СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практическая конференция "Шаг в будущее".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-практическая конференция "Старт в науку". Тема: "Старинные меры длины".

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая конференция "Шаг в будущее".»

МКОУ Новокаракюринская СОШ им. Расулова М.Р.   Научно-практическая конференция  «Старт в науку». Тема проекта: «Старинные меры длины». Выполнил: Ученик 5 класса Агабеков Мамедбек. Руководитель: учитель математики  Сулейманова Р.Т. Новокаркюре2019

МКОУ Новокаракюринская СОШ им. Расулова М.Р. Научно-практическая конференция «Старт в науку».

Тема проекта: «Старинные меры длины».

Выполнил: Ученик 5 класса

Агабеков Мамедбек.

Руководитель: учитель математики

Сулейманова Р.Т.

Новокаркюре2019

Введение

Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это строители, архитекторы и школьники. В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны. Интересно, а как измеряли длину на Руси? Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время? С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояния использовались мелкие единицы длины «естественного» происхождения. Их первыми эталонами служили отдельные части человеческого тела. Как и при счете, в ход пошли всегда бывшие при себе «измерительные инструменты» - рука и ее части. Весьма удобными для замеров такого рода оказались длина и ширина указательного пальца, а также ширина ладони. Для определения величины предметов покрупнее подошло расстояние от локтя до кончика среднего пальца, которое к тому же хорошо согласовывалось с размерами пальца и ладони.

 

Цель работы:

 – узнать какие меры измерения длины существовали раньше в разных странах мира и существуют ли они сейчас;

- где и как они используются

Задачи исследования:

•  выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси;

  • Узнать, пользуются ли старинными мерами длины в нынешнее время.
Теоретическая часть Старинные меры длины .  Что такое мера длины?  Современные единицы измерения длины знакомые нам с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Мы пользуемся ими на уроках и в повседневной жизни.  Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы никогда не пользуемся. Как я уже говорил, в старые времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела. Из разных источников я узнал о следующих старинных единицах измерения: Дюйм. Очень маленькая мера длины, равная длине верхней фаланги большого пальца, примерно равна 2, 5 см.

Теоретическая часть

Старинные меры длины .

Что такое мера длины? Современные единицы измерения длины знакомые нам с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Мы пользуемся ими на уроках и в повседневной жизни. Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы никогда не пользуемся.

Как я уже говорил, в старые времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела.

Из разных источников я узнал о следующих старинных единицах измерения:

Дюйм. Очень маленькая мера длины, равная длине верхней фаланги большого пальца, примерно равна 2, 5 см.

Следующая из маленьких мер длины – это «пядь ». Выражение «семь пядей во лбу» используют в разговоре об очень умном человеке. А сколько это в сантиметрах? У наших предков слово

Следующая из маленьких мер длины – это «пядь ». Выражение «семь пядей во лбу» используют в разговоре об очень умном человеке. А сколько это в сантиметрах? У наших предков слово "пядь" означало кисть руки.

Великая пядь  – расстояние между большим пальцем и мизинцем – около 22 – 23  см. Становиться понятным, что «семь пядей во лбу» это просто преувеличение.

Меньшая мера –  малая пядь  – является расстоянием между раздвинутым большим и указательным пальцами и соответствует 19  см;

Вершок.  Длина основной фаланги указательного пальца. Равно примерно 4 см Фут. Расстояние от пятки человека до кончика большого пальца. Равно примерно 23 см.

Вершок.  Длина основной фаланги указательного пальца. Равно примерно 4 см

Фут. Расстояние от пятки человека до кончика большого пальца. Равно примерно 23 см.

Аршин.  Это расстояние от плеча до кончиков пальцев вытянутой руки. Равно примерно 71 см у человека среднего роста. Локоть.  Это расстояние от локтевого сочленения человека до концов вытянутых пальцев. Равно примерно 45 см. Больше всего локоть использовали для измерения тканей.

Аршин.  Это расстояние от плеча до кончиков пальцев вытянутой руки. Равно примерно 71 см у человека среднего роста.

Локоть.  Это расстояние от локтевого сочленения человека до концов вытянутых пальцев. Равно примерно 45 см. Больше всего локоть использовали для измерения тканей.

Сажени. Существует три вида сажени. Простая сажень, маховая сажень и косая сажень .     Простая сажень — это расстояние между большими пальцами вытянутых в разные стороны, рук человека. Равнялось примерно 152 см. Косая сажень — это традиционная древнерусская мера длины расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки, равна 216 см. Маховая сажень — это расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека. Примернот176см.

Сажени. Существует три вида сажени. Простая сажень, маховая сажень и косая сажень .

Простая сажень — это расстояние между большими пальцами вытянутых в разные стороны, рук человека. Равнялось примерно 152 см.

Косая сажень — это традиционная древнерусская мера длины расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки, равна 216 см.

Маховая сажень — это расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека. Примернот176см.

Мои исследования. Практическая работа по теме исследования             Практическую работу я проводил со своей семьей, всего 3 человека- мама, папа и я.         Задание: измерить дверной проем, используя старинные меры единицы длины.        Длину мы измеряли в дюймах, футах, малых пядях.       . Папа измеряет дверной проем в футах Мама измеряет в дюймах

Мои исследования.

