СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Семейные установки и семейные ценности молодежи, подростков 15-17 лет разных стран и народов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о семейнфх ценностях  подростков в раззных странах и у разных народов.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Семейные установки и семейные ценности молодежи, подростков 15-17 лет разных стран и народов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Сахзавод Бековского района Пензенской области



Муниципальный этап 

научно- практической конференции школьников «Старт в науку»



Исследовательская работа





Семейные установки и семейные ценности молодежи, подростков 15-17 лет разных стран и народов















Автор работы: Заболотняя Мария Викторовна,

ученица 7 класса МБОУ СОШ п. Сахзавод



Руководитель: Литкина Диана Сергеевна,

педагог-психолог МБОУ СОШ п. Сахзавод





Сахзавод, 2024



Оглавление

Введение........................................................................................................................3

Глава 1. Понятие семейные ценности, семейные установки и их влияние на молодое поколение.…………………………………………………………………..6

1.1.Что такое семейные ценности и их значение………………………………….6

1.2. Семейные установки как фактор, влияющий на формирование семейных ценностей у подростков. …………………………………………………………….9

1.3. Семейные установки в системе ценностей молодежи разных стран……….13

Глава 2. Практическое изучение вопроса семейных ценностей и установок современной молодежи, подростков 15-17 лет …………………………………..17

2.1.Подготовительная часть………………………………………………………………………………….17

2.2.Анализ практических данных………………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………….23

Приложения…..…………………………………………………………………..…24



























Введение

Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2024 год в стране Годом семьи.

Такое решение он принял, чтобы сохранить и защитить традиционные семейные ценности. Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей1.
Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи2.

Свои семейные традиции и особенности воспитания существуют в каждом государстве. «На самом деле семья — это то, что вы создаете. Ее укрепляют не количество голов, подсчитанных за обеденным столом, а ритуалы, которые вы помогаете создать членам семьи, общие воспоминания, забота и любовь, которые вы проявляете друг к другу, а также надежды на будущее»

© Мардж Кеннеди, герой «Симпсонов»

Множество исследований ученых показывают неопределенность и неустойчивость представлений подрастающего поколения о семье. На данный момент семья и наличие детей перестали быть социально-значимыми приоритетами в системе ценностей подростков, они утратили свое положение.

Эта тема актуальна в наше время. Молодежь – это надежда будущего. Л.Н. Толстой говорил: «В молодости все силы души направлены на будущее…» общества. Именно поэтому развитие молодежи, изменение особенностей ее самоопределения представляют для общества огромное значение. В

особенности важным является отношение молодежи к браку и семье.

Семья – залог здорового общества и крепкого государства. Поэтому социум должен быть заинтересован в подготовке молодого поколения к созданию семьи.

Целью данной работы является исследование семейных установок подростков разных стран и народов, выявление их сходства и различия, а также изучение отношения подростков к различным аспектам семейных отношений на примере школьников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме;

  2. Составить вопросы и провести анкетирование и тестирование среди учащихся;

  3. Провести беседы с представителями других стран и народов;

  4. Проанализировать полученные данные;

  5. Исследовать статистические данные;

  6. Сделать выводы.

Объектом исследования выступают семейные установки и семейные ценности.

Предметом исследования семейные ценности в понимании современной молодежи, подростков 15-17 лет, представителей разных стран и народов.

Гипотеза исследования – семейные ценности - основа нравственного воспитания молодого поколения в современном мире. Семейные установки и понимание семейных ценностей и основных элементов семьи у современных подростков разных стран и народов отличаются от представленных в научной литературе и друг от друга.

Практическая значимость данной работы заключается в изучении семейных ценностей молодого поколения и привлечение максимального внимания к данной социальной проблеме. Результаты исследования можно в будущем применить в беседах с родителями и детьми на совете профилактики, на классных часах.

Методы исследования: теоретический: сбор данных из литературы и интернет-источников, анализ данных. Эмпирический – беседы с представителями других стран и народов, тестирование по методике «Опросник Ш. Шварца», анкетирование, М. Рокич «Оцени себя».



Этапы работы над проектом.

Этап

Содержание

1.Подготовительный

Формулировка целей, задач, методов, содержание и конечного результата данной работы.

