Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельностьучащихся |
Орг/момент Психологический настрой на урок Деление на группы | Приветствие учителя с уча/ся Настраивает класс на урок С добрым утром начат день! Первым делом гоним лень, На уроке - не зевать По сезону дня рождений(лето, зима, осень, весна) 3 группы | Приветствуют учителя Настраиваются на урок делятся на группы |
Блиц - опрос | Повторим материал предыдущих уроков 1.Назовите на какие группы делятся предложения? 2.Какие предложения называются односоставными? 3.Чем они отличаются от двусоставных предложений? 4.Какие виды односоставных предложений вы знаете? | Ответы учащихся на вопросы |
Этап вызова «Лингвистическая разминка» | Определите вид предложений -Мне нездоровится -Мальчики побежали в лес -В дверь постучались -Уходим завтра в море Ребята, а какое сейчас время года? Поэты по-разному описывали зимнее время года. Кто-то восхищался, кто-то сетовал на морозы, а кто-то просто констатировал факт наступления зимы. Послушайте строки из стихотворений разных поэтов. Снег да снег. Всю избу замело… (А.Блок) Кругом зима. Жестокая пора! (А.Фет) Мороз и солнце. День чудесный (А.С.Пушкин) Выделяем грамматические основы. Чем отличаются эти предложения от других односоставных предложений? Как называются такие предложения? Итак, мы с вами определили тему нашего урока. | Группы определяют вид предложений Зима В них только один главный член предложения- подлежащее.Назывные предложения. Записывают дату, тему урока. |
Изучение новой темы | Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член –подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Утро. Лес. Где назывные предложения чаще всего употребляются? Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку. С частицами вот, вон назывные предложения приобретают указательное значение. Вот моя деревня. Вот мой дом родной. Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Зимний дуб. Вечер. | Ученики внимательно слушают учителя Ответы учащихся |
Этап осмысления Работа с учебником Письменная работа групп Групповая работа Работа с текстом по методу Жигсо | Стр.117 прочитать стихи и найти назывные предложения Прочитайте стихотворения, перепишите и найдите назывные предложения 1гр. Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, 2гр. Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!.. А.А.Фет. 3гр. Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина Полная луна. Свет небес далёких, И блестящий снег, И саней далёких Одинокий бег А.А.Фет. Вот и зима пришла. На улице холодно. День был морозный. Хочется пробежаться по только что выпавшему снегу. Выйдешь на улицу – безлюдно. Ветерок. Во дворе на ветке сидит снегирь. Серо-белое низкое небо. Пушистый непримятый снег. Снежные крупные хлопья. Тихо. Мягко. Пышно. Бело. Запах с дымком. Топят печь. Иду и радуюсь. Красота! | В стихотворениях находят назывные предложения Каждая группа читает свои стихи, переписывают в тетрадь и подчёркивают назывные предложения Работают по тексту. Находят в своих абзацах назывные предложения Ветерок. Серо-белое низкое небо. Пушистый непримятый снег Снежные крупные хлопья. Запах с дымком. Красота! |
Физминутка | Я начинаю, а вы закончите предложения Сейчас мы изучаем …. В них только один член … С частицами вот, вон приобретают… А в казахском языке есть назывные предложения? Как они называются? | Ответы учащихся Назывные предложен. Подлежащее Указательное значение Атаулы сөйлем |
Парная работа Работа по карточке | Задание «Назови одним словом», переведи на каз/язык 1.Устное народное творчество 2.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на праздничное или летнее время 3.Руководитель предприятия или учебного заведения 4.Получает оценки в школе | Работают в паре, взаимопроверка Фольклор Каникулы Директор ученик |
Творческая работа | 1гр- составляет синквейн 2 гр- составляет кластер 3 гр – краткое сообщение | выступление групп |
Распределитель – ное задание | Из упр.№1 стр. 116 выписать назывные предложения в 2 столбика: Распрост. Нераспрост. | пишут на доске назыв-ные предложения, распределяя в 2 столбика |
Тест Индивидуальная работа | 1.Укажите назывное предложение А) День сменяет ночь Б) Я люблю эту ночь С) Тёмная ночь 2.Определите назывное предложение с указательным значением А) Вот моя школа Б) Декабрь С) Холодная зима 3.Выделите распространённое назывное предложение А) Школа – интернат Б) Журнал «Здоровье» С) Яркие тёплые дни 4.Укажите односоставное предложение А) Ещё в полях белеет снег Б) Ночь. Вокруг тишина С) А воды уж весной шумят | по ключику проверяют себя и оценивают |
Подведение итогов | Мы рассмотрели назывные предложения как односоставные предложения с одним главным членом – подлежащим, научились находить назывные предложения, отличать их от других видов односоставных предложений и от предложений двусоставных. Для чего нужны назывные предложения и где они чаще всего употребляются? | Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе и с их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку |
Домашнее задание | Из поэзии Некрасова, Фета, Есенина выписать 5 наз/пред. | Записывают дом/задан. |
Рефлексия | Ответы на вопросы по слайду Интересно: Что было интересно на уроке? Творчество: Каким творчеством вы занимались? Обучение: Чему научились? Главное: Что вы узнали на уроке? Что сегодняшний урок принёс мне? | Рефлексия по вопросам |
Оценивание | Выставление оценок за урок | |