СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неделя русскому языка. Различные задания для разного уровня детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.

Просмотр содержимого документа
«Неделя русскому языка. Различные задания для разного уровня детей.»

«НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Пояснительная записка.

Как сделать изучение русского языка интересным, занимательным и любимым занятием для младшего школьника?

Одним из эффективных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является проведение предметной Недели. Работа, проводимая с младшими школьниками во время Недели русского языка, направлена на расширение кругозора учащихся, развитие их лингвистических способностей, воспитание любви и уважения к русскому языку.

После проведения предметной недели у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения. Эта форма работы даёт большой эмоциональный заряд, улучшает успеваемость по предмету, способствует формированию положительной мотивации учебной деятельности.

В данной работе представлен опыт по организации Недели русского языка в системе развивающего обучения от подготовительной работы до подведения итогов.

Предметные недели в начальной школе – это праздник длиной в шесть дней. Ему предшествует подготовительная работа:

  1. Подбор интересных заданий для учащихся каждой параллели.

Этим занимается группа учителей, непосредственно отвечающая за проведение недели.

  1. Участие самих учеников. Каждый класс готовит тематическую

газету, содержащую интересные факты о языке, занимательные задания для учеников других классов. Проводится конкурс на лучшую газету.

В конце каждого дня в каждом классе учитель вместе со школьниками

подводит итоги – выявляет самых активных и сообразительных, которые будут награждены грамотами на заключительной линейке.

Всю неделю в фойе оформляется стенд. На нём каждый день появляется своеобразный отчёт классов: итоги конкурсов рисунков, стихов и сочинений, газеты, интересный занимательный материал.

Первый день – открытие предметной недели. Проводится линейка, в

ходе которой каждый класс получает «маршрутный лист», т. е. задания, которые ребята будут выполнять в течение недели. В конце каждого дня в маршрутный лист учитель вместе со школьниками вписывает имена самых активных участников или победителей конкурсов. Маршрутный лист в конце недели сдаётся организаторам для награждения лучших учеников.

Всю неделю в школе приподнятое настроение. Все дети заняты делом: даже на переменах играют, обсуждают, переживают. Очень ценно для учителя, когда его ученики самостоятельно подбирают интересные задания к следующему уроку, не ожидая похвалы.

В последний день недели в каждом классе проводятся олимпиады. Цель олимпиады – выявить и поддержать учащихся, проявляющих интерес к изучению русского языка. Содержание олимпиадных заданий предполагает проверку знаний по основным разделам русского языка, а также задания на развитие познавательного интереса (кроссворды, ребусы, анаграммы) и задания творческого характера.

Закрытие недели – линейка, посвящённая чествованию победителей. При подведении итогов важно стараться отразить только положительные моменты, отметить явных лидеров и найти добрые слова для всех участников.

Отдельных ребят или классы можно наградить дипломами и грамотами. Чтобы таких наград было больше, можно продумать различные номинации. Например, наградить не только победителей конкурсов и соревнований, но и самых активных читателей школьной библиотеки, тех, у кого самая аккуратная тетрадь по русскому языку, каллиграфический почерк и т. д.

Линейка: «Открытие Недели русского языка в начальной школе».

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые учителя!
С праздником вас всех!

Ведущий 2. С каким праздником?

Ведущий 1. Как с каким? Сегодня необычный день! Сегодня мы отправляемся в увлекательное, хоть и трудное, путешествие - путешествие в Страну Русского Языка!

Ведущий 2. А что это за страна такая?

Ведущий 1. Этой страны вы не найдёте ни на одном глобусе или карте. Эту страну предстоит открыть вам, ребята, с помощью учителей.

Ведущий 1. Русский язык необычайно красив и богат.

Ведущий 2. Он считается одним из самых выразительных языков мира.

Ведущий 1. Замечательный русский учёный Ломоносов считал, что в русском языке заключены вместе достоинства, лучшие отличительные качества многих языков мира.

Ведущий 2. Он находил в нём «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, богатство и краткость греческого и латинского языков».

Ведущий 1. Именно на русском языке говорили и писали свои великие творения Толстой и Пушкин, Чехов и Михалков.

Ведущий 2. Путешествие наше будет длиться целую неделю.

Ведущий 1. Всю эту неделю вас, ребята, ждут интересные конкурсы и

викторины, занимательные игры и приключения.
Ведущий 2. В ознаменование этого торжественного дня по школе издан

указ, который сейчас мы и огласим.

Вместе. Слушайте все!

Ведущий 1. Пункт первый. Всем! Всем! Всем! Чтобы не заблудиться в Стране Русского языка, каждому классу выдать «маршрутный лист», в котором указано, в каком направлении нужно двигаться каждый день.
Каждому классу вручают маршрутные листы.
Ведущий 2. Пункт второй. Каждый ученик может принять участие во всех проводимых конкурсах.