2.Организационный

Ознакомление с содержанием работы, определения и направление работы, определение примерных сроков для предоставления материала.

3. Осуществление деятельности

Работа по поиску информации, решению поставленных задач: найти теоретический материал по нашей теме. Составить вопросы и провести анкетирование среди учащихся. Провести тестирование подростков. Проанализировать полученные данные.

4. Оформление

Оформление работы согласно выбранной темы.

5. Защита проекта

Выступление на конкурсе научно-исследовательских работ «Старт в науку».



Структура работы.

Данная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической части), заключения и приложений.



Глава 1. Понятие семейные ценности, семейные установки и их влияние на молодое поколение.

1.1. Что такое семейные ценности и их значение.

Изменение семейных ценностей в нашем обществе и новые веяния, связанные с воспитанием детей, обуславливают необходимость осмысления понятий «семья» и «семейные ценности» для молодежи. В связи с тем, что образ семьи в представлении молодого поколения изменился, произошло ослабление воспитательной функции семьи – все это повлияло на семейные ценности, формирующиеся у подростков. А без них не может существовать семьи, ведь эти ценности являются базовыми компонентами социального развития.

Представления современной молодежи о семье сильно отличается от представлений в нормативно-правовых актах, а также в научных источниках.

Доктор экономических наук, профессор Оксана Викторовна Кучмаева подтверждает, что «предлагаемая в государственных документах модель традиционной семьи во много оторвана от современных реалий»3. Современные установки семьи отличаются от представленных в государственной семейной политике и научной литературе.

Обратимся к научным определениям понятий «семья» и «семейные ценности». Семья – общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства; она как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую значимую роль в жизни человека, в обеспечении духовного развития и первичной социализации4.

Семейное законодательство (ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ)) исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав. СК РФ не содержит определение семья. Однако ряд международно-правовых актов указывают на данное понятие. В ст. 16 Всеобщей декларации прав человека 1948 г сказано, что «семья является естественной и основной ячейкой общества и государства». В преамбуле Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г «семья рассматривается как основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей, которой должны быть предоставлены необходимая защита и содействие».5

Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Семья является одной из крупнейших ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет. В «Большом толковом словаре русского языка» семейные ценности определяются как «ценности, относящиеся к семье; связанные с жизнью в семье.6 Советский и российский социолог Н.И. Лапин в своем исследовании определяет семейные ценности как, «положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности людей, связанных узами супружества, родительства, родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями».7

С.П. Акутина выделяет несколько видов базовых семейных ценностей:

- абсолютные ценности (любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда, красота)

- видовые ценности (природные условия и ресурсы, труд, Родина, гражданственность, свобода и равенство, безопасность, правда, мир)

- культурно-национальные кровные ценности (кровное родство, материнство, отцовство, домашний очаг, здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды).8

Семейные ценности – это не только правила и порядки, сближающие родных людей, это еще и основа воспитания. Они играют серьезную роль в формировании человека как отдельной личности, становятся основой для построения и развития полноценных отношений, помогают укреплению семьи и общества в целом.

В наше время, когда нравственные и этические принципы размыты, семейные ценности значат многое. Ведь убеждения и ритуалы, которые передаются из поколения в поколение, определяют базовые для родни моменты. В кругу родных и близких учатся главным нравственным принципам, учатся быть терпимыми, заботиться о других, быть отзывчивыми и добрыми. То, что закладывают в детстве, остается с человеком на целую жизнь и влияет на отношения с другими людьми.



1.2. Семейные установки как фактор, влияющий на формирование семейных ценностей у подростков.

Каждый член семьи как личность имеет определенный духовный мир, и в результате общения между ними, в семье возникает своеобразная духовность семьи. В семье отношения между отцом и матерью определяют уровень человечности и нравственности супружеских отношений. Важно, чтобы в семье присутствовали и формировались такие духовные ценности, как взаимоуважение, доброта, сострадание, терпимость, уважение к старшим, почтение к младшим.

Основанием для семьи должна быть чистота и непорочность, взаимная любовь и верность. Это важный фактор воспитания в семье. Все в ребенке формируется изначально в семье. Процесс осуществляется через отцовский пример и материнскую любовь. Многовековые традиции семьи формируют у молодежи любовь к Родине, веру, ответственность, патриотизм, гуманизм, страсть к науке и трудолюбие.

