СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Небесный металл

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится по теме "Железо и его свойства". Урок проводится  в виде  игры (урок – путешествие). Нестандартная  форма  урока оживляет его,  вызывает  интерес  учащихся   к   изучаемому   материалу. Им   предлагается      путешествие  от  станции  "визитная   карточка  химического элемента"   к  станциям  "физические  свойства  железа",  "химические  свойства железа", "выбери задание" и станция "конечная".Учащиеся самостоятельно исследуют физические и  химические свойства  железа, фиксируют  в  маршрутных   листах   свои   наблюдения,  записывают   уравнения реакций. Учитель помогает учащимся сделать нужные выводы.При закреплении изученного материала используется компьютер и мультимедийный проектор. Школьники   имеют возможность сравнить свои записи с  теми, что  они видят на экране, и оценить свои успехи.

Просмотр содержимого документа
«Небесный металл»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Зерносовхозская средняя общеобразовательная школа им. М.Н.Костина п. Новосёлки

Мелекесского района Ульяновской области








Урок – путешествие по химии в 9 классе















Учитель химии высшей категории

Глухова Людмила Алексеевна













Единственный путь, ведущий

к знанию, - это деятельность.

Бернард Шоу.


Цели урока:

1. Обучающие:

  • создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств железа на основе строения его атома.

  • способствовать формированию общеучебных умений и навыков: изображение модели атома, определение валентности, составление химических уравнений.

2. Развивающие:

  • развивать умение характеризовать химический элемент на основе его положения в периодической системе и особенностей строения его атома.

  • продолжить работу по развитию умений и навыков самостоятельной работы с коллекциями, учебником.

  • способствовать развитию умений учащихся анализировать, сравнивать и делать выводы.

3. Воспитывающие:

  • воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.

Методы:

  • проблемный

  • исследовательский

ФОПД:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • групповая

Средства обучения:

  • маршрутная карта

  • химическое оборудование

  • таблицы

  • инструкции.

Оборудование:

Таблица Менделеева, штативы, тигель, коллекции "металлы", железные

пластинки в виде человечков, чёрный ящик, плакаты, коллекция

минералов, компьютер, мультимедийный проектор, химические реактивы.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас состоится урок по теме "Небесный металл". У каждого из нас есть свой адрес – улица, дом, квартира. У химических элементов тоже есть свой дом. Как он называется? (Периодическая таблица). Давайте познакомимся с одним из жильцов этого дома. А с кем именно –

отгадайте.




Прошу внести чёрный ящик, (звучит музыка из передачи "Что?Где?Когда?", ученик вносит чёрный ящик.)



Спрятан в ящике предмет –

Без него не съесть обед.

Вещь незаменимая

Вещь необходимая.

Если мы садимся кушать,

Тот предмет нам очень нужен.

Из чего же сей предмет?

Серебристо – серый цвет

Вам позволит дать ответ.

(Ложка металлическая)

Итак, сегодня мы будем знакомиться с металлом, из которого сделана ложка и много других предметов. Это железо.



Среди металлов самый славный

Важнейший древний элемент

В тяжёлой индустрии главный

Знаком с ним школьник и студент.


А чтобы поближе познакомиться с этим удивительным металлом вы отправитесь в путешествие, для которого вам нужна маршрутная карта. Рассмотрите её внимательно и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.

(станции: "визитная карточка химического элемента", "физические свойства железа", "химические свойства железа", "выбери задание", "конечная".)






2. Изучение нового материала.

Запишите в маршрутной карте число и тему урока. Вы находитесь на станции под названием "Визитная карточка химического элемента". Найдите железо в периодической системе и заполните первую часть маршрутной карты. А теперь рассмотрим строение атома железа. Для этого воспользуемся магнитными аппликациями.


- сколько электронов на внешнем электронном слое? (2)

- сколько электронов не хватает до завершения электронного слоя? (6)

- что энергетически выгоднее отдать или принять электроны? (отдать)

Следовательно, атом отдаёт свои электроны, т.е. проявляет валентность равную 2. Иногда отдаёт 3 электрона, т.е. проявляет валентность равную 3. чем лучше атом отдаёт электроны, тем он активнее.

