СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука и ее роль в жизни общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Наука и ее роль в жизни общества»

2.2Наука

  • Об­щие све­дения

  • Ви­ды на­ук

  • Нор­мы на­уч­ной эти­ки

  • На­уч­ное по­зна­ние

Общие сведения

На­ука воз­никла ис­то­риче­ски поз­же дру­гих ви­дов че­лове­че­ской де­ятельно­сти. Ее по­яв­ле­ние бы­ло обус­ловле­но рас­сло­ени­ем об­ще­ства и вы­деле­ни­ем умс­твен­но­го тру­да в осо­бую сфе­ру де­ятельно­сти че­лове­ка. Кро­ме то­го, на­коп­ле­ние прак­ти­чес­ких зна­ний не­из­бежно дол­жно бы­ло при­вес­ти к их ос­мысле­нию.

На­ука — вид де­ятельно­сти, целью ко­торо­го яв­ля­ет­ся по­зна­ние ми­ра, по­луче­ние но­вых зна­ний и их ра­цио­нальное ос­мысле­ние.

Пер­вые на­уч­ные зна­ния за­роди­лись еще в ран­них об­ще­ствах. Так, в Древ­нем Егип­те на ос­но­ве зна­ний об ана­томи­чес­ком стро­ении че­лове­че­ско­го те­ла, на­коп­ленных в ре­зульта­те прак­ти­ки му­мифи­кации, по­лучи­ла раз­ви­тие ме­дици­на. Строи­тельство пи­рамид и дру­гих мас­штаб­ных со­ору­жений спо­собс­тво­вало по­луче­нию зна­ний по ме­хани­ке. Раз­ви­тие мо­реп­ла­вания при­вело у раз­ных на­родов к рас­ши­рению зна­ний по ас­тро­номии. С раз­ви­ти­ем на­уч­но-тех­ни­че­ско­го прог­ресса ста­ли раз­ви­ваться тех­ни­че­ские на­уки, свя­зан­ные с про­мыш­ленным про­из­вод­ством. В Но­вое вре­мя воз­рос ин­те­рес к че­лове­ку как к осо­бому су­щес­тву. По­яви­лись на­уки, изу­ча­ющие пси­хику че­лове­ка, проб­ле­мы его от­но­шений с дру­гими людьми. Воз­ник ин­те­рес к ис­то­рии, пра­ву. Рас­ши­рению на­уч­ных зна­ний в XIX—XX вв. спо­собс­тво­вало рас­простра­нение об­ще­дос­тупно­го об­ра­зова­ния. На­ука из при­виле­гиро­ван­но­го за­нятия нем­но­гих прев­ра­тилась в об­ласть де­ятельно­сти, ко­торой мо­жет за­ниматься лю­бой че­ловек, име­ющий оп­ре­делен­ную ба­зу зна­ний.

На­ука от­ли­ча­ет­ся от обы­ден­но­го по­зна­ния тем, что она име­ет осо­бый объект изу­чения, осо­бый язык, осо­бые ме­тоды и ору­дия ис­сле­дова­тельской де­ятельно­сти, осо­бые це­ли, обус­ловлен­ные по­ис­ком ис­ти­ны.

На­ука вы­пол­ня­ет ряд фун­кций:

  • те­оре­тико-поз­на­вательную. Она свя­зана с по­ис­ком но­вых зна­ний, их те­оре­тиче­ским ос­мысле­ни­ем и сис­те­мати­заци­ей, дос­ти­жени­ем ис­ти­ны;

  • культур­но-ми­ровоз­зрен­ческую. На­ука — это часть культу­ры. По уров­ню раз­ви­тия на­уки мож­но су­дить о раз­ви­тии об­ще­ства. На­ука фор­ми­ру­ет осо­бый тип ми­ровоз­зре­ния, от­ли­ча­ющийся от ми­ровоз­зре­ния обы­ден­но­го и ре­лиги­оз­но­го;

  • про­из­во­дительную. В до­ин­дус­три­альный пе­ри­од ре­зульта­ты на­уч­ных ис­сле­дова­ний ма­ло при­меня­лись на прак­ти­ке. С раз­ви­ти­ем про­мыш­леннос­ти на­уч­ные зна­ния все больше ста­ли внед­ряться в про­из­вод­ство. Так, ес­ли в XVIII—XIX вв. от мо­мен­та ка­кого-ли­бо от­кры­тия до мо­мен­та его прак­ти­чес­ко­го при­мене­ния про­ходил не один де­сяток лет, то в XX в. этот раз­рыв стал стре­мительно сок­ра­щаться. В нас­то­ящее вре­мя изоб­ре­тения прак­ти­чес­ки сра­зу внед­ря­ют­ся в про­из­вод­ство;

  • гу­манис­ти­чес­кую. На­ука на­прав­ле­на на ре­шение не только за­дач про­из­вод­ства, но и со­ци­альных проб­лем. Ее ре­зульта­ты дол­жны при­носить пользу кон­крет­ным лю­дям и че­лове­че­ству в це­лом. В нас­то­ящее вре­мя, ког­да уси­лива­ют­ся про­цес­сы гло­бали­зации, зна­чение этой фун­кции вы­ходит за рам­ки каж­дой от­дельной стра­ны. Сейчас на­ука приз­ва­на спо­собс­тво­вать ре­шению гло­бальных проб­лем со­вре­мен­ности;

  • твор­ческую. На­ука — это твор­ческая де­ятельность. Уче­ный выс­ту­па­ет твор­цом ре­зульта­тов на­уч­но­го по­зна­ния. При этом он мо­жет ис­пользо­вать со­вер­шенно но­вые при­емы ис­сле­дова­ния, нес­тандар­тные пу­ти ре­шения пос­тавлен­ных за­дач.

В лаборатории

Ра­нее на­ука бы­ла уде­лом нем­но­гих. Уче­ный имел не­большое ко­личес­тво уче­ников, ко­торым пе­реда­вал свои зна­ния и опыт. С по­яв­ле­ни­ем учеб­ных за­веде­ний на­уч­ные зна­ния ста­ли дос­тупны бо­лее ши­роким сло­ям об­ще­ства. В нас­то­ящее вре­мя на­чальное зве­но на­уч­но-ис­сле­дова­тельской де­ятельно­сти — это ву­зы. В них сту­ден­ты под ру­ководс­твом пре­пода­вате­лей не только учат­ся, но и при­об­ре­та­ют на­выки на­уч­но­го по­зна­ния. Ре­зульта­ты на­уч­ных ис­сле­дова­ний сту­ден­тов об­сужда­ют­ся на сту­ден­ческих на­уч­ных кон­фе­рен­ци­ях. Луч­шие ра­боты выс­тавля­ют­ся на меж­ву­зов­ские, ре­ги­ональные и об­ще­рос­сийские кон­курсы.