Система ведущих жизненных ценностей складывается уже к подростковому возрасту, становясь более или менее устойчивой к периоду юности. В научной литературе выделяются основные группы ценностей, актуальные для подростков и юношей, среди них интеллектуально-образовательные, нравственные и культурные, политические и семейные ценности. Последние представляют, с нашей точки зрения, особый интерес, поскольку, учитывая интенсивность воздействия семьи на все сферы жизни ребенка, можно констатировать, что особенности системы семейного взаимодействия и отношение к ребенку в семье напрямую обуславливают развитие его семейных ценностей.

В семье на первом месте естественные факторы жизни, которые протекают стихийно, главенствующими является опыт и практика жизни, специфика которых обуславливается уровнем образованности, духовной культурой родителей, их социальными установками. Влияние семьи на становление личности подростка очень важно и обусловлено отношениями привязанности, которые, в свою очередь важны не только для будущего развития взаимоотношений, но и обеспечивают ощущение безопасности.

При этом, помимо стихийных естественных факторов социализации подростков в семье, которые заключаются в усвоении моделей родительского поведения и общении, позволяющем подростку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, родители становятся для своих детей источником приобретения жизненного опыта, в большей или меньшей степени создавая для этого определенные педагогические ситуации и обеспечивая возможность проявить в них себя. Не меньшее значение в личностном развитии имеет дисциплина и формирование поведения: поощряя или осуждая определенные типы поведения, родители влия­ют на поведение ребенка. И хотя в подростковом возрасте степень свободы и особенности ограничений меняются, совсем исключать свое участие в жизни подростка нельзя, так как «невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетвореннос­ти потребности в любви и привязанности»9.

Ценностные ориентации ребенка вырабатываются на основе ценностных ориентаций семьи, формируются у самого подростка в зависимости от отношений в семье, от воспитания, культуры семьи. Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися родовыми традициями.

Значимость семейных ценностей – формирование у ребенка понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении родных дети учатся доброте и великодушию, уважению и ответственности за свои поступки, любви и честности, правильности в выражении своих чувств. Родители должны помнить, что именно они представляют для ребенка пример взаимоотношений в семье. Все в человеке закладывается с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, родных людей. Именно родители становятся для ребенка моделью поведения и отношения к окружающим. Именно в семейных традициях рождаются воспоминания, которые ребенок пронесет через всю жизнь, и будет обязательно приумножать их со своими будущими детьми. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания

семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Роль семейных традиций в жизни детей:

1 Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день – праздник";

2 Дети гордятся своей семьёй;

3 Ребенок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято;

4 Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение;

5 Традиция повторяется всегда, ведь она – традиция.

Очень сложно вырабатывать семейную традиции, когда дети стали взрослыми и у них уже сформировалось отношение к семье. Не потому что им не интересны традиции или они думают по-другому, а потому что у них скалывается мышление о том, что в принципе можно и без всех этих традиций и ценностей жить в современном мире. Совсем другое дело, когда родители показывают ребенку мир во всей его красоте, окружают его любовью и формируют стойкую жизненную позицию в течение всей жизни.

Дети воспринимают мир так, как делают это их родители. Именно от них зависит то, какое впоследствии отношение будет иметь ребенок к себе, окружающим и жизни в целом. Родители оказывают ключевое влияние и значимость в сохранении семенных ценностей и традиций. В процессе передачи ребенку их, происходит некоторый процесс воспитания, в которой у ребенка вырабатываются такие черты как ответственность, доброта, понимание, любовь к родным, взаимопомощь и тд.

Ряд исследователей утверждают, что подростковый возраст является критическим периодом для формирования семейных ценностей. Критичность периода связана с появляющимися особенностями возрастного развития: повышенная чувствительность к воздействиям внешней среды, готовность к усвоению новых форм поведения и знаний, потребность в понимании самого себя. 10

Для ребенка отношения родителей являются ценным ресурсом знаний об устройстве семьи и ее функционировании. Родительские семейные установки играют важную роль в механизмах семейной системы, они позволяют ребенку сознательно или бессознательно формировать представления о свое собственном жизненном пути, о нормах приемлемого поведения. Дети зачастую выбирают модель поведения, строят модель своей семьи похожую или отличную от модели семьи, в которой родились и находились.

