Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска
«Средняя общеобразовательная школа № 31 имени Л.В. Журина»
Утверждена
Директор ___________Н.Н. Южакова
Приказ № 212/3 от 31.08.2022 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по немецкому языку
«Немецкий с удовольствием»
( общекультурное направление)
Возраст учащихся – 14-15 лет
Срок реализации программы - 1 года
Программу разработала: Аржанова Т.Ю.
учитель
МБОУ г. Мурманска СОШ № 31
имени Л.В. Журина
Программа рассмотрена на методическом совете
МБОУ г. Мурманска СОШ № 31
имени Л.В. Журина
Протокол № 1 от 30 августа 2022 г.
Мурманск
2022 г.
Содержание
Пояснительная записка
Цель и задачи курса
Планируемые результаты курса
Формы проведения занятий
Формы контроля и подведения итогов
Содержание программы
Список литературы
Приложение 1 (Календарно-тематическое планирование)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Немецкий с удовольствием», реализуемого в рамках внеурочной деятельности на ступени основного общего образования, предназначена для 8 класса и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изм. от 31.12.2015 № 1577).
Приказа Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020 г. N 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254".
Учебного плана МБОУ г. Мурманска СОШ №31 имени Л.В. Журина;
с учетом
Учебно-методического комплекса ««Немецкий язык. Горизонты»: учебник для общеобразовательных учреждений и школ, авторы: М.М. Аверин, Ф, Джин, Л. Рорман, - М. Просвещение, 2021г , рекомендованного Министерством образования и науки РФ;
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает: пояснительную записку, планируемые результаты освоения предмета, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование, список литературы.
Форма организации обучения
Программа внеурочной деятельности «Немецкий с удовольствием» создана в рамках общекультурного направления деятельности школы. Курс предусматривает классно-урочную и лекционно-практическую систему обучения. Программа рассчитана на 34 часа на весь период обучения. Возраст обучающихся – 14-15 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Актуальность и практическая значимость программы внеурочной деятельности по немецкому языку «Немецкий с удовольствием» определяется важностью повышения не только уровня знаний учащихся, но и развития их творческих способностей и возможностей. С введением нового ФГОС перед учителем иностранного языка на ведущее место выходит формирование социокультурной компетенции, которая помогает ученику стать полноправным членом полиязычного пространства, знать и понимать место своей страны, своего родного языка, своей культуры в общечеловеческом понимании. С другой стороны, ученик приобщается к этим же категориям страны или стран изучаемого языка или языков, он становится носителем многих культур, что помогает его успешной социальной адаптации. Развивается толерантность – уважение языка и культуры другого народа.
Социокультурная компетенция и внеурочная работа по иностранному языку как нельзя успешно совмещаются именно в форме внеурочной деятельности.
Предлагаемая образовательная программа – это возможность формирования речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой, коммуникативной и социокультурной компетенций. Программа отражает системно - деятельностный подход воспитания, опирается на данные смежных гуманитарных дисциплин (история, литература, география), служит для их углубления и расширения.
Новизна программы внеурочной деятельности «Немецкий с удовольствием» заключается в гармоничном использовании традиционных методов обучения, учебной литературы и новых педагогических технологий. Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий. Программа имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой. Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в общеобразовательной школе.
Цель и задачи
Основная цель данного курса заключается в воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитие психических процессов, а также познавательных и языковых способностей. Указанная цель раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического через решение следующих задач:
формирование у обучающихся навыка интегрирования знаний из разных метапредметных областей;
- развитие культуры межличностного общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности;
познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- раскрытие индивидуальных способностей ученика;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях.
Планируемые результаты курса
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности ( эффект воспитания и социализации детей). Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий, участии в мероприятиях по иностранному языку.
Работа по курсу «Немецкий с удовольствием» в 8 классе призвана обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; развивать чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, а также к странам изучаемого языка, интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
прививать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
повышать интерес к изучению языка;
воспитывать ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, а позже самостоятельно;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
Коммуникативная компетенция
(владение иностранным языком как средством общения)
Говорение:
умение общаться между собой или взрослыми в определенной ситуации;
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
Аудирование:
1. Воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
2. Воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
3. Воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/интересующей информации.
Чтение:
1. Читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
2. Читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;
3. Читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации.
Письменная речь:
1. Заполнять анкеты и формуляры;
2. Писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
3. Составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция
(владение языковыми средствами)
Графика, каллиграфия, орфография:
- применение правил написание изученных слов;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка;
- соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение ритмико- интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, побудительное);
- знание основных различных систем второго иностранного, первого иностранного и родного языков;
- проверять написание слова по словарю или учебнику;
- формулировать краткое письменное высказывание;
- уметь выразить свою мысль на немецком языке в письменной форме.