Неделю назад был заложен опыт. В пробирки с водой опустили алюминиевую проволоку и железный гвоздь. Во 2-й пробирке произошла реакция, а в первой нет. Тогда можно ли железо назвать более активным металлом, чем алюминий? Вот проблема, которую вам необходимо решить.

Но поскольку сведений ещё недостаточно мы будем двигаться к следующей станции "Физические свойства железа"

Вам предстоит работа. Возьмите железную проволоку, рассмотрите её, попробуйте изменить форму и, основываясь на ваших наблюдениях и жизненном опыте, определите физические свойства железа.

- А теперь поиграем.

Из предложенных слогов составьте слова, характеризующие физические свойства железа.

Игра "БУРИМЕ"


про

сть


вод

элек

но

тро

вод


про

но

сть

теп

ло

кий

ли

ск

ме

бле

тал

чес


лый


же


тя


го

кий

плав


ту



ас

пл


ный


тич





Позволяют ли эти незначительные сведения сделать вывод об активности металла? (нет)


Следующая станция "Химические свойства железа". Время стоянки 15 минут. За это время вы должны пройти 2 этапа. Первый этап – запишите уравнения реакций взаимодействия железа с простыми веществами – с кислородом, с хлором.

3Fe + 2O2 → Fe3O4

2Fe + 3CI2 → 2FeCI3

Составьте схемы электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель для каждой из этих реакций.

Если у вас возникли затруднения, то обратитесь к мудрому попутчику – учебнику химии стр.64.

Первый из этих опытов мы посмотрим все вместе. Только воспользуемся не чистым кислородом, а тем который входит в состав перманганата калия и выделяется при его нагревании.

Посмотрите опыт, который называется "огненный дождь" (смесь КMnO4, Fe, древесный уголь в отношении 1:1:1)

На втором этапе вас ждёт химический эксперимент. Исследуйте взаимодействие железа с соляной кислотой и затем с солью – хлоридом меди. Перед началом эксперимента ознакомьтесь с инструкцией. Что вы наблюдаете при смешивании порошка железа с соляной кислотой? (при поднесении к отверстию пробирки горящей спички мы услышали хлопок). Объясните ваши наблюдения. Запишите уравнение реакции, укажите окислитель и восстановитель.

Fe + 2HCI → FeCI2 + H2

А следующий опыт называется "Шуба для железного человечка". Налейте в пробирку 2 мл. хлорида меди и слегка нагрейте. В горячий раствор опустите человечка и через 10-20 секунд мы увидим на нём красивую шубку красноватого цвета. Объясните ваши наблюдения. Составьте уравнение химической реакции. Сверьте ваши записи с теми, которые вы видите на экране. Составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.


Fe + CuCI2 → FeCI2 + Cu

Заполните таблицу в вашей маршрутной карте.



Химические свойства железа.



Взаимодействие с простыми веществами

Взаимодействие со сложными веществами



Взаимодействие с кислородом

3Fe + 2O2 → Fe3O4

Взаимодействие

с соляной кислотой

Fe + 2HCI → FeCI2 + H2



Взаимодействие с хлором

2Fe + 3CI2 → 2FeCI3

Взаимодействие

с хлоридом меди

Fe + CuCI2 → FeCI2 + Cu




Следующая станция "Выбери задание". Время стоянки – 5 минут. Вам предлагается игра "вертушка", которая состоит из 2-х дисков разного диаметра, на которых написаны катионы и анионы. Совмещая диски, мы получим формулы различных соединений железа. Запишите их в свои тетради.

















А теперь, с помощью мультимедийного проектора, сравните ваши записи с теми, которые вы видите на экране.


Fe(NO3)3, Fe2(SO4)3, FePO4, Fe3(PO4)2, FeSO4, FeCI2, Fe(NO3)2 , FeCl3


А если продолжить наше путешествие, на каких станциях вам захотелось бы побывать? ("нахождение в природе", "получение", "применение").

Я думаю, что мы сможем это сделать на следующем уроке.

Итак, мы достигли последней станции "Конечная" и теперь вы можете ответить на вопрос "Является ли железо химически активным элементом?" (Да, но менее активный, чем алюминий).

Мы решили проблему, которую ставили в начале урока? (Да)

В ваших тетрадях получился опорный конспект урока, которым вы можете воспользоваться при подготовке домашнего задания.