Практическая работа по теме исследования          

Практическую работу я проводил со своей семьей, всего 3 человека- мама, папа и я.        Задание: измерить дверной проем, используя старинные меры единицы длины.       Длину мы измеряли в дюймах, футах, малых пядях.     

.

Папа измеряет дверной проем в футах

Мама измеряет в дюймах

Я измеряю дверной проем в дюймах Папа измеряет в малых пядях

Я измеряю дверной проем в дюймах

Папа измеряет в малых пядях

Папа измеряет дверной проем в дюймах Мама измеряет дверной проем в малых пядях

Папа измеряет дверной проем в дюймах

Мама измеряет дверной проем в малых пядях

Полученные результаты мы отобразили в таблице Имя Мама Фут 5 Папа Дюйм Малая пядь 31 4,5 Я 6 27 6,5 5,5 37 7 Оказалось, что у папы и мамы почти одинаковые результаты, потому что у них почти одинаковое телосложение. Мы убедились в том, что измерения со старинными мерами длины дают разные и неточные результаты.

Полученные результаты мы отобразили в таблице

Имя

Мама

Фут

5

Папа

Дюйм

Малая пядь

31

4,5

Я

6

27

6,5

5,5

37

7

Оказалось, что у папы и мамы почти одинаковые результаты, потому что у них почти одинаковое телосложение. Мы убедились в том, что измерения со старинными мерами длины дают разные и неточные результаты.

Социологический опрос Также я провел опрос среди одноклассников и учителей. Я задал вопросы:  1. Знакомы ли Вам современные меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр?  2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.?  3. Используете ли вы старинные меры длины в быту? В опросе приняли участие: одноклассники – 17 человек, учителя – 13 человек.

Социологический опрос

Также я провел опрос среди одноклассников и учителей.

Я задал вопросы:

1. Знакомы ли Вам современные меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр?

2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.?

3. Используете ли вы старинные меры длины в быту?

В опросе приняли участие: одноклассники – 17 человек, учителя – 13 человек.

Результаты опроса показали, что с современными мерами длины знакомы все опрошенные – 30 человек Со старинными мерами длины оказались знакомы только 10 человек Не знакомы со старинными мерами длины 20 человек Старинные меры длины ни кто не использует в быту. Так же опрос показал, что со старинными мерами длины не знакомы в основном молодые участники опроса. Опрошены Одноклассники Количество опрошенных Учителя 17 1.Современные меры длины Всего 2.Старинные меры длины 17 13 3.Использую 3 13 «30» 0/17 7 «30» Да/нет 0/13 «10» 0/30

Результаты опроса показали, что с современными мерами длины

знакомы все опрошенные – 30 человек

Со старинными мерами длины оказались знакомы только 10 человек

Не знакомы со старинными мерами длины 20 человек

Старинные меры длины ни кто не использует в быту.

Так же опрос показал, что со старинными мерами длины не знакомы в основном молодые участники опроса.

Опрошены

Одноклассники

Количество опрошенных

Учителя

17

1.Современные меры длины

Всего

2.Старинные меры длины

17

13

3.Использую

3

13

«30»

0/17

7

«30»

Да/нет

0/13

«10»

0/30

Внеурочное занятие Мы с учительницей провели внеурочное занятие на тему «Старинные меры длины». Рассказали и показали, какие в старину существовали меры длины.

Внеурочное занятие

Мы с учительницей провели внеурочное занятие на тему «Старинные меры длины». Рассказали и показали, какие в старину существовали меры длины.

Потом мы всем классом измеряли длину предметов в классе.

Потом мы всем классом измеряли длину предметов в классе.

Заключение В ходе исследования мною сделаны следующие выводы:   1. Старинные меры длины были связаны с частями тела человека;  2. Проведя опыт я выяснил, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны;  3. Среди опрошенных мной людей никто не пользуется старинными мерами длины.   Выполнив все задачи исследования, можно сказать, что гипотеза оказалась ложной: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.   

Заключение

В ходе исследования мною сделаны следующие выводы: 1. Старинные меры длины были связаны с частями тела человека; 2. Проведя опыт я выяснил, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны; 3. Среди опрошенных мной людей никто не пользуется старинными мерами длины. Выполнив все задачи исследования, можно сказать, что гипотеза оказалась ложной: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.  

    1. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007  2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000  3. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005  4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988 5.Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия.  6. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988  7. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С…- Математика 5,Москва 2007, И: Мнемозина.  8. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007  9. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3-х томах. М., «Мир книги», 2004  10. Чехов А.П. Избранные сочинения в 4-х томах. М., «Мир книги», 2003  11. Рид М. Затерянные в океане. Пермь, «Пермское книжное издательство», 1988   Литература

1. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007 2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000 3. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005 4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988 5.Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия. 6. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988 7. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С…- Математика 5,Москва 2007, И: Мнемозина. 8. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007 9. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3-х томах. М., «Мир книги», 2004 10. Чехов А.П. Избранные сочинения в 4-х томах. М., «Мир книги», 2003 11. Рид М. Затерянные в океане. Пермь, «Пермское книжное издательство», 1988

Литература

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!