СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа на тему: «Сходства движений башкирских танцев и танцев народа мари»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа на тему: «Сходства движений башкирских танцев и танцев народа мари»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение башкирская гимназия имени народного поэта Республики Башкортостан Назара Наджми

города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан











Научно-исследовательская работа на тему:


«Сходства движений башкирских танцев и танцев народа мари»








Выполнила: ученица 9 класса , МБОУ ООШ с.Черлак

Исаева Анна

Руководитель: Аптулаева Т.Г.








Оглавление



Введение………………………………................................................................................3

  1. Танец - выражение духа и характера народа ……………………………………..5

  1. Искусство танца……………………………………………………………….……..5

  2. Происхождение танца…………………………………………………………...…..5

  1. История возникновения и развития башкирских народных танцев …………...7

  2. История возникновения и развития марийских народных танцев……………..14

  3. Взаимодействие башкирского и марийского танцевального творчества…... 18

Заключение ……………………………………………………………………………21

Список литературы……………………………………………….…………….……23

Приложение























Введение

Совсем недавно, на прошлой неделе, танцевальный коллектив нашей школы «Келшымаш» принял участие на районном конкурсе народной песни и танца «Ладушка». Обязательным регламентом конкурса было исполнение народного башкирского танца или народной башкирской песни. Исполняющих башкирскую народную песню в нашей национальной марийской школе не нашлось. Делать было нечего. Желание принять участие было настолько велико, что я решила самостоятельно разучить башкирский народный танец и таким образом обеспечить нашему танцевальному коллективу участие в конкурсе.

До этого с башкирскими танцами я еще не сталкивалась. На просторах интернета я нашла известный башкирский народный танец «Бурзяночка», и взялась за его разучивание. В ходе работы меня смутило и в то же время поразило то, что некоторые движения в башкирском танце очень схожи с движениями танцев народа мари. Значит, в танцевальных движениях этих народов существуют сходства и различия. Меня это очень заинтересовало.

Цель работы: выявить сходства и различия в танцевальных движениях башкирских и марийских народных танцев.

Задачи:

  1. Познакомиться с историей движений марийского народного танца ;

  2. Познакомиться с историей движений башкирского народного танца ;

  3. Познакомить танцевальный коллектив «Келшымаш» с результатами выполненного исследования;

Актуальность выбранной темы заключается в том, что народные танцы являются частью национальной культуры и тесно связаны с народным бытом и обрядами, в них отражены различные периоды истории.

Объект исследования: башкирские и марийские народные танцы.

Предмет исследования: схожие и отличительные черты башкирских и марийских народных танцев.

Методы исследования: изучение литературных источников по теме исследования; анализ, опрос, анкетирование.

Новизна нашего исследования заключается в том, что предметом исследования выбрана малоизученная тема.

Практическую значимость работы я вижу в том, что собранный материал может быть полезен в проведении мероприятий по истории и культуре родного края, в проведении классных часов.

























  1. Танец - выражение духа и характера народа 

  1. Искусство танца

Танец, как вид искусства, выражает радость и восторг, печаль и боль - множество чувств человека. Эти чувства передаются особыми средствами, т.е. движениями, жестом, мимикой, имитацией различных действий. Танцы имеют определенный сюжет. Иными словами, танцы выражают какую-то мысль, событие, идею и выражает национальный дух и характер народа.

Таким образом, танец, как и всякое искусство, связан с историей народа, его традициями, различными обрядами, мировоззрением, трудом, социально-бытовыми условиями.

  1. Происхождение танца

Танец, как своеобразный язык, возник раньше слова. История танца уходит вглубь веков. Свидетельство тому - наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, созданные в период неолита (8-5 тыс. лет до н.э.). Первые танцы были связанны непосредственно с судьбой человека, его трудом, с его представлениями об окружающем мире. До сих пор не существует ни единого мнения о первенстве рождения танца, песни или музыки, неоспоримо одно - появление танца связанно с осознанием ритма в качестве сопровождения определенной последовательности телодвижений. Изучение всех теорий появления танца подтверждает вывод - во все времена танец имел важное значение в общественной жизни человека, в его гармоничном эстетическом развитии. О чем рассказывали первые танцы, по существу очень простые и даже примитивные? Вероятно, о том, как человек берет оружие, чтобы идти на дикого зверя, или о том, как трудится на своем поле.

