СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не традиционные методы логопедической работы с детьми с ТМНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приемы работы развития коммуникативных навыков у детей с ТМНР на уроках логопедии. 

Просмотр содержимого документа
«Не традиционные методы логопедической работы с детьми с ТМНР»

Доклад учителя – логопеда Чинных Д.С. по теме самообразования на 2023-2024 уч.г

«Нетрадиционные методы и приемы учителя – логопеда в работе с обучающимися с ТМНР»

Думаю, каждый человек и педагог знает, что детей с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) становится с каждым годом всё больше и больше. И для комплексной коррекционно – развивающей работы нужны разнообразные методы и приёмы. Но перед тем, как с ними познакомится, необходимо понять особенности развития таких обучающихся.

Итак, прежде всего ТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития – то есть, это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д. (источник Информационно-методический сборник для специалистов под ред. А.Л. Битовой, директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О.С. Бояршиновой, канд. биол. Наук. Год изд. 2017 г.).

Далее рассмотрим более подробно особенности речевого развития. У детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития отмечается нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического, значительно затруднено формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации и постоянной логопедической коррекции.

Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Специфика эмоционально-волевой сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях.

Двигательные нарушения также часто встречаются у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения. Особенности моторной сферы характеризуются нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий (бег, прыжки и др.) и навыков несложных трудовых действий. У детей с ТМНР нередко наблюдаются нарушения зрения или слуха (а иногда и их сочетание), от незначительных проблем до полной потери.

Детям с ТМНР нередко свойственен очень медленный темп реагирования, их ответы могут быть очень слабыми и необычными. Часто бывает мало опыта взаимодействия с предметами. Кроме того, им может быть сложно самостоятельно улавливать связи между объектами, событиями и символами. Тяжелые двигательные и сенсорные нарушения (а особенно их сочетание) приводят к тому, что ребенок не получает достаточное количество зрительных, слуховых, тактильных или других стимулов. Таким образом, педагогам, специалистам и родителям, воспитывающим детей с ТМНР, важно понимать, что тяжёлые и множественные нарушения развития представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания нарушений.

Поэтому логопедическая работа с рассматриваемой категорией детей осуществляется комплексная и она влияет не только развитие коммуникации, но и ВПФ в целом.

В коррекционно-развивающей направленности, а именно логопедическом сопровождении цель работы: развитие коммуникативных навыков доступными для детей средствами общения и высших психических функций. Из этого вытекают следующие задачи:

  1. Развитие коммуникативных навыков (вербальных и невербальных);

  2. Развитие обращенной речи доступными для обучающегося способами;

  3. Развитие просодической стороны речи;

  4. Создание условий для возникновения речевой активности ребенка и применение усвоенного речевого материала в быту, играх, занятиях и т.п.;

  5. Развитие крупной и мелкой моторики;

  6. Развитие зрительного внимания, памяти;

  7. Развитие слухового внимания и восприятия;

  8. Развитие речевого дыхания, артикуляции.

И список задач может как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от особенной развития каждого ребенка. Стоит отметить, что немалое количество детей без речевых, которым сложно взаимодействовать с окружающими, особенно детям с расстройствами аутистического спектра.

В своей работе для меня важен индивидуальный подход, поэтому в большинстве случаев ведется индивидуальное занятие по 20 минут, так как ребенок утомляется и необходимо быстро, но качественно проводить урок. Поэтому для себя я выделила несколько нетрадиционных методов и приемов, которые комплексно воздействуют на развитие ребенка в целом и положительно воздействую на эмоционально – волевую сферу.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь.

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Все игры, с применением песочной терапии, делятся на три направления: Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка. Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки.

Музыкотерапия – это метод, в основе которого лежит оздоровительное воздействие музыки на человека, который подходит всем. В логопедии музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики. Вы увидите, что малыш танцует, двигается в такт музыки, притопывает, прихлопывает с удовольствием.

Нейроигры - способствуют развитию и активизации познавательных процессов как: внимание, память, мышление, воображение, развитие межполушарного взаимодействия, пространственной ориентации и зрительной координации.

Арт-терапия - терапия искусством ‒ возникла из идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психических заболеваний с помощью живописи. Суть арт-терапии заключается в терапевтическом, корректирующем воздействии художественных приемов на субъектов и проявляется в реконструкции и выходе из травмирующей ситуации. Все это происходит через создание произведений искусства, перевод внутренних переживаний во внешнюю форму и создание новых положительных эмоций и чувств. Арт-терапия, широко используется в логопедии для установления контакта с ребенком и включения его в учебный процесс.

Метод замещающего онтогенеза – это воздействие на сенсомоторный уровень, с учётом общих закономерностей онтогенеза, вызывает активизацию высших психических функции (ВПФ).

Из всего вышесказанного можно сказать о том, что логопедическое сопровождение важно для развития детей с ТМНР, а именно применение разнообразных методов, доступных для понимания обучающихся в комплексном применение, направленных на развитие коммуникативных навыков и ВПФ.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!