СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неделя русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Неделя русского языка и литературы»



МКОУ «ТЛЯРАТИНСКАЯ СОШ» ИМ. А.С. САЙПУЛАЕВА

МР «ТЛЯРАТИНСКИЙ РАЙОН»











МЕРОПРИЯТИЕ:

«Неделя русского языка и литературы»











Учитель русского языка и литературы

Абдулаева Саида Магомедалиевна











с. Тлярата 2017 г.

Оглавление

Введение. Пояснительная записка

Основная часть. Методическая разработка предметной недели

Глава 1. Цели и задачи

Глава 2. Основные принципы и мероприятия предметной недели

Заключение. Некоторые выводы и результаты Недели русского языка и литературы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметная неделя давно уже является эффективным средством воспитания любви и внимания к предметам в школе, т. к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

Учитывая интересы и склонности современных детей, которые растут в новой информационной среде, где ведущее место занимает телевидение и интернет, мы, педагоги, пытаемся найти новые формы и приёмы вовлечения детей в образовательный процесс и развития их интереса к учебным предметам.

Основная часть. Методическая разработка предметной недели.



ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Итак, традиционно цель проведения предметной недели русского языка и литературы: повышение интереса учеников к учебным предметам - русский язык и литература, формирование познавательной активности, расширение кругозора.

Задачи:

• Создание условий для развития интереса к изучаемым предметам.

• Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

• Развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

• Оценка влияния предметной Недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.

• Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала.

• Создание праздничной творческой атмосферы.


ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ.

Вся Неделя строится на «четырёх китах»: информирование, побуждение, участие, успех. Отсюда несколько принципов её реализации:

«Реклама – двигатель прогресса

Чтобы привлечь внимание к предстоящему событию за 1-2 недели до начала предметной недели вывешивается яркое объявление в стиле современных рекламных анонсов, а также аналогичные объявления вывешиваются накануне каждого крупного мероприятия, проводимого в рамках Недели. Кроме этого каждый классный коллектив получает информационную карточку-задание. Накануне первого дня недели оформляется информационный стенд, содержащий название Недели, её девиз, эмблему, «Календарь Недели», ярко оформленные викторины и кроссворды и т. д.

«Важней всего погода в доме!»

Важно создать в школе атмосферу погружения в предмет, поэтому по всей школе вывешиваются портреты русских поэтов и писателей, плакаты с высказываниями о русском языке и литературе, об искусстве слова, такими, например, как:

- Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н. В. Гоголь)

- Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. (В. Г. Белинский)

- Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л. Н. Толстой)

- Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа… - умы и сердца истинных художников. (А. М. Горький)

- Поэзия –

та же добыча радия.

В грамм добыча

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

Тысячи тонн

Словесной руды.

(В. Маяковский)

«Информировать и будоражить умы»

В конце каждого дня на информационном стенде появляется «Боевой листок», содержащий отчёт о прошедшем дне: о проведённых мероприятиях, о самых интересных событиях, об участниках этих мероприятий и их результатах. Обязательно итоги проводятся сразу после мероприятия, выявляются призёры и победители, если это конкурсы. Их имена тоже размещаются в «Боевом листке». Кроме этого ежедневно за 5-7 минут до окончания большой перемены проводятся радиопередачи, которые транслируются через школьный радиоузел (при его отсутствии – музыкальный центр с колонками и микрофоном в фойе школы). Радиопередача включает в себя информацию о вчерашнем дне и рассказы из серии «Занимательный русский язык», «Занимательно о литературе» или «Знаете ли вы, что…».

«Участвуют все!»

Очень сложно вовлечь в школьные мероприятия всех учащихся или хотя бы большинство из них. Поэтому нужно создать и организовать Неделю так, чтобы вольно или невольно каждый учащийся школы принял в ней участие. То, что описано выше, уже вовлекает в процесс весь коллектив образовательного учреждения: от учащихся до учителей. Этому же должны способствовать и некоторые мероприятия предметной Недели:

• занимательные уроки русского языка и литературы, проводимые в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования учителей русского языка и литературы;

• словарные диктанты (конкурс на самого грамотного, также организуемые в ходе уроков русского языка;

• мини-исследования или устные выступления, рефераты, доклады, представляемые учащимися на уроках и др. ;

• оформление книжек-раскладушек на заданные темы для кабинета русского языка и литературы: «Поэты Севера», «Учись учиться», «Это интересно» и др.