Башкортостан - малая частица нашей великой России, раскинувшаяся на Предуралье и на Южном Урале.

Природа всей щедростью наградила эту землю. Привольные степи и суровые хребты Уральских гор, прозрачные озера, стремительные горные реки, густые лесные чащи… Родная уральская земля наделила душу своего народа добротой, и, впитывая ее могучую и ласковую красоту, народ издавна стремились воплотить в своем творчестве все многообразие звуков и красок родного края.

Сложные орнаменты самотканых ковров поражают сходством с разноцветьем весеннего луга. В напевах курая слышится то песня жаворонка, то грустная мелодия метели. В плясках угадываешь сразу все: это - цокот копыт по горной дороге, вот взлет орла, буйство ветра.

Веками создавались формы народного танца. Они кровно связаны с жизнью и бытом башкирского и марийского народа и, подобно сказаниям является художественным выражением его характера. В танцах оживают, становятся зримыми страницы истории. Легенды и песни, дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают, что пляски - героические, обрядовые, бытовые - сопровождали наших предков во все времена. С давних пор музыканта усаживали на почетное место, певцу подносили первую пиалу кумыса, но зато танцору доставались все улыбки. Где, как не в танце, ярче всего выражается народный темперамент, задор, отвага, удаль.

Языком и выразительными средствами народных танцев являются: различные изящные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливы реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм и т.д. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, своеобразный национальный костюм, четкую ритмику исполнения и неповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом, музыкой, изобразительным и декоративным искусством. 









  1. История башкирского танца


Башкиры - народ с богатым фольклорным наследием. В их художественном творчестве представлено разнообразными жанрами устно - поэтическое, музыкальное, хореографическое, декоративное искусство, в котором нашли отражение историческое прошлое народа, социально - эстетические и эстетические идеалы.

Мусульманская религия, ее запреты тормозили развитие народного танца. Постепенно исчезли обрядовые ритуальные массовые представления. Танцы, в которых участвовали только женщины, проходили там, где их ни кто не видел. В летнее время - это вершина холмов и гор, зимой девушки приглашались в один из домов аула, где не было родителей, и исполняли сольные танцы, показывая каждая свое мастерство.

Взрослые женщины собирались очень редко и под тихий аккомпанемент кубыза или курая плясали очень сдержанно. Каждая женщина могла пройти в танце один-два круга, долго танцевать считалось неприличным.

Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид (элемент), выполняемый в быту, в жизни работы: подражание бегу, скачкам, охоте - в мужских танцах; прядение, приготовление пищи - в женских танцах.

В танцах находится художественное воплощение характере башкирского народа, его темперамент, эстетические идеалы, отношение к добру и злу.

История башкирского танца, как и любого другого уходит вглубь веков. В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах.

Как и всякое искусство, танец связан с историей народов, их трудом, социально - бытовыми условиями. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающего мира, прекрасное знание повадок зверей, птиц.

Танцы башкир очень своеобразны и точны по рисунку. Известный русский путешественник Иван Иванович Лепехин писал: «В пляске своей башкиры стараются телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся». В групповых, парных, сольных танцах исполнитель эмоционально и красноречиво создает образ, на это направлены его мысли и талант. А образ, как известно, несет тот или иной сюжет: трагический, комический, героический или бытовой. Таким образом, порою танец вырастает до уровня новеллы или поэмы. В то же время башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе.

Наиболее развитыми формами башкирской хореографии обладают сольные танцы. Именно эти танцы передают своеобразие башкирской хореографии. Тематика таких танцев весьма разнообразна: охотничьи, свадебные, игровые, военные и т.д. Отдавалось предпочтение также дуэтным танцам - соревнованиям, в которых исполнители соперничали друг с другом. До сих пор большой популярностью пользуются танцы трио, такие как «Ос таган» («Треножник»), «Ос мойош» («Три угла») и другие.

На праздниках знатоки народного творчества - сэсэны выступали не только в роли рассказчиков, но и пели и плясали, играли на музыкальных инструментах. Эти представления сэсэнов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи, ведь именно на больших праздниках происходило обучение молодежи пляскам. На больших летних праздниках «йыйын», «майзан», «бэйге» молодежи предоставлялась возможность знакомства, выбора «пары» во время танцев, игр, прогулок.

