Песни-воспоминания

«Вечер на рейде», «Эх, дороги…», «В лесу прифронтовом», «Давно мы дома не были»



Военная песня - безусловное достояние каждой нации. В настоящее время именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня вполне способна стать стержнем в духовном обновлении нации, в ее духовном оздоровлении. Поэтому мы решили провести анкетирование учащихся нашей школы, чтобы узнать, насколько хорошо они знают военные песни.











2.2. Военная песня как часть музыкальной культуры школьников. Анкетирование .

Наше исследование проводилось в МБОУ «СШ №12» города Выкса. При этом были использованы методы социологического опроса, сравнительного анализа, обобщения. Было опрошено 342 ученика. Возрастная категория респондентов 8-18 лет, ученики 2-11 классов. Учащимся было предложено ответить на вопросы. (Приложение 1).

Из анализа анкет следует, что школьники всех возрастов знают военные песни, причем ученики 2-4 классов знают от 1 до 3 военных песен, называют самыми известными 2-3 военные песни; ученики 5-7 классов знают от 2 до 7 военных песен, называют 15 военных песен; ученики 8-11 классов знают от 4 до 8-10 военных песен, некоторые даже более, называют 19 военных песен. Замечен пропорциональный рост всех показателей (не только количественный, но и качественный) в зависимости от возраста респондентов.

Проведенный опрос показал, что школьники назвали всего 23 наименования военных песен, среди них были военные песни различного содержания, относящиеся к разным эпохам и музыкальным жанрам. (Таблица 2)

Среди самых известных военных песен большинство респондентов отметили песни «Катюша» (113 голосов), «День Победы» (54 голоса), «Священная война» (15 голосов), «Темная ночь» (8 голосов). «Офицеры» (4 голоса), «Синий платочек», «Три танкиста» (по 3 голоса), «Смуглянка», «Закаты алые» (по 2 голоса)... (Диаграмма №1, Приложение 3)

Интересным показался и тот факт, что к военным песням некоторые респонденты отнесли военный марш В. И. Агапкина «Прощание Славянки», русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки», хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

Из анализа нашего анкетирования следует, что необходимо знакомить школьников разных возрастов с военными песнями, историей их создания, авторами (поэтами и композиторами), исполнителями прошлого и настоящего. Поскольку в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны, поэтому она может помочь школьникам наиболее глубоко осмыслить проблемы жизни и смерти, дружбы и предательства, победы и потери, любви и ненависти































2.3. Провести музыкальную викторину для одноклассников.

Следующий этап нашего исследования – музыкальная викторина (Приложение 4).

Объясняем цель данной викторины и порядок заполнения анкеты. Звучит фрагмент мелодии:

  1. Укажите в графе « Знакома ли вам эта мелодия» слышали вы эту мелодию раньше или нет: «да» или « нет»;

  2. Укажите название фрагмента или произведение в целом;

  3. Укажите фамилию композитора.

Музыкальная викторина

№ п/п

Название песни

Композитор

1.

Песня « Вставай страна огромная»

А. В.Александров

2.

Песня « Огонек»

Музыка народная

3.

Песня « Шумел сурово брянский лес»

С.А. Кац

4.

Песня « Соловьи»

В. П. Соловьев-Седой

5.

Песня « Алёша»

Э. С. Колмановский

6.

Песня « На солнечной поляночке»

В.П. Соловьев-Седой

7.

Песня « День Победы»

Д. Ф. Тухманов

8.

Песня « Катюша»

М. Блантер

9.

Песня « Темная ночь»

Н. Богословский

10.

Песня « Смуглянка»


А. Новиков

11.

Песня «Бери шинель»

В. Левашов







































2.4. Интервьюирование ветерана



В ходе своего исследования мы решили посетить ветерана, фронтовика  Великой Отечественной войны Александр Петрович Волкова. Конечно, ветеран стал вспоминать свою фронтовую жизнь, своих друзей и командиров .Но нам интересно было узнать, как же музыка ему «помогала» на фронте и ветеран рассказал один эпизод, который запомнил навсегда.

«….. Помню, как в морозную и жуткую от сознания своего бессилия перед превосходящим врагом ночь, сидели мы у костра. И тут к нашему кострищу подходит пожилой боец, который никогда не расставался со своей гармонью и тихонечко запел:

«Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь….»

Не сразу, но и мы подхватили песню очень осторожно. Услышали нас другие солдаты и подтянулись в общий круг. Так увлеклись мы пением, что не сразу услышали голос командира:

 - Солдаты, почему поете тихо? Немцев что ли боитесь? Так пусть лучше они нас боятся, мы на своей земле шепотом петь не будем!

