«Необычные подарки Осени»
Итоговое развлечение в рамках проекта «Подружимся с ритмом». Развитие чувства ритма у детей старшей группы.
СП МКДОУ д/с № 7 (д/с №6) г Алагир.
Музыкальный руководитель – Бесолова З.С.
Цель развлечения: Закрепить представление о ритме у детей старшего возраста.
Задачи:
- Переводить представления о ритме в природе и жизни в ритмические ощущения: слуховые, зрительные, тактильные.
- Создать предпосылки для интегрированного представления о ритме.
- Развивать способность видеть и слышать закономерность, уметь продолжить ее.
ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа, речевых упражнениях, песенках, используя звучащие жесты, движение, шумовые инструменты;
- Исполнять ритмы со слоговой поддержкой;
- Исследовать способы игры на шумовых инструментах, а также на нетрадиционных предметах и материалах.
Программное содержание:
1) развитие чувства ритма, формирование способности воспроизводить музыкальный ритм непринужденно и эмоционально посредством чтения ритмосхем, выполнения логоритмических упражнений, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах;
2) обогащение музыкального опыта детей;
3) активизация эмоциональных реакций детей на музыку;
4) развитие звуко-высотного слуха, координации между слухом и голосом;
5) развитие слухового восприятия;
6) развитие тембрового слуха, слухового внимания, умения исполнять элементарные партии для детских музыкальных инструментах.
Материалы к занятию:
Мультимедиа проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук;
презентация для иллюстрации развлечения;
карточки для обозначения времен года;
султанчики для ритмического упражнения;
мусорные пакеты для изображения музыки дождя;
сундучок для подарков от Осени;
аудиозаписи музыкальных пьес;
музыкальные инструменты: готовые и самодельные;
плоскостной большой дом Осени;
«капельки» и «грибочки» - атрибуты для танца.
Предварительная работа:
Задания воспитателям по работе с детьми в группах:
чтение и обсуждение детской литературы на тему «Осень»;
разучивание стихов, проговаривание чистоговорок, повторение логоритмической гимнастики, разученных на занятии;
консультация для воспитателей «Влияние чувства ритма на формирование речи детей».
Работа с родителями:
1) консультация «Развитие чувства ритма у детей».
2) размещение в уголке для родителей информации о песенках - ритмах, пособиях и заданиях, рекомендуемых для совместной деятельности с детьми.
Индивидуальная работа с детьми:
экспериментирование со звуками: разные методы звукоизвлечения ударных инструментов;
музыкально-дидактические игры;
слушание музыки, разучивание песен на осеннюю тематику;
разучивание парного танца «Капельки и грибочки»;
музыкальные упражнения, попевки и распевки.
Ход развлечения:
1 слайд
Дети под ритмичную музыку «Марш» входят в зал, шагом идут по кругу. Выполняют различные виды бега (лёгкий бег, подскоки).
Упражнение «Змейка с хлопками» - дети бегут «змейкой» по залу и по окончании каждой музыкальной фразы останавливаются и делают хлопок в ладоши. Меняем ведущего: «хвост» становится «головой». Проходят к стульчикам.
Приветствие. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Здрав-ствуй-те всем!» - Машут поднятой вверх рукой.
Муз.рук. Ребята, какими бывают звуки?
(играю в высоком регистре) высокие и
(играю в низком регистре) низкие,
(играю фортэ) громкие и
(играю пиано) тихие,
(играю продолжительный аккорд) долгие и
(играю коротко) короткие.
Долгие и короткие звуки могут идти в различном порядке. Что тогда получается? (Дети –«ритм»)
Введение в игровую ситуацию.
Ребята, а какое сейчас время года? А еще какие бывают времена года?
2 слайд
Дети приглашаются за стол, на котором квадраты 4 цветов белого, голубого, зеленого и желтого всех по два, кроме зеленого, он 1.
Игра: « Времена года».
Ребята, давайте расставим времена года по порядку.