В день праздника, хороводы устраивались исключительно для молодежи, они назывались «киске уйын» - «вечерние игры». Пляски устраивались по поводу сбора дикого лука, кислицы.

Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца, поскольку ни один вид искусства так не нуждается в зрителе, как танец.

Коллективные пляски к концу XIX - началу XX вв. почти утратили связь с древними религиозными верованиями. Древнейшими из таких танцев являются «Танцевать по кругу», «Проходить» (через что-то), «Пропускать» (через что-то). В целом в указанный период коллективные танцы, исполняемые на различных празднествах, носили игровой характер. Известно, что еще в XVIII веке круговые танцы типа «Танцевать по кругу» исполнялись на шаманских обрядах под руководством знахаря. Различные знахарские обряды лечения в XIX - начале XX вв. еще были связаны с танцем или элементами танцевальных движений. Магическую, отпугивающую роль при изгнании болезни имели круговые обходы знахарем и другими участниками больного, громкие «дроби», стук о металлические предметы, песни - заклинания, удары плетками, пропитанные конским потом и др. Такие танцы в конце XIX века уже не исполнялись.

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов - кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. В условиях кочевого быта, постоянных столкновений с чужеродными племенами эти пляски, несомненно имели большое значение в деле физического воспитания молодежи, ее нравственный закалки и подготовки к суровым условиям жизни. Вплоть до нашего времени охотничьи - военные танцы не утратили своеобразия, выразительности, оригинальности движения.

Талантливые исполнители сохраняют традиционную динамику движений, особую пантомимическую выразительность, яркую изобразительность танца. Военным и охотничьим танцам молодежь обучали старшие во время исполнения эпических, мифологических произведений. В охотничье - военных танцах исполнитель показывал мастерское владение древним оружием башкирского воина: луком со стрелами, мечом и саблей.

Военные танцы оказывали большое психологическое явление на зрителей. По рассказу И.И. Лепехина, старый танцор, изображавший сцены боя башкирских батыров с врагами, вызвал слезы на глазах у зрителей. Танцевальными движениями старик показывал наступление башкирских воинов на противника, в котором одни батыри погибали, а другие побеждали.

Природа зарождения охотничьих, военных танцев, по мнению исследователей первобытного искусства, в том, что они удовлетворяли практические нужды, связанные с добычей пищи, с походом. Охотничий промысел имел для башкир большое значение. Поэтому движения охотничьих танцев, воспроизводящие повадки животных или птиц, были узнаваемыми. Таким танцам были свойственны легкость, ритмичность в сочетании с торжественностью и сосредоточенностью. Танцев, связанных некогда с эпосом или исполнявшихся в составе того или иного эпического повествования, сохранились немного. Это различные варианты танца «Байык» (мужское имя), «Кара юрга» - «Вороной иноходец», «Акhак кола» - «Хромой конь» и т.д.

Интересны танцы, передающие образы птиц. Они в какой-то степени содержат элементы домусульманских верований. Их могли исполнять и мужчины, и женщины. Содержание некоторых танцев соотносится со скифо-сарматской идеологией, влияние которой на башкирское искусство еще мало исследовано.

С тотемическим культом птиц связывают исследователи башкирской этнографии и фольклора названия башкирских родов. В танцах птицы изображались такими, какими человек видел их в природе: передавались характерные черты птиц, повадки, голос. Но как и в легендах, сказках, они наделены волшебными свойствами: побеждать зло («Аккош» - «Лебедь»), предсказывать («Кэкук» - «Кукушка»), помогать, успокаивать («Сынрау торна» - «Звенящие журавли»). Голубь и кукушка, в которых превращаются девушки в башкирских сказках, часто помогают герою, опекают и оберегают его. Ворона «посылает» на землю дождь. Из птичьих танцев наиболее известны «Кэкук» - «Кукушка», «Кара тауык» - «Черная курица», «Аккош» - «Лебедь», «Кор уйыны» - «Глухариная игра».

Среди сольных плясок башкир большое место занимают свадебные, которые в основном, главным образом, на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак, а также с шутливым соперничеством брачующихся сторон («Азаккы уйын» - «Последние игры», «Озатыу уйыны» - «Прощальные игры», «Йыуаса» - «Гостинец» и др.)