Вам, ребята, предстоит попробовать свои силы в самых разных областях: сочинять стихи, писать сочинения, фантазировать, рисовать, загадывать и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
Ведущий 1. Пункт третий. Каждый день подводить итог проделанной работы и оценивать знания школьников, выбирать самых находчивых и любознательных.

Ведущий 2. Пункт четвёртый. В конце недели провести праздник, на котором дипломами и грамотами наградить лучших из лучших.

Ведущий 1. К исполнению Указа приступить немедленно!

Ведущий 2. Народная мудрость гласит: «Не стыдно не знать, стыдно не

учиться». А русский язык следует изучать всю жизнь.

Ведущий 1. И каждый раз вы будете делать удивительные открытия!
Ведущий 2. В добрый путь, дорогие друзья, в Страну Русского языка!

Пусть ваше путешествие будет полезным и увлекательным!
Дети в сопровождении учителей расходятся по классам.

Внеклассная работа по предмету является важной частью учебно-воспитательной работы в начальной школе. Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что можешь и хочешь: попробовать себя в разных ролях. Цели и задачи внеклассных мероприятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий. Внеклассная работа по предмету имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует: пробудить интерес к учебному предмету; выявить одаренных школьников, а также воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности; углубить и расширить знания, полученные на уроках.

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.

При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д.

Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся.

Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.

Предметная неделя проводится методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Задачи предметной недели:

совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка.

Механизм реализации проекта:

Предметная неделя проводится в соответствии с графиком, принятым на научно-методическом совете школы и утвержденным директором.

План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.

Организатором предметной недели является методическое объединение во главе с руководителем.

Участниками предметной недели являются все учителя, преподающие русский язык, ученики школы, изучающие предмет.

В рамках предметной недели проводятся следующие мероприятия:

конкурсы на знание основной тематики недели и предмета;

нетрадиционные уроки по предмету;

выставка, посвящённая основной тематике предметной недели;

внеклассные мероприятия по основной тематике недели.

Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.

По итогам предметной недели может быть определен состав команды школы для участия в районных предметных олимпиадах.

По окончании предметной недели на заседании методического объединения и научно-методическом совете проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий:

Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.

Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.

В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.

Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.

Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.

Предлагаю вашему вниманию проект организации и проведения «Недели русского языка в начальной школе».

Тема: «Богатства русского языка»

Классы: параллели 1 - 4 классов

Цель: способствовать повышению познавательной мотивации к русскому языку.

Задачи:

  • Образовательная: способствовать повышению уровня языкового развития; содействовать развитию устной и внутренней монологической речи детей; способствовать расширению знаний обучающихся из различных разделов русского языка;

  • Воспитательная: способствовать воспитанию любви и уважения к русскому языку; способствовать осознанию обучающимися себя носителями языка;

  • Развивающая: способствовать совершенствованию навыков лингвистического анализа, анализа происхождения слов, умения видеть иноязычные слова в русской речи; способствовать развитию грамотной устной речи, командному единству; совершенствование навыков регулирования поведения в ходе занятия.

План недели русского языка:

1 день. Торжественное открытие недели русского языка:

- общий сбор в актовом зале;

- ознакомление с целями и планом предстоящей недели.

2 день. Путешествие по стране «Русский язык»:

- 4классы организуют работу по станциям 1-3 классов;

- подведение итогов в параллелях классов.

3 день. Работа по станциям:

- выполнение командами 3-их классов заданий на станциях, которые организованны другими классами;

- подведение итогов, награждение «Знатоков русского языка».

4 день. Единая школьная олимпиада по русскому языку:

- выполнение олимпиады учащимися 2-ых классов; подведение итогов, награждение.

5 день. Видеозанятие «Занимательная грамматика»:

- видео-занятие для 1-х классов с использованием ИКТ.

6 день. Газета «Итоги недели»:

- выполнение газет в классах оп итогам недели русского языка;

- конкурс газет, выявление победителей в параллелях классов.

2 день. Путешествие по стране «Русский язык»:

Цель: способствовать формированию у учащихся познавательно мотивации; расширение знаний из разных областей русского языка.

Задачи:

  • воспитательная – способствовать воспитанию настойчивости, воли к победе и упорства в достижении цели;

  • образовательная – способствовать расширению кругозора учащихся, способствовать формированию навыков самостоятельной работы с различными материалами;

  • развивающая – способствовать развитию у учащихся интереса к занятиям по русскому языку; умения равноправного и продуктивного взаимодействия друг с другом в ходе путешествия в страну русского языка, работе в команде.

Маршрутный лист 1 класса.

День недели

Мероприятие

Имена самых активных учеников, победителей

1 день

Конкурс рисунков

«Волшебные буквы».