Ву­зы яв­ля­ют­ся и цен­тра­ми на­уч­но-ис­сле­дова­тельской де­ятельно­сти про­фес­сор­ско-пре­пода­вательско­го сос­та­ва. Каж­дый вуз про­водит еже­год­ные на­уч­ные кон­фе­рен­ции по ито­гам на­уч­ной ра­боты пре­пода­вате­лей и ас­пи­ран­тов. При мно­гих ву­зах действу­ют уче­ные со­веты, рас­смат­ри­ва­ющие ре­зульта­ты на­уч­ной де­ятельно­сти.

В Рос­сии мно­го спе­ци­али­зиро­ван­ных на­уч­но-ис­сле­дова­тельских ин­сти­тутов (НИИ), где уче­ные осу­щест­вля­ют ис­клю­чительно на­уч­ную де­ятельность. Они про­водят фун­да­мен­тальные ис­сле­дова­ния по по­луче­нию но­вых на­уч­ных зна­ний и за­нима­ют­ся прик­ладной на­укой, т.е. при­меня­ют фун­да­мен­тальные зна­ния к кон­крет­ным за­дачам прак­ти­чес­кой де­ятельно­сти.

Мно­гие ву­зы и НИИ Рос­сии ста­новят­ся ор­га­низа­тора­ми все­рос­сийских и меж­ду­народ­ных кон­фе­рен­ций, на ко­торых уче­ные де­лят­ся опы­том, ре­зульта­тами сво­ей на­уч­ной ра­боты, ве­дут дис­куссии по клю­чевым проб­ле­мам ис­сле­дова­тельской де­ятельно­сти.

Каж­дая кон­фе­рен­ция про­водит­ся по оп­ре­делен­ной те­мати­ке, сфор­му­лиро­ван­ной в ее наз­ва­нии. Кон­фе­рен­ция от­кры­ва­ет­ся пле­нар­ным за­седа­ни­ем, на ко­тором обоз­на­ча­ют­ся це­ли кон­фе­рен­ции, ста­вят­ся за­дачи в рам­ках со­от­ветс­тву­ющей те­мати­ки. За­тем про­водят­ся за­седа­ния сек­ций, на ко­торые вы­носят­ся бо­лее кон­крет­ные воп­ро­сы, свя­зан­ные с те­мати­кой кон­фе­рен­ции. На сек­ци­он­ных за­седа­ни­ях зас­лу­шива­ют­ся док­ла­ды учас­тни­ков, про­ходит их об­сужде­ние, а в кон­це под­во­дят­ся ито­ги ра­боты. Кон­фе­рен­ция за­кан­чи­ва­ет­ся ито­говым пле­нар­ным за­седа­ни­ем, обоб­ща­ющим ре­зульта­ты ра­боты сек­ций. По ито­гам кон­фе­рен­ции из­да­ют­ся те­зисы док­ла­дов.

Глав­ным ор­га­ном на­уч­ной де­ятельно­сти Рос­сии ста­ла Рос­сийская ака­демия на­ук (РАН). Она ве­дет свою ис­то­рию от Ака­демии на­ук Пет­ра I, ос­но­ван­ной в 1725 г. В ее сос­тав вхо­дят ис­сле­дова­тельские ин­сти­туты по от­раслям на­уч­ных зна­ний. Рос­сийская ака­демия на­ук име­ет ре­ги­ональные от­де­ления и на­уч­ные цен­тры в раз­ных час­тях стра­ны.

Здание Российской академии наук

Не­сом­ненно, за­ниматься на­уч­ны­ми ис­сле­дова­ни­ями мож­но не­зави­симо от по­лучен­но­го об­ра­зова­ния. Но ча­ще все­го че­ловек, ре­шив­ший про­фес­сио­нально за­ниматься на­уч­ной ра­ботой, стре­мит­ся по­лучить пос­ле­вузов­ское об­ра­зова­ние в ас­пи­ран­ту­ре и за­щитить дис­серта­цию на со­ис­ка­ние уче­ной сте­пени кан­ди­дата на­ук. Сле­ду­ющая сту­пень — уче­ба в док­то­ран­ту­ре и за­щита дис­серта­ции на со­ис­ка­ние уче­ной сте­пени док­то­ра на­ук. Кан­ди­дату на­ук при ус­ло­вии, что он за­нима­ет­ся на­уч­но-пе­даго­гичес­кой де­ятельностью и име­ет оп­ре­делен­ное ко­личес­тво на­уч­ных и учеб­но-ме­тоди­чес­ких пуб­ли­каций, мо­жет быть прис­во­ено уче­ное зва­ние до­цен­та, а док­то­ру на­ук на тех же ус­ло­ви­ях и при на­личии на­уч­но­го ру­ководс­тва ас­пи­ран­та­ми — уче­ное зва­ние про­фес­со­ра.

В XX в. уси­лил­ся про­цесс диф­фе­рен­ци­ации на­ук. В рам­ках «ста­рых» на­ук по­яв­ля­лись зна­ния, ко­торые сна­чала обо­саб­ли­вались в от­дельные об­ласти внут­ри ба­зовой на­уки, а за­тем вы­деля­лись в но­вую на­уку со сво­им пред­ме­том изу­чения. Сов­ре­мен­ная на­ука под­разде­ля­ет­ся на от­дельные дис­ципли­ны, пред­став­ля­ющие со­бой раз­личные об­ласти зна­ния. На­ука в це­лом — это слож­ная сис­те­ма, от­дельные час­ти ко­торой вза­имо­действу­ют меж­ду со­бой, по­рож­дая но­вые под­систе­мы. Чем дальше раз­ви­ва­ет­ся на­ука, тем больше от­расле­вых на­ук вы­деля­ет­ся из ра­нее еди­ных на­уч­ных дис­циплин.

Виды наук

В нас­то­ящее вре­мя вы­деля­ют сле­ду­ющие ви­ды на­ук (схе­ма 10):

  • гу­мани­тар­ные;

  • ес­тес­твен­ные;

  • тех­ни­че­ские.

Схема 10.Виды наук

Гу­мани­тар­ные на­уки изу­ча­ют че­лове­ка, об­ще­ство, вза­имо­от­но­шения лю­дей, со­ци­альных групп в раз­личных об­ластях жиз­ни об­ще­ства. К ним от­но­сят­ся со­ци­оло­гия, пси­холо­гия, эт­ногра­фия, фи­лосо­фия, ис­то­рия, эко­номи­ка, по­лито­логия и т.д.

Ес­тес­твен­ные на­уки ис­сле­ду­ют яв­ле­ния ма­тери­ально­го ми­ра. В чис­ло та­ких на­ук вхо­дят фи­зика, хи­мия, би­оло­гия, ма­тема­тика, ас­тро­номия и др.