Фонетическая сторона речи:
- различать на слух и произносить все звуки немецкого языка, соблюдая нормы произношения;
- соблюдать правило отсутствия ударения в служебных словах (артиклях, предлогах, союзах).
Лексическая сторона речи:
- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе, устойчивые словосочетания, в пределах тематики 8 класса;
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).
Грамматическая сторона речи:
Существительные: дательный падеж существительных;
Артикль: нулевой артикль;
отрицание kein; nicht
Глаголы: модальные глаголы в настоящем и прошедшем повествовательном времени Präteritum; повелительное наклонение;
Глаголы liegen – legen, stellen – stehen.
прошедшее повествовательное время Präteritum глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками, глаголов с суффиксом –ieren;
прошедшее разговорное время Perfekt сильных и слабых глаголов;
глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Futurum;
Местоимения: личные местоимения в дательном падеже, притяжательные местоимения в дательном падеже;
склонение местоимений welch-, jed-, dies-;
возвратное местоимение sich;
Прилагательные/наречия:
сравнительная степень прилагательных и некоторых наречий;
склонение прилагательных в именительном, винительном и дательном падежах;
склонение прилагательного после неопределённого артикля;
склонение прилагательного после определённого артикля;
склонение прилагательного после притяжательных местоимений;
склонение прилагательного после отрицания kein;
склонение прилагательного в единственном и множественном числе;
Числительные:
порядковые числительные (в том числе при назывании дат;
Союз:
sondern
Предлоги:
предлоги с дательным падежом;
предлоги с винительным падежом.
Синтаксис:
косвенный вопрос с вопросительным словом;
сложноподчиненные предложения с условным союзом wenn;
дополнительные придаточные предложения с союзом dass и придаточные предложения причины с союзом weil;
порядок слов в сложном предложении.
Принципиальным в организации работы со структурами является их функциональное применение.
Социокультурные знания и умения
Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в немецкоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование немецкого языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомством с:
♦ фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
♦ оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
♦ иноязычными сказками и легендами, рассказами;
♦ с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами страны/ стран изучаемого языка);
♦ с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и т.д. в странах изучаемого языка;
♦ словами немецкого языка, вошедшими во многие языки мира, (в том числе и в русский) и русскими словами, вошедшими в лексикон немецкого языка
Предусматривается овладение умениями:
• писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на немецком языке;
• правильно оформлять адрес на немецком языке;
• описывать наиболее известные культурные достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга, городов/сел/ деревень, в которых живут школьники.
Компенсаторная компетенция
умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Формы проведения занятий
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
Работа в парах.
Индивидуальные консультации.
Самостоятельная работа.
Семинары в форме дебатов и дискуссий.
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации
(письмо, написание открытки, статья, эссе и т. д.).
Проектная деятельность.
Устные выступления по подготовленным темам. Презентация своей работы.
Тестовые задания.
Содержание программы
Данное предметное содержание было перегруппировано в соответствии со структурой программы, представленной в 8 классе:
Предметное содержание речи
Фитнес и спорт (4 ч) |
Рассказ о спорте |
Интервью о спорте |
Спортивные кружки |
Несчастный случай |
Школьный обмен (4 ч) |
Традиции школьного обмена |
Традиции школьного обмена Германии и России |
Рассказ о школьном обмене |
Проект «Школьный обмен будущего» |
Наши праздники (6 ч) |
Праздники в немецкоязычных странах. |
Праздники в России |
Праздники в Германии |
Сравнение праздников в России и Германии |
Проект «Праздники в России, Австрии, Швейцарии и Германии» |
Повторение |
Берлин (4ч) |
История Берлина |
Современный Берлин |
Ориентируемся в городе. |
Проект «Берлин», «Столица России», «Мой любимый город» (по выбору) |
Окружающий мир (4 ч) |
Окружающий мир. |
Климат и погода |
Спасение окружающей среды. |
Интернет форум «Охрана окружающей среды» | . | |
Путешествие по Рейну (5 ч) |
Междугородние поезда в Германии | | |
Планируем путешествие |
Города Германии |
Покупка билета |
Проект «Путешествие по Рейну» |
Прощальная вечеринка ( 7ч) |
Мигранты в Германии |
Обсуждение меню |
Прощание |
Междугородние поездки |
Вечеринка |
Обобщение и систематизация изученного материала |
Подведение итогов года |
Итого: 34 часа |
Список литературы
Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. УМК Немецкий язык» для 7 класса. - М.Просвещение, 2021.
Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. Рабочая тетрадь с приложением на электронном носителе (Arbeitsbuch ) для 7 класса. - М.Просвещение, 2021.
Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. Контрольные задания. 7—8 классы (Testheft) для 7 класса. - М.Просвещение, 2021.
Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. Книга для учителя (Lehrerhandbuch) для 7 класса. - М.Просвещение, 2021.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения:
Интернет ресурсы
http://www.daf-portal.de/ - Этот образовательный портал предоставляет разнообразную информацию для учителей немецкого языка, образцы упражнений по всем видам речевой деятельности, on-line тесты, информацию об учебных заведениях Германии, страноведческую информацию.
http://www.goethe.de/ - официальный сайт Гете - института, который содержит образцы упражнений, тренировочные тесты для подготовки к экзаменам международного уровня, страноведческую информацию, игры, методические советы.
http://www.lehrer-online.de/ - портал для учителей немецкого языка. Содержит информацию на немецком языке по всем предметным областям.
www.deutsch.interaktiv.prv.pl/ - интерактивные упражнения для средней и старшей ступени.
http://www.magazine-deutschland.de/ журнал “Deutschland”
http://www.spigel.de/ журнал “Spigel”
http://www.viva.de/ интернет-журнал “Viva”
http://www.petersburger-dialog.de/ интернет-журнал “Петербургский диалог”.
Приложение № 1
к рабочей программе
внеурочной деятельности
«Немецкий с удовольствие»
Календарно - тематическое планирование
по внеурочной деятельности
«Немецкий с удовольствием»
на 2022 – 2023 учебный год.
8 класс
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Фитнес и спорт (4 ч) |
1 | 1 | Рассказ о спорте. Монологическое высказывание о спорте | 03.09.-07.09 | |
2 | 2 | Интервью о спорте. Аудирование текстов с полным пониманием | 10.09.-14.09 | |
3 | 3 | Спортивные кружки. Чтение страноведческих текстов | 17.09.-21.09 | |
4 | 4 | Несчастный случай. Монологическое высказывание | 24.09.-28.09 | |
Школьный обмен (4 ч) |
6 | 1 | Традиции школьного обмена. Проблемы и пути решения. Грамматика | | |
7 | 2 | Традиции школьного обмена Германии и России. Предлоги места | | |
8 | 3 | Рассказ о школьном обмене. Союз sondern | | |
9 | 4 | Проект «Школьный обмен будущего» | | |
Наши праздники (6 ч) |
11 | 1 | Праздники в немецкоязычных странах. Аудирование с полным пониманием. | | |
12 | 2 | Праздники в России. Косвенные вопросы с вопросительным словом | | |
13 | 3 | Праздники в Германии. Поисковое чтение. | | |
14 | 4 | Сравнение праздников в России и Германии.Глаголы в Futurum | | |
15 | 5 | Проект «Праздники в России, Австрии, Швейцарии и Германии» | | |
| 6 | Повторение | | |
Берлин (4ч) |
16 | 1 | История Берлина. Смысловое чтение. | | |
17 | 2 | Современный Берлин. Ударение в словах, интонация. | | |
18 | 3 | Ориентируемся в городе. Диалог- расспрос | | |
19 | 4 | Проект «Берлин», «Столица России», «Мой любимый город» (по выбору) | | |
Окружающий мир (4 ч) |
20 | 1 | Окружающий мир. Сложносочиненные предложения с союзом wenn | | |
21 | 2 | Климат и погода. Предложения с trotdem | | |
22 | 3 | Спасение окружающей среды. Отрицания | | |
23 | 4 | Интернет форум «Охрана окружающей среды» | . | | | |
Путешествие по Рейну (5 ч) |
25 | 1 | Междугородние поезда в Германии | | . Ударение в сложных словах. | | |
26 | 2 | Планируем путешествие. Аудирование с извлечением необходимой информаци | | |
27 | 3 | Города Германии. Диалог - обмен | | |
28 | 4 | Покупка билета. Диалог- расспрос | | |
29 | 5 | Проект «Путешествие по Рейну» | | |
Прощальная вечеринка ( 7ч) |
30 | 1 | Мигранты в Германии. Краткие разговорные формы. | | |
31 | 2 | Обсуждение меню. Аудирование с полным пониманием | | |
32 | 3 | Прощание. Сложноподчиненные предложения с союзом dass, ob | | |
33 | 4 | Междугородние поездки. Глаголы с двумя дополнениям. Способы образования сложных существительных | | |
34 | 5 | Вечеринка. Косвенные вопросы | | |
| | Обобщение и систематизация изученного материала | | |
| | Подведение итогов года | | |
Итого часов | 34 | | | |
15