В каждой стране и народности имеются свои семейные ценности и модели поведения, свои семейные установки. Давайте рассмотрим традиционные семейные ценности разных стран и народов.



1.3. Семейные установки в системе ценностей молодежи разных стран

Исследования ученых показывают, что на данный момент семья и наличие детей перестали быть социально значимыми приоритетами в системе ценностей современной молодежи, они значительно утратили свою позицию. Современная молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса в обществе. Семья планируется после создания успешной карьеры и выполнения поставленных целей.

В современном мире жизненные приоритеты кардинально изменились, в том числе и семейные ценности. Очевидно, что семья приспосабливается к новым условиям и происходит процесс обострения противоречия между семейными и другими различными ценностями. В современном мире у молодежи с самого раннего детства есть определенные задачи, которые необходимы для полноценного существования, как личности и уважаемого человека, такие как общее образование, высшее образование, работа. Именно поэтому молодое поколение больше склонно стремиться к личной самореализации, построению карьеры, воспринимая это как более важные ценности для своего будущего.11

В рамках изучения темы приведем некоторые особенности семейных ценностей в разных странах и у разных народов.

Семья для каждого человека играет роль, как в воспитании, так и в формировании личности. Именно в семье закладываются такие качества в человеке, как любовь, доброта, честность, здоровье, нормы и правила поведения. В любой национальности есть свои традиции и обычаи в создании семьи и в воспитании детей.
Для семей Русских было характерно сохранение традиций. Русская семья традиционно состояла из семейных пар, находившихся в прямом и боковом родстве. Если говорить о семейных отношениях в России, важно иметь в виду, что в нашей стране множество народов и традиций. Несмотря на технологические возможности современного мира, у нас позиционируются традиционные ценности. А именно - традиционная семья, мужчина - глава семьи, заключение браков исключительно по любви и авторитет родителей для детей. Помощь детям может продолжаться до самой старости родителей, а с внуками бабушки-дедушки нянчатся с огромным удовольствием. Конечно, представление о семейных ценностях могут разниться в зависимости от особенностей того или иного региона страны. Современная модель семьи достаточно вариативна. Она может объединять супругов с детьми, находящихся как в зарегистрированном или незарегистрированном браке; бездетных партнеров, также людей, не вступающих в брак и ведущих общее хозяйство
С одной стороны, во многом сохраняется традиционный (патриархальный) брак, при наличии всех его признаков. С другой стороны же, признается достаточно популярным вариант эгалитарной семьи (семья, в которой оба супруга занимают равноправное положение), представляющий отход от традиционного начала в семье в сторону индивидуально-личностного.12

Структуры семей в западной и восточной культурах можно рассматривать как противоположные. Так, можно сказать, что восточная семья идентична архетипической т. е. древней. Восточную семью можно рассматривать как вариант гарема, так и семьи, которая существует в коллективистских обществах, в которых под обществом понимается одна большая «семья» с общим Отцом-монархом, императором, который «от Бога». Здесь, пожалуй, основной функцией семьи является рождение детей. В коллективисткой культуре воспитание, закладывание основ этики, мировоззрения задается коллективным общежитием. Дети здесь скорее являются реализацией всего общества, а не только отца и матери. А общество диктует детям заботу о родителях и специфику близости (в традиционном Китае более ценны отношения отец-сын, а в традиционной Индии наиболее ценными считаются отношения между матерью и сыном).

Отношения в восточных семьях до сих пор имеют патриархальный характер, потому что для них это является настолько глубокими корнями, что это даже закреплено в языке.

Западная модель воспитания основана на родителях, как властных людях, которые говорят, как правильно делать. Иногда воспитание сводится к тому, что родители нанимают няню для ребенка или отдают его в детский сад. Для западных стран характерны два отношения к воспитанию ребенка: либо нацеливают ребенка только на успех, прикладывая при этом титанические усилия, либо пускают все на самотек, и ребенок с детства включается в конкурентную борьбу за выживание в сложных условиях западного общества. Такое воспитание ведет к формированию личности с неустойчивостью к жизненным трудностям, с быстро истощаемой нервной системой. Такие типы воспитания формируют такие черты характера, как завистливость, честолюбие, подозрительность, скрытость и недоверчивость, чрезмерная осторожность, благоразумие и практичность. Родители нацеливают ребенка на то, что он должен получать только отличные оценки, причем по всем предметам. В любой деятельности стоит установка на успех — стать лучше других, добиться выдающихся результатов.