Тех­ни­чес­кие на­уки не­пос­редс­твен­но об­слу­жива­ют прак­ти­чес­кую де­ятельность, соз­да­вая ос­но­ву для со­вер­шенс­тво­вания про­цес­са про­из­вод­ства. Это ма­тери­ало­веде­ние, элек­тро­ника, ин­форма­тика и др.

Из чис­ла гу­мани­тар­ных на­ук мож­но вы­делить те, ко­торые изу­ча­ют че­лове­ка, и те, ко­торые изу­ча­ют об­ще­ство.

Мно­гие на­уки рас­смат­ри­ва­ют че­лове­ка как выс­шую сту­пень раз­ви­тия жи­вых ор­га­низ­мов на Зем­ле, как субъек­та об­ще­ствен­но-ис­то­риче­ской де­ятельно­сти и культу­ры. В про­тиво­полож­ность дру­гим жи­вым су­щес­твам че­ловек пред­став­ля­ет про­дукт собс­твен­ной ма­тери­альной и ду­хов­ной де­ятельно­сти.

В со­ци­оло­гии че­ловек изу­ча­ет­ся как пред­ста­витель об­ще­ства, на­рода, со­ци­ально­го слоя или клас­са, со­ци­альной груп­пы. В пси­холо­гии он рас­смат­ри­ва­ет­ся как ин­ди­вид, об­ла­да­ющий сво­еоб­разны­ми пси­хофи­зиче­ски­ми осо­бен­ностя­ми, ус­тойчи­востью пси­хичес­ких про­цес­сов и свойств, ак­тивностью в ре­али­зации этих свойств при­мени­тельно к кон­крет­ной си­ту­ации.

Кро­ме со­ци­оло­гии и пси­холо­гии че­лове­ка изу­ча­ют дру­гие гу­мани­тар­ные на­уки: фи­лосо­фия, ан­тро­поло­гия, пе­даго­гика. Проб­ле­ма че­лове­ка — это од­но из глав­ных звеньев, со­еди­ня­ющих все от­расли на­уч­ных зна­ний. Каж­дая из наз­ванных на­ук рас­смат­ри­ва­ет че­лове­ка по-сво­ему. Так, фи­лосо­фия под­хо­дит к этой проб­ле­ме в ши­роком ис­то­рико-те­оре­тиче­ском пла­не. Она ис­сле­ду­ет смысл жиз­ни, сущ­ность че­лове­ка, об­щие за­коно­мер­ности его раз­ви­тия как би­оло­гиче­ско­го и со­ци­ально­го су­щес­тва. Ан­тро­поло­гия изу­ча­ет про­ис­хожде­ние че­лове­ка, его эво­люци­он­ное раз­ви­тие, об­ра­зова­ние че­лове­че­ских рас и т.д. Бли­зость ан­тро­поло­гичес­ко­го и со­ци­оло­гичес­ко­го под­хо­дов к че­лове­ку про­яви­лась в со­зда­нии со­ци­альной ан­тро­поло­гии — раз­де­ла со­ци­оло­гии, объек­том изу­чения ко­торо­го слу­жат при­митив­ные и тра­дици­он­ные сис­те­мы. Со­ци­альная пси­холо­гия, так же как и со­ци­оло­гия, изу­ча­ет че­лове­ка и его со­об­ще­ства, но при этом ре­ша­ет ряд только ей при­сущих проб­лем. Нап­ри­мер, ка­ким об­ра­зом че­ловек ста­новит­ся лич­ностью, как он мо­жет ре­али­зовать свои лич­нос­тные ка­чес­тва, как про­ис­хо­дят меж­личнос­тное об­ще­ние и вза­имо­действие и т.д. Пе­даго­гика рас­смат­ри­ва­ет воп­ро­сы воз­действия на ин­ди­вида в про­цес­се вос­пи­тания и об­ра­зова­ния. Ог­ромный вклад в со­вре­мен­ное по­нима­ние че­лове­ка и лич­ности внес пси­хо­ана­лиз, рас­смат­ри­ва­ющий роль и зна­чение в по­веде­нии че­лове­ка ин­стинктив­ных вле­чений и их вза­имо­действие с его со­зна­ни­ем.

На­ук, изу­ча­ющих об­ще­ство, то­же до­вольно мно­го. Их час­то на­зыва­ют об­ще­ствен­ны­ми на­ука­ми. Со­ци­оло­гия кро­ме воп­ро­сов фор­ми­рова­ния лич­ности изу­ча­ет ее вза­имо­действие с дру­гими людьми в рам­ках больших и ма­лых групп, об­ще­ства в це­лом. Эко­номи­ка рас­смат­ри­ва­ет про­из­вод­ство, об­мен, рас­пре­деле­ние, пот­ребле­ние то­варов и ус­луг, по­веде­ние лю­дей в сфе­ре эко­номи­че­ских от­но­шений, проб­ле­мы вли­яния го­сударс­тва на эко­номи­ку. По­лито­логия изу­ча­ет по­лити­че­скую сис­те­му об­ще­ства, осо­бен­ности вла­сти, ус­тройство и фун­кции го­сударс­тва. Юрис­пру­ден­ция за­нима­ет­ся юри­дичес­ки­ми пра­вила­ми по­веде­ния, проб­ле­мами пра­вомер­но­го по­веде­ния, пра­вона­руше­ний и на­каза­ния за них. Культу­роло­гия изу­ча­ет мир ис­кус­ства. Ис­то­рия ис­сле­ду­ет про­цесс ис­то­риче­ско­го раз­ви­тия че­лове­че­ства и от­дельных на­родов.

Нормы научной этики

Труд уче­ного име­ет ог­ромное зна­чение как ис­точник по­луче­ния зна­ний, по­иск ис­ти­ны, дви­гатель на­уч­но-тех­ни­че­ско­го прог­ресса, а ре­зульта­ты мо­гут быть важ­ны и ак­ту­альны не только в пе­ри­од их по­луче­ния, но и для сле­ду­ющих по­коле­ний. Труд уче­ного мож­но клас­си­фици­ровать как умс­твен­ный, ин­теллек­ту­альный. Он яв­ля­ет­ся раз­но­вид­ностью ду­хов­но­го про­из­вод­ства, но в от­ли­чие от дру­гих его ви­дов име­ет свои осо­бен­ности. В на­уке вза­имо­от­но­шения меж­ду ее субъек­та­ми стро­ят­ся на ос­но­ве оп­ре­делен­ной сис­те­мы эти­чес­ких норм, оп­ре­деля­ющих, что до­пус­ти­мо, а что не­поз­во­лительно для уче­ного. Эти нор­мы раз­ви­ва­ют­ся вмес­те с на­укой, по­сто­ян­но по­пол­ня­ясь.

