Нетрадиционные техники изобразительного искусства как способ развития творческих способностей обучающихся 1 класса во внеурочной деятельности Выпускная квалификационная работа
Актуальность исследования
развитие творческих способностей с использованием нетрадиционных изобразительных технологий
Противоречие
Необходимость развития творческих способностей младших школьников
Недостаточное использование нетрадиционных техник изобразительного искусства во внеурочной деятельности
Проблема исследования
Каким должно быть содержание программы внеурочной деятельности способствующих развитию творческих способностей обучающихся 1 класса?
Объект исследования
Предмет исследования
Нетрадиционные техники изобразительного искусства как способ развития творческих способностей обучающихся 1 класса во внеурочной деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности, способствующей развитию творческих способностей обучающихся 1 класса
Цель исследования
Теоретически обосновать проблему развития творческих способностей обучающихся 1 класса, разработать содержание программы «Творческий калейдоскоп» и применить на практике с обучающимися 1 класса.
Задачи исследования
Описать понятия, виды, условия развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста .
Раскрыть психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей обучающихся 1 класса.
Охарактеризовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности и применения их в начальной школе.
Описать результаты практического применения программы « Творческий калейдоскоп» по развитию творческих способностей обучающихся 1 класса посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства во внеурочной деятельности.
Разработать содержание к разделам рабочей программы « Творческий калейдоскоп» по развитию творческих способностей обучающихся 1 класса посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства во внеурочной деятельности.
Проанализировать программу внеурочной деятельности в МОУ «Костинская СОШ»
с. Костино.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 1 класса
Память
Воображение
произвольное
непроизвольное
произвольная
осмысленная
Познавательные процессы младших школьников
Внимание
произвольное
непроизвольное
Мышление
Наглядно-образное
Словесно-логическое
Творческие способности
Способность – это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.
Н.С. Лейтес
Творческие способности - это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Л. С. Выготский
Условия развития творческих способностей
Создана творческая, психологически комфортная атмосфера
Обеспечена самостоятельность и свобода выбора в процессе внеурочной деятельности
Учтены индивидуальные интересы и потребности детей
Помощь со стороны взрослых
Техника рисования
- это совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественное произведение; владение материалами и инструментами, способами их использования.
Техники рисования
Ассамбляж
Рисование штрихом
Рисование через копировальную бумагу
Граттаж
Рисование по мятой бумаге
Энкаустика
Объемная живопись
Акватушь
Метод пальцевой живописи
Рисование сапогом
Кляксография
Рисуем с помощью открыток
Анализ программы внеурочной деятельности в МОУ «Костинская СОШ» с. Костино
Структура программы:
- Титульный лист;
- Пояснительная записка ( направленность, новизна, цели и задачи курса, актуальность и перспективность курса, возрастная группа, на кого рассчитана программа, формы, методы, объем часов, планируемые результаты освоения программы);
- Календарно-тематическое планирование;
- Содержание занятий;
- Информационно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение
ФГОС НОО
Программа внеурочной деятельности
Художественно-эстетической направленности
« Творческий калейдоскоп »
Новизна : инновационный характер
Актуальность: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Цель : развивать у детей творческие способности детей средствами применения нетрадиционных техник рисования.
Развивающая
Обучающая
Воспитательная
развивать чувство цвета, ритма, аккуратности и творческих способностей с применением нетрадиционных техник рисования.
моделировать ситуации, иллюстрирующие способы создания условия для импровизации в цвете, линии, объеме с использованием различных материалов.
воспитывать устойчивый интерес к рисованию и чувства радости при восприятии созданных рисунков.
Учебно-тематический план
№ п/п
1
Тема занятия
2
Количество часов
Ассамбляж
3
Рисование штрихом
3
4
Рисование через копировальную бумагу
2
1
Граттаж
5
Рисование по мятой бумаге
6
3
3
Энкаустика
7
2
8
Объемная живопись
3
Акватушь
9
2
10
Рисование сапогом
1
Метод пальцевой живописи
11
12
Рисование по мокрой бумаге
2
3
Рисуем с помощью открыток
13
Коллаж
14
3
3
Кляксография
15
2
Обобщающее занятие
1
Результат внеурочной деятельности
Продукт
Выставки
Результаты применения программы « Творческий калейдоскоп» по развитию творческих способностей обучающихся 1 класса посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства во внеурочной деятельности
Тема: «Урожай»
Нетрадиционная техника изо -коллаж
Результаты применения программы « Творческий калейдоскоп» по развитию творческих способностей обучающихся 1 класса посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства во внеурочной деятельности
Тема: «Ёжик»
Нетрадиционная техника изо - кляксография
Результаты входного и итогового контроля во внеурочной деятельности