Кроме этого в каждом классе создаются группы:

Летописцы – ведут дневник Недели, внося в него отзывы и рецензии о прошедших мероприятиях, их результаты, творческие работы участников.

Учёные, знатоки –готовят презентации, мини-исследования и выступают с ними перед одноклассниками или учащимися других классов.

Книголюбы – организуют книжные выставки, готовят и проводят «Книжное обозрение» для одноклассников, а также выступают с рекламой книг на мероприятиях Недели.

Писатели – пишут сочинение (в жанре эссе, сказки или др.) на одну из лингвистических тем:

• Великий и могучий…

• Похвальное слово знакам препинания.

• Прибежал Чудак – Восклицательный знак.

• Исчезли запятые…

• Как делаются слова?

• Работают суффиксы.

• Корень-сердце слова.

• Подружки-хохотушки (безударные гласные о-а, и-е)

• Слова-родственники.

• Приключение в мире слов.

• История твоей фамилии.

• Как зовут твоих одноклассников.

• О чём рассказывают названия городов, рек и др.

Безусловно, здесь не обойтись без помощи и поддержки классных руководителей. Таким образом, вовлечёнными в Неделю русского языка и литературы оказываются и педагоги.

«Когда в делах, я от веселий прячусь не всегда!»

При современной учебной нагрузке школьников важно при проведении внеурочных мероприятий, чтобы они не занимали много времени и не создавали новую нагрузку, поэтому для проведения мероприятий Недели мы выбираем конкурсно-игровые программы по образцу популярных телевизионных шоу и игр: «Умники и умницы», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звёздный час», «Самый умный» и др., а также игры по станциям, викторины, командные интеллектуальные состязания и пр.

Самыми значимыми при проведении Недели русского языка и литературы являются мероприятия, открывающие и закрывающие неделю: Лингвистический парад и Парад литературных героев. Они должны быть яркими, экспрессивными, запоминающимися.

«Лингвистический парад» (по сути, школьная линейка в нетрадиционной форме, которая проводится на одной из перемен в продолжение 15-20 минут) проводится в первый день Недели. Его ведёт Церемониймейстер, который «командует» присутствующими на «параде», приглашает для приветствия короля Русский язык и королеву Литературу. После приветствия «их величеств», каждый класс (группа) выступают с приветствием королю и королеве.

«Парад литературных героев требует большей подготовки и фантазии. Это театрализованное представление. В начале вечера вновь появляются король Русский язык и королева Литература. Вновь ведёт его церемониймейстер. Во вступительной части звучит небольшой стихотворный монтаж о русском языке и литературе. Затем начинается «парад литературных героев». Каждый класс (группа) представляют одного-двух литературных героев, инсценирует характерные эпизоды из произведений. Этот момент полностью зависит от фантазии и пристрастий школьников и классных руководителей, организаторы Недели оказывали только консультативную помощь в подготовке.

Заключительная часть вечера – подведение итогов конкурсов, проводимых в ходе всей Недели (викторины, разгадывание кроссвордов, на самого грамотного и т. д.) и итогов всей Недели. Объявляются победители в номинациях «Самый активный класс» и «Самый горячий поклонник русского языка». Все победители и призёры выстраиваются на сцене и проходят торжественным парадом по залу.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Некоторые выводы и результаты Недели русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы в школе – это праздник длиною в пять учебных дней. Активное участие принимают все учителя и их воспитанники. Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались оригинальные наглядные пособия, проведены игры, конкурсы, викторины, в том числе занятия с применением ИКТ.

Результативность Недели русского языка и литературы определяется следующими критериями:

• активность обучающихся, познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития;

• охват подростков;

• привлечение других специалистов, общественности;

• состояние эмоционально-деловых отношений участников Недели;

• уровень культуры участников Недели.

Все эти показатели довольно высокие.

Кроме этого пополнилась методическая копилка кабинета русского языка и литературы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!