 Тогда рванул меха гармонист, грянули мы сначала « Тёмную ночь», а потом с азартом «Катюшу». Только лес загудел – пусть фашисты слышат, что мы живы, и бить еще их будем!

Гитлеровцы вначале от злости обезумели: палили в нашу сторону, что есть сил, а потом сникли и замолчали.

А нам эти песни, словно силы удесятерили. На рассвете по приказу командира ринулись мы в атаку. И превосходящий нас в несколько раз гитлеровский отряд не выдержал – драпанули, только пятки засверкали. Вот что песня русская делает!»

Разволновался ветеран, вспомнив те далёкие, трудные годы.

В конце встречи мы поблагодарили Александра Петровича за интересную беседу и попросили что-нибудь напеть. « Да голос уже не тот! И слова забываются, а ведь на войне почти все песни знали наизусть!» - ответил ветеран, но тихонько запел - «Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза, и поет мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза…»

Вот ещё один пример того, как песня помогала солдатам пережить все тяготы войны и придавала им силы.

Мы ушли под большим впечатлением, эта встреча теперь надолго нам запомнится – ведь пообщаться с непосредственным участником той страшной войны, услышать его рассказ - это дорогого стоит!







Глава III. Результаты и их обсуждения

3.1.Результаты музыкальной викторины для одноклассников

Таблица 4. Результаты викторины

№ п/п

Музыкальное

произведение


Знакома мелодия

Знают название песни

Знают автора

1.

Песня « Вставай страна огромная»

100%

100%

35%

2.

Песня « Огонек»

100%

10%

0%

3.

Песня « Шумел сурово брянский лес»

100%

0%

0%

4.

Песня « Соловьи»

100%

3%

0%

5.

Песня « Алёша»

100%

38%

0%

6.

Песня « На солнечной поляночке»

100%

17%

0%

7.

Песня « День Победы»

100%

100%

3%

8.

Песня « Катюша»

100%

100%

5%

9.

Песня « Темная ночь»

100%

90%

10%

10.

Песня « Смуглянка»

100%

58 %

0%

11.

Песня «Бери шинель»

100%

3%

0%

По результатам музыкальной викторины можно подвести следующие итоги:

--Считают эти мелодии знакомыми – 100%

--Определили название песен - 45%

-- Знают автора песен – 15%

Что ж, знания о военных песнях наших одноклассников находятся на не очень высоком уровне. Современная молодежь непростительно мало внимания уделяет песням военных лет. По данной викторине мы видим, что наиболее популярными являются песни –

« Вставай страна огромная», « День Победы», « Катюша», « Темная ночь»

( как написали ребята –« эти песни на слуху»)

В конце викторины был задан вопросодноклассникам– « Хотели бы вы узнать больше о песнях военных лет?», положительно ответили 100% (25 человек)

Таким образом можно сделать ещё один вывод, что количество подростков, проявляющих интерес к песням военных лет возросло.



Вывод

В ходе исследования были решены поставленные задачи: были изучены материалы по истории создания венных песен. Узнали, какие песни были особенно популярны в годы Великой Отечественной войны. Было выявлено огромное многообразие песенных произведений военной тематики, поэтому была проведена классификация по различным признакам. Данные опроса выявили наиболее популярные военные песни («Катюша», «День Победы», «Священная война»…)Входе работы было проведено анкетирование учащихся МБОУ СШ№12.Составлена и проведена музыкальная викторина для одноклассников. . Современная молодежь непростительно мало внимания уделяет песням военных лет. После анкетирования и музыкальной викторины количество подростков, проявляющих интерес к песням военных лет возросло. В ходе работы было проведено интервьюирование ветерана .Который рассказал нам о роли песни в годы ВОВ. Создали мини-фонотеку песен военных лет

Практическая значимость работы, на наш взгляд, состоит в том, что приведенный в ней материал, ее выводы и наблюдения могут быть использованы для дальнейшего изучения военно - песенной культуры, а также найти применение на школьных уроках истории, отечественной и мировой культуры, литературы, музыки, истории искусства.В дальнейшем, продолжая работу над этой темой, считаем возможным рассмотрение вопросов, которые связаны с выявлением особенностей воздействия военной песни на личность, а через нее и на духовную жизнь общества.Говорят, сколько судеб, столько и песен.Разные по жанрам, содержанию и времени создания, но глубокие по замыслу, страстные своей проникновенностью, обладающие большой силой художественного обобщения песни огненных лет подняли песенное искусство на новую ступень.