В свадебных плясках магические мотивы тесно переплетаются с рациональными, игровыми. Так во время исполнения танца «Йыуаса», «Сыбырткылау» очень распространен мотив ритуального «избиения» участников свадьбы различными предметами: сумкой из заячьего меха или скатертью, лентами или плетью. Возможно. Это делалось с целью изгнания нечистой силы, оберегом от которой служили и шумные пляски, и стук ударных инструментом, и одежда невесты, украшенная яркими кораллами, бусами, серебряными монетами.

Названия дуэтных танцев повсеместно связывается с соревнованием, соперничеством. Танцы типа «Капма - каршы» - «Лицом к лицу». Эти танцы часто исполнялись на больших праздниках, в них соревновались представители разных аулов (родов и племен). Глядя друг на друга, не спуская с друг друга глаз, танцоры проделывали самые различные движения, постепенно убыстряя темп движений и их динамику. Более выносливый получал приз. Подобные танцы исполнялись и на свадьбах, соперниками в них выступали представители двух брачующихся сторон.

В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов: 1) В центре танцует одна исполнительница (или исполнитель); 2) в центре танцует пара; 3) в центре хоровода играет кураист; 4) в центре танцуют трое исполнителей; 5) три девушки не танцуют, а сидят в центре, остальные ходят змейкой вокруг них. Наиболее распространенный вид хоровода - это поочередная смена солистов внутри круга.

Особое значение имели парные танцы в центре круга. Каждая пара поочередно выходила в круг и исполняла импровизированный танец, в котором в очень сдержанных движениях юноша и девушка показывали свое отношение друг к другу.

Мужские танцы исполняются свободно, темпераментно, движения устремлены ввысь, в полет. В рисунке танца бесшумные мягкие пластичные движения сменяются резкими дробными движениями, говорящими о готовности к опасности.

Ударных инструментов у башкир не было, поэтому танцевали под аккомпанемент курая и кубыза. В конце XIX - начале XX вв. появляются русские тальянка и скрипка. В восточном Башкортостане аккомпанировали на домре.

Женские танцы исполнялись скромно. Башкирская женщина танцует, прикрывая лицо платком. Она не смеет открыто взглянуть на зрителя, ее взгляд обращен вниз. Улыбка, радость, даже легкие прыжки запрещались. Танец исполнялся медленным и легким шагом. Большое значение в женском танце придавалось движениям рук, плеч. Руки как бы выполняют женскую работу: прядут, сбивают масло, приготавливают кумыс, айран, обрабатывают шерсть. Характерным для женских танцев является «засучивание рукавов».

В девичьих танцах обязательно присутствуют движения плечами и щелчки пальцев. Женские танцы исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза, под стук подноса, ведра, под голосовое сопровождение - такмак.

Собираясь на девичьи игры и пляски, девушки тщательно наряжались - волосы смазывали сливочным маслом, вплетали в косы сулпы - серебряные подвески и украшения из монет. Лицо отбеливали пудрой, называемой кершэн. Щеки румянили в форме кругов, с родинками в центре. Брови красили только черной краской, глаза обводили сурьмой. Пожилые женщины в праздники поверх платка надевали шерстяную или кашемировую шаль с кистями. Чтобы шаль не спадала с головы во время танца, ее концы придерживали двумя руками. Отсюда в танцах пожилых женщин скованность корпуса, ограниченность движений рук.

Одним из важнейших компонентов народных празднеств, обрядов, семейных торжеств, в составе которых исполнялись пляски, является их оформлении. Под этим словом подразумевается украшение места праздника, площадки, где исполнялись пляски, использование различных атрибутов в танцах (плеть, платок, колечко, веревка, разноцветные кисти, шаль и др.). Большое значение мели праздничные наряды, прически, украшения, браслеты, подвески, предметы декоративно - прикладного искусства (паласы, скатерти, кошмы). В некоторых случаях костюмы шились специально для какого-либо танца для создания соответствующего образа.

Так, на празднике Каргатуй распорядительница, выбираемая из уважаемых пожилых женщин, была одета в специальный костюм: длинное платье без оборок, камзол, расшитые подвесками из серебра, ракушками. На голову распорядительница надевала высокий колпак из березовой коры, обшитый тканью, украшенный бисером, раковинами, монетами. Под колпак надевался яркий платок. Такой костюм могла лишь одеть та женщина, которая считалась лучшим знатоком ритуалов, песен и плясок. Группа женщин, наиболее активных в исполнении игр, хороводов, были одеты в костюмы, украшенные речными раковинами. Эти женщины помогали следить распорядительнице за тем, чтобы на празднике не угасли азарт и веселье.