2 день

«Загадочный» диктант.


3 день

Игры со словами

«Найди словечко».


4 день

Конкурс пословиц и поговорок

«Ошибки наборщика».


5 день

Литературная викторина

по сказкам.


6 день

Олимпиада.


1 день. Конкурс рисунков «Волшебные буквы».

Учитель предлагает первоклассникам выбрать одну из букв алфавита, пофантазировать и нарисовать, на что похожа буква.

Можно предложить детям «оживить» буквы: один или несколько учеников изображают загаданную букву, остальные ребята пытаются угадать, какую именно.

2 день. «Загадочный» диктант.

Учитель читает загадки, дети записывают отгадки. По первым буквам прочитать зашифрованное слово.

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки?

(заяц)

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

(ножницы)

Зашифрованное слово – ЗНАТОКИ.

Учитель организует беседу с первоклассниками о том, кого называют знатоками, как можно стать знатоком, подводит к мысли, что чтение книг может открыть перед ребятами увлекательный мир знаний.

3 день. Игры со словами. «Найди словечко».

Каждому ученику выдаётся лист с заданием. Школьникам нужно найти и вычеркнуть в каждой строчке таблицы слово. Слова могут быть написаны как слева направо, так и справа налево.

Ф

Х

Б

О

Ч

К

А

Р

Т

С

Щ

Ь

Э

Н

И

А

К

Л

У

Б

Ч

Щ

В

А

К

Д

О

Л

М

Н

К

У

Л

О

Ъ

Ш

Н

Ж

С

О

Д

Е

Н

Ь

Л

Ы

Ш

С

Т

У

А

Б

С

У

Ш

К

А

А

К

Щ

Э

Л

Д

О

М

Ы

Ф

Ъ

О

А

Ф

А

Л

Г

Н

А

Н

А

Б

Э

Б

А

Ж

И

Л

Е

Т

Н

О

П

Д

Ф

М

С

О

Л

Ь

И

Ю

Ж


«Спрятанные» слова: бочка, булка (клуб), лодка, лук, день, сушка, дом, банан, жилет, соль.

Учитель предлагает детям продолжить игру: в каждом найденном слове заменить одну букву так, чтобы получилось новое слово. Например, в слове «бочка» меняем Б на П, получилось слово «почка» и т. д. Конкурс: кто быстрее справится с заданием, либо кто найдёт больше различных вариантов.

4 день. Конкурс пословиц и поговорок «Ошибки наборщика».

Даны пословицы, но по ошибке первая половина принадлежит одной пословице или поговорке, а вторая – другой. Надо вернуть им первоначальный вид.

Без труда … а руки делают.

Глаза страшатся, … считают.

Любишь кататься, … людей насмешишь.

Поспешишь - … не вытащишь и рыбку из пруда.

Цыплят по осени … потехе – час.

Делу - время, … люби и саночки возить.

В гостях хорошо, … а человека труд.

Новых друзей наживай, … а дома лучше.

Землю красит солнце, … а старых не забывай.

Учитель выясняет, как ребята понимают смысл каждой пословицы, в какой жизненной ситуации можно применить каждую из пословиц или поговорок.

5 день. Литературная викторина по сказкам.

Учитель предлагает первоклассникам отгадать героев сказок и их авторов.

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?

(«Золотой ключик, или приключения Буратино». А. Толстой)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала!

Кто читал такую книжку, знает девочку – малышку?

(«Дюймовочка». Г. Х. Андерсен)

Учитель приглашает детей посетить школьную библиотеку, чтобы самим прочитать интересные книги и узнать много нового.

6 день. Олимпиада.

Примерные задания для проведения олимпиады.

  1. Подчеркни только те слова, которые нельзя разделить для переноса.

Олень, станция, оса, метро, горка, летняя, сок, шея, река.

  1. Расставь буквы в алфавитном порядке и запиши получившееся слово:

Щ, о,р, б - … Е,л,о, д - … Н, ы, о, т - …

  1. Замени подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово. Запиши

это слово.

Балет – … белка - …

Олень – … салат - …

Машина – … речка - …

Толя – … стол - …

Маша – … сетка - …

Таня - … норка - …

  1. Составь цепочку слов так, чтобы каждое следующее слово

начиналось на последнюю букву предыдущего: Волк -

  1. В каждом слове пропущены три буквы О. Вставь их на нужные места

и напиши получившиеся слова: Клск, блт, хлдн, скмрх.

  1. В каждом слове найди одно, два или три новых слова

Например: поляна – Оля, Яна, пол, Поля.