Нор­мы на­уч­ной эти­ки вклю­ча­ют:

  • об­ще­чело­вече­ские мо­ральные тре­бова­ния и зап­ре­ты (зап­рет на фальси­фика­цию, на­мерен­ное ис­ка­жение, не­закон­ное прис­во­ение чу­жих на­уч­ных ре­зульта­тов);

  • спе­цифи­чес­кие, ха­рак­терные эти­чес­кие нор­мы на­уки — преж­де все­го это бес­ко­рыс­тный по­иск и от­ста­ива­ние ис­ти­ны.

В ис­то­рии на­уки есть не­мало при­меров по­движ­ни­чес­тва уче­ных, ко­торые не от­реклись от сво­их убеж­де­ний да­же под уг­ро­зой смер­ти.

Иног­да бы­ва­ет труд­но сра­зу оп­ре­делить ис­тинность по­лучен­но­го зна­ния. По­это­му нор­мы на­уч­ной эти­ки тре­бу­ют, что­бы зна­ние бы­ло но­вым, ло­гич­ным и эк­спе­римен­тально обос­но­ван­ным. Что­бы соб­люсти эти пра­вила и не впасть в заб­лужде­ние, уче­ный дол­жен по­сто­ян­но по­вышать уро­вень сво­их зна­ний, сле­дить за дос­ти­жени­ями сво­их кол­лег, при­водить чет­кие до­каза­тельства в за­щиту сво­их вы­водов.

Ан­глийский со­ци­олог Р. Мер­тон вы­делил ряд цен­ностей, на ко­торых ос­но­ваны нор­мы на­уки:

  • уни­вер­са­лизм. Изу­ча­емые на­укой яв­ле­ния не за­висят от ка­честв ис­сле­дова­теля, по­это­му на­уч­ные ре­зульта­ты, по­лучен­ные из­вес­тным уче­ным, дол­жны быть так­же дос­ко­нально про­вере­ны, как и ре­зульта­ты ис­сле­дова­ний мо­лодо­го уче­ного;

  • об­щность. На­уч­ное зна­ние дол­жно ста­новиться об­щим дос­то­яни­ем, ко­торым ник­то не впра­ве мо­нопольно вла­деть. Это дос­ти­га­ет­ся пу­тем пуб­ли­кации, об­на­родо­вания ре­зульта­тов ис­сле­дова­ния;

  • бес­ко­рыс­тность. Целью де­ятельно­сти уче­ного дол­жен быть по­иск ис­ти­ны. Сла­ва и воз­награж­де­ние рас­смат­ри­ва­ют­ся не как сти­мул на­уч­ной де­ятельно­сти, а как следс­твие на­уч­ных дос­ти­жений;

  • ор­га­низо­ван­ный скеп­ти­цизм. В на­уке нельзя сле­по до­веряться ав­то­рите­ту пред­шес­твен­ни­ков, нас­колько бы вы­соким он ни был. Нуж­но ува­жать труд уче­ных прош­ло­го и сво­их кол­лег-со­вре­мен­ни­ков и в то же вре­мя кри­тичес­ки от­но­ситься к ре­зульта­там их де­ятельно­сти, пос­кольку да­же са­мые при­знан­ные уче­ные не зас­тра­хова­ны от оши­бок. Кро­ме то­го, уче­ный дол­жен не только от­ста­ивать свои убеж­де­ния, но и уметь от­ка­зываться от них, ес­ли не­ис­тинность их бу­дет до­каза­на.

Эти нор­мы ниг­де не за­фик­си­рова­ны в ка­чес­тве обя­зательных. Но ес­ли кто-ли­бо бу­дет их иг­но­риро­вать, то мо­жет по­терять ува­жение в на­уч­ной сре­де.

Ука­зан­ные нор­мы оп­ре­деля­ют от­но­шения уче­ных в сфе­ре на­уки. Од­на­ко на­ука свя­зана с прак­ти­чес­кой де­ятельностью, по­это­му не­мало­важ­ны­ми яв­ля­ют­ся от­но­шения на­уки в це­лом и уче­ного с об­ще­ством в част­нос­ти. Та­кие от­но­шения ста­вят воп­рос о со­ци­альной от­ветс­твен­ности уче­ного.

В ши­роком смыс­ле этот воп­рос оз­на­ча­ет: как бу­дут ис­пользо­ваться ре­зульта­ты на­уч­но­го по­ис­ка, при­несут ли они пользу лю­дям. В со­вре­мен­ном ми­ре на­уч­но-тех­ни­че­ский прог­ресс час­то был обус­ловлен не­об­хо­димостью со­зда­ния но­вых ви­дов во­ору­жений. На­уч­ные от­кры­тия, свя­зан­ные с во­ен­ной сфе­рой, наш­ли при­мене­ние и в мир­ной жиз­ни, на­при­мер, ядер­ная энер­гия, са­моле­тос­тро­ение и др. Но сколько бед и раз­ру­шений при­нес­ли они лю­дям? По­это­му воп­рос со­от­но­шения ис­ти­ны и доб­ра в на­уке как нельзя бо­лее ак­ту­ален и по сей день. Кто мо­жет по­ручиться, что но­вое изоб­ре­тение не ста­нет ору­жи­ем в ру­ках зло­го ге­ния, не­доб­ро­совес­тно­го по­лити­ка и не при­несет вред че­лове­че­ству?

Кро­ме то­го, воп­ро­сы со­ци­альной от­ветс­твен­ности уче­ного за­нима­ют важ­нейшее мес­то в та­ких от­раслях на­уки, как ген­ная ин­же­нерия, би­отех­но­логия, би­оме­дицин­ские и ге­нети­чес­кие ис­сле­дова­ния че­лове­ка.

В нас­то­ящее вре­мя идет ос­трая дис­куссия по по­воду нравс­твен­но-эти­чес­ких сто­рон кло­ниро­вания че­лове­ка. Часть уче­ных счи­та­ет, что кло­ниро­вание по­может мно­гим семьям об­рести де­тей. Дру­гие спра­вед­ли­во ука­зыва­ют на нравс­твен­ные ас­пекты этой проб­ле­мы и пре­дос­те­рега­ют, что кло­ниро­вание мо­жет быть ис­пользо­вано для со­зда­ния би­оло­гиче­ских ро­ботов, за­прог­рамми­рован­ных сол­дат, спо­соб­ных на все. По­ка еще не до кон­ца по­нят­но, как бу­дет раз­ви­ваться кло­ниро­ван­ный че­ловек, бу­дет ли он фи­зиче­ски и пси­хичес­ки пол­но­цен­ным.