Воспитание детей на западе способствует тому, что дети в достаточно раннем возрасте выходят из семьи (в 16–17 лет ребенок уже может жить отдельно от родителей) и не получают от родителей никакой поддержки, в свою очередь дети как правило не поддерживают родителей, и поэтому между детьми и родителями выстраиваются деловые отношения. Выходя из родительской семьи, дети перестают прислушиваться к мнению родителей, так как считают себя достаточно компетентными для того, чтобы решать свои проблемы самостоятельно.

Восточная система представляет собой полную противоположность западной. К родителям дети относятся с благоговейным трепетом, и система обязывает их слушаться престарелых родителей даже в зрелом возрасте. Главой семьи остается отец пока он может им оставаться, а если же он заболевает, то остается на иждивении у детей. Две главных добродетели, которые должны быть у восточного ребенка — это послушание и уважение.13
В исламской культуре традиционно создание семьи является необходимым действием. Женатый мужчина обременен заботой о семье и не тратит время на пустые занятия, тем более на пагубные привычки и запретные действия. Прочные семейные отношения являются закономерностью. Мусульманская женщина пользуется огромным уважением.14
Мусульманам предписано строить семью на основе взаимного согласия и любви. Мусульманский брак – это договор между мужчиной и женщиной, согласно которому они начинают совместную жизнь, проявляя по отношению друг к другу взаимную любовь, доверие, содействие, понимание. Семья для человека должна быть источником радости, спокойствия, наслаждения жизнью.
Самая главная радость в жизни мусульманина – это его праведная жена. Она хранит семейный очаг, заботится о своем муже и детях. В обществе жены мусульманин находит покой и утешение, он всецело полагается на нее, когда его настигают беды, несчастья, усталость. В исламе женщина вправе сама выбирать себе мужа. Никто не может принудить ее выйти замуж за человека, который ей не нравится. Но это не значит, что мусульманка не должна слушать советы родителей, которые накопили богатый жизненный опыт.
В мусульманской семье, где соблюдаются предписания ислама, супруги осознают ту ответственность, которая возложена на них в деле воспитания детей. Дети могут стать источником радости для родителей, но могут стать и источником бед и несчастий не только для семьи, но и для общества. Дети, в свою очередь, должны почитать своих родителей.
Таким образом, можно сказать, что традиционные семейные ценности в разных странах разнообразны, у каждого есть своя отличительная черта в воспитании. Но современные реалии диктуют всем новые условия, новые ценности и представления современной молодежи о семье иногда сильно разнятся с общепринятыми и традиционными для каждой страны и народа. В практической части нашего исследования мы рассмотрим несколько примеров современного взгляда подростков и молодых людей на семью, семейные ценности и рассмотрим, каковы установки родителей в наше время.




Глава 2. Практическое изучение вопроса семейных ценностей и установок современной молодежи, подростков 15-17 лет



2.1 Подготовительная часть

Анализ семейных ценностей в разных странах позволил выявить следующие критерии различий: отношение к старшим, поддержание родственных связей, отношение к разводам и к гражданским бракам, возраст вступления в брак, распределение ролей в семье, количество детей в семье, степень их самостоятельности.

Для изучения семейных установок и семейных ценностей современной молодежи, подростков 15-17 лет, мы использовали следующие методы и методики:

1. Опрос представителей разных стран и народов

2. Анализ информации на форумах в сети Интернет.

3. Беседа

4. Анкетирование (Приложение 1)

5. МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)» (Приложение 2)

В беседе и опросе участвовали граждане Америки Жаринова Наталья и ее сын Евгений; гражданин Индии Акаш Мунгал.

При анализе информации на форумах мы остановились на блоге жительницы Германии под ником Гульсин. Ее блог называется «Жизнь в Германии».

