СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно- исследовательская работа по ОБЖ "Огонь - друг или враг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной темы: несмотря на то, что пожарной безопасности уделяется много внимания, люди часто становятся жертвами последствий неосторожного обращения с огнём.

Просмотр содержимого документа
«Научно- исследовательская работа по ОБЖ "Огонь - друг или враг"»

Муниципальный конкурс исследовательских работ «Территория талантов.

Первые шаги» для обучающихся 1-4 классов


МАОУ «Комсомольская СОШ»



Направление: ОБЖ




Огонь – друг или враг человеку





фамилия, имя, отчество участника (полностью)

Семенцов Артемий Евгеньевич

полное наименование образовательной организации (согласно Уставу)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

класс участника

3 а класс

фамилия, имя, отчество научного руководителя (полностью)

Трубинова Людмила Ивановна

место работы руководителя

МАОУ «Комсомольская СОШ»

должность руководителя

Учитель начальных классов






Кунгурский муниципальный округ, 2024

Содержание




Введение………………………………………………………………….……3 - 4

Глава 1. История появления огня

1.1. Огонь-друг ………………………………………………………..…………..5

1.2. Огонь враг…………………………………………………………………….5

1.3. Профессии, связанные с огнем………………………………………………5

Глава 2. Практическая часть

2.1. Исследование свойств огня………………………………………………..6-8

2.2. Применение свойств огня. Огонь - друг человека………………….......8-11

2.3. Анкетирование обучающихся 3 классов МАОУ «Комсомольская СОШ» по теме: «Пожарная безопасность»……………………………………...….11-12

2.4. Экскурсия в пожарную часть №143 города Кунгур……………….....12-13

Заключение………………………………….…………………………………..14

Список использованных источников и литературы………………………15

Приложения …………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 





Введение




Огонь – наш друг,

Огонь - наш враг?

Кем будет он нам в этот час,

Зависит лишь от нас…

В природе огонь встречается в разных явлениях, часто очень загадочных. Болотные огни, огни Святого Эльма на кораблях перед штормом, ужасающие огненные смерчи, не оставляющие на своем пути ничего живого, шаровые молнии. [4, С. 59]

Знают все - человек без огня

Не живёт ни единого дня.

При огне, как при солнце светло,

При огне и зимою тепло

Что же такое огонь? Какими необычными свойствами он обладает? Может ли человек приручить огонь? С учётом этого и была выбрана тема исследования, «Огонь друг или враг человека».

Актуальность выбранной темы: несмотря на то, что пожарной безопасности уделяется много внимания, люди часто становятся жертвами последствий неосторожного обращения с огнём.

Цель исследования: изучение свойств огня, как спутника жизни человека.

Гипотеза: мы предполагаем, что огонь в большей степени друг, чем враг, нужно, лишь, уметь правильно управлять им.

Объект исследования: огонь

Предмет исследования: свойства огня

Задачи исследования:

1. Изучить источники литературы по выбранной теме;

2. Провести опыты с целью изучения свойств огня;

3. Выявить значение огня для человека;

4. Изготовить буклет – памятку «Правила пожарной безопасности» для обучающихся начальной школы.

 Методы:

  1. Анализ;

  2. Систематизация;

  3. Обобщение.

Научная новизна: приобщение к практическим навыкам работы с огнем.

Экспериментальная база: классная комната 3 а класса, фойе МАОУ «Комсомольская СОШ» в здании начальной школы.

Время проведение: ноябрь-март.

Практическая значимость: создание буклета – памятки «Правила пожарной безопасности», выступление на уроках окружающего мира в начальных классах, приобретение знаний о профессиях: пожарного, журналиста, художника.














 Глава 1. История появления огня

    1. Огонь – друг




Об огне сложено много мифов и легенд. [5, С. 128] Может ли современный человек обойтись без огня? Без огня и без света от солнца жизнь на земле была бы попросту не возможна.

Огонь – символ мира. Люди склоняют головы перед Вечным огнем у памятников героев. Олимпийский огонь, который зажигали от лучей солнца в далекой Олимпии. В морозный январский день 2014 года Олимпийское Сочинское шествие прошло по улицам Кунгура. Наш город стал 100 в эстафете Олимпийского огня. Таким образом, можно утверждать, что огонь человеку друг. [5, С. 209]

    1. Огонь – враг

Сила у огня большая. Но если с этой силой обращаться неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Огонь — враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов.