Научное по­знание

Раз­но­вид­ностью по­зна­ния яв­ля­ет­ся на­уч­ное по­зна­ние.

На­уч­ное по­зна­ние — объек­тивное изу­чение ми­ра, не­зави­симое от взгля­дов и убеж­де­ний че­лове­ка.

На­уч­ное по­зна­ние воз­никло на ос­но­ве обы­ден­но­го по­зна­ния. Од­на­ко меж­ду ни­ми име­ют­ся су­щес­твен­ные раз­ли­чия.

Во-пер­вых, на­ука име­ет де­ло с осо­бым на­бором объек­тов ре­альнос­ти, не сво­димых к объек­там обы­ден­но­го опы­та. Для изу­чения объек­тов на­уки нуж­ны спе­ци­альные средс­тва и ору­дия, ко­торые не при­меня­ют­ся в обы­ден­ном по­зна­нии. На­ука ис­пользу­ет спе­ци­альную ап­па­рату­ру, из­ме­рительные инс­тру­мен­ты, поз­во­ля­ющие эк­спе­римен­тально изу­чать но­вые ти­пы объек­тов.

Во-вто­рых, на­ука ис­пользу­ет спе­ци­альный язык. В на­уке име­ет мес­то и язык обы­ден­ной ре­чи, но она не мо­жет только на его ос­но­ве опи­сывать объек­ты изу­чения. Обы­ден­ный язык прис­по­соб­лен для опи­сания объек­тов по­всед­невной прак­ти­ки че­лове­ка, на­ука же вы­ходит за рам­ки та­кой прак­ти­ки. По­нятия обы­ден­но­го язы­ка час­то бы­ва­ют не­чет­ки­ми, мно­гоз­начны­ми. Точ­ный их смысл мож­но по­нять только в про­цес­се об­ще­ния. На­ука же стре­мит­ся как мож­но бо­лее чет­ко сфор­му­лиро­вать свои по­нятия.

В про­цес­се на­коп­ле­ния на­уч­ных зна­ний язык на­уки по­сто­ян­но раз­ви­ва­ет­ся, по­яв­ля­ют­ся но­вые по­нятия, часть ко­торых мо­жет пос­те­пен­но вхо­дить в по­всед­невную речь. Нап­ри­мер, та­кие ра­нее спе­ци­альные на­уч­ные тер­ми­ны, как «элек­три­чес­тво», «компьютер» и дру­гие, ста­ли при­выч­ны­ми для всех сло­вами.

На­уч­ная ап­па­рату­ра и язык на­уки — это ре­зульта­ты уже по­лучен­ных зна­ний, но в то же вре­мя они ис­пользу­ют­ся для дальнейше­го ис­сле­дова­ния.

Научный сотрудник

К осо­бен­ностям на­уч­но­го по­зна­ния от­но­сит­ся и спе­цифи­ка на­уч­ных зна­ний. Их не всег­да мож­но про­верить опыт­ным пу­тем и при­менить на прак­ти­ке. На­ука вы­нуж­де­на при­водить до­каза­тельства но­вых зна­ний на ос­но­ве тех, ис­тинность ко­торых уже до­каза­на. В свя­зи с этим важ­ны­ми от­ли­чи­ями на­уч­но­го по­зна­ния от обы­ден­но­го выс­ту­па­ют вза­имос­вязь и сис­темность на­уч­ных зна­ний.

Це­ли на­уки обус­ловле­ны по­ис­ком ис­ти­ны.

В пе­ри­од за­рож­де­ния на­уки на­уч­ное по­зна­ние бы­ло свя­зано с от­ра­жени­ем только тех яв­ле­ний, ко­торые по­сто­ян­но име­ли мес­то в про­цес­се жиз­не­де­ятельно­сти че­лове­ка. Ана­лиз этих яв­ле­ний при­водил к оп­ре­делен­ным те­оре­тиче­ским вы­водам. В хо­де раз­ви­тия на­уч­но­го по­зна­ния ме­тоди­ка ис­сле­дова­ния из­ме­нилась. Уче­ные ста­ли сна­чала соз­да­вать иде­альные объек­ты в дан­ной на­уч­ной об­ласти, а за­тем пе­рено­сить их на прак­ти­ку. Та­ким об­ра­зом, по­яви­лись ги­поте­зы.

Ги­поте­за — на­уч­ное пред­по­ложе­ние, ис­тинность ко­торо­го тре­бу­ет до­каза­тельств.

Бла­года­ря выд­ви­жению ги­потез на­уч­ное по­зна­ние по­луча­ет воз­можность прог­но­зиро­вания раз­ви­тия тех или иных яв­ле­ний в бу­дущем. Так выд­ви­га­ют­ся те­ории.

Те­ория — осо­бый тип зна­ний, ко­торый объеди­ня­ет со­вокуп­ность по­нятий и вы­водов по ка­кому-ли­бо воп­ро­су в еди­ную сис­те­му.

Те­ории — это уже до­казан­ные на­уч­ные по­ложе­ния. Их мож­но наз­вать до­казан­ны­ми ги­поте­зами. Тем не ме­нее при при­мене­нии те­ории в каж­дом кон­крет­ном слу­чае но­вые дан­ные дол­жны быть вклю­чены в кон­текст до­каза­тельств.

На­уч­ное по­зна­ние от­ли­ча­ет­ся от обы­ден­но­го еще и ме­тода­ми поз­на­вательной де­ятельно­сти. Обы­ден­ное по­зна­ние ос­но­вано на чувс­твен­ном вос­при­ятии и ра­цио­нальном ос­мысле­нии уже су­щес­тву­юще­го объек­та. В на­уч­ном по­зна­нии не­ред­ко не­об­хо­димо сна­чала об­на­ружить сам объект по­зна­ния, на­при­мер: не­бес­ное те­ло — в ас­тро­номии, атом — в фи­зике и т.д. Изу­ча­емый объект вы­деля­ет­ся из со­вокуп­ности дру­гих эле­мен­тов при­роды и ис­сле­ду­ет­ся с по­мощью спе­ци­альных при­емов и ме­тодов.

Ме­тод — спо­соб ре­шения поз­на­вательных за­дач.

Ме­тодо­логия — при­мене­ние к пред­ме­ту ис­сле­дова­ния кон­крет­ных при­емов и ме­тодов на­уч­но­го по­зна­ния; на­ука, изу­ча­ющая ме­тоды на­уч­но­го по­зна­ния.

