СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неологизмы в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихотворение В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям" новизной художественной формы и содержания утверждает мысль о милосердии и сосострадании ко всему живому.

Просмотр содержимого документа
«Неологизмы в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Мизино-Лапшиновка»













Исследовательская работа

«Неологизмы в стихотворении В.В. Маяковского стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»




Автор:

Котлова Дарья Алексеевна, обучающийся 11 класса

МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка»

Научный руководитель:

Котлова Ира Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка»











2020

Неологизмы в стихотворении В.В. Маяковского стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»


Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» сюжетно восходит к страницам русской классики и фольклору. У Некрасова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина лошадь часто символизирует безропотного, покорного труженика, беспомощного и угнетенного, вызывающего жалость и сострадание.

Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую.

9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Любопытно, какую творческую задачу решает в этом случае Маяковский, что для него образ несчастной лошади? Маяковский – художник, чьи общественные и эстетические взгляды были весьма революционны, — всем своим творчеством провозглашал идею новой жизни, новых отношений между людьми. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» новизной художественного содержания и формы утверждает ту же мысль.

Композиционно стихотворение состоит из трёх частей, симметрично расположенных: первая («упала лошадь») и третья («лошадь… пошла») обрамляют центральную («глаза лошадиные»). Связывает части как сюжет (то, что происходит с лошадью), так и лирическое «я» поэта. Сначала противопоставляется отношение к происходящему лирического героя и толпы:

Голос свой не вмешивал в вой ему.

Затем крупным планом даны глаза лошади и слезы в них «за каплищей каплища» — момент очеловечивания, подготавливающий кульминацию переживания лирического героя:

Все мы немного лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь.

Сюжетная развязка и ее оценка автором («пришла веселая…и стоило жить, и работать стоило») отражает смысловой итог стихотворения.

Образную систему, в рамках которой развернут лирический конфликт, представляют три стороны: лошадь, улица, лирический герой.

Фигура лошади у Маяковского своеобразна: она лишена признаков жертвы социального конфликта. Нет ни седока, ни поклажи, которые могли бы олицетворять тяготы, угнетение. Да и момент падения не обусловлен усталостью или насилием («льдом обута, улица скользила…»). Звуковая сторона стиха подчеркивает враждебность улицы. Аллитерация:

не столько звукоподражательная (этого Маяковский не любил), сколько содержательна и в сочетании со словами «круп», «грохнулась», «сгрудились» на звуковом уровне дает усиление смысла. Улица у раннего Маяковского – часто метафора старого мира, обывательского сознания, агрессивной толпы.

В нашем случае это еще и толпа праздная, разодетая:

…за зевакой зевака,

Штаны пришедшие Кузнецким клёшить…

Не случайно и улица – Кузнецкий, за которым ещё со времен Грибоедова и до наших дней идут ассоциации о модной беспечной толпе («оттуда моды к нам…»). Грубость толпы подчеркнута выбором глаголов: «смех зазвенел и зазвякал». Звуки «з» усиливают смысл слова «зевака», неприятно режут ухо, то же подчеркивает и рифма: «зевака»– «зазвякал». Вот тут-то и появляется лирический герой, который «один голос свой не вмешивал в вой», герой, который посочувствовал лошади, не просто упавшей, а «грохнувшейся», потому что он увидел «глаза лошадиные».

Что увидел в этих глазах герой? Тоску о простом человеческом участии?

Возможно, именно столько же ее было и в глазах несчастной лошади, но окружающие этого не видели, хотя она плакала:

За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

Сочувствие в герое оказалось таким сильным, что он ощутил «какую-то общую звериную тоску». Вот эта всеобщность и позволяет ему заявить: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Действительно, разве не бывали у каждого дни, когда неудачи преследовали одна за другой?

Как помочь в такой ситуации? Поддержать, сказать слова утешения, сочувствия, что и делает герой. Конечно, произнося свои слова ободрения, он осознает, что «может быть, старая и не нуждалась в няньке», ведь не каждому приятно, когда есть свидетели его минутной слабости или неудачи. Однако слова героя подействовали чудесным образом: лошадь не просто «встала на ноги, ржанула и пошла.

В стихотворении об упавшей на скользкой мостовой лошади Маяковский использовал ряд неологизмов - слов, придуманных им самим. Автор считал, что с помощью использования таких вновь созданных слов образы получаются более яркими и эмоциональными. Кроме того, Маяковский был футуристом, и считал, что новая эпоха требует новых слов и форм.

Так, улица у Маяковского «ветром опита», то есть, наполнена сырым воздухом («опита» - обдуваемая, напоённая).

В строчках «штаны пришедшие Кузнецким клёшить…» словом «клешить» поэт хотел подчеркнуть, что толпа состояла из бездельников, одетых по моде того времени в штаны клёш.

Словами «за каплищей каплища…катится» описывается отчаяние лошади, из глаз которой лились не просто слезы, а «каплищи (дом – домище, нога-ножища).

После того, как лошадь услышала добрые слова, она «ржанула» (рванула, сказанула), как будто коротко поблагодарила поэта, проявившего к ней сочувствие.

«Плоше» - сравнительная степень прилагательного плохой (правильно - хуже). Почему-то кажется, что лошади понравилась именно форма «плоше».

Это и свежие, яркие метафоры: «улица опрокинулась», «смех зазвякал», «тоска вылилась». И, конечно же, это рифма, прежде всего, неточная, так как именно ее предпочитал Маяковский. По его мнению, неточная рифма всегда рождает неожиданный образ, ассоциацию, идею. Вот и в этом стихотворении рифмы «клёшить – лошадь», «шерсти – шелесте», «плоше – лошадь» порождают бесконечное количество образов, вызывая у каждого читателя свое восприятие и настроение.

У поклонников Маяковского это стихотворение на особом счету. Написанное в 1918 году, оно не отличается политической остротой, как «Ода революции» или «Левый марш» и не дает повода для псевдолитературных спекуляций. Это преодоление отчуждения, единение близких по духу людей и есть идеал автора, чье поэтическое мастерство и новаторство побеждают пошлость и увлекают своей оригинальностью, яркостью, любовью к жизни.

Известно, что поэт не мог пройти мимо бездомной кошки или собаки, подбирал их, пристраивал у знакомых. Однажды у него в комнате жили одновременно 6 собак и 3 кошки, одна из которых вскоре родила котят. Квартирная хозяйка приказала немедленно прикрыть этот зверинец, и Маяковский спешно начал искать питомцам новых хозяев.

Как часто в жизни человек, любое живое существо нуждаются в поддержке, хотя бы просто в добром слове! Именно этой теме – противостояния человека и толпы – были посвящены ранние стихи поэта-футуриста Владимира Маяковского.

Поэтому и заканчивается стихотворение жизнеутверждающим выводом: «И стоило жить, и работать стоило». Теперь ясно, что название стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» воспринимается совсем по-другому: Маяковский, конечно, имел в виду хорошее отношение ко всем людям.

В 1918 году, когда вокруг царили страх, неуверенность в завтрашнем дне, всеобщее озлобление, только поэт мог ощутить недостаток любви, нехватку сочувствия и милосердия. Недаром в письме к Лиле Брик в мае 1918 года он так определил замысел своего будущего произведения: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувственное про лошадь».

В этом стихотворении Маяковский поднимает нравственную проблему жестокости и равнодушия мира по отношению к живой душе. Однако, несмотря на это, идея стихотворения оптимистична. Если лошадь нашла в себе силы подняться и встать в стойло, то и поэт делает для себя вывод: «И стоило жить, и работать стоило».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!