Смородина - … линейка - …

Удочки - … сумка - …

Стрекоза - … форточка - …

Дедушка - … корабль - …

Кружка - … апельсин - …

  1. Измени порядок слогов, чтобы получилось слово:

Мабуга - …

Лашко - …

Народи - …

Подорми - …

Гакни - …

  1. Добавь к каждому слову слог впереди, чтобы получились новые

слова: пух - … род - … жар - … мак - …

  1. Из букв слова КОПИЛКА составь как можно больше слов.

  2. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все

согласные звуки твердые:

Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины

  1. Подчеркни слова, в которых все согласные глухие.

У папы три капли упали со шляпы.

Кошка согрела озябшие лапы.

  1. Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, в

которых звуков больше, чем букв.

  1. Слова ель, коньки, моя, Юлия запиши в следующем порядке:

состоящее из трёх звуков, четырёх звуков, пяти звуков, шести звуков.

  1. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились

новые слова.

Сено марка

Банк ежи

Стол рот

Зал бики

Свет ёлка

Яр вал

  1. Напиши буквы, которые не бывают большими в именах, фамилиях,

кличках. Вспомнить их поможет это стихотворение:

Сказала Й сестре родной:

-Вот ты, сестра – соседка

Бываешь часто ПРОПИСНОЙ,

А я ужасно редко.

- Ну редко – это не беда,

Иные буквы – никогда!

- А много их?

- Да целых три:

Сестра и с ней два брата.

Зовут их так…

- Не говори! Скажите вы, ребята! _____________________________________

Маршрутный лист 2 класса.

День недели

Мероприятие

Имена самых активных учеников, победителей

1 день

Конкурс рисунков.

«Волшебное сообщение».


2 день

Конкурс скороговорок

«Санглбанглтинглтаг».


3 день

Игры со словами

«Шифровальщики».


4 день

Конкурс пословиц и поговорок.


5 день

Сочиняем стихи

«Кто-то начал, ты продолжи!»


6 день

Олимпиада.


1 день. Конкурс рисунков. «Волшебное сообщение».

Учитель организует со школьниками беседу, зачем нужно уметь читать и писать, в каких жизненных ситуациях пригодятся эти умения, всегда ли люди владели чтением и письмом. Было время, когда наши предки не знали букв, но все-таки умели передавать сообщения.

Как можно написать сообщение без букв? Раньше люди делали это при помощи картинок. Вот, например, однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. На ней было выбито изображение: лодка с гребцами, над ней — луна, три кружочка солнца, стрелы и олени. Как вы думаете, что хотели сказать этим рисунком древние люди? (Предположения детей) Рисунки говорят, что «люди плыли на лодке один месяц и три дня, нашли место, богатое дичью». Такими картинками - знаками пользуются и сейчас.

Представьте, что мы с вами не умеем читать и писать, но нам нужно передать информацию на дальнее расстояние.

Задание ученикам - зашифровать какое-то сообщение и изобразить его при помощи символов.

Остальные ребята пытаются «расшифровать» информацию, которую содержит рисунок.

Вывод: Рисунки - символы не всегда точно передают наши мысли, только слова, записанные с помощью букв, могут верно, без искажений, донести информацию до собеседника.

2 день. Конкурс скороговорок «Санглбанглтинглтаг».

«Санглбанглтинглтаг»! Что может обозначать это слово?

Оказывается, «Санглбанглтинглтаг» - это название корабля в стихотворении югославского писателя Душана Радовича.

Интересно? Тогда послушайте это стихотворение.

Дети, вы слышали о корабле,

Самом прекрасном на всей земле?

Этот корабль называется так: «Сангл-бангл-тингл-таг».

Спешите, спешите узнать поскорей

Строгий приказ министерства морей:

«Матросом на борт поднимается тот,

Кто быстро название произнесёт».

Ребята! Внимание! Каждый из вас

Может попробовать хоть сейчас!

Только учтите: совсем не пустяк

Сказать без запинки «Санглбанглтинглтаг»,

Кто сможет сказать «Санглбанглтинглтаг»,

Тот может поднять корабельный флаг,

Может прямо в Африку плыть,

Может даже трубку курить

И важничать, как заправский моряк,

На корабле «Санглбанглтинглтаг»!

Дети упражняются в произношении названия корабля. Кому удалось это сделать, участвует в конкурсе скороговорок.

Был у короля орёл, полетел орёл за королем.

Шары у Шуры хороши, шарами Шуры пошурши.

Валерий с Ларисой ушли за кулисы.

Жил жираф, жир жевал.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

3 день. Игры со словами. «Шифровальщики».

Второклассникам предлагается расшифровать тайное письмо. Разгадать его тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита (каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите).

1 9 2 21 12 1 – 12 14 21 5 18 16 19 20 10 19 20 21 17 6 15 30 12 1 .

Азбука – к мудрости ступенька.

Можно предложить детям самим зашифровать какую – либо фразу.