На­уч­ное по­зна­ние, в от­ли­чие от обы­ден­но­го, предъяв­ля­ет оп­ре­делен­ные тре­бова­ния и к субъек­там поз­на­вательной де­ятельно­сти. Для за­нятия на­укой не­об­хо­димы спе­ци­альная под­го­тов­ка, на­личие ба­зовых зна­ний и на­выков, вла­дение спе­ци­альны­ми средс­тва­ми ис­сле­дова­ния. Что­бы за­ниматься ка­кой-ли­бо на­укой, нуж­но по­лучить со­от­ветс­тву­ющие зна­ния в уч­режде­нии выс­ше­го об­ра­зова­ния. Субъект на­уч­но­го по­зна­ния дол­жен чет­ко по­нимать, что он ис­сле­ду­ет, как это сде­лать и для че­го это нуж­но, т.е. он дол­жен осоз­на­вать це­ли сво­ей де­ятельно­сти и знать средс­тва их дос­ти­жения. Целью лю­бого уче­ного, в ка­кой бы об­ласти на­уки он ни про­водил ис­сле­дова­ния, слу­жат по­иск объек­тивной ис­ти­ны и по­луче­ние но­вого зна­ния. Про­цесс по­зна­ния мо­жет быть пло­дот­ворным только тог­да, ког­да он осу­щест­вля­ет­ся на ос­но­ве объек­тивных за­конов раз­ви­тия пред­ме­та ис­сле­дова­ния. В свя­зи с этим ос­новной за­дачей на­уки ста­новит­ся вы­яв­ле­ние та­ких за­конов.

Сле­ду­ет от­ли­чать на­уч­ное по­зна­ние от раз­личных форм вне­на­уч­но­го по­зна­ния. К ним от­но­сят­ся:

  • ми­фоло­гия — до­на­уч­ное по­зна­ние, став­шее пред­по­сыл­кой воз­никно­вения на­уки;

  • лже­на­уч­ное по­зна­ние, ис­пользу­ющее в поз­на­вательной де­ятельно­сти до­мыс­лы и пред­рассуд­ки;

  • ан­ти­на­уч­ное по­зна­ние, на­мерен­но ис­ка­жа­ющее действи­тельно­сть;

  • обы­ден­ное по­зна­ние, вклю­ча­ющее по­всед­невный прак­ти­чес­кий опыт че­лове­ка.

Ре­зульта­ты на­уч­но­го по­зна­ния — на­уч­ные зна­ния — в большинс­тве слу­ча­ев ис­пользу­ют­ся на прак­ти­ке. То же мож­но ска­зать и о дру­гих ви­дах по­зна­ния. Од­на­ко в ос­но­ве ми­фоло­гичес­ко­го мыш­ле­ния ле­жит вы­мысел, ори­ен­ти­ру­ющий че­лове­ка на по­кор­ность си­лам при­роды. Лже­на­уч­ное и ан­ти­на­уч­ное по­зна­ния не в си­лах спо­собс­тво­вать дос­ти­жению по­ложи­тельных ре­зульта­тов прак­ти­чес­кой де­ятельно­сти в си­лу не­ис­тиннос­ти. На­конец, зна­ния, по­лучен­ные в ре­зульта­те обы­ден­но­го по­зна­ния, на­ходят воп­ло­щение в прак­ти­чес­кой де­ятельно­сти кон­крет­ных лю­дей или их групп в от­ли­чие от ре­зульта­тов на­уч­но­го по­зна­ния, ко­торые име­ют ог­ромное прак­ти­чес­кое зна­чение для все­го че­лове­че­ства. Кро­ме то­го, на­уч­ное по­зна­ние не пер­со­нифи­циро­вано. По его ре­зульта­там нельзя оха­рак­те­ризо­вать лич­ность ис­сле­дова­теля в от­ли­чие от ре­зульта­тов обы­ден­но­го по­зна­ния или ху­доже­ствен­но­го твор­чес­тва.

Студенты на лекции

В то же вре­мя на про­цесс и ре­зульта­ты на­уч­но­го по­зна­ния ока­зыва­ют вли­яние ми­ровоз­зре­ние, по­лити­че­ские и ре­лиги­оз­ные взгля­ды уче­ного, его цен­нос­тные ори­ен­та­ции, а так­же фак­то­ры внеш­ней со­ци­окультур­ной сре­ды. Так, от по­зиции ис­сле­дова­теля за­висит трак­товка яв­ле­ний в ис­то­риче­ской, по­лито­логи­чес­кой, фи­лософ­ской и дру­гих гу­мани­тар­ных на­уках. Кро­ме то­го, оцен­ка яв­ле­ний за­висит от об­ще­ствен­но­го строя, по­лити­ки го­сударс­тва, уров­ня раз­ви­тия зна­ний в дан­ную эпо­ху. К при­меру, ги­поте­зы, по-но­вому рас­смат­ри­вав­шие стро­ение Все­лен­ной, встре­чали не­гатив­ную ре­ак­цию Цер­кви, так как рас­хо­дились с ее док­три­ной.

Ана­лиз ис­то­риче­ско­го раз­ви­тия на­уки по­казы­ва­ет, что она час­то опе­режа­ет вре­мя и ре­зульта­ты на­уч­но­го по­зна­ния на­ходят при­мене­ние только в бу­дущем. Это еще раз до­казы­ва­ет зна­чение на­уки и ее роль в раз­ви­тии на­уч­но-тех­ни­че­ско­го и со­ци­ально­го прог­ресса.

В струк­ту­ре на­уч­но­го по­зна­ния вы­деля­ют два уров­ня:

  • эм­пи­риче­ский;

  • те­оре­тиче­ский.

Эм­пи­ричес­кий уро­вень свя­зан с чувс­твен­ным по­зна­ни­ем, за­дача ко­торо­го зак­лю­ча­ет­ся в по­луче­нии зна­ний на ос­но­ве чувс­твен­но­го опы­та. В от­ли­чие от сти­хийно­го чувс­твен­но­го по­зна­ния эм­пи­риче­ское яв­ля­ет­ся це­лена­прав­ленным вос­при­яти­ем ок­ру­жа­юще­го ми­ра (на­при­мер, це­лена­прав­ленный вы­бор объек­та ис­сле­дова­ния). На те­оре­тиче­ском уров­не фор­му­лиру­ют­ся прин­ци­пы, за­коны, соз­да­ют­ся те­ории, в ко­торых зак­лю­ча­ет­ся сущ­ность поз­на­ва­емых объек­тов. Каж­дый из этих уров­ней со­дер­жит на­бор ме­тодов по­зна­ния.

Лю­бому ви­ду че­лове­че­ско­го по­зна­ния свойствен­ны та­кие ме­тоды, как ана­лиз и син­тез, ин­дукция и де­дук­ция, абс­тра­гиро­вание и обоб­ще­ние и т.д. За ни­ми за­кре­пилось наз­ва­ние об­ще­логи­чес­кие ме­тоды по­зна­ния.

