СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неугасима память поколений…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Неугасима память поколений…»

Неугасима память поколений…


Цели:

- усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире;

- формирование представлений о политике фашизма в отношении покорённых народов;

- формирование навыков независимого мышления и критического осмысления истории.

Задачи:

- воспитывать стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире, защищать идеи гуманизма;

- вызвать сочувствие к жертвам геноцида с целью формирования толерантного сознания и отношения к людям другой национальности, вероисповедания, расы, другой культуры, демократичных и гуманных взглядов;

- развивать чувство сопереживания и сострадания жертвам Холокоста, воспитывать неприятие насилия.

- формировать интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой войны, истории Крыма.

- воспитывать понимание опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма.

Место проведения: читальный зал библиотеки

Оформление: презентация, плакаты и рисунки на тему «Холокост», музыкальное сопровождение «Реквием» Моцарт.

Слайд 1. 

Вступительное слово библиотекаря.

Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста. Холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники. Рассказывая вам о том, как гибли люди, а среди них было много детей, мы говорим: “Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам?”

Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.

Мы – это и вы, любой и каждый из нас.

Слайд 1. 

Слайд 2. (видео)

Звучит песня “Бухенвальдский набат” (выходят выступающие)

Слайд 3. фото людей за решеткой лагеря смерти на фоне музыки из кинофильма «Список Шиндлера»

Ученик 1

Сколько жить доведётся на свете

Бывшим узникам концлагерей

- Не забыть им ни фабрики смерти,

Ни фашистов, что злее зверей!


Ученик 2

Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,

Маутхаузен в том же ряду...

Кто попал в лапы дьявола, к немцам,

- Побывал, прямо скажем, в аду.

Ученик 3

Вся Земля содрогалась от горя,

Не щадило зверьё и детей!

Пасть чудовищная - крематорий

Что ни день, пожирала людей.

Ученик 4

И душа леденела от страха,

Ужас гетто вовек не избыть!

Сколько брошено жизней на плаху!

Разве ж можно такое забыть?!

Ученик 5

Сегодня для многих трагический день.

История бросила здесь свою тень.

О том, что случилось в годы войны,

В день памяти все мы вспомнить должны.

Ученик 6

Как немцы, фашисты, людей собирали,

Евреев, поляков они выбирали,

Вели на расстрел, на сожжение тех,

За то, что жили на территории их.

Ученик 7

Расправы чинили еще и над теми,

Кто в плен попадал или над безнадежно больными.

И только за то, что господство решили

Устроить свое во всем этом мире.

Ученик 8

Печаль о них в сердцах своих несем.
Мы не забыли, нет, мы не смирились.
Спустя года готовы сделать все,
Чтоб это никогда не повторилось.

Слайд 4 видео

Слайд 5 (фото Холокост)

2 вед. «Холокост» - страшное слово. В переводе с древнегреческого это слово значит «всесожжение». В свободном переводе его используют в значении «полное истребление». Это слово может писаться с большой или с маленькой букв. Если оно пишется с прописной буквы, то имеет значение «Массовое истребление евреев, живших с 1933 по 1945годы в Германии и на оккупированных ею в годы Второй Мировой войны территориях»! Если «холокост» пишется со строчной буквы, то имеет значение «Массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп»

1вед. Фашисты преследовали и убивали тех, кого они считали людьми 2-го сорта. Это русские, белорусы, украинцы, поляки, цыгане, масоны, больные и инвалиды. В соответствии с теорией немецкого профессора Ганса Гюнтера, люди различаются по антропологическим признакам (строению черепа, пропорциям тела, лица и пигментации), и у каждого типа есть определённые психические и умственные качества. Высшей расой Г.Гюнтер считал нордическую, а низшими – восточноазиатскую и африканскую. Теория Гюнтера легла в основу нацистской расовой теории, которая использовалась для оправдания войны и массовых убийств.

Слайд 6. (люди под конвоем)

2 вед. Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки.

Слайд 7. (последствие Хрустальной ночи)

1 вед. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года, получил название “Хрустальная ночь”. Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

Слайд 8. (немцы)
2 вед. 1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. “Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.” После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Слайд 9 (звезда Давида)

1 вед.Ученик (читает отрывок стихотворения)

Два треугольника – звезда.
Щит праотца. Отца Давида
Избрание – а не обида,
Священный дар, а не беда.


2 вед. Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.


1 вед. Пускай-же те, на ком печать,
Печать звезды шестиугольной,
Научатся душою вольной
На знак неволи отвечать.

2 вед. Во время Второй мировой войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане России. Выжили чуть больше миллиона.
1 вед. Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были гражданами нашей страны. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Слайд 10 (дети)

2 вед. Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

Слайд 11. (Детский ботинок)

Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Час расплаты пришел!

Палачей и убийц — на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик —

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.