4 день. Конкурс пословиц и поговорок.

Школьникам предлагается по двум словам восстановить всю пословицу, объяснить её смысл, привести примеры из жизни, когда можно применить каждую из пословиц.

Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья.)

Дело – потеха (Делу время, потехе – час.)

Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой.)

Труд – лень (Труд кормит, а лень портит.)

Воробей – не поймаешь (Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.)

Семь – один (Семеро одного не ждут.)

За двумя – ни одного (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)

5 день. Сочиняем стихи «Кто-то начал, ты продолжи!»

Предлагаем детям продолжить стихотворение по началу. (Это задание можно предложить для подготовки дома.)

1. Зашвырнула буря в сад

Трёх невиданных слонят …

2. На лодке по реке

Катался пёс – и вот …

3. Встречали звери Новый год,

Водили звери хоровод …

6 день. Олимпиада.

Примерные задания для проведения олимпиады.

  1. Расставь ударение в словах.

Алфавит, библиотека, звонит, цемент, торты.

  1. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Лилия, оазис, фойе, поют, сауна.

  1. Сколько раз встречаются звуки [Т] и [Т ’] в стихотворении?

Липы за руки взялись,

Липы ветками сплелись,

Ветер злится: “Повалю!

Я упрямых не терплю!”.

Дунул снова что есть сил,

Но деревья с ног не сбил.

  1. Подбери по одному слову к схемам:

5 б., 5 зв. - … 5 б., 4 зв. - … 4 б., 5 зв. - …

  1. Даны слова в звуковой одежде. Выбери для них буквенный костюм .

[ М’ А Т’] – мать, мять

[ В’ О С ] – воз, вез

[ Л ‘Э С ] – лес, лезть

  1. Из каждого слова каждой строчки возьми по одному слогу так, чтобы

получилось новое слово. Запиши его:

    • пластинка, картинка, павлин - …

    • сапоги, парашют, фантазия - …

    • косари, заморозки, лётчик - …

    • змея, рама - …

    • пуговица, молоток, лава - …

    • укор, бузина, тина - …

  1. Напиши предложение без ошибок:

Назимле лижыт лества и сухие тровинки.

  1. Вставь пропущенные буквы.

Я ружьишко зар…дил

И м…рковку прор…дил,

В ог…роде ув…дал,

Как кустарник ув…дал.

  1. Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу:

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале.

Придумай и запиши еще два слова с таким составом.

  1. В каких словах есть приставки? Выдели их.

Отмыть, отчизна, отвар, отравить, отара, отличник.

  1. Придумай и запиши как можно больше слов с корнем ЦВЕТ.

  2. Неживые предметы преврати в живые. Выдели суффикс, который

помог тебе это сделать.

Труба – …, баян - …, цирк – …, работа - …, груз – …, гора - …, аптека - … .

  1. Определи части речи в предложении:

Желомная бечь обсидляла хрожную деланавку.

  1. Какие слова можно отнести к разным частям речи? Составь с ними

такие словосочетания, чтобы было понятно, какими частями речи они являются: рой, мой, печь, простой.

  1. Выбери нужное слово:

У бабушки нет (очек, очков, очкей)

У Маши нет красных (туфлев, туфлей, туфель)

У меня нет (ножницей, ножницов, ножниц)

Маршрутный лист 3 класса.

День недели

Мероприятие

Имена самых активных учеников, победителей

1 день

Конкурс рисунков

«Иностранцы».


2 день

Конкурс скороговорок

«Болтунишки».


3 день

Отгадывание шарад

«Карнавал слов».


4 день

Викторина пословиц и поговорок

«в Королевстве Ошибок».


5 день

Кроссворд

«Герои сказок».


6 день

Олимпиада.



1 день. Конкурс рисунков «Иностранцы».

Представьте себе художника – иностранца, который ещё не очень хорошо овладел русским языком, но решил изобразить на рисунках значения некоторых русских слов и выражений. Услышав слово «кузница», он решил, что это жена кузнеца, а кузнечик – его сын. Художник нарисовал семью.

Почему он неправильно понял значения слов?

Пофантазируйте и нарисуйте, что мог нарисовать такой художник к фразеологизмам: Зарубить на носу, знать назубок, кашу заварить, на лбу у него написано, как пить дать и др.

2 день. Конкурс скороговорок «Болтунишки».

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа.

А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей – логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам Демосфен уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо.

Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

Скороговорки – одно из средств выработать хорошую дикцию. Конкурс «Болтунишки» - для тех, кто умеет быстро и чётко говорить.

Скороговорки разрезаются на несколько частей.

Школьникам нужно сложить из частей скороговорку и быстро прочитать её.

Свинья тупорыла весь двор перерыла.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Всех скороговорок не переговоришь.

Жутко жуку жить на суку.