Ана­лиз — это ме­тод ис­сле­дова­ния це­лос­тно­го пред­ме­та пу­тем рас­смот­ре­ния его со­став­ля­ющих час­тей (сто­рон, приз­на­ков, свойств или от­но­шений) с целью их всес­то­рон­не­го изу­чения.

Син­тез — это обоб­ще­ние, све­дение в еди­ное це­лое дан­ных, по­лучен­ных пу­тем ана­лиза ра­нее вы­делен­ных час­тей (сто­рон, приз­на­ков, свойств или от­но­шений) пред­ме­та.

Ана­лиз и син­тез — это на­ибо­лее прос­тые и в то же вре­мя на­ибо­лее уни­вер­сальные при­емы по­зна­ния.

В про­цес­се ис­сле­дова­ния уче­ному час­то при­ходит­ся де­лать вы­воды об изу­ча­емом объек­те на ос­но­ве све­дений об уже из­вес­тных объек­тах. При этом вы­воды об от­дельных яв­ле­ни­ях мо­гут стро­иться на ос­но­ве об­щих прин­ци­пов и на­обо­рот. Та­кие умо­зак­лю­чения на­зыва­ют­ся ин­дукци­ей и де­дук­ци­ей. Ин­дукция — это та­кой ме­тод ис­сле­дова­ния, при ко­тором об­щий вы­вод де­ла­ет­ся на ос­но­ве час­тных по­сылок (от час­тно­го к об­ще­му). Де­дук­ция — это ме­тод ис­сле­дова­ния, пос­редс­твом ко­торо­го из об­щих по­сылок сле­ду­ет зак­лю­чение час­тно­го ха­рак­те­ра (от об­ще­го к час­тно­му).

Од­ним из об­ще­логи­чес­ких ме­тодов по­зна­ния слу­жит абс­тра­гиро­вание. Оно зак­лю­ча­ет­ся в от­вле­чении от ря­да свойств изу­ча­емо­го яв­ле­ния с од­новре­мен­ным вы­деле­ни­ем ин­те­ресу­ющих ис­сле­дова­теля свойств. В ре­зульта­те мож­но со­пос­та­вить внеш­не не­сопос­та­вимые яв­ле­ния, в свя­зи с чем соз­да­ет­ся ос­но­ва для объеди­нения их в еди­ный вид (на­при­мер, класс жи­вот­ных, по­роды ми­нера­лов и др.). Та­кое объеди­нение про­ис­хо­дит с уче­том об­щих приз­на­ков. В этом слу­чае ис­пользу­ет­ся ме­тод обоб­ще­ния, т.е. вы­деле­ние об­щих приз­на­ков и свойств.

В хо­де про­цес­са по­зна­ния мо­жет вы­яс­ниться, что свойства изу­ча­емо­го объек­та сов­па­да­ют со свойства­ми уже изу­чен­но­го. В ре­зульта­те мож­но сде­лать вы­вод о сходс­тве са­мих объек­тов. Та­кой ме­тод ис­сле­дова­ния на­зыва­ет­ся ана­логи­ей.

Близ­ким по смыс­лу к ана­логии выс­ту­па­ет ме­тод мо­дели­рова­ния, т.е. со­зда­ние ко­пии изу­ча­емо­го объек­та для изу­чения ори­гина­ла с од­ной из сто­рон. Мо­дель мо­жет от­ли­чаться от ори­гина­ла раз­ме­ром, фор­мой и др., но дол­жна пов­то­рять те свойства объек­та, ко­торые под­ле­жат изу­чению. Важ­ное свойство мо­дели — это ее удобс­тво для ис­сле­дова­ния, осо­бен­но в том слу­чае, ког­да изу­чение ори­гина­ла по ка­ким-ли­бо при­чинам зат­рудни­тельно. Иног­да изу­чение объек­та по его мо­дели дик­ту­ет­ся эко­номи­че­ски­ми со­об­ра­жени­ями (она де­шев­ле ори­гина­ла). Мо­дели мо­гут быть ма­тери­альны­ми и иде­альны­ми. Пер­вые — это ре­альные объек­ты, а вто­рые — стро­ят­ся в со­зна­нии ис­сле­дова­теля и изоб­ра­жа­ют­ся в зна­ковой фор­ме, на­при­мер в ви­де ма­тема­тичес­ких фор­мул. В нас­то­ящее вре­мя все большее рас­простра­нение по­луча­ет компьютер­ное мо­дели­рова­ние, ос­но­ван­ное на ис­пользо­вании спе­ци­альных прог­рамм.

Компьютерное моделирование стадиона

К ме­тодам эм­пи­риче­ско­го на­уч­но­го по­зна­ния от­но­сят­ся наб­лю­дение, опи­сание, срав­не­ние, эк­спе­римент.

Наб­лю­дение — це­лена­прав­ленное вос­при­ятие изу­ча­емых объек­тов. Это не пас­сивное со­зер­ца­ние, а ак­тивная де­ятельность, вклю­ча­ющая ра­цио­нальные фак­то­ры. Эле­мен­та­ми эм­пи­риче­ско­го по­зна­ния слу­жат сам наб­лю­датель, объект наб­лю­дения и средс­тва наб­лю­дения (при­боры, тех­ни­че­ские средс­тва и т.д.). Наб­лю­дение ни­ког­да не бы­ва­ет сти­хийным. Оно всег­да ос­но­вано на на­уч­ной идее, ги­поте­зе, пред­по­ложе­нии.

Наб­лю­дение свя­зано с опи­сани­ем, ко­торое за­креп­ля­ет и пе­реда­ет ре­зульта­ты наб­лю­дения с по­мощью оп­ре­делен­ных зна­ковых средств (схем, ри­сун­ков, гра­фиков и цифр). Опи­сание мо­жет быть ко­личес­твен­ным и ка­чес­твен­ным. Ко­личес­твен­ное опи­сание за­креп­ля­ет дан­ные из­ме­рений, т.е. циф­ро­вые дан­ные, с по­мощью ко­торых осу­щест­вля­ет­ся срав­не­ние объек­тов. При этом не­об­хо­димо, что­бы еди­ницы из­ме­рения сов­па­дали или мог­ли быть пе­рево­димы од­на в дру­гую. Ка­чес­твен­ное опи­сание фик­си­ру­ет сущ­ность объек­тов, их ка­чес­твен­ные ха­рак­те­рис­ти­ки (уп­ру­гость ма­тери­алов, теп­лопро­вод­ность и т.д.).

