Тема «Немецкоязычные заимствования на первых уроках немецкого языка
(второго иностранного языка)»
Из опыта работы
Начиная обучать восьмиклассников немецкому языку в качестве второго иностранного, я активно использую тему «Немецкоязычные заимствования в русском языке».
Сначала рассказываю детям о путях проникновения немецких слов в русский язык. Для этого знакомлю восьмиклассников со временем активного вхождения чужих слов в словарь русского языка.
Пётр I и Екатерина Великая, пригласившие жителей Германии в Россию, окрыли этот способ обогащения лексики нашего родного языка. Ведь,привозя свой скарб, переселенцы из Германии привозили и свои названия вещей, некоторые из которых отсутствовали в быту российского крестьянина. Например, кастрюля, кружка, противень, фартук. Были на Руси чугуны, стаканы, листы, запоны… Немецкие вещи были очень похожи на них, но чуть удобнее, прогрессивнее Вот и перекочевали в русские избы со своими названиями, а затем их стали называть на русский манер!
Царь Пётр приглашал образованных немцев с целью развития русской науки, культуры, ремёсел … И они, приехав, привезли термины, приборы, устройства… так появились штангенциркули, шприцы, вата, фейерверки, циферблат …
Ученики, послушав учителя, подводят итог - я знаю много немецких слов, не подозревая об этом!
Также можно объяснять один из способов словообразования в немецком языке - словосложение, например, гастроль, фейерверк, шлагбаум…
Обсуждая тему заимствований, можно ввести понятия «Род имени существительного в немецком языке» и «Определённый артикль».
В конце урока я предлагаю ребятам список немецкоязычных заимствований, они выбирают себе одно понравившееся слово, делают к нему рисунок. выучивая орфографию и перевод слова.
Из представленных рисунков делаем кабинетную выставку, а младшие классы, приходя на урок, запоминают некоторые немецкоязычные заимствования и выбирают позже в качестве второго иностранного языка немецкий язык, что не может не радовать. Такая работа позволяет формировать социокультурную компетенцию обучающихся, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Из предложенных на иллюстрацию в сентябре 2020 года слов, осталось без внимания только слово der Anschlag
Для удобства работы я распечатываю предлагаемые слова в виде таблицы на цветных листах (по количеству классов) формата А4, вывешиваю их на доске и озвучиваю домашнее задание:
« Выберите для вашего класса один из цветных листов, размещённых на доске, подпишите карандашом фамилию напротив интересного для вас слова, перепишите его в тетрадь, дома сделайте рисунок красками или цветными карандашами к этому слову на формате А4». Позже можно разрезать этот лист на полоски и озаглавить представленный авторский рисунок, красиво подписав фамилию выполнившего его, предварительно стерев карандашный вариант фамилии .
1. der Gastarbeiter
2. der Schlosser
3. der Feldscherer
4. der Jäger
5. das Wunderkind
6. der Soldat
7. der Grossmeister
8. der Ritter
9. die Bruderschaft
10. das Postamt
11. der Schlager
12. die Strafe
13. der Kurort
14. das Butterbrot
15. das Vortuch
16. das Halstuch
17. die Reithose
18. die Schlappe
19. die Gastrolle
20. die Kanister
21. der Rucksack
22. der Durchschlag
23. die Autobahn
24. der Schlagbaum
25. der Anschlag
26. das Malbrett
27. die Flöte
28. das Feuerwerk
29. das Waldhorn
30. das Feuerwerk
31. der Eisberg
Выставку 2020 года можно посмотреть в разделе «Галерея» моего сайта.