3 день. Отгадывание шарад «Карнавал слов».

Начало – нота,

Потом - оленя украшенье,

А вместе – место

Оживлённого движенья.

(до - рога)

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдёшь ты без труда.

(кар – тина)

4 день. Викторина пословиц и поговорок «В Королевстве Ошибок».

На листе записаны пословицы и поговорки. Слова в них стоят на своих местах, а буквы перепутаны.

Ученикам нужно разгадать пословицы, решив анаграммы.

Затем учитель предлагает ребятам объяснить смысл каждой пословицы или поговорки, рассказать, в какой жизненной ситуации можно их применить.

Зубака – к ростимуд перькасту. (Азбука — к мудрости ступенька)

Шомуболь коблюра – шоеболь ваньплае. (Большому кораблю — большое плаванье)

Кев вижи – евк усьич. (Век живи — век учись)

Чиколн лоде – йлягу месло. (Кончил дело — гуляй смело)

5 день. Кроссворд «Герои сказок».

4.


1. 2. 6. 11.


3.


5. 8. 10.


7. 9.

г

е

к

р

о

и

с

о

з

а

к


















  1. Девочка, которую вылепили из снега старик со старухой (Снегурочка).

  2. Как звали пуделя в сказке о деревянном мальчугане? (Артемон)

  3. Мальчик, которого смастерил папа Карло из полена (Буратино).

  4. Маленькая девочка, ростом с дюйм, появ ившаяся в чашечке цветка (Дюймовочка).

  5. Озорной, весёлый мальчик – луковка (Чиполлино).

  6. Имя лисы из сказки про Буратино (Алиса).

  7. Сказочный герой с пропеллером, живущий на крыше (Карлсон).

  8. Имя ослика, друга Винни Пуха, который потерял свой хвостик (Иа).

  9. Девочка, потерявшая на балу хрустальную туфельку (Золушка).

  10. Самый круглый сказочный герой, который ушёл от дедушки и бабушки (Колобок).

  11. Хищник, съевший трёх поросят, а также Красную Шапочку и её бабушку (Волк).

6 день. Олимпиада.

Примерные задания для проведения олимпиады.

  1. Прочитай слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы

получить:

из слова ЛЁН – цифру,

из слова ЛЕЙ – название дерева,

из слова ЛОБ – название настила.

Запиши слова по правилам орфографии.

  1. Придумай и запиши как можно больше слов, в которых все гласные

одинаковые.

  1. Запиши три слова, в которых все согласные твёрдые, и три слова, в

которых все согласные мягкие.

  1. Расставь ударение в словах.

  • Торты, сливовый, звонишь, алфавит, хвоя.

  • Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

  1. Каждое словосочетание замени одним словом, суффикс, который помог

это сделать, выдели:

музыкант, играющий на трубе - … любящий мечтать - …

детёныш орла - … участник игры - …

смелый человек - … храбрый человек - …

грубый человек - … ленивый человек - … .

  1. Выбери слова, у которых корень совпадает с основой:

Хлеб, радуга, загар, ромашка, улов, страна, подъём, скала, орёл, запах, крупная, носик, задача, дом, свисток, лиса.

  1. Составь слово, если в нем

Корень – из слова моряк

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

Суффикс – из слова русский.

Придумай и запиши ещё три слова с таким же составом.

  1. Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели

корни.: Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.

Допиши ещё три сложных слова.

  1. Найди ошибки в написании слов и исправь их:

Потрет, сюприз, центер, конфорт, колидор, анплуа, синпатичный, конпроментировать.

  1. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова:

Прим…рять соседей, разв…вается флаг, зал…зать раны, отв…рить дверь, прим…рять платье, зал…зать на дерево, отв…рить мясо.

  1. К каждой букве слова подбери слова, которые будут относиться к

разным частям речи. Части речи повторяться не должны.

П – пять – числительное

Я - __________________

Т - __________________

Н - _________________

И - _________________

Ц - _________________

А - _________________

  1. Используя только предлоги, составь и запиши разные слова.

  2. Используя только личные местоимения, составь и запиши различные слова.

  3. Какие слова можно отнести к разным частям речи?

Рой, мой, закрой, простой, печь.

Составь с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

  1. Запиши три существительных, имеющих только форму единственного

числа и три существительных, в форме только множественного числа.

Маршрутный лист 4 класса.

День недели

Мероприятие

Имена самых активных учеников, победителей

1 день

Диктант «Русский язык».



2 день

«Цветные» фразеологизмы.



3 день

Игры со словами

«Чудесные превращения слов».


4 день

Викторина пословиц и поговорок

«Кто больше».


5 день

Рассказ на одну букву.



6 день

Олимпиада.


1 день. Диктант «Русский язык».

Легенда.

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил … языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Учитель организует беседу по прочитанной легенде, выясняет, в чём её смысл, почему язык можно назвать другом и врагом.

Далее можно поговорить с детьми о значении русского языка как языка межнационального общения в Казахстане.

Диктант.

Русский язык.

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту русского слова. Теплотой веет от близких с детства слов: мама, земля, Родина. Русский язык помогает нам дружить и жить в мире.

2 день. «Цветные» фразеологизмы.

Если б всё на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило или радовало это?

Кто решился бы отныне, приходя домой усталым,

На зелёной спать перине под зелёным одеялом?

И зелёною водою на рассвете умываться,

И зелёным-презелёным полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,

Над зелёными домами ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди белым, жёлтым, синим, красным…

Пусть же всё вокруг нас будет удивительным и разным! (Е. Руженцев)

Школьникам предлагается вставить подходящие по смыслу пропущенные названия цвета и получить фразеологизмы.

Объяснить их значение.

_____________ пятно, _____________ мечта, _____________ улица,

держать в ____________ теле, ____________ словцо, как __________ девица, сказка про _____________ бычка, хранить на _____________ день, _____________ глаз, _____________ молодёжь, смотреть сквозь ____________ очки.

3 день. Игры со словами «Чудесные превращения слов».

Найти закономерность, по которой из крайних слов первой строки получено слово в скобках. Используя эту закономерность, записать слово в скобках второй строчки.

Парк (краб) полба парус (сажа) саржа

Торт ( … ) метла анонс ( … ) огрех

Воск (соха) фрахт канва (внук) улика

Скот ( … ) фронт холст ( … ) олень

Гамма (гимн) диван аргон (роза) гроза

Перец ( … ) клоун атлет ( … ) норма

4 день. Викторина пословиц и поговорок «Кто больше».

Проводится соревнование индивидуально или по рядам (командам). Кто больше назовёт пословиц и поговорок, в которых есть различные цифры и числа.

Например: Один в поле не воин.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один – отрежь … .

5 день. Рассказ на одну букву.

Школьникам предлагается в течение определённого времени (10 – 15 минут) придумать рассказ, каждое слово которого начиналось бы на одну и ту же букву русского алфавита. Обязательное условие – рассказ не должен быть бессмысленным, должен иметь какой-то сюжет. Предлоги и союзы можно употреблять любые.

Пример рассказа на букву С: Сегодня семнадцатое сентября. Сорок сусликов собрались строить столовую. Самые смышлёные стали собирать сучья и солому. Сначала смастерили столы и стулья…

Побеждает тот, у кого получится самый длинный рассказ.

6 день.Олимпиада.

Примерные задания для проведения олимпиады.

  1. В каких словах количество звуков и букв совпадает?

Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

  1. Поставь ударение в соответствии с нормами русского литературного

языка:

    • красивее, баловать, петля, цепочка, мельком, завидно, взяла, щавель

    • медикаменты, километр, простыня, звонит, квартал, столяр

  1. Составь новые слова, беря у первого слова приставку, у второго –

корень, у третьего – суффикс, у четвёртого – окончание:

а) привезти, школьница, прелестный, огромная

б) обдумать, ясно, пилить, писать

в) разделить, заговорил, носить, возить, умываться.

  1. Раздели слова на три группы, исходя из значения суффикса. Объясни

значение суффикса – ИСТ -.

Медалист, лесистый, волокнистый, золотистый, хоккеист, серебристый, холмистая.

  1. Придумай и запиши по три слова, в которых данные буквы являются:

А) частью корня

В) приставкой

ЗА ПО С

  1. В каждом ряду подчеркни слова с одинаковым окончанием:

Домов, столов, коров, ковров

Ножей, батарей, шей, ушей, ежей.

  1. Соблюдая правила русской грамматики поставь Ь после шипящих:

Пятлая куш… Дормый делаж…

Бурявый папалош… Вылюный вагач…

Мяувыая дуч… Желомная беч…

  1. Запиши пары слов, которые отличались бы в написании, но не

различались бы в произношении, например:

Роман - роман, слезать – слизать, …

  1. Вставь нужную букву в начале слова:

гущённое молоко, …дание кинотеатра, …горбленный человек, …бритая борода, прекрасное …доровье, …дешние жители, …бербанк.

  1. Определи части речи выделенных слов, аргументируй своё мнение:

Слепой музыкант подошел к роялю.

Слепой осторожно переходил дорогу.

  1. Запиши существительные в форме именительного падежа

множественного числа:

Средство-…, шофер-…., цыган,-…, торт-…, трактор-…, инженер-…, профессор - … .