Неповторимую красочность празднику придавали разноцветные платья с оборками, украшенные атласными лентами, разноцветными полосками, аппликационными нашивками и узорами. В Зауралье (Челябинской и Курганской областях), отчасти на северо-востоке Башкирии, женщины украшали платья вышивкой цветными шерстяными нитками тамбурным швом. Поверх платья надевали камзолы, зиляны; в северо-западных районах - белые вышитые фартуки.

Символический смысл имели многие атрибуты празднества: они изготовлялись женщинами заранее: это кисти из разноцветных нитей, вышитые платочки, монеты, нанизанные на нитку, лоскутки ткани. Это все вывешивалось на ветви деревьев с целью имитации плодородия в наступившем году.

Такие части одежды, как платки, полотенца, имели в праздниках и обрядах большое значение, и их функции были самые различные. Так, на сабантуе полотенце являлось символом благополучия и плодородия, считалось самым ценным призом. Оно использовалось и как атрибут различных игр, плясок, во время соревнования, служило предметом украшения праздничного майдана. Платок являлся залогом верности. Девушка дарили юношам платки на вечерних игрищах «киске уйын» после сабантуя. Он являлся одним из самых главных видов подарка на праздниках, свадьбах, а также различных семейных обрядах и торжествах. Как атрибут женских танцев, игр платок использовался на праздниках Каргатуй, Кукушкин чай.

Башкирские танцевальные мелодии состоят из двух четырехтактных фраз, повторенных дважды. Музыкальный размер, как правило, 2/4. Преобладающими являются мелодии квадратной мелодической и метроритмический структуры. Менее распространена двухчастная структура танцевальных наигрышей: медленная в первой части, быстрая, ритмичная - во второй. Очень редки двух-, трех-, пятитактные фразы. Мизансцены массовых танцев генетически связаны, по-видимому, с пространственными ассоциациями древних башкир. Обычно все праздники, молодежные игрища, свадебные торжества проходили на лоне природы, на ближайшей от аула горе или горной долине. С возвышенного места открывалась величественная панорама богатой природы Башкирии. Мизансцены хороводных танцев, возможно, в ассоциативной, символической форме передает образы извилистых горных рек, холмов. Во всяком случае, подвижность башкирского танца, многообразие мизансцен объясняется, несомненно тем, что пляски исполнялись на неограниченных естественных площадках. 








  1. История возникновения и развития марийских народных танцев .

Как и всякое искусство, народные танцы возникли в процессе труда и обусловлены социально-бытовыми условиями. В них, как и песнях, сказках и легендах, выложены лучшие черты и стремления трудолюбивых народов. Танец, как и другие виды искусства, должен в художественной форме отражать прекрасное нашей действительности, лучшее черты марийского народа. Именно поэтому в последнее время коллективы художественной самодеятельности все чаще и чаще берутся за постановку современных тематических и сюжетных танцев. Новые марийские танцы, создаваемые в нашей республике, дальше развивают замечательные традиции старинных народных плясок. Эти танцы содержательны и жизнерадостны, полны энергии, в них проявляются смелость и уверенность, свойственные свободному народу. В современных танцах все шире используются элементы труда, одновременно развивается и техника танца.

При полной государственной поддержке количество хореографических коллективов в стране росло. Проводились всевозможные смотры, фестивали, что способствовало повышению исполнительского уровня участников.

Следует отдать должное марийскому народу, который за многие столетия сохранил и донес до наших дней характерные особенности, самобытность марийской хореографии. Самое отрадное то, что мы сегодня имеем национальную хореографическую лексику, композиционную особенность, то есть танцевальный первоисточник.

Народ мари подразделяется на 3 этнические группы, имеющие характерные особенности, отличая как в языке, укладе жизни, традициях, так и в хореографии. Можно согласиться с таким положением, так как сегодня никто доподлинно не сможет сказать, что имело в своей основе хореография древних мари: была ли она такой непохожей в этнических подразделениях, получила ли она разностороннее развитие связи с историческими или общественными событиями. Однозначно то, что сегодня в марийской народной хореографии есть «разрыв» между этническими подгруппами, то есть лугомарийский, горномарийский и восточномарийский танцы имеют явные различия в исполнительской манере, лексике и в композиции.

