ОГБОУ «Скопинская школа-интернат»
Доклад
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА».
Учитель технологии:
Воробьев С.Н.
Ноябрь 2023 г.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Он может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы.
Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Систематичность обучения | Шаблонное построение, однообразие |
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала | Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней предполагается за счет домашних заданий |
Организационная четкость | Отсутствие самостоятельности |
Постоянное эмоциональное воздействие личности педагога | Слабая речевая деятельность учащихся, пассивное поведение в целом |
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении | Слабая обратная связь. Усредненный подход. Отсутствие индивидуального обучения |
Особенности нетрадиционных уроков
Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.
Нетрадиционные уроки — это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Признаки нетрадиционного занятия:
присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;
кроме программного, используется и внепрограммный материал;
организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;
занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;
в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;
дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;
требует серьезной предварительной подготовки.
Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.
Форм нетрадиционных уроков много. Существующая в педагогической теории их классификация неоднозначна и неполна.
Выделим следующие виды нетрадиционных уроков:
Урок-экскурсия;
Деловая игра.
Урок-конференция.
Урок-встреча.
Урок-концерт, инсценировка.
Интегрированный урок
Урок-игра.
Урок-исследование.
Урок взаимообучения учащихся
Уроки-соревнования (викторины, конкурсы);
Поговорим подробнее о некоторых видах нетрадиционных занятий:
Урок-экскурсия; - форма учебной работы, особенностью которой является реализация процесса обучения не в условиях учебной аудитории, а на природе, в музее, на улицах города, в парках, на производствах и т. д., при непосредственном восприятии обучающимися окружающего мира.
Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный и т.д.).
Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать отличником», «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
Был проведён сравнительный анализ уровня усвоения теоретических знаний и практических умений учащихся по столярному делу в 7-9 классах, сформированных на уроках в традиционных и нетрадиционных формах. Результаты анализа показывают, что уровень усвоения теоретических знаний учащимися на уроках, проведённых в нетрадиционных формах, выше. Анализ тестовых заданий также показал, что знания, полученные учащимися на уроке в нетрадиционной форме, дольше задерживаются в памяти детей.
Кроме того, качество изделий, выполненных на нетрадиционном уроке, лучше, чем на обычном уроке. Это связано с повышением мотивации к практической работе в результате включения учащихся в общественно значимую, коллективную или соревновательную деятельность.
После проведения уроков в нетрадиционных формах заметно повышается эмоциональная удовлетворённость школьников учебным предметом.
Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом».