Министерство образования и науки Республики Бурятия
Закаменский район
МАОУ “СОШ ? 5 г. Закаменск”
Районная научно-практическая конференция
«Первые шаги»
Секция: «Экология»
Тема: «Роль завтрака в дневном рационе школьника»
Автор работы: Анулеева Дарья Ивановна, ученица 3 «Д» класса
МАОУ «СОШ ? 5 г. Закаменск»,
Закаменский район
Телефон: 89024529726
Руководитель: Попова Екатерина Игорьевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ ? 5 г. Закаменск»,
Закаменский район
Телефон: 89516214890
г. Закаменск
2020 год
Оглавление
Введение............................................................................................ с 3
Глава 1. Теоретическая часть
1. 1. Что такое завтрак? …............................................................. с 4
1. 2. Значение завтрака для развития детей …............................ с 5
1. 3. Каким должен быть полноценный завтрак? …................... с 6
Глава 2. Практическая часть
2. 1. Сбор информации по теме: «Завтрак и его значение в жизни детей» …................................................................................................................. с 7
2. 2. Анкетирование учащихся 3 «Д» класса …........................... с 9
2. 3. Интервьюирование заведующей школьной столовой Кузнецовой Марии Борисовны …......................................................................................................... с 10
2. 4. Как устранить выявленные проблемы? …............................. с 11
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Меня зовут Анулеева Даша, я учусь в 3 «Д» классе в первую смену. Моё утро, как и у многих людей начинается с завтрака. Хотя я часто отказываюсь от этого приёма пищи, мама настаивает на своём, что завтрак необходим. О важности завтрака также говорит моя учительница, когда мы приходим в школьную столовую. поэтому я решила провести исследование на тему: “Роль завтрака в рационе детей”.
Цель исследования – выяснить значение завтрака для детей.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
- узнать, что такое завтрак и каким он должен быть;
- провести опрос для того, чтобы узнать, завтракают ли дома ученики нашего класса;
проанализировать меню в школьной столовой и узнать как его составляют.
Объект исследования: завтрак.
Предмет исследования: значение завтрака в жизни детей.
Актуальность исследования: изучая данный вопрос, я выяснила, что питание детей стало серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, быстрее утомляются и к окончанию средней школы имеют много заболеваний. Об этом свидетельствуют периодические медосмотры.
Гипотезы исследования: предположим, что правильный завтрак важен для здоровья, хорошего самочувствия и успеваемости детей.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу я использовала следующие методы исследования:
- сбор информации из книг, энциклопедий и ресурсов из Интернета,
- наблюдение;
- анкетирование учащихся;
-беседа с заведующей школьной столовой;
-интервьюирование;
В последние годы, согласно данным Российской Академии Медицинских Наук было установлено, что ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей по сравнению с их сверстниками ХХ века связано с конкретными и четко выявленными причинами. В комплексе с увеличением объема образовательных нагрузок, интенсификацией процесса обучения, и более выраженного утомления школьников на образовательные нагрузки является нарушение питания детей. В ходе данных исследований были выявлены факторы, обладающие здоровьесберегающим и здоровье-разрушающим потенциалом для детей школьного и дошкольного возраста. Неполноценное горячее питание детей было отмечено как основной и самый мощный здоровье - разрушающий фактор.
Неполное и неправильное питание снижает функциональные резервы организма, способствует высокому эмоциональному напряжению, распространенности появления вредных привычек.
Глава 1. Теоретическая часть
1. 1. Что такое завтрак?
«Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу»,- гласит известная пословица.
Завтрак – первый приём пищи, утренняя еда. Учёные пришли к выводу о том, что дети, получающие полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учёбе, у них реже встречаются угнетённые состояния, приступы беспокойства и гиперактивность. Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга».
Учащийся должен быть здоровым, крепким и развитым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает одно из первых мест. Оно должно быть полноценным и правильно организованным. Важную роль в решение этого вопроса занимает завтрак. Это я узнала на уроках окружающего мира. Готовясь к урокам, я нашла очень интересный материал.
1. 2. Значение завтрака для развития детей
«Рациональное питание любого человека предполагает баланс количества, качества и своевременности, то есть продукты, которые мы употребляем в пищу, должны полно и своевременно обеспечивать организм необходимыми аминокислотами и микроэлементами для его нормальной жизнедеятельности. Для ребёнка это особенно важно».
«Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с различными заболеваниями». Об этом свидетельствуют периодические медосмотры.
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков -- одна из главных задач государства и общества. Эта актуальная тема привлекает все большее внимание правительства нашей страны. Если ответственность за здоровье ребенка до семилетнего возраста лежит, в основном, на его родителях, то на момент поступления в школу за ребенка отвечают и педагоги, и работники школьных столовых.