В беседе, анкетировании и тестировании принимали участие подростки, обучающиеся 9 и 11 классов школы с. Ножай-Юрт Чеченской Республики (10 и 15 человек), подростки школы п. Сахзавод (18 и 4 человека)



2.2. Анализ практических данных

Гражданка Америки рассказала о семейных ценностях американцев следующее:

«Семьи обычно создают после 35 лет, а детей в 36-38. Во многом это связано с тем, что в США дольше получают образование, оно дорогостоящее, то есть потом молодым людям еще нужно выплатить студенческий займ и построить карьеру (12 лет школы, 2 года колледжа, 2-3 года университета, 2 года магистратуры)

Будущие мамы используют эпидуральную анестезию при родах в 70 % случаев. Связано это с тем, что у молодых мам в США нет столько времени на восстановление, как в России. Уже через неделю другую женщины, родившие ребенка, возвращаются к работе. Папы наравне с мамой участвуют в воспитании, папы должны самостоятельно уметь обращаться с малышом – пеленать, купать, кормить и т.д. Часто папа берет несколько недель декретного отпуска (6 недель), потом мама (6 недель).

Государственной системы дошкольных учреждений в Америке нет. Малыша отдают или в частный садик (что очень дорого) или берут сиделку. В возрасте 5 лет малышей отдают в подготовительные классы. Бабушки и дедушки не принимают активного участия в воспитании внуков.

С самого раннего возраста в детях воспитывают самостоятельность, чувство независимости. Американские родители не считают, что их жизнь должна 24/7 вращаться вокруг ребенка. Что касается наказаний – никакого физического насилия: ни ремнем, ни даже ладонью по попе. За этим бдительно следят школа, органы опеки и даже соседи. Детям стараются вложить мысль, что нет ничего невозможного, учат не бояться конкуренции. Результатом такого воспитания становится то, что к моменту поступления в колледж дети, как правило, готовы полностью сепарироваться от родителей, они переезжают подальше от родителей, начинают самостоятельную жизнь». Сыну Натальи уже 33 года, но он еще не женат и даже не задумывается о семье. Окончив колледж, находится в постоянном поиске работы, которую не так просто найти. Помощь родителей не принимает, родители не могут оказать никакого влияния. Когда ему было 17 лет, он уехал от родителей в колледж в другом штате. (Приложение 3)

Гражданин Индии, Акаш Мунгал, учитель математики, рассказал нам следующее о семейных установках и ценностях молодежи и подростков в Индии:

«Пока не вырастут, дети живут с родителями и даже потом зачастую живут вместе, так как предпочтение отдается совместному проживанию старшего и последующих поколений. Они хорошо заботятся о своей семье. Дети лучше воспитываются в совместной семье. Решение о браке принимается родителями, но по предпочтениям детей. Уровень разводов очень низкий. Подростки не пытаются идти против воли родителей, но родители опираются на склонности и интересы детей как в выборе образования, так и в выборе будущего супруга». (Приложение 4)

На форуме в сети интернет мы обратили внимание на запись жительницы Германии, где она рассказывает о семье в Германии:

«Молодые люди в Германии уже давно не испытывают общественного давления, которое гласит, что надо создавать семью. Немцы женятся с каждым годом все позже, детей планируют лишь после 35 лет. Дети не задерживаются жить с родителями. Родители не обеспечивают детей финансово, как только они уезжают учиться. Статистика утверждает, что девочки охотнее покидают родительское гнездо, нежели мальчишки» (Приложение 5)

Чтобы конкретнее остановиться на подростках 15-17 лет и их мнении о семье и семейных ценностях, а также проследить различия, мы провели анкетирование среди обучающихся 9-11 классов нашей школы МБОУ СОШ п. Сахзавод и обучающихся 9 и 11 классов школы в с. Ножай-Юрт Чеченской Республики.

Для начала возьмем результаты анкетирования обучающихся МБОУ СОШ п. Сахзавод.

По мнению обучающихся, семья крепкая, это главное в жизни, дружная, заботливая.