Говоря о восточных мари, о танцевальной культуре данной подгруппы можно сказать то, что за многие годы традиционная культура восточных мари претерпело взаимовлияние культур соседних народов: в музыке, в языке, в традициях, также в хореографии. В народной хореографии восточных мари до наших дней мало сохранилась хореографической лексики, одновременно дошло богатство композиционного построения, чего не наблюдается у мари, проживающих на исторической территории. Каждый представитель марийского народа, не имеющий ни какого отношения к профессии балетмейстера, ясно ответит, что восточные мари танцуют «Кандра» («Веревочка»), «Вич мужыр» (» Пять пар»), «Ладкокыт» («Двенадцать»), «Ваш миен куштумаш» («Строй»), «Кид совен куштумаш» («Хлопки») и т.д. В названиях танцев уже отмечено их особенность композиционного построения.

В женском танце, то плавные, то стремительно-игривом, главную роль играют руки, движение которых пластически выразительно и разнообразно по рисунку. Стремительные шаги, легкие четкие дроби и ритмичные удары каблуками - все это исполнители сочетают с мягкими, выразительными движениями корпуса и рук.

Мужской танец отличается от женского большей динамичностью, силой и четкостью.

Большой популярностью у марийцев пользуются сольные танцы в форме импровизированного перепляса. Перепляс-импровизацию обычно начинает заводила. К нему присоединяются другие. И все участники танца начинают, как бы соревноваться между собой. Лучшим танцором будет считаться тот, кто покажет больше плясовых «колен».

Характерной чертой переплясов является общение между танцорами и «зрителями». Живо реагируя на танец, зрители хлопают в ладоши, приплясывая на месте, вставляют остроумные прибаутки и обмениваются везде, где только собирается народ, чтобы отдохнуть и повеселиться: в избе, в клубе, на полянке во время обеденного перерыва. Танцует молодежь, танцуют взрослые и дети. Исполняются эти пляски в сопровождении барабана, волынки (национального музыкального инструмента мари) или свирели и гармони.

Танец «Кандра» («Веревочка»). Бытовой танец башкирских марийцев. «Марийцы танцуют в такт с миром и вместе с ним наслаждаются гармонией вселенного естественным состоянием» - Александр Ямурзин.

Марийский бытовой танец «Кандра» входит в историю бытового музыкально - танцевального искусства как отдельное музыкально-танцевальное произведение среди множества танцев других народов. Он вдохновлял и вдохновляет многих простых марийцев, на одномоментно осмысленное творчество.

Первое знакомство с танцем, а оно может произойти только на больших праздниках, способно оказать колоссальное эмоциональное воздействие. Человек попадая в этот «хоровод» - верёвочки, глаза в глаза соприкасаясь с каждым танцующим, сам подпитывая своей энергией проходящих мимо него танцующих людей, невольно получает долю энергетики от каждого танцующего. Потрясение и шок, вызванные энергетикой танца, заставляют человека превращаться в ярого поклонника бытового марийского танца «кандра». Воздействие танца проявляется в удовлетворенности, в успокоенности, в умиротворенности.

Раскрывая, суть уникально сохранившегося до наших дней ритуального, бытового танца «кандра, необходимо отметить его способность вдохновлять танцующих, исключительную его экспрессию. Среди таких исключительных его характеристик нужно назвать, ту, что называют «музыкой мировоззрения». В данном случае мы его назовём «Танцем мировоззрения». Это танец, в котором сознательно выражен определенный взгляд на мир марийского народа, индивидуально выработанный и обоснованный.

Марийский бытовой танец «веревочка» это не балет. Так могут сказать некоторые. Это не оратория и не кантата, это не опера и не оперетта. Но мы можем сказать, что для марийского духа это может заменить и балет, и оперу и кантату. В танце «кандра» закрыт и заложен богатейший духовный мир марийца, его образный мир его картина мира.