Сегодня большинство школьников не получают в полном объеме необходимое количество питательных веществ. Дефицит белков, витаминов и минеральных веществ отрицательно сказывается на их физическом и умственном развитии. В результате многие учащиеся к окончанию школы имеют различные заболевания: избыточную массу тела, проблемы с желудочно-кишечным трактом, не способность переносить физическую нагрузку, соответствующую их возрасту.
Эта проблема волнует и беспокоит - всех: родителей, работников здравоохранения, образования, сферы общественного питания, производителей. Только совместными усилиями мы сможем сделать шаги к улучшению питания, а значит, и здоровья наших детей.
1. 3. Каким должен быть полноценный завтрак?
Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.
1. Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. Больше пользы и витаминов в недавно собранных фруктах. Такие есть даже зимой! Это цитрусовые , гранаты.
2. Зерновые продукты. В них есть витамины А и D, железо. Кроме того, в зерновых содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
3. Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.
Итак, фрукты, каша и молочные продукты – основа детского завтрака.
Также установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания работы мозга – глюкоза. Поэтому в рационе активно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки.
Витамин В 6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке.
Глава 2. Практическая часть
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, я провела работу, которая состояла из следующих этапов:
сбор информации из книг, энциклопедий, Интернет сети по теме: «Завтрак и его значение в жизни детей»;
анкетирование одноклассников с целью уточнения информации о том, кто из детей завтракает дома, а кто не завтракает;
наблюдение за одноклассниками: за их поведением, настроением и успеваемостью;
анализ данных, полученных при анкетировании и наблюдении для того, чтобы выявить взаимосвязь успеваемости, настроения и поведения детей от того, завтракают они или нет;
5. беседа с заведующей школьной столовой Кузнецовой Марией Борисовной для того, чтобы узнать меню завтраков в школе и проанализировать его с точки зрения полноценности и калорийности.
2. 1. Сбор информации по теме: «»Завтрак и его значение в жизни детей
Лучший завтрак - это не очень сладкая, нежирная, теплая пища, которая зарядит ребенка энергией до следующего приема пищи.
Основная пища мозга - это углеводы. Они являются самым полезным началом дня. Сладости и хлеб необходимо исключить - это простые углеводы, которые быстро перерабатываются, и через непродолжительное время ребенок снова почувствует упадок сил и усталость.
Мозг должен питаться сложными углеводами!
Школьнику необходимо варить каши, добавлять в них орешки и фрукты (свежие либо сухие). Каша обеспечит стабильное питание мозговых клеток глюкозой.
Белки крайне необходимы растущему организму, ведь в школе он тратит огромное количество физических сил. Помимо этого белок ускоряет процессы мышления и реакцию. Молочные продукты и яйца - лучший источник протеинов с утра.
Яйца: отличный вариант - омлет с овощами или яичница. Молочные продукты: творожок с фруктами/джемом/орешками, легкий "живой" йогурт, молочный фруктовый коктейль, творожная запеканка, многозерновой хлеб с сыром, сырники.
Витамины являются такой же необходимой составной частью пищи, как белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Они способствуют правильному росту и развитию ребенка, участвуют во всех обменных процессах, повышают выносливость и устойчивость организма к заболеваниям. Недостаток витаминов вызывает раздражение, утомление, снижение работоспособности, аппетита. Чаще всего витаминов в питании школьников недостаточно. Для обогащения рациона витамином А следует включать в завтраки бутерброды со сливочным маслом и подавать его к картофельному пюре, макаронам и к другим блюдам, готовить молочные супы, яичные блюда, блюда из печени, а также включать в меню зелёные салаты, тёртую морковь со сметаной. Некоторые сладкие блюда также могут быть источником провитамина А: компоты и сладкие подливки из сушёных абрикосов, кисель из отвара шиповника.
Источником витамина В2 могут быть такие блюда, как сырники, молочные супы, блюда из субпродуктов (печени, почек, сердца), овсяные, молочные супы и каши.
Хорошим источником витамина С могут быть салат из белокочанной капусты, зеленого лука, помидоров, горячие блюда из картофеля, кисель из свежей черной смородины и других ягод.
Чем разнообразнее пища, тем лучше обеспечивается организм необходимыми веществами и тем выше степень усвоения пищи.
2. 2. Анкетирование учащихся 3 «Д» класса
Для того, чтобы узнать, как относятся к завтраку учащиеся моего класса, я провела анкетирование среди ребят и предложила им ответить на несколько вопросов. (Приложение 1)
Результаты тестирования показали:
Было опрошено 17 человек.