Проблемная ситуация:
-Почему мы не можем выполнить задание?
- Не хватает зеленого квадрата, обозначающего лето, а после весны не может наступить осень, должно пройти лето.
Вывод:
Времена года идут по порядку, то есть в чередовании времен года есть ритм.
Закрепление знания: Ритм – это чередование.
Если прислушаться, то ритм присутствует во всем. В каплях дождя, в поступи осени. Хотите, в гости к осени мы сейчас пойдем? А чтобы было слышно, что мы идем, возьмем султанчики и пошуршим ими под музыку..
(Дети султанчики, заранее разложенные на ковре)
3 слайд
Упражнение с Ритмическими палочками.
Д.Шостакович – «Вальс-шутка»
1.Дети бегут на носочках по кругу.
2.Останавливаются и 4 раза ударяют султанчиками друг о друга перед собой.
3.Идут (с притопом) в середину круга и отходят назад.
4.Так же останавливаются и ударяют палочками над головой.
5.Скачут на подскоках по кругу.
6.Останавливаются, постепенно поднимают султанчики вверх, кружатся на месте.
7.Опускают султанчики к полу и 4 раза ударяют ими о пол.
Муз.рук.: Вот мы с вами и подошли к домику, где живет Осень. Интересно, она дома?
4 слайд
Посмотрите, кажется, это записка от нее. В ней что-то написано (читаю):
«Последние дела мне нужно завершить, чтобы смогла я вновь к вам поспешить.
Вам сундучок волшебный оставляю, а чтоб открыть его – загадки загадаю».
Муз. рук. Какой красивый сундучок Осень нам оставила. А открыть его никак не получается. Может, надо выполнить какое-то задание, чтобы он открылся?
5 слайд
Читаю: Выполните первое задание.
6 слайд
Ромашковые ритмы.
Ребята, мы правильно все сделали и сундучок открылся.
7 слайд
Муз. Рук. Ой, из сундучка вылетел ветер и принес осенние листья.
Ребята, а помните, вы мне рассказывали стихи про листопад? А давайте, еще раз расскажем их, но не просто так, а с ритмическим сопровождением. Ритм можно хлопать ладошками, локтями, ногами, пальцами – кто как хочет.
Ритмическое упражнение «Листопад»
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
Муз. рук: Молодцы! Интересно, какие еще загадки приготовила для нас Осень?
8 слайд.
Читаю: Угадайте зашифрованную песню.
9 слайд
Я думаю, в этом ритме, который Осень для нас выложила, спряталась часть какой-то осенней песни. Давайте, прохлопаем его и постараемся догадаться, что это за песенка. (Ходит осень)
Молодцы, справились с таким трудным заданием! А, может, мы споем эту песенку?
«Ходит Осень»
1. Бродит в роще листопад по кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.
Припев: Ходит без тропинок, красками играя,
Чудо-рукодельница, осень золотая.
2. И послушно ветру вслед птицы улетают,
Значит, лета больше нет, осень наступает!
Муз.рук, Готовы к следующему заданию?
10 слайд
Читаю: развеселите мою тучку. А что с тучкой?
11 слайд
Ой, какая она злая! Что же делать? Посмотрю в сундуке, может, что-нибудь найду подходящее. Ух ты! Какие здесь музыкальные инструменты! А давайте, поиграем на них, может, развеселим злую тучку! Мы расскажем ей стихи про дождик и изобразим его.
Раздаю музыкальные инструменты.
Игра «Ритмичный дождик»
Капля – раз! Капля – два!
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Собираю музыкальные инструменты.
12 слайд
Что-то наша тучка совсем не развеселилась, все злится и злится… Может, ей наш дождик не понравился? Конечно, дождик ей, наверное, уже надоел. Что же делать? Пойду, поищу что-нибудь интересное в сундуке. Ничего не нахожу, здесь только мусорные пакеты, целая куча! А давайте, удивим нашу Тучку! Я предлагаю изобразить дождь с помощью мусорных пакетов. Сейчас мы ей настоящий оркестр покажем.