Слайд 12видео

Слайд 13 – 14 (крупнейшие лагеря. Лагеря)

1 вед. Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были гражданами нашей страны. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Слайд 15 (Бухенвальд)

2 вед. Один из крупнейших концентрационных лагерей в Германии, располагавшийся рядом с Веймаром и Тюрингией. Несмотря на то, что официально Бухенвальд не имел статуса «лагеря смерти», уже с лета 1937 года там начали уничтожать людей. С июля 1937 по апрель 1945 года в лагере было заключено приблизительно 250000 людей и было убито приблизительно 56000 человек в результате недостатка еды и проведения опытов над заключёнными Бухенвальда. Согласно советским архивным данным, до окончательной ликвидации лагеря в 1950 году, в нём погибло более 7000 заключённых. В 1958 году на территории лагеря был основан мемориальный комплекс «Бухенвальд».

Слайд 16 (Бухенвальд. Текст )

1 вед. На территории бывшего концлагеря, рядом с забором в человеческий рост, высится кирпичный дымоход крематория. Информационный стенд, установленный рядом, сообщает, что он построен в 1940 году и расширен спустя два года.

Печи для сжигания, поставленные фирмой «Топф и сыновья», работали круглые сутки семь дней в неделю.

В 1958 году в Бухенвальде был открыт комплекс сооружений, посвященный жертвам этого концлагеря.

Слайд 17 (Освенцим)

2 вед. Лагерь существовал в 1940-1945 годах. Первоначально предполагалось, что только политические заключенные и оппозиция будут здесь, но позже лагерь стал местом истребления более миллиона человек.

Первые заключенные, группа польских политических заключенных, прибыли сюда 14 июня 1940 года. В дополнение к полякам, вскоре сюда прибыли советские военнопленные, цыгане и граждане других оккупированных немцами стран Европы. Все они страдали и умирали в адских условиях.
Слайд 18 (Освенцим, текст)
1 вед. Точной цифры сколько человек погибло в лагере Освенцим-Биркенау неизвестно. По оценкам, за четыре года в лагере погибло более 1,1 миллиона женщин, мужчин и детей. Около 90% погибших составляли еврейское население, перевезенное сюда из всех европейских стран, находящихся под оккупацией или оставшихся в сфере влияния Германии. Большинство из них были убиты в газовых камерах, а остальные были жертвами жестоких наказаний, медицинских экспериментов или негуманных условий жизни в лагере. Многие умерли от истощения и голода.  На территории лагеря в 1947 г. был создан музей, который включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Слайд 19 (Дахау)

2 вед. Дахау — один из первых концентрационных лагерей на территории Германии, основанный 22 марта в 1933 году в одноименном городе, неподалеку от Мюнхена. По началу использовался как тюрьма для политических заключенных, прежде всего, коммунистов, социалистов, оппозиционных режиму священнослужителей

Слайд 20 (Дахау. текст)

1 вед. Во время войны Дахау приобрел зловещую известность как один из самых ужасных концлагерей, в которых проводились медицинские эксперименты над заключенными. Генрих Гиммлер и другие высокопоставленные нацисты регулярно посещали с инспекционными поездками Дахау, где наблюдали за этими опытами.

Слайд 21 (Майданек)

2 вед. Майданек второй по величине гитлеровский лагерь смерти в Европе, был создан осенью 1941 года по приказу Генриха Гиммлера. Территория, на которой размещались заключенные, была поделена на 6 зон, одна из зон была отведена под заключенных женщин. Поля для заключенных были окружены двойной колючей проволокой, по которой проходил ток высокого напряжения. Вдоль проволоки размещались сторожевые вышки.

Слайд 22 (Майданек)
1 вед. Первоначально лагерь смерти Майданек не был столь огромным и рассчитан был всего на 5 000 заключенных. Однако, после захвата фашистами большого количества советских военнопленных под Киевом, лагерь был увеличен и смог разместить 250 000 заключенных.Сколько на самом деле побывало заключенных в лагере смерти Майданек, труно сказать даже сейчас. Номера заключенным, после смерти их носителей, выдавались повторно.

2 вед. В 1941-1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок. В каждом городе была своя трагедия Холокоста

Слайд 23 (за этими вратами стонет земля)

1 вед. Саласпилс – пожалуй, самый жуткий из фашистских концлагерей. За три года его существования здесь убили и замучили до смерти тысячи детей. Это было не просто лагерь смерти – это был банк крови. Её выкачивали из маленьких узников, пополняя запасы немецких госпиталей. Изможденные и заморенные голодом малыши, некоторым из которых не было еще и пяти лет, цинично рассматривались как живые контейнеры, полные крови, либо как объекты медицинских экспериментов.

Они были словно маленькие животные, их лишили даже примитивного ухода. За грудничками ухаживали старшие ребята. На детях испытывали различные яды, добавляли им в пищу мышьяк, делали смертельные инъекции, ампутировали конечности, держали голыми на холоде по нескольку суток и бесконечно выкачивали кровь от 500 мл в день и больше. Обессиленных и умирающих детей кидали ещё живыми в печь или в канаву.