Пожар – стихия, всем он страшен

И человеку, и зверью.

И чтобы избежать несчастья,

Ты воли не давай огню.

Следовательно, огонь — это страшный враг, опасный и жестокий. Не зря говорят люди «3 переезда не так страшны, как один пожар». [1, С. 37]

Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.  Классификация пожаров (Приложение 4)

    1. Профессии, связанные с огнем

Много профессий существует в мире, связанные с огнем. Эти люди профессионалы. Одна из составляющих их деятельности - огонь.

Глава 2. Практическая работа

    1. Исследование свойств огня




Задача практической работы: провести опыты для изучения свойств огня.

В первую очередь надо понять, что такое огонь? Это самое загадочное явление на нашей планете. Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Позже, когда человек обучился выращивать скот, в качестве топлива начали использовать высушенный навоз животных. Он применяется до настоящего времени — в пустынях, степях, проще говоря, везде, где нет или практически нет лесов. Еще спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь, торф, природный газ, нефтепродукты. Для горения (огня) необходимы следующие условия:

  • необходим кислород (или воздух);

  • должно быть топливо (то, что может гореть);

  • топливо должно достичь температуры горения.

При отсутствии одного из условий горения (огня) не будет. [2, С. 93]

Прежде чем приступить к исследованию, проводим инструктаж пожарной безопасности. Спички детям не игрушка! Не пытайтесь проводить опыты с огнем самостоятельно!

Опыт №1

Цель: исследовать свойства горения огня без кислорода.

Может ли огонь гореть без кислорода? Для проведения опыта мы взяли стакан и горящую свечу, которую накрыли стаканом. Увидели, что через некоторое время свеча потухла.



Вывод по результатам опыта:

  • в атмосферном воздухе есть кислород, который поддерживает горение свечи;

  • в результате горения кислород выжигается;

  • при горении кислород не исчезает бесследно, он образует углекислый газ;

  • при горении свечи выделяется немного воды, именно поэтому стакан запотел, когда свеча погасла.

Для горения (огня) необходимы следующие условия: необходим кислород (или воздух). (Приложение 1, фото 15, 16)

Это свойство огня люди научились применять в жизни:

  • Двигатель самолета; (Приложение 1, фото 8.)

  • Ракеты перевозят кислород в сжиженном виде, что обеспечивает работу двигателя в безвоздушном пространстве. (Приложение 1, фото 9.)

  • Хороший приток атмосферного воздуха к бытовым и промышленным печам обеспечивает их бесперебойную работу. (Приложение 1, фото 10.)

Опыт №2

Цель: исследовать свойства горения огня в воде.

Все мы знаем: огонь и вода – противоположные явления. Докажем обратное! Огонь может гореть даже под водой. В стакан с холодной водой поместил зажженную свечу. Увидел, что свеча не потухла, когда фитиль опустился ниже уровня воды. Вокруг фитиля образовалась воронка из парафина, в которую не заливалась вода. (Приложение 1, фото 17, 18)

Вывод: огонь способен гореть под водой, но недолгое время.

Применение свойства огня - эстафета олимпийского огня Сочи-2014. Дайвер не просто опустился с факелом под воду озера Байкал, но и совершил там передачу эстафеты. (Приложение 1, фото 11, 12.)

Опыт №3 «Кастрюля из бумаги»

Цель: кипячения воды в бумажной ёмкости.

Заварим чай бумажной кастрюле? Но ведь бумага загорится, и вода зальёт огонь?! Проверим? Я взял 2 опоры, на которые поместил картонный коробок из-под спичек. В него налил воды. Горящую свечу поместил под коробок и стал наблюдать. По истечении некоторого времени, вода стала нагреваться, пошли пузырьки. (Приложение 1, фото 19, 20)

Вывод по результатам опыта:

  • у каждого материала своя температура возгорания;

  • большая часть тепла от свечки попадает прямо через бумагу к воде и повышает её температуру;

  • вода достигает своей точки кипения. В тоже время бумага не может дойти до точки возгорания, отдавая тепло воде и охлаждаясь от воды.