По нашим наблюдениям наш танец в последнее время начал набирать силу, к дробным выстукиваниям «тбрдк» активно подключились женщины. Творческое присутствие наших женщин в дробных перестуках продвинуло танец, и он заиграл новыми более сильными красками. Раз идет развитие танца, раз он усложняется значит он пользуется спросом, значит он нужен народу. Отстаивая и восхваляя свой танец, восхваляя его художественность, поэтичность мы стараемся поднять его на поэтический уровень.





















  1. Взаимодействие башкирского и марийского танцевального творчества

Одним из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций. Народная хореография как одна из наименее исследованных областей фольклористики в наши дни требуют к себе особого внимания: необходимо сравнительное изучение народного плясового искусства, расширение зон охвата, создание единой системы записи танцев.

Танцевальная культура народов Башкортостана очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца.

При анализе танцевального фольклора следует понимать, что башкирский и марийский народ издревле связывало культурное родство. В совместной трудовой деятельности населения вырабатывались общие традиционные элементы культуры и быта. Единство хозяйственно-бытовых традиций немало не отразится на выработке общих элементов в организации и проведении обрядов и праздников. Очень похожи музыкальные наигрыши.

Сравнительное изучение музыки и танцев башкир и мари позволяет установить историческую общность их танцевальных и музыкальных культур. В основе хореографии этих народов лежит трудовая и социальная практика. Многие танцевальные элементы возникли из подражания трудовому процессу: как в мужских, так и в женских танцах отражен хозяйственный уклад. Марийцы славились производством мебели, веревок, канатов. У марийцев возник самобытный танец «Веревочка». Он распространился в Башкирию, где его танцуют проживающие там восточные марийцы. Исполняют танец «Веревочка» (Бау ишу) татары и башкиры.

Элементы многих женских танцев башкирского и марийского народов пластически изображают прядение, сучение, наматывание ниток, шитье, вышивание, ткание. В башкирском танце «Прядение» показывался процесс создания нити: обработка и теребление шерсти, прядение, сушение ниток; работа ткацкого станка. В марийском танце «На тереблении льна» имитируется процесс выработки льна, в танце «Женский труд» девушки показывали, как готовят для себя и семьи полотно для одежды, теребят коноплю, причесывают кудели, прядут нитки, ткут полотно, вышивают платья.

Все эти трудовые процессы марийцы и башкиры производили одинаковыми способами, поэтому женские руки в танцах несут одинаковую смысловую нагрузку и имеют одинаковую смысловую характеристику. В качестве примера приведем ряд движений, одинаковых в различных национальных танцах:

«наматывание ниток» - руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения «от себя»;

«прядение» - левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет волнообразные движения от кисти левой руки сверху вниз;

«полоскание» - руки опущении вниз, слегка выведены вперед, одновременно переводятся слева направо и наоборот.

Многие женские танцы изображают приготовление пищи. В танце «Бишбармак» девушка показывает как готовят национальное блюдо: сеют муку, месят тесто, очищают пальцы от него, катает, режет, переворачивает тесто и т.д. Танец построен на различных движениях рук.

В хореографической лексике народов нашего региона много движений, связанных с имитацией бега лошади, ритмических дробей, напоминающих цокот копыт о землю, много поз, отображающих повадки животных. Из подражания бегу коня, топоту, цокотанью его копыт возникли в глубокой древности и сохраняется до сих пор такие движения в танцах, как дробь (тыпырлац) у башкир, тыпырдау у татар (легкие подскоки, вытянутые руки - одна вперед в первую позицию, другая вверх, в третью позицию). В сочетании эти движения создают образ всадника на скачущей лошади. Общей чертой в танце народов Башкирии являются движения, изображающие действия воина. Героический марийский танец «Сыны Акпарса» - это память народа о своих сынах и дочерях, борцах за свободу, независимость и счастье. Другой воинственный марийский танец с саблями посвящен участию марийцев в восстании Е. Пугачева.

В башкирском танце «Северные амуры» повествуется об участии башкирских воинов и русского офицера в Отечественной войне 1812 года. Здесь встречаются движения, общие для башкирского и русского танцев: маршевый шаг, отдавание чести, удары пятками в знак готовности исполнить приказ. В других башкирских воинственных плясках используются такие элементы русского танца, как дроби с прыжками, «веревочки», «ковырялочки». Заимствованные движения видоизменялись в соответствии со сложившимися традициями башкирской хореографии и превращались в оригинальные народные танцевальные элементы. Сходство движений, изображающих воина в башкирских, марийских танцах проявляется в позировках, ракурсах, ритмических рисунках дробей.