Учащиеся согласились со следующими суждениями:

Каждый человек рано или поздно создает семью 50%

Без семьи человеку нельзя 41%

Людям не обязательно создавать семью 11%

Затрудняюсь ответить 6%

Наиболее важные семейные ценности, по мнению обучающихся:

Домашний очаг и бытовой комфорт 100%

Эмоциональный комфорт 71%

Экономическая стабильность 65%

Материнство, отцовство, забота о детях 60%

Общение с родственниками, семейные традиции 47%

Мотивами вступления в брак, по мнению обучающихся являются:

- любовь 82%

- совместное времяпрепровождение 41%

- эмоциональная поддержка 41%

- продолжение рода 50%

Самая приемлемая форма брака, по мнению ребят:

- зарегистрированный брак 64 %

- наличие детей в браке 53%

- брак без детей (child free) 17%

Возраст, когда стоит заводить семью у ребят в основном 25+, 27+

76 % опрошенных считают, что модель и поведение семьи влияет на выбор ребенком модели своей будущей семьи. 59 % опрошенных хотели бы, чтобы их будущая семья была похожа на семью, в которой они родились и проживают.

Что касается системы ценностей в общем, то на 1 месте у большинства опрошенных любовь и здоровье, чуть ниже в системе ценностей развитие и наличие хороших друзей, потом развлечения и счастливая семейная жизнь.

По мнению обучающихся из с. Ножай-Юрт Чеченской Республики согласились со следующими суждениями о семье:

- Без семьи человеку нельзя 60%

- Каждый человек рано или поздно создает семью 40%

Для них важны следующие семейные ценности:

- Общение с родственниками, семейные традиции 100%

- Материнство, отцовство, забота о детях 91%

- Домашний очаг и бытовой комфорт 83%

- Уважение к старшим 67%

- Экономическая стабильность 61%

Мотивами вступления в брак, по мнению обучающихся, являются:

- продолжение рода 89%

- укрепление родственных связей 74%

- материальная обеспеченность 69%

Самая приемлемая форма брака, по мнению ребят:

- религиозный брак 100%

- наличие детей в браке 100%

Возраст, когда стоит заводить семью, у ребят в основном 18+

Что касается системы ценностей в общем, то на 1 месте у большинства опрошенных здоровье и семейная жизнь, чуть ниже в системе ценностей материальная обеспеченность и наличие хороших друзей, потом общественное призвание.

84 % опрошенных считают, что модель и поведение семьи влияет на выбор ребенком модели своей будущей семьи. 65 % опрошенных хотели бы, чтобы их будущая семья была похожа на семью, в которой они родились и проживают.

Проанализировав данные, можем сказать, что, как и раньше, есть определенные отличия системы ценностей западных семей и восточных. Менталитет народов накладывает свой отпечаток на семейные установки родителей. У представителей восточных, кавказских народов все еще в приоритете семейные отношения, привязанности, уважение к старшим и традициям. Подростки стран запада ставят развитие и самореализацию немного выше, чем будущую семейную жизнь и родственные связи.





Заключение

Сравнив отношение к семье и семейным ценностям у молодежи разных стран и народов и, сравнив традиционные представления с современными реалиями, можем сказать, что отношение к семье везде различно, а также претерпело изменения в связи с глобальным развитием общества. Отношение к семье зависит и от того, в какой семье вырос ребенок. Но все же, счастливая семейная жизнь в иерархии всей системы ценностей подростков не ушла на последнее место. При этом нельзя не учитывать и ту воспитательную работу, которую проводит государство по пропаганде семьи, семейных отношений. Оценив мнение обучающихся, принявших участие в анкетном опросе о разных гранях семейных отношений, можно предположить, что подобная работа может повлиять на повышение значимости семейных ценностей в иерархии ценностей молодежи.































Приложение 1

Анкета

«Семейные ценности»



1. Семья – это (что?) ___________________________________________

2. Семья – она (какая?) ________________________________________

3. С каким из следующих суждений о семье вы бы скорее согласились? (один вариант)

3.1. Без семьи человеку нельзя

3.2. Каждый человек рано или поздно создает семью

3.3. Людям не обязательно создавать семью.

3.4. Семья не нужна, лучше жить одному

3.5. Затрудняюсь ответить.