Раздаю мусорные пакеты
В 12 слайде включить звук
Оркестр мусорных пакетов
13 слайд
Муз.рук: Ну вот и развеселилась наша Тучка! А теперь давайте соберем пакеты в сундук, они нам еще пригодятся! Теперь мы готовы к следующему заданию Осени.
14 слайд: поиграйте с бубном.
Муз. Рук. А где же нам взять бубен? Может, в сундучке? Точно! Вот он! Поиграем с ним? Только сначала скажите мне, кто у нас здесь главный? А хотите побыть главными вместо меня? Давайте!
Игра на развитие чувства ритма
«Главный по ритму»
Ведущий стоит в центре круга, стучит в бубен любой ритмический рисунок. Остальные повторяют. Ведущий меняется, игра повторяется.
Муз. рук: Интересно, какое еще задание есть у Осени?
15 слайд: время веселого танца.
А в волшебном сундучке Осени подарки еще не закончились!
(достаем шапочки грибов и капелек)
Предлагаю надеть эти капельки и грибочки и станцевать.
16 слайд
Танец капелек и грибочков
«Капельки»
1. Кап-кап-кап-кап, капельки,
Капли дождевые.
Кап-кап-кап-кап, капельки,
Капли озорные.
Мы летим, мы звеним, шлепаем по лужам.
Скоро дождик пойдет, он нам очень нужен!
2. Кап-кап-кап-кап, капельки,
Капли дождевые
Приглашают танцевать
Все грибы лесные.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, вместе покружились.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, очень подружились!
Муз рук: Ребята, заглянем в сундучок еще?
17 слайд.
Больше ничего не осталось! Мы все задания переделали, а Осени все нет…
Звучит музыка, входит Осень с корзиной овощей и фруктов.
Немного убавить звук
Осень: Здравствуйте, ребята!
Муз.рук: Здравствуй, дорогая Осень! Мы так тебя ждали, переделали все твои задания, нам было так интересно!
Осень: Вы - просто молодцы! Я и не сомневалась, что вы справитесь со всеми моими заданиями. И за это я хочу вам подарить целую корзину овощей и фруктов, чтобы вы могли подкрепиться.
Муз.рук: Ребята, а что же мы можем подарить Осени? Может, песенку?
18 слайд
«Осень-раскрасавица»
1. Светит солнце ласково, нежно улыбается.
Это в гости к нам пришла осень-раскрасавица.
Яркая, зелёная, жёлтая и красная,
Но всегда весёлая, и всегда прекрасная.
2. Всё раскрасила вокруг красками красивыми.
Собираются на юг стаи журавлиные.
Пусть помашет вам рукой осень-раскрасавица,
Рады будем мы весной снова повстречаться!
3. Никогда не унывай, не смотри с грустинкою.
Оглянись вокруг давай, насладись картинкою.
Яркою, зелёною, жёлтою и красною,
Но всегда вёселою и всегда прекрасною.
Убавить звук
Осень: Какая замечательная песенка! Она надолго подняла мне настроение. Но, к сожалению, мне пора попрощаться с вами. До свидания!
Добавить звук. Уходит под музыку.
Муз.рук: Ребята, вам понравились подарки и задания Осени? Как вы думаете, помогли подарки Осени подружиться с ритмом? А что вам запомнилось больше всего? А вы будете играть в эти игры?
Наше путешествие подошло к концу. Давайте скажем всем: до-сви-данья!
19 слайд
Дети под музыку выходят из зала.
В основу данного развлечения легли речь, движение, музыка.
Основывалась на принципах, ощущаем, слушаем, двигаемся, потом смотрим и осознаем.
А усвоить понятие ритм помогает окружающий мир и искусство.
Использовалась методическая интеграция – взаимодействие методов и приемов воспитания и обучения.
В данном случае использование проблемного метода обучения,
и творческий поиск вариантов завершения коллективной работы.
Использование здоровье сберегающих и игровых технологий.
8