«Для песни не существует ни времени, ни расстояний, и поэтому она:


То в сердце твое застучит горячо,

То ласково тронет тебя за плечо,

То горе разделит с тобой,

Теплом из далекого дома пахнет

И силу в солдатскую душу вольет,

На подвиг ведя боевой…. (Л. Ошанин)

От самых первых военных залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали эти песни в боевом солдатском строю». [2, 3]































Литература

  1. Бирюков Ю.Е., Всегда на страже: Рассказы о песнях: Книга для учащихся 5-8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1988.

  2. Песни, опаленные войной: Сборник песен. Составитель Ю.Е. Бирюков. - М.: Военное издательство, 1984.

  3. Рождественский Р. Разговор пойдет о песне. М., 1976.

  4. Советские композиторы – фронту. Составитель Г.А. Поляновский. – М.: Советский композитор, 1989.

  5. Строки, добытые в боях: Поэзия военного поколения. Составитель Л. И. Лазарев. – М.: Детская литература, 1973.

  6. Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной. Составитель А. Е. Луковников. – М., 1975.

  7. Люди и песни: Песня в строю. Жарковский Е. – М., 1978.

  8. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны. Лебедев П. – М., 1979.

  9. Желанные гости бойцов. Составитель Утесов Л. – М., 198

10. Интернет-ресурсы: htth://www.cross-ip.ru

11.Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/























Приложение 1



Анкета

« Значение песенного искусства в годы Великой Отечественной войны»

1.Какую роль играла песня в годы войны?

2.Интересна ли вам такая музыка и почему?

3.Как ты думаешь, почему эта музыка до сих пор известна?

4.Хотели бы вы узнать больше о музыке военных лет, познакомиться с историей создания этих произведений?

5. Как вы понимаете слово –патриотизм?

6.О чем твоя любимая современная музыка?

7.Будет ли она известна через 50 лет?







Приложение 2.

Таблица 2. «Жанровая классификация военной песни»



марши

танцы

песни

«Моя Москва»

«В путь»

«До свиданья, города и хаты»

«Нам нужна одна победа»

«День Победы»

« Случайный вальс»

«Синий платочек»

«Только на фронте»

«В землянке»

«В лесу прифронтовом»

«Алеша»

«Соловьи»

«Огонек»

«Прощайте, скалистые горы»

«Ой, туманы мои, растуманы»



Таблица 3. «Классификация военной песни по времени создания»



Созданы до начала войны (1930-е годы)

Созданы в период войны (1941-1945 годы)

Созданы после войны (1950-70-е годы)

Современные военные песни

«Три танкиста»

«Катюша»

«Синий платочек»

«Смуглянка»

«Авиамарш»

«Священная война»

«Вечер на рейде»

«В землянке»

«Случайный вальс»

«Темная ночь»

«В лесу прифронтовом»

«Эх, дороги…»

«Алёша»

«Нам нужна одна победа»

«День Победы»

«Хотят ли русские войны»

«Мы знаем о войне лишь понаслышке»

«Тучи в голубом»

«Снегири»

«Закаты алые»

«Под небом России»

«Офицеры»







Приложение 3.Диаграмма 1

























Приложение 4.

Музыкальная викторина

« Соловьи»

(сл. А Фатьянова, муз. В Соловьева-Седого)

« Шумел сурово брянский лес»

( сл. А. Софронова, муз. С Каца)

« Огонёк»

( сл. М Исаковского, муз. народная)

« Священная война»

(сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А Александрова)

« На солнечной поляночке»

(сл. А Фатьянова, муз. Соловьева-Седого)

«В землянке»

( сл. А. Суркова, муз. К. Листова)

« В лесу прифронтовом»

( сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера)

« Вечер на рейде»

( сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьева-Седого)

« Вот солдаты идут»

( сл. М. Львовского, муз. К. Молчанова)

« Давай закурим»

( сл. И. Френкеля, муз. М. Табачникова)

« Ехал я из Берлина»

( сл. Л. Ошанина, муз. И Дунаевского)

« Катюша»

( сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера)

« На безымянной высоте»

( сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера)

« Нам нужна одна победа»

( слова и музыка Б. Окуджавы)

« Последний бой»

( слова и музыка М. Ножкина)

« Синий платочек»

( сл. Я. Галицкого, муз. Е. Петерсбурского)

« Смуглянка»

( сл. Я. Шведова, муз. А. Новикова)

« Темная ночь»

( сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского)

« Эх, дороги»

( сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова)





















































































































24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!