4. Какие семейные ценности по-вашему наиболее важны? (оцените значимость по 5-ти бальной шкале)

4.1. проявление любви к супруге

4.2. семейное единство

4.3. домашний очаг и бытовой комфорт

4.4. общение с родственниками, семейные традиции

4.5. эмоциональный комфорт

4.6. материнство, отцовство, любовь к детям

4.7. здоровый образ жизни

4.8. уважение к старшим

4.9. экономическая стабильность

5. Каковы по-вашему ведущие мотивы вступления в брак? (не более 3х вариантов)

5.1. любовь

5.2. самореализация

5.3. обустройство быта

5.4. укрепление родственных связей

5.5. эмоциональная поддержка

5.6. продолжение рода

5.7. совместное времяпрепровождение

5.8. передача жизненного опыта

5.9. материальная обеспеченность

6. Кто, по вашему мнению, должен быть главой семьи?

1. Мужчина. 2. Женщина. 3. Я за равноправие

7. Какая форма брака, по вашему мнению, самая приемлемая? (2 варианта)

7.1. Зарегистрированный брак

7.2. Сожительство

7.3. Брак без детей (Child free)

7.4. Брак с детьми

8. Считаете ли вы, что модель и поведение семьи влияет на выбор ребенком модели своей будущей семьи? ______________

9. Хотели ли бы вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на вашу, в которой вы родились и проживаете? __________________

10. В каком возрасте, по-вашему, стоит заводить семью? _________________



































Приложение 2

Методика ценностных ориентаций Рокича



Процедура проведения

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Терминальные ценности

ранг

Инструментальные ценности

ранг

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

 

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

 

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

 

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

 

Здоровье (физическое и психическое)

 

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

 

Интересная работа

 

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

 

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

 

Исполнительность (дисциплинированность)

 

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

 

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

 

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

 

Непримиримость к недостаткам в себе и других

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

 

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

 

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

 

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

 

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

 

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

 

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

 

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

 

Смелость в отстаивании своего мнения

 

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

 

Чуткость (заботливость)

 

Счастливая семейная жизнь

 

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

 

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

 

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

 

Творчество (возможность заниматься творчеством)

 

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

 

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

 

Честность (правдивость, искренность)

 

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

 

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

 

 



























Приложение 3



Переписка с жительницей Америки Натальей Жариновой























Приложение 4

Переписка с жителем Индии

























Приложение 5

Выдержка из блога жительницы Германии Гульсин













Приложение 6

Проведение анкетирования среди обучающихся 9-11 классов







Приложение 7



Примеры анкет







1 Аникашина, К. А. Формирование семейных ценностей в молодежной среде: КУЗНИЦА — мастерская семейных ценностей / К. А. Аникашина, Ю. А. Распопова, К. Д. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 11-13.

2Аникашина, К. А. Формирование семейных ценностей в молодежной среде: КУЗНИЦА — мастерская семейных ценностей / К. А. Аникашина, Ю. А. Распопова, К. Д. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 11-13.

3 Селезнева Е.А. Анализ понятия семья и семейные ценности// Проблемы современного образования. 2021. №5. С. 270-280.

4 Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей, семьи: учебное пособие для нач. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. 272 с.

5 Филиппов С.А. Понятие «семья» по Российскому законодательству//20 лет Семейного кодекса РФ.- Вестник Саратовской государственной юридической академии. №3 с.102-110

6 Большой толковый словарь русского языка/ Сост. и гл. редактор С.А.Кузнецов. Спб.: Норинт, 1998, 1536 с.

7 Мжельская Е.В. Современные подходы к сущности понятия «семейные ценности»/Самарский научный вестник. 2013. №4(5).

8 Мжельская Е.В. Современные подходы к сущности понятия «семейные ценности»/Самарский научный вестник. 2013. №4(5).

9 Земска М. Семья и личность. - М.: изд. Прогресс, 2009. - 133 с.

10 Шабаева А.В. Взаимосвязь родительских установок с самоотношением подростков// Психолог. – 2019. - №4

11 Войтова С.В. Семейные установки в системе ценностей молодежи разных стран. 11 Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Россия молодая».

12 Захарова, Е. А. Особенности семейных отношений в различных национальных культурах / Е. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77).


13 Баянова, Е. В. Структура семьи в западной и восточной культурах / Е. В. Баянова, Е. В. Кузеванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113).

14 Сатаева А.Х. Особенности традиционных отношений в мусульманской семье: ислам и современное общество. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-traditsionnyh-otnosheniy-v-musulmanskoy-semie-islam-i-sovremennoe-obschestvo/viewer


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!