Слайд 24 (Саласпилс)

2 вед. Сохранился акт судмедэкспертизы массовых детских захоронений концлагеря Саласпилс от 28 апреля 1945 года. Согласно документу, на территории Саласпилса было обнаружено 54 массовых захоронения. В них нашли останки более шестисот человек. Удалось установить, что среди них было 114 грудничков, 106 детей в возрасте от года до трёх лет и 208 ребят от трёх до восьми лет. Остальные маленькие ни в чём не повинные узники просто исчезли. Многие безутешные матери и отцы так и не смогли узнать, что стало с их кровиночками, не смогли прийти к ним на могилки…

Более чем за три года существования концентрационного лагеря Саласпилс у наших детей было выкачано в общей сложности три с половиной тысячи литров крови. В память о погибших детях-донорах и других убитых в Саласпилсе после войны был установлен мемориал скорби. Надпись над входом гласит: "За этими воротами стонет земля".

Слайд 25 (Бабий Яр)

1 вед. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.

Расстрелы в Бабьем Яру начались 29 сентября 1941 года. В течение нескольких дней было уничтожено 33 тысячи человек, а всего 100 тысяч советских граждан. Трагедия началась на десятый день после захвата города. В городе появилось около 2000 листовок о «переселении». Утром 29 сентября 1941 года через весь город шли десятки тысяч людей с чемоданами и узлами. Везли больных и пожилых родственников. Несли на руках грудных детей.

Слайд 26(Бабий Яр. объявление)

Когда люди приближались к Бабьему Яру им приказывали показать документы, ценные вещи и раздеться. Всех подводили к открытой яме, и автоматически расстреливали. Потом подводили другую группу…

Слайд 27(Бабий Яр. Яр )

1 вед. Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных…Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землей, друг друга с бешенством гоня.

Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!


1 вед Над бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный вопль,
Над тысячами тысяч погребенных,
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
Про это не забудет!

Слайд 28 (Змиевская балка. Фото)

2 вед В ходе Второй мировой войны германские войска захватывали Ростов-на-Дону дважды. Первая оккупация была кратковременной (17—28 ноября 1941) и организовать массовое истребление евреев нацисты не успели (хотя в ходе расправ с населением около 1000 евреев были убиты). Во второй раз Ростов был взят 24 июля 1942 года. Вскоре после этого были изданы приказы о поголовной регистрации евреев с 14 лет и о ношении ими специальных опознавательных знаков.

1 вед 5 — 6 августа 1942 года советские военнопленные вырыли в Змиёвской балке большие ямы и рвы, после чего были там же расстреляны.

9 августа был опубликован приказ шефа зондер-команды СС–10-а доктора Г. Герца , предписывающий еврейскому населению Ростова явиться к 8 часам утра 11 августа на сборные пункты для «переселения» в особый район с целью защиты евреев от насилия со стороны нееврейского населения, якобы имевшего место в предшествующие дни.

В этот день в песчано-каменном карьере и соседней роще были убиты около 15 тысяч евреев. Расстрелы продолжались даже ночью и в последующие дни.

2 вед В Змиевской балке, в августе 1942 года гитлеровскими оккупантами было уничтожено более 27 тысяч мирных граждан Ростова-на-Дону и советских военнопленных. Среди убитых — представители многих национальностей. Змиевская балка — крупнейшее на территории Российской Федерации место массового уничтожения фашистскими захватчиками евреев в период Великой Отечественной войны».

Слайд 29 (Змиевская балка. Стих)


1 вед Когда все преступленья замолятся?

Ведь, казалось, пришла пора.

Ты ответишь ли, балка Змиёвская?

Ты ведь Бабьего Яра сестра.

2 вед Под землей столько звуков и призвуков,

стоны, крики схоронены тут.

Вижу - двадцать семь тысяч призраков

по Ростову к той балке бредут.


Слайд 30 (видео)

1 вед 27 января 2022 г. исполняется 77 лет с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста.

2 вед 1ноября 2005 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой постановила, что день 27 января ежегодно будет отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.

Слайд 31(не забывайте нас)

1 вед Даже сегодня столько лет спустя,
Нам друзья забывать нельзя,
Страшное преступление перед человечеством,
Что переживет, целую вечность,


2 вед Убивали всех, детей и взрослых,
Будто ад восстал в лице людей,

Пусть хранит нас Бог от злой напасти
И пошлет с небес на землю мир.

Холокост… Событий нет ужасней.
Просто вспомним. Просто помолчим.

Слайд 32 (огонь) минута молчания
Слайд 33 - 35

1 вед В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концентрационные лагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления - преступлениями против человечества.

2 вед Заасфальтировать и заковать в бетон,

Взорвать собор, как лишнее строенье,

На месте кладбища построить стадион.

Все можно растерять, что собрано веками,

Все может замолчать, расправами грозя,

И только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя.



1 вед. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

2 вед. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

1 вед. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

2 вед. Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами или палачами или равнодушными наблюдателями. Пусть этот ужас никогда не повторится!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!