СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука в современном обществе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  данного урока может оказаться полезен учителю для подготовки к уроку и для его проведения и организации самостоятельной/групповой работы обучающихся в классе и дома.

Просмотр содержимого документа
«Наука в современном обществе»

П.11. Наука в современном обществе.

НАУКАсфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём.

ПРИЗНАКИ НАУКИ:

- наука объясняет мир, используя особый язык: формулы, символы, знаки, понятия; математика оперирует цифрами, химия – условными знаками, обозначающими химические элементы

- проверка полученных результатов исследования разными способами: от логичного объяснения до сложного эксперимента с использованием сложных приборов и дорогостоящего оборудования.

4) Имеет дело с научными фактами.

5) Даёт систематизированные знания.

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ:

  1. Естествознание – включает в себя науки, изучающие природу - биологию, химию и др.

  2. Технознание - включает в себя науки о создании и развитии техники, такие как информатика, кораблестроение, машиностроение, космонавтика, электротехника и др.

  3. Обществознание - включает в себя науки, изучающие общество: история, экономика, политология, социология, правоведение, культурология

  4. Человекознание – науки о человеке: психология, анатомия, медицина, антропология, этнография, лингвистика и многие другие ГУМАНИТАРНЫЕ науки.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ+ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ=СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

(изучают и общество и человека)

НАУКА – особая сфера деятельности людей, направленная на получение объективных теоретических знаний об окружающем мире.

УЧЁНЫЕ – люди, профессионально занятые научной деятельностью.

НАУКА – это система организаций и учреждений, в которых создаются научные знания. К ним относятся научные лаборатории, институты, академии, центры и т.д.

1955г. – группой известных учёных был написан МАНИФЕСТ РАССЕЛА-ЭЙНШТЕЙНА, который положил начало антивоенному движению учёных, выступающих за мир, разоружение, предотвращение мировой ядерной войны и научное сотрудничество.

ФУНКЦИИ НАУКИ

  1. Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е. производство нового научного знания.

  2. Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, ее главная цель – разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоз­зренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом играет философия.

  3. Производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.

  4. Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь образовательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность, политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

  5. Описательная функция – сбор и накопление данных, фактов. С этой функции (этапа) начинается любая наука, т.к. она может базироваться только на большом количестве фактического материала. Так, например, научная химия могла появиться только тогда, когда ее предшественниками – алхимиками был накоплен огромный фактический материал о химических свойствах различных веществ.

  6. Объяснительная функция – объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов.

  7. Обобщающая функция – формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты. В качестве классических примеров можно привести классификацию биологических видов К. Линнея, теорию эволюции Ч. Дарвина, периодический закон Д.И. Менделева.

  8. Прогностическая (предсказательная) функция – научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления. Так, например, были открыты планеты Уран, Нептун, Плутон, с точностью до секунд астрономы могут рассчитать столкновение Земли с какой-либо кометой и т.д.

Прочитайте параграф и ответьте на вопросы по его тексту:

  1. Что такое Нобелевская премия?

  2. Кто из учёных – наших соотечественников – является лауреатом Нобелевской премии? За какие достижения?

  3. Что такое плагиат?

  4. Частью какой сферы жизни общества является наука?

  5. Частью какой сферы жизни общества является образование?

  6. Когда и кем была учреждена Российская академия наук (РАН)?






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!