Из всего многообразия общих явлений в танцах народов Республики Башкортостан следует выделить еще одно - это хороводы и пляски в сопровождении песни. В Башкирии исполнение хороводов и плясок в сопровождении песни называется «такмак». Ритм игры и пляски часто подчеркивается общим похлопыванием в ладоши. Иногда хороводы водят под музыкальное сопровождение гармониста. Припевы цементируют песню, повышают ее эмоциональное звучание, организуют ритм и темп плясок.

Марийская хореография также тесно связана с песенным искусством. Танцы в сопровождении песни бытуют как в Йошкар - Олинской, так и в восточной группе мари. Примером может служит танец «Двенадцать».

Варианты исполнения различны: исполнения песни, затем танец и вновь песня, либо песня исполняется во время танца, либо куплет песни чередуется с танцевальным проигрышем. Часто движениями танцоры изображают то, о чем поется в песне. Среди танцевальных песен особенно популярны те, в которых рассказывается о каком-либо случае с человеком. Обычно песня и танец называются именем этого человека.

Заключение


Таким образом, хореографическая культура народов Республики Башкортостан имеет много общих черт, являющихся результатом этнокультурного взаимодействия народов.

В результате изучения хореографической лексики башкирских и марийских танцев нами выявлены общие танцевальные аналоги:

-дробный ход;

-притопы;

-веревочка;

-простые дроби;

-галопы;

-шаг с полупальцев. 

Общность исторических судеб башкирского и марийского народов связанна с многовековой дружбой и взаимным сотрудничеством.

Так, изучая свой родной язык, культуру, духовное наследие этносов, мы устанавливаем живую и прочную связь, сохраняющую и сплачивающую этнос как уникальную общность и народы.

Наши наблюдения над бытованием традиционных плясок показали, что башкирский и марийский народы на протяжении многих веков создавали самобытное хореографическое искусство. Они передавались из поколения в поколение, благодаря чему до нас дошли подражательные трудовые, обрядовые, свадебные пляски.

При анализе танцевального фольклора следует понимать, что башкирский и марийский народ издревле связывало культурное родство. В совместной трудовой деятельности населения вырабатывались общие традиционные элементы культуры и быта. Единство хозяйственно-бытовых традиций отразилось на выработке общих элементов в организации и проведении обрядов и праздников, использовании схожих танцевальных движений.

Список использованной литературы

  1. Астафьев, Б.В. О народной музыке [текст] / Сост. И. Земцовский. А. Кунакбаева. - Л.: Музыка.1987. - 248 с.

  2. .Ахметжанова, Н.В. В мире башкирской музыке: Мб. Статей [текст] / Н.В. Ахметжанова. - Уфа: Изд. - во УГИИ, 1995. - 119 с.

  3. Азнагулов, Р.Г., Галлямов, А.А., Шагманов, Т.Г. Родной Башкортостан [текст] / 5 класс

  4. .Базарова, Н., Мэй, В. Азбука классического танца [текст] / Л.: 1993.

  5. Дмитриева Т.В. Школа марийского танца [текст] / Дмитриева Т.В. - Йошкар-Ола: Мин. культ., печати и по делам нац. РМЭ. Респ. центр народ. творчества, 2005. - с. 3.

  6. .Дмитриева, Т.В. Школа восточных мари [текст] / Йошкар-Ола: М. культ., печати и по делам национальностей РМЭ, Респ. центр народ. творчества, 2004.

  7. Новиков С.С. Восточные марийцы. Философия, история, люди [текст] \ Новиков С.С. - Йошкар - Ола: Китап, 2007. - 97 - 141 с.

  8. Новиков С.С. Йоча жапемын йомакше (Сказки моего детства) [текст] \ Новиков С.С. - Йошкар - Ола, 2006. - 72 с.

  9. .Ткаченко Т.С. Народный танец [текст] / М., 1954.

  10. .Халимов Р. Верны Гаскаровским традициям. - // Панорама Башкортостана. - 2009. - №5-С. 34-35

  11. .Чеботкин А.А. Марийские народные танцы [текст] / Чеботкин А.А. - Йошкар-Ола, 1975 - с. 3-4.









13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!