- Всегда завтракают дома-16 уч. (94 %)
Домашний завтрак у 8 учеников (47%) класса состоит из чая с печеньем или с бутербродом.
Едят утром кашу 3 ученика (17%)
Остальные (36%) могут съесть либо шоколадную конфету, либо суп, оставшийся со вчерашнего дня.
Все ученики класса считают, что и школьный завтрак необходим.
17 уч. (100%).
Как показало анкетирование (вопрос 6), в меню завтрака учащиеся хотели бы видеть те блюда, которые в основном и готовят в нашей школьной столовой, отдавая предпочтение выпечке, макаронам с сыром, картофельному пюре с мясом , кашам, борщу, фруктам.
По данным анкетирования, можно сделать вывод:
Почти все ребята завтракают дома.
Домашний завтрак в основном состоит из чая с бутербродом.
Дети, которые не завтракают дома, приходят в школу с плохим настроением, хуже работают на уроках, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе.
Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
2. 3. Интервьюирование заведующей школьной столовой Кузнецовой Марии Борисовны
Следующим этапом моей работы было интервью с заведующей школьной столовой. (Приложение 2)
После беседы с заведующей школьной столовой Кузнецовой Марией Борисовной, я узнала, что завтрак должен состоять из закуски (бутерброда с сыром и сливочным маслом, салатов), горячего блюда (творожного, яичного или каши - овсяной, гречневой, пшенной, ячневой, перловой, рисовой), горячего напитка (чая, можно с молоком, кофейного напитка, горячего витаминизированного киселя, молока, какао с молоком или напитка из шиповника.
Разнообразие меню достигается путем использования разного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.
При составлении меню школьных завтраков учитываются нормы и калорийность питания. Наиболее благоприятным считается, когда белки, жиры и углеводы находятся в соотношении 1:1:4.
2. 4. Как устранить выявленные проблемы?
Я считаю, что необходимо:
* Обратить внимание родителей и учащихся на рацион питания детей.
*Рекомендовать родителям и детям два завтрака.
*Подготовить и провести для учащихся начальных классов беседу «Роль завтрака в рационе детей».
Возвращаясь к выдвинутой гипотезе, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что она подтвердилась. Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность.
Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать! Все продукты можно разделить на самые полезные (которые нужно есть ежедневно), полезные (употребляемые не каждый день) и те, что можно есть нечасто. К первой группе относятся овощи и фрукты, мясо, рыба, растительное масло, молоко, йогурт, сыр, крупы. Вторая группа включает яйца, мед, орехи, сухофрукты, макаронные изделия, нежирные сорта колбасы и сосисок, бобовые. И, наконец, третья группа продуктов – кондитерские изделия (торты, пирожные), копчености, мороженое, шоколад, жирные соусы и пр.
Заключение
В результате своего исследования я пришла к выводу, что завтрак для детей необходим, так как от него зависит состояние нашего здоровья, успеваемость, настроение. Правильный режим питания – это бодрость и энергия для множества дел.
Также я решила довести результаты моего исследования до всех учащихся начальных классов на классных часах и рассказать им о том, как надо правильно питаться, чтобы хорошо учиться, быть здоровыми и крепкими.
Если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым. Я затронула пока только одну проблему «Так ли важен завтрак?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить! И возможно это станет темой моего следующего исследования.
Приложение 1
Анкетирование
1.Завтракаешь ли ты дома? Регулярно, иногда, никогда.
2.Что ты ешь утром на завтрак?
3.Завтракаешь ли ты в школе? Да, нет.
4.Считаешь ли ты, что нужно завтракать в школе? Да, нет, не знаю.
5.Важен ли школьный завтрак? Да, нет, не знаю.
6.Что бы ты хотел съесть на завтрак дома?
Приложение 2
Вопросы, которые я задавала заведующей школьной столовой.
1. Сколько учеников завтракают в нашей школе?
(Из 688 учащихся 1 смены завтракают все) .
2. Что Вы можете рассказать о рационе горячих завтраков в нашей школе?
(Завтраки в школе разнообразные, есть молочные блюда, мясные, готовят салаты. Всё свежее, горячее. Учитывая то, что за завтраком необходимо получать 20-25% калорий от суточной нормы, калорийность завтрака для учащихся должна составлять 800 ккал(орий).
3. Ваши пожелания ученикам и их родителям.
(Полноценное и разнообразное питание школьникам необходимо. Завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие)
Список литературы
1. Детская энциклопедия здоровья, Олма-пресс, 205
2. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: ,2001
3. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989
https://infourok.ru/proekt-tak-li-vazhen-zavtrak-981085.html
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/03/17/tak-li-vazhen-zavtrak-issledovatelskaya-rabota
11