СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие в 4-7 классах "Научно-практическое исследование конфликта"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: развивать умение анализировать свои действия и поступки других людей; дать представление о различных формах поведения при конфликтах; познакомить детей с некоторыми стратегиями разрешения конфликта.

Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, бейджики на каждого, плакаты, сопроводительные листы для игры, плакат с изображением животных: носорога, хамелеона, овечки, страуса, совы.

Возраст: 4-7 классы

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовка к восприятию темы

Учитель. Приветствие сегодня необычное. Очень быстро, по команде, нужно изобразить буквы, которые я называю с помощью… тела. Если для этого понадобится объединиться с кем-то, делать это надо быстро, без разговоров. Итак, “п”, “р”, “и”, “в”, “е”, “т”. Что получилось? Верно — “привет”. Дальше: “г”, “и”, “п”, “о”, “т”, “е”, “з”, “а”. Что получилось? Что такое “гипотеза”? Верно, это предположение, которое требует доказательства. Сегодня мы не раз на уроке будем выдвигать гипотезы и доказательства разных утверждений.

Упражнение “Желание и возможность”

Учитель  приглашает к доске шесть учеников и предлагает им сесть на стоящие там пять стульев. В любом случае один из ребят остается без стула. Реакция может быть разной — от уступки, принятия данной ситуации учеником, оставшимся без места, до проявления недовольства и даже конфликта с кем-то из учеников.

Учитель. Что произошло в данном случае? Можно ли считать эту ситуацию началом конфликта?

2. Проверка домашнего задания

Учитель. Попробуем ответить на  вопросы по теме “конфликт”. Вот они (написаны на плакате):

• Что такое конфликт?

• Конфликт — это хорошо или плохо?

• Нужны ли конфликты между людьми?

• Можно ли обойтись без конфликтов?

Какой вопрос можно добавить из опыта ваших наблюдений в течение жизни и выполнения первого задания?

При обсуждении появляются новые вопросы:

• Что является причинами конфликтов?

• Как ведут себя люди при конфликтной ситуации?

• Как себя вести, чтобы общение не нарушилось?

Просмотр содержимого документа
«Занятие в 4-7 классах "Научно-практическое исследование конфликта"»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА


Задачи: развивать умение анализировать свои действия и поступки других людей; дать представление о различных формах поведения при конфликтах; познакомить детей с некоторыми стратегиями разрешения конфликта.

Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, бейджики на каждого, плакаты, сопроводительные листы для игры, плакат с изображением животных: носорога, хамелеона, овечки, страуса, совы.

Возраст: 4-7 классы


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовка к восприятию темы

Учитель. Приветствие сегодня необычное. Очень быстро, по команде, нужно изобразить буквы, которые я называю с помощью… тела. Если для этого понадобится объединиться с кем-то, делать это надо быстро, без разговоров. Итак, “п”, “р”, “и”, “в”, “е”, “т”. Что получилось? Верно — “привет”. Дальше: “г”, “и”, “п”, “о”, “т”, “е”, “з”, “а”. Что получилось? Что такое “гипотеза”? Верно, это предположение, которое требует доказательства. Сегодня мы не раз на уроке будем выдвигать гипотезы и доказательства разных утверждений.

Упражнение “Желание и возможность”

Учитель приглашает к доске шесть учеников и предлагает им сесть на стоящие там пять стульев. В любом случае один из ребят остается без стула. Реакция может быть разной — от уступки, принятия данной ситуации учеником, оставшимся без места, до проявления недовольства и даже конфликта с кем-то из учеников.

Учитель. Что произошло в данном случае? Можно ли считать эту ситуацию началом конфликта?

2. Проверка домашнего задания

Учитель. Попробуем ответить на вопросы по теме “конфликт”. Вот они (написаны на плакате):

• Что такое конфликт?

• Конфликт — это хорошо или плохо?

• Нужны ли конфликты между людьми?

• Можно ли обойтись без конфликтов?

Какой вопрос можно добавить из опыта ваших наблюдений в течение жизни и выполнения первого задания?

При обсуждении появляются новые вопросы:

• Что является причинами конфликтов?

• Как ведут себя люди при конфликтной ситуации?

• Как себя вести, чтобы общение не нарушилось?

3. Работа по теме

Учитель. Ответами на эти вопросы занимаются многие специалисты. Среди ученых и практиков даже выделяют отдельную категорию — конфликтологи. Сегодня у нас в классе будет работать научно-исследовательский институт, в котором каждая лаборатория ученых займется изучением темы “конфликт”. Итак, поделимся на группы по 4–6 человек — это и будут лаборатории.

В классе выделяется место для работы каждой лаборатории. Следует создать необходимый антураж (таблички с названиями лаборатории, бейджики и пр.), что позволит ребятам ощутить себя настоящими исследователями и проявить активность и самостоятельность при изучении темы.

План работы следующий:

1. Распределение функций (руководитель лаборатории, лаборант, генератор идей, систематизатор, добытчик информации) — 3 минуты.

2. Самостоятельная работа каждой группы согласно сопроводительному листу исследования — 15 минут.

3. Заседание ученого совета — 10 минут.

Ребятам предлагается сопроводительный лист исследования и сообщается об условии: в случае затруднения при выполнении задания можно попросить помощь у учителя или у сотрудников другой лаборатории. Все ответы фиксируются лаборантом на отдельном листе.


Сопроводительный лист исследования

1. Выдвижение гипотезы

Оцените значение конфликта в ситуации общения, выбрав ответ из предложенных вариантов или придумайте свой.

Конфликт — это:

— необходимость при общении,

— результат неправильного общения,

— свой вариант.

_________________________________________________________________________

2. Дайте определение, что такое конфликт? ____________________________________

3. Сформулируйте причины возникновения конфликтов между людьми. _____________

4. Определите стратегии поведения человека во время конфликта с помощью данных картинок.

Перед вами изображения нескольких животных: носорога, страуса, овечки, совы, хамелеона — это символическое выражение поведения человека во время конфликта.

Дайте названия данным стратегиям.

_________________________________________________________________________

5. Предложите способы разрешения конфликтов между одноклассниками.

_________________________________________________________________________

Учитель. Заседание ученого совета будет проходить следующим образом. Из участников лаборатории выбирается по 1 человеку в состав ученого совета. Каждая лаборатория представляет результат своего исследования: сначала устно знакомит всех с вашими заключениями, затем сдает сопроводительный лист экспертам. Задача ученого совета — обобщить рассуждения лабораторий и сформулировать ответы на вопросы, прозвучавшие в начале урока.

В помощь членам ученого совета предлагаются варианты ответов на вопросы, которыми они могут воспользоваться при подведении итогов.

Ответ на 4-й вопрос Листа исследования стратегии поведения человека при конфликтах: противоборство (носорог), уступка (овечка), избегание (страус), компромисс (хамелеон), сотрудничество (сова).

При обсуждении этого вопроса следует остановиться на том, что выбор того или иного способа поведения зависит от ситуации. Имеет смысл подчеркнуть, что избегание эффективно в ситуациях, когда партнер обладает большей силой и это не является трусостью. Уступчивость естественна, когда проблема не особенно важна для участника конфликта, и т.д.

4. Подведение итогов

Учитель. В заключение вернемся к гипотезе, которую выдвигала каждая лаборатория. Как вы ответите на 1-й вопрос теперь, после обсуждения?

Ну что ж, руководство научно-исследовательского института благодарит членов ученого совета, сотрудников лабораторий и просит сдать все дела (реквизиты). Игра окончена.

5. Домашнее задание

Найти в сказках, литературных произведениях примеры конфликтных ситуаций.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!