В бумажной кастрюле можно вскипятить воду. Огонь боится воды. А значит, любой турист, оказавшись в походных условиях, сможет вскипятить воду при помощи подручных средств.

2.2. Применение свойств огня. Огонь - друг человека

Задача: выявить значение огня для человека.

Первые инструменты труда — это попытка людей адаптироваться к окружающей среде, добыть пропитание, защититься от разных хищников и стихий. Применение огня является первоначальной попыткой изменить окружающую среду, адаптировать ее к своим нуждам.

Огонь пускали в ход и в аграрном производстве. Научившись выращивать полезные растения, люди подготавливали ниву к засеву, испепеляя траву. Пепел костров стал первым удобрением, которым воспользовался в своих целях человек.

Работа паровых машин при помощи огня. Еще в 17 веке были описаны машины, использовавшие энергию тепла. Одна из них — шар «Эола», который вращается вокруг своей оси под действием выходящего из него пара. Это был прообраз паровых турбин. Вторая — привод дверей храма, которые открывались под действием огня, зажженного на алтаре. В этой сложной системе механизмов угадывается первый паровой насос. Позднее англичанин Уатт создал универсальную паровую машину, ее широко начали использовать на заводах, пароходах, поездах.

Первое огнестрельное оружие с применением пороха придумали китайцы в 6 веке. Оно было похоже на гранату и называлось Хо-пао. Применение его было простым: нужно поджечь этот шар и метнуть его. После появился «греческий огонь» - вид оружия, которое состояло из металлического сосуда, а в нем — порох и нефть. Еще позднее арабы изобрели глиняный горшок с порохом внутри. Он получил название «Железный гром». По мере развития появлялись все новые виды оружия: ружья, аркебузы, мушкеты. В настоящее время существует множество видов огнестрельного оружия, которые производят выстрел от возникшей частицы огня — искры.

Человек научился укреплять глиняную посуду в гончарных печах. Всем хорошо известны различные изделия из глины: посуда, статуэтки, украшения. Но изначально, в древние времена, все изделия из глины были очень ломкими. И тут на помощь опять пришел огонь — все глиняные изделия стали обжигать, и они становились прочными. Современное керамическое производство включает несколько этапов изготовления изделий из глины и завершающим этапом является обжиг в печи. Огонь в печах достигает температуры от 150° до 1000°, то есть во время такого процесса, под действием высоких температур, глина теряет влагу и становится прочной и влагоустойчивой.

Полезными свойствами огня научились пользоваться сталевары, электросварщики и люди других профессий. Много фильмов посвящено сталеваром — людям, которые обуздывают огненную стихию. Со стороны процесс сталеварения очень красив, особенно когда струя багрового расплавленного в огне металла падает в ковш с высоты. Она поднимает фейерверк искр и озаряет все вокруг. В этот момент особенно ощущается могущество человека над стихией огня.

Свойства огня нашли необычное применение в салонах красоты. Пирофорез – новая технология, направленная на восстановление и ускорение роста волос, придание им густоты, устранение секущихся кончиков и насыщение всеми питательными элементами. Пирофорез: лечения волос с помощью огня. Один из новых методов оздоровления волос — это лечение их огнём. Проще говоря, это обжигание волос и насыщение их протеинами и кератином. [3, С. 84 - 129]

Как красивы, тонки и необычны порой изделия из стекла. А ведь все это возможно изготовить тоже с помощью огня. А точнее, при помощи специальных горелок. Пламя стеклодувной горелки — основная рабочая область, в которой производят все работы по горячей обработке стекла. А еще стекло плавят в стекловаренной свечи. Близость к огню и раскаленному стеклу требует быть осторожным. Стекло становится «послушным» при температуре 1300°-2000°. Изделия из стекла разнообразны: начиная от елочных игрушек, стеклянной посуды и до различных лабораторных предметов и фармацевтических форм (ампулы).

Использование пламени в двигателях внутреннего сгорания остается жизненно важными и по сей день. Благодаря этому движутся автомобили, самолеты, космические корабли.

