2.1 Повторение пройденного материала(правописание НЕ с разными частями речи). Графический диктант. Постановка проблемной ситуации. Цель для учителя: выделить проблемную ситуацию Цель для учеников: повторить орфограммы « Не с глаголами», « Раздельное и слитное написание не с причастиями» Задачи: уметь определять выбор написания не со словами, выделить проблему написания не с деепричастиями 2. 2 Целеполагание и мотивация. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Сообщение темы урока, постановка цели урока Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: уметь ставить цели урока. Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока. 3. Изучение нового материала. 3.1 . Объяснение нового материала. Исследование. Поиск решения: открытие нового, формулирование правила. Цель для учителя: показать закономерность слитного и раздельного написания не с деепричастиями. Цели для учеников: сравнить написание деепричастий, сделать выводы Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы 3.2. Работа с правилом 3.3 Составление алгоритма Цель для учителя: научить обучающихся сделанные выводы, записать алгоритм Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в алгоритм. 3.4 Тренировочное упражнение: объясни-тельный диктант Физкультминутка Цель для учителя: снять напряжение мышц и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение мышц. Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье. 4. Осмысление и закрепление изученного 4.1 Упражнение-игра «Четвертый лишний» 4.2. Работа в паре. (раздаточный материал ) Цель для учителя: закрепить умения и навыки учащихся по теме, умение различать буквы и звуки, видеть их смыслоразличительную роль. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике. Задачи: формировать умение работать в группе; отрабатывать навык анализировать и делать выводы, обобщать. 4.3 . Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель для учителя : выявить качество усвоения материала. Цели для учеников: показать степень усвоения материала. Задачи: проверить полученные знания, умения, навыки. 5. Рефлексии. Подведение итогов.Цель для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы. 6. Домашнее задание. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения . Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке. Задачи: закрепление изученного материала, контроль | Регулятивные: коррекция, оценивание Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания. Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество с учителем Личностные: стремятся развивать внимание. Регулятивные: прогнозирование Личностные: стремятся развивать внимание. Регулятивные: прогнозирование, Познавательные: поиск информации, структуирование инфор-мации, построение выска-зываний, выбор способов действий. Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество с учителем. Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: выражение мыслей Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли Личностные: стремятся развивать внимание. Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом. Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают в паре, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли. Личностные: развивают навыки сотрудничества. Регулятивные: коррекция знаний. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные .-построение логической цепи рассуждений, контролируют результаты деятельности. Регулятивные - оценка-осознание качества уровня усвоения Pегулятивные. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные .— умение выражать свои мысли, правильно, грамотно составлять предложения | Организует работу, объясняет цели. Задание: - Рассмотрите таблицу, прочитайте словосочетания. Что объединяет все эти словосочетания? Слайд 3 -Вспомните правило о правописании НЕ с разными частями речи и выполните графический диктант -Для тех, кто допустил ошибки, первое домашнее задание – повторить правило правописания НЕ с данной частью речи - Какое возникло затруднение в последнем словосочетании? Почему возникло затруднение в написании не с деепричастиями? Что еще мы не знаем о деепричастии? -Как пишется НЕ с существительными, прилага-тельными, глаголами и причастиями нам известно, а как пишется НЕ с деепричастием, мы узнаем сегодня на уроке. Следовательно, какова тема нашего сегодняшнего урока? …. - Какие цели поставим? Слайд 5. Послушайте лингвистическую сказку «Фамильная ненависть». Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица НЕ стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить частицу НЕ с Глаголом, но ничего у них не получалось. НЕ при всяком удобном случае заявляла: «Не хочу! Не буду! Не пишите нас вместе!» Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и не мог употребляться с амостоятельно. «Ненавижу! Негодую! Недоумеваю! Мне от всего этого нездоровится, но и глаголу несдобровать!» - мрачно изрекала частица НЕ, вынужденная стоять рядом с Глаголом. Так и шло из поколения в поколение. Частица НЕ так не любит Глагол, что не признает и его глагольную форму – Деепричастие, на которое распространяется ее ненависть: так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Как вы думаете, в каких? - Проведем исследование, – Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом. Слайд 6. – Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили? – Сделайте вывод о написании не с деепричастиями Кому трудно это сделать самостоятельно, обратитесь к правилу в учебнике на стр. 82 Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказываю соседу по парте. – Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? Проецирование итоговой таблицы Слайд 8 - Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием или глаголом? - Попробуйте применить алгоритм и объяснить правописание не с деепричастиями Слайд 10 К первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения сам, к остальным – отдельные учащиеся, (сначала сильный, потом слабый); последние два примера самостоя-тельная взаимопроверка. Контролирует выполнение правильности упражнений. Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Вытянув руки, Разминаем пальчики. Плечи поднимаем, Головой вращаем. Закрыв глаза, отдохнем, Заниматься вновь начнем! (Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?» Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза». Задание проецируется на доске Слайд 11-12 Докажите, что перед нами текст Слайд 13 – Озаглавьте текст – Определите стиль текста (докажите соседу) – Определите тип речи (докажите соседу) У кого в паре произошли разногласия? - Выпишите деепричастия, в которых допущены ошибки, исправьте , обозначьте изученную орфограмму. Для сильных учащихся: Попробуйте применяя алгоритм, распределить слова в две группы: 1. Раздельное написание 2. Слитное написание Запишите предложения, раскрыв скобки и поставив знаки препинания Проецируется слайд с предложениями Слайд 14 По какой теме мы сегодня работали на уроке? - Какую цель мы ставили в начале урока? - Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке? Слайд 15 - Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании НЕ с деепричастиями. - Как нужно действовать, чтобы правильно написать НЕ с деепричастием. Выставляем оценки за урок: самооценка Параграф30 выучить, упражнение195 или сочинение на тему «Что такое доброта?» с использование м деепричастий с частице не | Выполняют графический диктант (Приложение 3-4) с самопроверкой и самооценкой Самопроверка. Слайд 4 Ставят «5», если ошибок нет. Рассказывают правило. Выделяют слово, в котором возникло затруднение. Вывод делают учащиеся Тему и цели урока называют учащиеся Тему записывают в тетради. (Приложение 5.) НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями). Делают вывод. Вывод проецируется на доске Слайд 7 Читают правило вслух Записывают слова .Обозначают орфограмму графически по образцу учебника НЕ с глаголами Составление алгоритма. Слайд 9 1. Определить часть речи. 2 . Проверить - употребляется слово без не. Д а Нет Раздельно Слитно Дети записывают в тетрадь. Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),ненавидя(без НЕ не употр.). У кого нет ошибок, ставит на полях «5» Выполняют действия Учащиеся записывают в тетради, исключая «лишнее» слово. (Приложение 6) Самопроверка (Приложение 7) (если ошибок нет, ставят «5») Предложения связаны по смыслу и грамматически. Песня волчицы. (Раздаточный материал. Приложение 8) Художественный, т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи Повествование, т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций. Выполняют взаимопроверку. (если все верно, ставят «5») Записывают предложения, графически обозначая орфограммы Учащиеся пишут на листочках.. (Приложение 9) Выборочно читают. |