  1. Образуй форму родительного падежа множественного числа:

Ботинки - … туфли - …

Сапоги - … чулки - …

Мандарины - … помидоры - …

Татары - … граммы - …

  1. Распредели слова в две группы:

Бревно, кино, метро, перо, пальто, домино, бассейн, шоссе, шимпанзе, музей, кони, пони, ателье, кушанье, кудри, колибри, радио, стадион.

  1. Запиши всё, что можешь рассказать о слове по его окончанию:

_________ - ут __________ - яя _________ - о __________ - и

  1. Напиши словосочетания к данным схемам:

В (сущ., ж. р.) около (сущ., м. р.) у (сущ., ж. р.) (сущ., ж. р.)

на (сущ., м. р.) по (сущ., м. р.) по (сущ., ср. р.) (сущ., мн.ч.)

Праздник «Знатоков русского языка»

(посвящённый закрытию Недели русского языка в начальной школе).

Ведущий 1. Добрый день, дорогие ребята!

Ведущий 2. Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Ведущий 1. Приветствуем всех, кто время нашёл И в школу на праздник наш пришёл!

Ведущий 2. Сегодня мы собрались в этом зале не случайно.

Ведущий 1. Сегодня у нас праздник! Праздник закрытия Недели русского языка!

Ведущий 2. Всю неделю ученики начальной школы принимали участие в интересных конкурсах и викторинах, писали стихи и сочинения, рисовали рисунки и выясняли в олимпиаде, кто лучше знает русский язык.

Ведущий 1. Сейчас мы готовы подвести итог и назвать лучших из лучших!

Ведущий 2. Сегодня можно смело говорить, что за эту неделю мы совместными усилиями смогли достичь прекрасных результатов, подняться на очередную ступеньку знаний.

Ведущий 1. На нашем празднике мы хотим отметить детей, которые проявили творческую активность, стремление к интеллектуальному росту, желание действовать и внедрять новое.

Ведущий 2. Все с нетерпением ждут, кто же, кто же получит высокую награду?!

Ведущий 1. Итак.… Разрешите приступить к вручению наград! Звучат фанфары.

Ведущий 1. Номинация – «Юные художники»!

Ведущий 2. В первый день Недели ученики 1, 2 и 3 классов принимали участие в конкурсе рисунков.

Ведущий 1. Ребята фантазировали, на что похожи буквы, шифровали сообщения при помощи рисунков, выступали в качестве художников – иностранцев.

Ведущий 2. Какие замечательные работы получились!

Ведущий 1. Мы приглашаем на сцену ребят, проявивших находчивость и неординарность мышления.

Ведущие зачитывают фамилии ребят (от каждого класса по 2 – 3 человека), ученики поднимаются на сцену, получают специальные дипломы. Музыкальный номер.

Ведущий 1. Следующие два дня ребята отгадывали загадки и шарады, участвовали в конкурсе скороговорок, играли в различные игры со словами.

Ведущий 2. Никто не остался в стороне!

Ведущий 1. Приглашаем на сцену самых активных и творческих!

Ведущий 1. Молодцы, ребята!

Ведущий 2. Надеемся, что мы ещё не раз услышим ваши имена!

Ведущий 1. В ходе проведения Недели были выявлены 3 группы учащихся:

Ведущий 2. 1 группа – что-то знают, но не то, что нужно.

Ведущий 1. 2 группа – знают всё, даже то, что не нужно.

Ведущий 2. И наконец, 3 группа – знают именно то, что нужно!

Ведущий 1. Речь идёт о тех, кто прекрасно знает русские пословицы и поговорки.

Ведущий 2. Приглашаем на сцену победителей!

Ведущий 1. Следующая номинация – « Юные поэты и писатели».

Ведущий 2. В пятый день Недели наши ученики соревновались в остроумии и проявили огромный талант!

Ведущий 1. Мы искренне уверены, что через несколько лет вся страна, а может быть, и весь мир услышит замечательные стихи и рассказы наших одноклассников!

Ведущий 1. А сегодня мы с гордостью называем их имена!

Ведущий 1. По традиции в конце Недели в каждом классе прошла олимпиада.

Ведущий 2. Именно она помогла выявить лучших из лучших: самых эрудированных, начитанных и сообразительных!

Ведущий 1. В общем, тех, кто достоин высокого звания – «Знаток русского языка»!

Ведущий 2. На сцену приглашаются победители!.

Ведущий 1. Ну вот, вроде бы все награды вручены.
Ведущий 2. Нет, не все! Остался еще один приз – приз зрительских симпатий.
Ведущий 1. Да, приз зрительских симпатий получают … наши учителя.

Чтец 1. Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

Чтец 2. И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

Чтец 3. Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя!

Ведущий 1. Наш праздник окончен!

Ведущий 2. Но мы надеемся вновь встретиться с вами через год на очередном Празднике Языка!

Ведущий 1. Желаем вам новых открытий и побед!

15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!