Знаете ли вы, что с помощью огня можно создавать картины? Что такое огненная живопись? В самом названии уже противоречие, как такое может быть? Однако канадский художник Стивен Спазук создает свои картины с помощью огня, используя различные инструменты, иголки, различные щеточки, он интуитивно создает образы из абстрактных фигур сажи от свечи. Он может сотворить шедевр из чего угодно, даже из пепла. Его уникальная техника состоит в подпаливании бумаги и рисовании на образовавшейся саже, в результате чего получаются совершенно изумительные чёрно-белые картины. Художник использует пламя свечи или факела, чтобы сделать чёрные подпалины на толстых листах бумаги. (Приложение 1, фото 2.)

Изучив технологию «Рисование огнем», мы попробовали создать свои картины при помощи рисования обыкновенной парафиновой свечой. Это оказалось очень интересно, но сложно. Не надо забывать о технике безопасности работы с огнем. Мы назвали свои рисунки: «Цветок», «Вулкан», «Жираф в клетке», «Слоник»

Вывод: мы подтвердили, что огонь - надёжный товарищ и помощник людей, дает тепло и свет, источник вдохновения и оптимизма, оружие.

    1. Анкетирование обучающихся 3 классов

МАОУ «Комсомольская СОШ» по теме: «Пожарная безопасность»

Задача анкетирования: изготовить буклет – памятку «Правила пожарной безопасности» для обучающихся начальной школы.

Пожарной безопасности в нашей школе уделяется много внимания, но по статистике часто люди становятся жертвами последствий неосторожного обращения с огнём.

Цель: выяснить наличия знаний у обучающихся 3 классов МАОУ «Комсомольская СОШ»:

- о причинах пожара;

- о мерах противопожарной безопасности;

- о правилах поведения во время пожара.

Вопросы анкетирования (Приложение 4, 2)

Вывод: были опрошены обучающиеся 3-х классов (54 человека) МАОУ «Комсомольская СОШ». Результаты опроса, отражены в диаграммах:

  1. Все знают, куда нужно звонить при пожаре.

(Приложение 3, диаграмма 1.)

  1. Правильно перечисляют главные причины возникновения пожара. (Приложение 3, диаграмма 2.)

  2. Имеют представления, чем можно затушить огонь. (Приложение 3, диаграмма 3.)

  3. Затрудняются ответить на вопросы связанные с возгоранием одежды. (Приложение 3, диаграмма 4.)

  4. Утешительные действия при пожаре в квартире. (Приложение 3, диаграмма 5.)

Наша задача помочь ребятам приобрести новые знания:

  • разработали буклет - памятку «Правила пожарной безопасности» для обучающихся начальной школы.

  • родители организовали экскурсию в пожарную часть №143 города Кунгур. (Приложение 1, фото 3, 4, 5, 6, 7.)

  • выступление с данным материалом перед ребятами нашего класса. (Приложение 1, фото 21, 22)

2.4. Экскурсия в пожарную часть №143 города Кунгур

В городе Кунгур 3 пожарные части и 1 пожарный поезд. Все они по первому тревожному звонку готовы прийти на помощь. Экскурсия в пожарную часть №143 оказалась очень интересной и познавательной. Начальник пожарного караула рассказал нам: (Приложение 1, фото 1.)

  • как вести себя во время пожара;

  • научил оказывать первую помощь при отравлении угарным газом;

  • познакомил с разными видами огнетушителей и научил ими пользоваться;

  • побывали в темной комнате и прошли учебную полосу препятствий;

  • получили данные о статистике пожаров в Пермском крае (Приложение 2, таблица 1) и Кунгурском районе (Приложение 2, таблица 2).

Из таблиц видно, что количество пожаров в целом по Пермскому краю и конкретно в Кунгурском округе контролируется и хочется верить, что в 2024 году эти цифры будут намного меньше. Основные причины пожаров несоблюдение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей, при эксплуатации электрооборудования.

Во время экскурсии я решил выступить в роли юного журналиста и взял интервью у начальника караула. Я задал интересующие меня вопросы:

  1. Почему вы стали пожарным?

  2. Считаете ли вы свою профессию востребованной в современном мире?

  3. Какие качества характера важны для пожарного?

  4. Что бы вы хотели сказать, обращаясь к жителям Кунгурского района?

