П.11. Наука в современном обществе.
НАУКА – сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём.
ПРИЗНАКИ НАУКИ:
- наука объясняет мир, используя особый язык: формулы, символы, знаки, понятия; математика оперирует цифрами, химия – условными знаками, обозначающими химические элементы
- проверка полученных результатов исследования разными способами: от логичного объяснения до сложного эксперимента с использованием сложных приборов и дорогостоящего оборудования.
4) Имеет дело с научными фактами.
5) Даёт систематизированные знания.
ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ:
Естествознание – включает в себя науки, изучающие природу - биологию, химию и др.
Технознание - включает в себя науки о создании и развитии техники, такие как информатика, кораблестроение, машиностроение, космонавтика, электротехника и др.
Обществознание - включает в себя науки, изучающие общество: история, экономика, политология, социология, правоведение, культурология
Человекознание – науки о человеке: психология, анатомия, медицина, антропология, этнография, лингвистика и многие другие ГУМАНИТАРНЫЕ науки.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ+ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ=СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
(изучают и общество и человека)
НАУКА – особая сфера деятельности людей, направленная на получение объективных теоретических знаний об окружающем мире.
УЧЁНЫЕ – люди, профессионально занятые научной деятельностью.
НАУКА – это система организаций и учреждений, в которых создаются научные знания. К ним относятся научные лаборатории, институты, академии, центры и т.д.
1955г. – группой известных учёных был написан МАНИФЕСТ РАССЕЛА-ЭЙНШТЕЙНА, который положил начало антивоенному движению учёных, выступающих за мир, разоружение, предотвращение мировой ядерной войны и научное сотрудничество.
ФУНКЦИИ НАУКИ
Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е. производство нового научного знания.
Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, ее главная цель – разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом играет философия.
Производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.
Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь образовательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность, политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.
Описательная функция – сбор и накопление данных, фактов. С этой функции (этапа) начинается любая наука, т.к. она может базироваться только на большом количестве фактического материала. Так, например, научная химия могла появиться только тогда, когда ее предшественниками – алхимиками был накоплен огромный фактический материал о химических свойствах различных веществ.
Объяснительная функция – объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов.
Обобщающая функция – формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты. В качестве классических примеров можно привести классификацию биологических видов К. Линнея, теорию эволюции Ч. Дарвина, периодический закон Д.И. Менделева.
Прогностическая (предсказательная) функция – научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления. Так, например, были открыты планеты Уран, Нептун, Плутон, с точностью до секунд астрономы могут рассчитать столкновение Земли с какой-либо кометой и т.д.
Прочитайте параграф и ответьте на вопросы по его тексту:
Что такое Нобелевская премия?
Кто из учёных – наших соотечественников – является лауреатом Нобелевской премии? За какие достижения?
Что такое плагиат?
Частью какой сферы жизни общества является наука?
Частью какой сферы жизни общества является образование?
Когда и кем была учреждена Российская академия наук (РАН)?