СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нейропсихологический подход в работе учителя - логопеда

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ по теме по самообразованию

Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологический подход в работе учителя - логопеда»

«Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда»

Зарипова Маргарита Маратовна - учитель – логопед


Цель самообразования: введрение собранных и созданных пособий на логопедических занятиях по теме «нейропсихологический подход в работе учителя- логопеда»


Задачи работы по теме самообразования:

1.      Освоить базовые нейропсихологические игровые коррекционные технологии.

2.      Внедрить в образовательной процесс нейропсихологический подход

3.      Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения нейропсихологического подхода.

4. . Обогатить развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно- ориентированным техникам.


Краткое содержание темы

Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования универсальных учебных действий, которые учитывали бы реальные возможности обучающихся и условия, в которых протекает их образовательная деятельность.

Специалисты констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, эпи-готовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Возросло количество леворуких детей. Поэтому нужно оценивать здоровье и психический статус детей по-новому. Изменился мир и изменились адаптивные механизмы человека И поэтому, приоритетным направлением нашей работе определили привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с нарушениями речи. Одним из таких направлений является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).

При первичном логопедическом обследовании, которое проводиться в сентябре, отмечаются не только речевые проблемы, но и особенности их психического развития. У них отмечается недостаточность различных видов восприятия, выражены двигательные нарушения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством, драчливостью, импульсивностью, не способностью к игровой деятельности. Для них характерна моторная неловкость, слабое развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания. Логическое мышление, внимание и память нарушены,. Внимание характеризуется неустойчивостью, быстрой истощаемостью. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат деятельности.

Учитывая специфику детей я стала использовать нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность. Этот подход позволяет построить работу с такими детьми, исходя из их потенциальных возможностей, и наметить индивидуальную программу в развитии речевых и психических процессов.


В течении 2023-2024 учебного . года

1. Повысила свою компетентность в вопросах нейрокоррекционного воздействия.

2. Подобрала системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, применяя их во всех видах и формах коррекционной работы.

3. Создаю необходимую материальную базу, дидактические пособия по данной теме.

5. Осуществляла тесную взаимосвязь с учителем дефектологом учителями начальной школы.


Результативность

Собрана папка дидактических пособий по логопедии для развития 3 блоков головного мозга.



 Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

  • интернет-ресурсы и медиа-информация;

  • семинары – практикумы, конференции;



























Содержание работы по теме самообразования на каждом этапе.

Содержание работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат, продукт деятельности

1. Ознакомительный этап работы по теме самообразования

1. Выбор темы по самообразованию на три года, формулирование цели и основных задач, осмысление последовательности своих действий при работе над темой по самообразованию, прогнозирование результата работы.

сентябрь 2022

Составление плана работы по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда»

2. Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда»

Сентябрь 2022-май 2023

Список литературы, создание электронной библиотеки по теме самообразования, по возможности приобретение печатных материалов и книг.


2. Обзор  передового педагогического опыта в области использования методов нейропсихологии, кинезиологии и межполушарного взаимодействия в логопедической работе

Сентябрь 2022-май 2023

Ознакомление с опытом российских коллег в области использования нейропсихологических знаний в логопедии.

2. Практический этап работы по теме самообразования

1. Освоение и внедрение в логопедическую практику базовых нейропсихологических технологий в коррекции детей, разработка дидактических материалов по теме самообразования

В течение года 2023-2025

Создание, оформление игр, пособий и картотек по развитию речи детей с использованием нейропсихологического и кинезиологического подходов, метода межполушарного взаимодействия.

4. Организация активной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований

Октябрь 2023- апрель 2025 гг.

Оснащение логопедического кабинета (по возможности) кинезиологическим оборудованием: «умные мячики»,  мешочки с песком, Изготовление и приобретение тактильно – кинестетического оборудования: сенсорный материал, колючие коврики, тренажёры, массажёры.

5. Нейропсихологическая диагностика

Сентябрь 2023, май 2025

Анализ показателей уровня развития детей.

6. Внедрение в коррекционно-образовательный процесс современных нейропсихологических технологии: создание перспективного планирования по внедрению нейропсихологического подхода, кинезиологических методов и межполушарного взаимодействия в коррекционную работу учителя-логопеда на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях

2023-2024 год

Перспективное планирование, конспекты, с использованием заданий на межполушарное взаимодействие и кинезиологических упражнений.

7. Выступление с консультациями-презентациями на родительских собраниях по теме самообразования

2023-2025 год

Консультация-презентация для родителей по теме: «Нейрогимнастика как средство развития межполушарного взаимодействия»

Консультация-презентация по теме: «Использование приемов кинезиотерапии в домашних условиях при выполнении методических рекомендаций учителя-логопеда» .

8. Работа с родителями по теме самообразования (кроме родительских собраний)

А) Разработка памяток и буклетов для родителей



В течение трех лет

Буклеты «Гимнастика мозга», «Рисование двумя руками: вред или польза»,

«Развитие межполушарного взаимодействия», «Кинезиология и биоэнергоплатика в работе учителя-логопеда» и др.

Папки-передвижки «Двуручное письмо», «Нейрогимнастика в домашних условиях», «Игры и упражнения на межполушарное взаимодействие», «Нейропсихологический подход в профилактике дислексии и дисграфии»

3. Отчётный этап работы по теме самообразования


1. Выступление на методической неделе по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми».


Апрель каждого учебного года

Аналитический материал в виде презентации из опыта работы по теме: «Повышение качества речевого развития детей посредством внедрения нейропсихологических приемов и методов в логопедическую практику»


2. Оформление результатов работы по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми».


Май-июнь 2025г.

Анализ работы по самообразованию, отчёт

о проделанной работе, оформление папки по теме самообразования.


 Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

  • интернет-ресурсы и медиа-информация;

  • семинары – практикумы, конференции;




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!