С наб­лю­дени­ем и срав­не­ни­ем свя­зан ме­тод эк­спе­римен­та. В этом слу­чае ис­сле­дова­тель ак­тивно вли­яет на изу­ча­емый объект, соз­да­вая спе­цифи­чес­кие ус­ло­вия с целью по­луче­ния оп­ре­делен­ных ре­зульта­тов. Осо­бен­ность эк­спе­римен­та со­сто­ит в том, что ис­сле­дова­тель мо­жет мно­гок­ратно пов­то­рять воз­действие на пред­мет. Од­на­ко он не мо­жет соз­да­вать свойства пред­ме­та, он мо­жет их только вы­яв­лять. Кро­ме то­го, в про­цес­се эк­спе­римен­та час­то воз­ни­ка­ют но­вые проб­ле­мы, ко­торые ста­новят­ся сти­мулом для дальнейше­го ис­сле­дова­ния.

К ме­тодам те­оре­тиче­ско­го на­уч­но­го по­зна­ния от­но­сят­ся ме­тод фор­ма­лиза­ции, ак­си­ома­тичес­кий ме­тод, ме­тод вос­хожде­ния от абс­трак­тно­го к кон­крет­но­му, ло­гичес­кий и ис­то­риче­ский ме­тоды.

Ме­тод фор­ма­лиза­ции зак­лю­ча­ет­ся в пос­тро­ении абс­трак­тных мо­делей, рас­кры­ва­ющих сущ­ность яв­ле­ний. При этом ин­форма­ция об объек­те ис­сле­дова­ния фик­си­ру­ет­ся зна­ками, фор­му­лами и т.д.

Сле­ду­ющий ме­тод — ак­си­ома­тичес­кий. Он со­сто­ит в выд­ви­жении ис­ходных по­ложе­ний, не тре­бу­ющих до­каза­тельств, на ос­но­ве ко­торых стро­ит­ся оп­ре­делен­ная сис­те­ма вы­водов. Ут­вер­жде­ние, до­каза­тельство ис­тиннос­ти ко­торо­го не тре­бу­ет­ся, на­зыва­ет­ся ак­си­омой. Та­кой ме­тод ча­ще все­го при­меня­ет­ся в ма­тема­тичес­ких на­уках.

За­дача на­уч­но­го по­зна­ния со­сто­ит в том, что­бы дать це­лос­тный об­раз ис­сле­ду­емо­го яв­ле­ния. Лю­бое яв­ле­ние действи­тельно­сти мож­но пред­ста­вить как кон­крет­ное пе­реп­ле­тение са­мых раз­личных свя­зей. Те­оре­тичес­кое ис­сле­дова­ние вы­деля­ет эти свя­зи и от­ра­жа­ет их с по­мощью оп­ре­делен­ных на­уч­ных абс­трак­ций. Но прос­той на­бор та­ких абс­трак­ций еще не да­ет пред­став­ле­ния о при­роде яв­ле­ния, о про­цес­сах его фун­кци­они­рова­ния и раз­ви­тия. Для то­го что­бы соз­дать та­кое пред­став­ле­ние, не­об­хо­димо мыс­ленно вос­про­из­вести объект во всей пол­но­те и слож­ности его свя­зей и от­но­шений. Та­кой при­ем ис­сле­дова­ния на­зыва­ет­ся ме­тодом вос­хожде­ния от абс­трак­тно­го к кон­крет­но­му. При­меняя его, ис­сле­дова­тель вна­чале на­ходит глав­ную связь изу­ча­емо­го объек­та, а за­тем, шаг за ша­гом прос­ле­живая, как она ви­до­из­ме­ня­ет­ся в раз­личных ус­ло­ви­ях, от­кры­ва­ет но­вые свя­зи, ус­та­нав­ли­ва­ет их вза­имо­действия и та­ким пу­тем отоб­ра­жа­ет во всей пол­но­те сущ­ность изу­ча­емо­го объек­та.

Осо­бые при­емы ис­сле­дова­ния при­меня­ют­ся при пос­тро­ении те­оре­тиче­ских зна­ний о слож­ных, ис­то­риче­ски раз­ви­ва­ющих­ся объек­тах. Та­кие объек­ты ча­ще все­го не мо­гут быть вос­про­из­ве­дены в опы­те. Нап­ри­мер, не­воз­можно в опы­те вос­про­из­вести ис­то­рию воз­никно­вения че­лове­ка, ис­то­рию ка­кого-ли­бо на­рода и т.д. На­уч­ные зна­ния о та­ких объек­тах по­луча­ют пос­редс­твом ис­то­риче­ско­го и ло­гичес­ко­го ме­тодов ис­сле­дова­ния.

В ос­но­ве ис­то­риче­ско­го ме­тода ле­жат изу­чение ре­альной ис­то­рии в ее кон­крет­ном мно­го­об­ра­зии, вы­яв­ле­ние ис­то­риче­ских фак­тов и на этой ос­но­ве та­кое мыс­ли­тельное вос­со­зда­ние ис­то­риче­ско­го про­цес­са, при ко­тором рас­кры­ва­ет­ся ло­гика, за­коно­мер­ность его раз­ви­тия.

Ло­гичес­кий ме­тод рас­кры­ва­ет объек­тивную ло­гику ис­то­рии пу­тем изу­чения ис­то­риче­ско­го про­цес­са на выс­ших ста­ди­ях его раз­ви­тия. Та­кой под­ход воз­мо­жен по­тому, что на выс­ших ста­ди­ях раз­ви­тия ис­то­рия сжа­то вос­про­из­во­дит ос­новные чер­ты сво­ей пред­шес­тву­ющей эво­люции. И в ис­то­риче­ском, и в ло­гичес­ком ме­тоде пред­по­лага­ет­ся ис­сле­дова­ние эм­пи­риче­ской ба­зы — ре­альных ис­то­риче­ских фак­тов. На этой ос­но­ве выд­ви­га­ют­ся ги­поте­зы, ко­торые тран­сфор­ми­ру­ют­ся в те­оре­тиче­ское зна­ние о за­коно­мер­ностях ис­то­риче­ско­го про­цес­са.

Все ме­тоды на­уч­но­го по­зна­ния всег­да ис­пользу­ют­ся в ком­плек­се. Их кон­крет­ная ком­би­нация оп­ре­деля­ет­ся осо­бен­ностя­ми изу­ча­емо­го объек­та, спе­цифи­кой ис­сле­дова­ния. С раз­ви­ти­ем на­уки раз­ви­ва­ет­ся и сис­те­ма ее ме­тодов, фор­ми­ру­ют­ся но­вые при­емы и ме­тоды ис­сле­дова­тельской де­ятельно­сти. С раз­ви­ти­ем компьюте­риза­ции за­гово­рили о ме­тодах компьютер­но­го ана­лизапос­тро­ении вир­ту­альных мо­делей. В свя­зи с этим за­дача ме­тодо­логии со­сто­ит не только в кон­ста­тации уже из­вес­тных ме­тодов ис­сле­дова­тельской де­ятельно­сти, но и в вы­яс­не­нии пер­спек­тив их раз­ви­тия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!