Интервью записал, а получившийся материал отправил в школьную газету «Солнышко» для общего обозрения. Мы с ребятами надолго запомним это замечательное мероприятие, которое прошло с огромной пользой для нас.


















Заключение




Цель работы «изучение огня, как неотъемлемого спутника жизни человека» выполнена в полном объёме. Мы решили все поставленные задачи.

В ходе исследования добились положительных результатов в применение свойств огня. Можно утверждать, что гипотеза «огонь в большей степени друг, лишь надо уметь правильно управлять им» является истинной.

Провели анкетирование среди обучающихся 3-х классов МАОУ «Комсомольская СОШ». На основе результатов анкетирования разработали буклет – памятку «Правила пожарной безопасности», родители организовали экскурсию в пожарную часть города Кунгур №143.

Смело можно утверждать, что тема нашей исследовательской работы актуальна. Надеюсь, что мои одноклассники получили новые знания.

Огонь — друг ребят.
Но, когда с огнем шалят,
Становится — врагом.
И сжигает все кругом!

Считаю, что данный материал будет интересен учителям начальных классов, его можно использовать на уроках окружающего мира.


 

 






Список использованных источников и литературы




  1. Бодрухина С. А. Правила противопожарного режима в Российской Федерации в вопросах и ответах. Учебно-практическое пособие. – М.:2017. –С. 37.

  2. Брокгауза Т.И., Ефрона М. В. Пожары. Энциклопедический словарь – М.: 2008. – С. 236.

  3. Вишняцкий Л. Б. Неандертальцы: История несостоявшегося человечества. Приручённый огонь. – М.: ВЛАДОС. 2010.- С. 84 – 129.

  4. Гросс Н. С. С рассветом ясным новый день приходит. – М.: Феникс, 2010. – С. 59.

  5. Поршнев Б. Ф. Глава 7. Происхождение огня. О начале человеческой истории. — М.: ФЭРИ-В, 2006. – С. 128, 209.

  6. Петровский Н.А.Словарь терминов. – М.: 1998.

  7. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. [Электронный ресурс] http://lic10.nichost.ru/item/v-zhizni-cheloveka-ogon-igraet-isklyuchitelno-vazhnuyu-rol

  8. Огонь- друг или враг человека.  [Электронный ресурс] https://libtime.ru/byt/ogon-drug-i-vrag-cheloveka.html

 

 







Приложение 1


Фото 1. Пожарная часть №143

Фото 2. Художник Стивен Спазук

Фото 3. Пожарная часть №143 Фото 4. Пожарная часть №143


Фото 5. Пожарная часть №143

Фото 6. Пожарная часть №143

Фото 7. Пожарная часть №143

Фото 8. Самолет

Фото 9. Ракета

Фото 10. Доменная печь

Фото 11. Эстафета олимпийского огня Сочи-2014

Фото 12. Передача олимпийского огня


Фото 13. Анкетированиев 3 а классе


Фото 14. Анкетирование в 3 б классе

Фото 15. Горение свечи открыто Фото 16. Горение свечи под стаканом


Фото 17.Свеча в стакане с водой Фото 18. Свеча продолжает гореть

Фото 19. Спичечный коробок-кастрюля Фото 20. Вода закипает

Фото 21, 22 Выступление перед 3 а классом



Приложение 2.

Таблица 1. Статистика пожаров в Пермском крае

Дата

Количество пожаров

Количество жертв

Погибло

Травмировано

2022

2131

222

217

2023

2143

220

215

2024 начало

375

23

25

Всего

4649

465

457



Таблица 2. Статистика пожаров в Кунгурском районе

Дата

Количество пожаров

Количество жертв

Погибло

Травмировано

2022

22

10

6

2023

13

4

5

2024 начало

3

0

2

Всего

38

14

13











Приложение 3

Диаграмма 1. По какому номеру надо звонить при случае пожара?

Диаграмма 2. Назови причины возникновения пожара?

Диаграмма 3. Чем можно затушить огонь?

Диаграмма 4. Как поступишь, если на тебе загорелась одежда?

Диаграмма 5. В квартире начался пожар. Твои действия?











Приложение 4

1. Вопросы анкетирования

1.По какому номеру надо звонить при случае пожара?