А как вы оцениваете свою деятельность на уроке?


  • Если на "отлично", то есть вам всё удалось и вы довольны собой, то поднимите красную сигнальную карточку, которая есть на ваших столах.

  • Если на "хорошо", то есть вы работали неплохо, но могли бы и гораздо лучше, то поднимите синюю сигнальную карточку.

  • Если на" удовлетворительно", то есть вы совсем недовольны собой и вам предстоит ещё поработать над этой темой, то поднимите зелёную сигнальную карточку.

Спасибо. Я очень рада, что большинство из вас оценили свою деятельность на "хорошо" и "отлично".





А сейчас домашнее задание. Рыцарь в железных доспехах предлагает вам задания разного уровня сложности. Выберите то задание, с которым вы справитесь. Лёгкие задания отмечены квадратиком, а сложные - кружочком.








  • Закончить уравнения реакций:

Fe + H2SO4---

Fe + CuSO4 ---

Fe + H2O ---


  • Осуществить превращения:

Fe ---FeCI2 ---FeCI3 ---Fe (OH)3 ---Fe2O3 ---Fe


  • Задача 1:

К раствору, содержащему 32 грамма сульфата меди, прибавили 28 грамм железных стружек. Какая масса меди выделится при этом? (12,8 грамм).



  • Задача 2:

Какой объём водорода можно получить при растворении в соляной кислоте 112 грамм железа, если объёмная доля выхода водорода составляет 90%? (40,3 л.)






В классе слышится громкий звук падающего предмета. Что это!!?

Учитель выходит в препараторскую и, вернувшись, объявляет учащимся о том, что в нашу школу упал метеорит и раскололся при этом на множество мелких кусочков. На память об уроке, он раздаёт эти осколки метеорита учащимся и они с интересом читают те пожелания, которые записаны на них. Это высказывания академика Б.Т. Лихачёва:

"Постарайся быть умнее других, но никогда не давай им этого почувствовать".

"Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими".

"Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других".

"Чтобы любить людей, нужно делать им добро" и др.



Урок окончен. Всех благодарю за сотрудничество.


До свидания.





Химия – наука интересная, в нашем классе ей большой почет,

Формулами, знаньями чудесными, опытами нас она влечет.









Пояснительная записка


Урок по теме "Небесный металл" разработан для учащихся 9х классов

общеобразовательной школы, изучающих химию по учебнику О.С.Габриеляна.

Тема "Железо" является последней в главе "Металлы" и поэтому при изучении

нового материала учитель опирается на знания учащихся, полученные ими при

рассмотрении тем: "Щелочные металлы", "Щелочноземельные металлы",

"Алюминий".

Обучающая цель урока – продолжение процесса усвоения учебного материала,

совершенствование знаний учащихся, овладение различными способами

деятельности на разных уровнях познания.

Развивающая цель урока – дальнейшее развитие мыслительных операций

школьников, учебных приёмов их познавательной деятельности, самооценки.

Воспитывающая цель заключается в формировании коммуникативных качеств

личности, воспитании культуры умственного труда.

Урок проводится в виде игры (урок – путешествие). Нестандартная форма урока

оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу.

Им предлагается путешествие от станции "визитная карточка химического

элемента" к станциям "физические свойства железа", "химические свойства

железа", "выбери задание" и станция "конечная".

Учащиеся самостоятельно исследуют физические и химические свойства железа,

фиксируют в маршрутных листах свои наблюдения, записывают уравнения

реакций. Учитель помогает учащимся сделать нужные выводы.

При закреплении изученного материала используется компьютер и мультимедий –

ный проектор. Школьники имеют возможность сравнить свои записи с теми, что

они видят на экране, и оценить свои успехи.

Дифференцированное домашнее задание учащимся предлагает рыцарь в железных

доспехах. Необычным является и конец урока, когда в классе слышится шум

падающего метеорита и учитель предлагает учащимся его осколки, на которых

записаны высказывания известных учёных, педагогов.

Таким образом, включение в урок игровых моментов, приводит к достижению

оптимальных результатов обучения. При этом в непринуждённой обстановке

происходит активизация познавательной деятельности учащихся, они более

прочно усваивают и закрепляют учебный материал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!