МКОУ «ТЛЯРАТИНСКАЯ СОШ» ИМ. А.С. САЙПУЛАЕВА
МР «ТЛЯРАТИНСКИЙ РАЙОН»
МЕРОПРИЯТИЕ:
«Неделя русского языка и литературы»
Учитель русского языка и литературы
Абдулаева Саида Магомедалиевна
с. Тлярата 2017 г.
Оглавление
Введение. Пояснительная записка
Основная часть. Методическая разработка предметной недели
Глава 1. Цели и задачи
Глава 2. Основные принципы и мероприятия предметной недели
Заключение. Некоторые выводы и результаты Недели русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предметная неделя давно уже является эффективным средством воспитания любви и внимания к предметам в школе, т. к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
Учитывая интересы и склонности современных детей, которые растут в новой информационной среде, где ведущее место занимает телевидение и интернет, мы, педагоги, пытаемся найти новые формы и приёмы вовлечения детей в образовательный процесс и развития их интереса к учебным предметам.
Основная часть. Методическая разработка предметной недели.
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Итак, традиционно цель проведения предметной недели русского языка и литературы: повышение интереса учеников к учебным предметам - русский язык и литература, формирование познавательной активности, расширение кругозора.
Задачи:
• Создание условий для развития интереса к изучаемым предметам.
• Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
• Развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
• Оценка влияния предметной Недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.
• Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала.
• Создание праздничной творческой атмосферы.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ.
Вся Неделя строится на «четырёх китах»: информирование, побуждение, участие, успех. Отсюда несколько принципов её реализации:
• «Реклама – двигатель прогресса!»
Чтобы привлечь внимание к предстоящему событию за 1-2 недели до начала предметной недели вывешивается яркое объявление в стиле современных рекламных анонсов, а также аналогичные объявления вывешиваются накануне каждого крупного мероприятия, проводимого в рамках Недели. Кроме этого каждый классный коллектив получает информационную карточку-задание. Накануне первого дня недели оформляется информационный стенд, содержащий название Недели, её девиз, эмблему, «Календарь Недели», ярко оформленные викторины и кроссворды и т. д.
• «Важней всего погода в доме!»
Важно создать в школе атмосферу погружения в предмет, поэтому по всей школе вывешиваются портреты русских поэтов и писателей, плакаты с высказываниями о русском языке и литературе, об искусстве слова, такими, например, как:
- Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н. В. Гоголь)
- Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. (В. Г. Белинский)
- Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л. Н. Толстой)
- Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа… - умы и сердца истинных художников. (А. М. Горький)
- Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
Словесной руды.
(В. Маяковский)
• «Информировать и будоражить умы»
В конце каждого дня на информационном стенде появляется «Боевой листок», содержащий отчёт о прошедшем дне: о проведённых мероприятиях, о самых интересных событиях, об участниках этих мероприятий и их результатах. Обязательно итоги проводятся сразу после мероприятия, выявляются призёры и победители, если это конкурсы. Их имена тоже размещаются в «Боевом листке». Кроме этого ежедневно за 5-7 минут до окончания большой перемены проводятся радиопередачи, которые транслируются через школьный радиоузел (при его отсутствии – музыкальный центр с колонками и микрофоном в фойе школы). Радиопередача включает в себя информацию о вчерашнем дне и рассказы из серии «Занимательный русский язык», «Занимательно о литературе» или «Знаете ли вы, что…».
• «Участвуют все!»
Очень сложно вовлечь в школьные мероприятия всех учащихся или хотя бы большинство из них. Поэтому нужно создать и организовать Неделю так, чтобы вольно или невольно каждый учащийся школы принял в ней участие. То, что описано выше, уже вовлекает в процесс весь коллектив образовательного учреждения: от учащихся до учителей. Этому же должны способствовать и некоторые мероприятия предметной Недели:
• занимательные уроки русского языка и литературы, проводимые в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования учителей русского языка и литературы;
• словарные диктанты (конкурс на самого грамотного, также организуемые в ходе уроков русского языка;
• мини-исследования или устные выступления, рефераты, доклады, представляемые учащимися на уроках и др. ;
• оформление книжек-раскладушек на заданные темы для кабинета русского языка и литературы: «Поэты Севера», «Учись учиться», «Это интересно» и др.