2. Назови причины возникновения пожара?

3. Чем можно затушить огонь?

4. Как ты поступишь, если на тебе загорелась одежда?

а) побегу и постараюсь сорвать одежду;

б) упаду и буду кататься, сбивая пламя;

в) завернусь в одеяло или обмотаюсь плотной тканью.

5. В квартире начался пожар. Твои действия?

а) залезу под кровать или в шкаф;

б) позвоню по телефону 01;

в) буду тушить пожар;

г) покину помещение;

2. Классификация пожаров

Бытовые - главная причина возникновения – невнимательность человека. Лесные - лесной пожар – это неконтролируемое, стихийное распространение огня на лесной территории. Причины возникновения могут быть антропогенные и естественные. Но наиболее частая причина, по которой может возникнуть пожар в лесу – это молния. Размеры возгораний могут увеличиваться до такой степени, что их можно рассмотреть из космоса. Существуют низовые и верховые виды лесных пожаров.

Степные - в настоящее время эти виды пожаров доставляют людям немало проблем. А всё потому, что очень мало внимания уделяется разработке мероприятий по их предупреждению и борьбе с ними. Политика освоения залежных и целинных земель, практикуемая во второй половине 20 века, сгубила естественную степную растительность. 

Подземные - возникают при лесном пожаре или за счёт самовозгорания. Также может иметь место человеческий фактор на болоте с присутствием осушенного слоя торфа. Такие пожары характерны для тайги, лесотундры и тундры, где наблюдается высокое содержание торфяных залежей. Глубина проникновения огня составляет 3 метра и больше. Скорость распространения таких возгораний может доходить до нескольких сотен метров в сутки.

Техногенные - сюда относят пожары на АЭС, а также нефтяные, газовые и газонефтяные возгорания. В процессе эксплуатации скважины на земную поверхность могут вырваться и загореться фонтаны (напорные струи). Условно их делят на нефтяные, газовые, и газонефтяные. [2, С. 236] Очень важно понимать какого вида пожар, ведь с разными возгораниями разные методы тушения пожаров.

  1. Это интересно

В давние времена на пожаре люди были почти бессильны. Всё что они могли: таскать воду ведрами, бегать и кричать.  Таким способом сильно разгоревшийся огонь, полыхающий на большой высоте, потушить было невозможно. Невозможно даже преградить ему путь к другому, рядом стоящему дому. Люди поливали водой заборы и близлежащие деревянные постройки. Но ветер мог легко перебросить горящие искры на крышу соседних домов.  За короткое время шальной огонь мог спалить целый город — особенно, если он состоит из деревянных домов.

Первая профессиональная пожарная команда появляется в Петербурге при Петре Первом. И только через 150 лет пожарные команды появятся во всех крупных городах. Служба пожарных была очень тяжелой. Первые пожарные команды формировались из отставных солдат, потом эта служба стала приравниваться к военной. Служили в пожарных командах по 25 лет — как в армии. С тех пор прошло много лет. Многое изменилось и в жизни пожарных, и в технике тушения пожаров. В пожарных депо теперь нет лошадей, и пожарные команды отправляются на задание не на повозках, а на машинах. Пожарные машины снабжены лестницами, по которым пожарные могут добраться до самых высоких этажей зданий. Со временем менялись способы и средства тушения пожаров: воду сменила пена, а на смену лошади пришел пожарный автомобиль. Всё это помогает человеку успешно справляться со стихией огня. Организация, сплочённость, понимание, отвага, смелость, решительность – главные черты характера профессионального пожарного. Для пожарных придумали специальные защитные костюмы. Они обладают повышенной устойчивостью к высоким температурам. В нём устроены специальные складки, по которым стекает вода.

Эти костюмы снабжены специальными нашивками, светящимися в темноте. Пожарным часто приходится работать в задымленном помещении, с плохой видимостью. Эти нашивки служат дополнительным источником света, они помогают пожарным видеть друг друга.

Еще костюм пожарного предусматривает наличие кармана для рации.  Каска пожарного является обязательной частью экипировки. Современные средства экипировки пожарного облегчают труд пожарного и защищают его от опасных факторов пожара. (Приложение 1, фото 3, 4, 5.)



3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!