Кроме этого в каждом классе создаются группы:
Летописцы – ведут дневник Недели, внося в него отзывы и рецензии о прошедших мероприятиях, их результаты, творческие работы участников.
Учёные, знатоки –готовят презентации, мини-исследования и выступают с ними перед одноклассниками или учащимися других классов.
Книголюбы – организуют книжные выставки, готовят и проводят «Книжное обозрение» для одноклассников, а также выступают с рекламой книг на мероприятиях Недели.
Писатели – пишут сочинение (в жанре эссе, сказки или др.) на одну из лингвистических тем:
• Великий и могучий…
• Похвальное слово знакам препинания.
• Прибежал Чудак – Восклицательный знак.
• Исчезли запятые…
• Как делаются слова?
• Работают суффиксы.
• Корень-сердце слова.
• Подружки-хохотушки (безударные гласные о-а, и-е)
• Слова-родственники.
• Приключение в мире слов.
• История твоей фамилии.
• Как зовут твоих одноклассников.
• О чём рассказывают названия городов, рек и др.
Безусловно, здесь не обойтись без помощи и поддержки классных руководителей. Таким образом, вовлечёнными в Неделю русского языка и литературы оказываются и педагоги.
• «Когда в делах, я от веселий прячусь не всегда!»
При современной учебной нагрузке школьников важно при проведении внеурочных мероприятий, чтобы они не занимали много времени и не создавали новую нагрузку, поэтому для проведения мероприятий Недели мы выбираем конкурсно-игровые программы по образцу популярных телевизионных шоу и игр: «Умники и умницы», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звёздный час», «Самый умный» и др., а также игры по станциям, викторины, командные интеллектуальные состязания и пр.
Самыми значимыми при проведении Недели русского языка и литературы являются мероприятия, открывающие и закрывающие неделю: Лингвистический парад и Парад литературных героев. Они должны быть яркими, экспрессивными, запоминающимися.
«Лингвистический парад» (по сути, школьная линейка в нетрадиционной форме, которая проводится на одной из перемен в продолжение 15-20 минут) проводится в первый день Недели. Его ведёт Церемониймейстер, который «командует» присутствующими на «параде», приглашает для приветствия короля Русский язык и королеву Литературу. После приветствия «их величеств», каждый класс (группа) выступают с приветствием королю и королеве.
«Парад литературных героев требует большей подготовки и фантазии. Это театрализованное представление. В начале вечера вновь появляются король Русский язык и королева Литература. Вновь ведёт его церемониймейстер. Во вступительной части звучит небольшой стихотворный монтаж о русском языке и литературе. Затем начинается «парад литературных героев». Каждый класс (группа) представляют одного-двух литературных героев, инсценирует характерные эпизоды из произведений. Этот момент полностью зависит от фантазии и пристрастий школьников и классных руководителей, организаторы Недели оказывали только консультативную помощь в подготовке.
Заключительная часть вечера – подведение итогов конкурсов, проводимых в ходе всей Недели (викторины, разгадывание кроссвордов, на самого грамотного и т. д.) и итогов всей Недели. Объявляются победители в номинациях «Самый активный класс» и «Самый горячий поклонник русского языка». Все победители и призёры выстраиваются на сцене и проходят торжественным парадом по залу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Некоторые выводы и результаты Недели русского языка и литературы.
Неделя русского языка и литературы в школе – это праздник длиною в пять учебных дней. Активное участие принимают все учителя и их воспитанники. Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались оригинальные наглядные пособия, проведены игры, конкурсы, викторины, в том числе занятия с применением ИКТ.
Результативность Недели русского языка и литературы определяется следующими критериями:
• активность обучающихся, познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития;
• охват подростков;
• привлечение других специалистов, общественности;
• состояние эмоционально-деловых отношений участников Недели;
• уровень культуры участников Недели.
Все эти показатели довольно высокие.
Кроме этого пополнилась методическая копилка кабинета русского языка и литературы.